Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 80. Письма, 1909 (июль-декабрь)

Ясная Поляна.

Живи так, как учил Христос: люби бога и ближнего. Бога, т. е. высшее совершенство, и к нему стремись; ближнего, т. е. всякого человека без различия.

Печатается по дубликату подлинника.

В письме от 7 ноября 1909 г. (почт. шт.) тринадцатилетний ученик Керченской гимназии Владимир Михайлович Вафиади (1896—1919) сообщал о своем стремлении «жить праведно».

* 273. М. Гальперину. Черновое.

1909 г. Ноября 13. Я. П.

Не упомянул я имени Моисея отчасти случайно, отчасти п[отому], ч[то] нравственное учение Моисея <было усвоено и передано людям>, учение о любви, на к[оторое] вы указываете, высказано с большей полнотой и ясностью в учении Христа.

Черновик-автограф написан на конверте письма адресата.

В письме из Киева от 10 ноября 1909 г. Марк Гальперин спрашивал, почему Толстой в конце статьи «О ложной науке», перечисляя ряд мудрецов, «высказывавших свои мысли о том, в чем должна состоять хорошая жизнь», не упомянул Моисея, который сказал: «люби ближнего, как самого себя».

Пометки об ответе нет.

274. H. Н. Гусеву.

1909 г. Ноября 13. Я. П.

Благодарю за письмо, милый Н[иколай] Н[иколаевич]. Не знаю, успею ли ответить подробно (хочется), так по крайней мере отвечу на вопрос об изложении кратком вами моих писаний. Только могу радоваться такой затее. У вас всё есть для того, чтобы сделать это прекрасно, главное: единство разумения.

Про себя скажу, что всё больше и больше недоволен своей жизнью, но не отчаиваюсь. За вас радуюсь. Вам лучше, чем мне, п[отому] ч[то] вы лучше, чем я.

Ну, прощайте пока.

Л. Т.

13 н.

Отрывки опубликованы в газете «Утро России» 1910, №№ 115 и 313 от 25 февраля и 30 ноября. Впервые полностью опубликовано адресатом в его книге «Из Ясной Поляны в Чердынь», стр. 45.

Ответ на письмо H.H. Гусева от 3 ноября 1909 года. H.H. Гусев писал о своей жизни и занятиях. Он спрашивал об отношении Толстого к его намерению заняться популярным изложением основных религиозно-философских произведений Толстого.

275. А. М. Завадскому.

1909 г. Ноября 13. Я. П.

13-го ноября 09 г., Яс. Поляна.

Уважаемый Алексей Маркович,

Словами: бог не на небе, а в каждом человеке, я высказывал только то, что бог не есть личность, находящаяся в известном месте, а есть то высшее, духовное начало, которое мы сознаем в себе. Слова эти никак не означают того, чтобы бог был только в человеке, и вы совершенно справедливо высказываете свое несогласие с такой мыслью.

О том, как я понимаю бога, вам будет ясно из книг, которые посылаю вам, в числах 2 и особенно 4.

С совершенным уважением Лев Толстой.

Подлиник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата. Впервые опубликовано в газете «Одесские новости» 1909, № 7974 от 24 ноября.

Ответ на письмо из Мценска Орловской губернии отставного подполковника Алексея Марковича Завадского от 12 ноября 1909 года. Корреспондент писал о своих недоумениях, вызванных недавно опубликованным письмом Толстого к девочке Рубинштейн (см. № 158).

См. письмо № 303.

* 276. М. Турыжникову.

1909 г. Ноября 13. Я. П.

13-го ноября 09 г., Яс. Поляна.

Нет никакой надобности учиться только для того, чтобы быть тем, что называется образованным человеком. То, что я думаю о таком образовании, вы найдете в моей статье № 2 «Рус[ских] Ведомостей]».1

Полезно учение бывает только тогда, когда оно отвечает на вопрос, который возник в душе человека. А учиться всему, чему попало, бывает только вредно. Мысль о том. как надо учиться, вы найдете в посылаемых вам книгах: в Июне на 20 число, а в Июле и Августе на 19.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо М. Турыжникова от 7 ноября 1909 г. (почт. шт.) из Астрахани. Турыжников, окончивший четырехклассное городское училище, писал о своем желании продолжать образование и просил указать книги.

1 Статья «О ложной науке» опубликована в «Русских ведомостях» 1909, № 258 от 10 ноября. В дубликате подлинника неправильно указан номер газеты. Вероятно, в несохранившемся черновике Толстой, не зная точной даты, написал лишь первую цифру номера, что и было механически переписано на машинке.

277. A. M. Хирьякову.

1909 г. Ноября 13. Я. П.

13-го ноября 09 г., Яс. Поляна.

Как вы ни1 утешаете меня, милый Александр Модестович, и как ни дышит неподдельной бодростью ваше последнее письмо,2 и как ни твердо уверен в вашей душевной силе, не могу не чувствовать огорчения и непреоборимое негодование при мысли о том, что вы в тюрьме. Желал бы, чтобы, насколько я испытываю эти гадкие чувства, вы бы были свободны от них.

Дружески жму вашу руку. Любящий вас Лев Толстой.

Пишу вам не своей рукой, потому что такая уж у нас привычка.

Очень бы обрадовали меня, если бы дали мне возможность чем-нибудь услужить вам.

Л. Т.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись и приписка собственноручные. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Е. Д. Хирьяковой (основной текст, без приписки). Впервые опубликован адресатом в его воспоминаниях «Три встречи» — «Современник» 1911, XI, стр. 360.

В письме от 10 ноября 1909 г. (почт. шт.) жена Хирьякова, Е. Д. Хирьякова, сообщила Толстому, что ее муж с 6 ноября в тюрьме (в «Крестах») для отбывания наказания. «Он бодр и весел, как на свободе».

1 Здесь и в следующих двух случаях в этой же фразе исправлено по черновику и по смыслу. В подлиннике ошибочно: не

2 В архиве имеется письмо А. М. Хирьякова только от 16 октября. Толстой, вероятно, имел в виду письмо его жены.

* 278. Н. Д. Платонову.

1909 г. Ноября 14. Я. П.

Дорогой брат Николай Дмитриевич,

Пав[ел] Ив[анович] переслал мне ваши два письма и советует мне ответить вам на ваши вопросы. Вы спрашиваете, как вам поступить в вашем положении? Отвечать вам на этот вопрос никто не может, кроме вас самих, того духа божья, который живет в вас, т. е. вашей совести, И то, что говорит ваша совесть, вы хорошо знаете. Вопрос только в том, насколько у вас достанет сил для того, чтобы, несмотря на все страдания тела, до конца исполнить то, чего требует ваша совесть. Никто в жизни не исполняет всего, чего требует совесть — бог, никто не бывает в жизни совершен, т. е. вполне свят. Но всякий должен все силы полагать на то, чтобы приближаться к совершенству, к святости. А ослабел, что же делать? Одно надо, если ослабел и уступил в чем греху, не оправдывать себя, не говорить себе, что это можно, что я не мог иначе, а, напротив, знать и чувствовать, что если ослабел, то поступил дурно и виноват, и стараться вперед не ослабевать, а добиваться того, чтобы всё больше и больше приближаться к доброй жизни. Так думаю, что в вашем положении, если человек ясно понимает, что нельзя быть убийцей, все-таки может случиться, что он испугается, ослабеет, поддастся и нынче возьмет ружье, но если он твердо верит в закон бога, то завтра он может одуматься и опять бросить ружье. Так что вопрос о том, как вам поступить, можете решать только вы сами. Одно только надо помнить, что если поступил против закона бога, то нет никаких оправданий, а знай, что поступил дурно. Другое посоветовал бы вам, что если ослабеете, то разбирайте, что более и что менее важно, и уж если уступите, то сначала в менее важном.

Так в вашем деле. Если чувствуете слабость, то отчего бы не есть с мясом. Хотя и лучше не пользоваться телами убитых животных, но дело это для души в тысячу раз менее важно, чем то, чтобы не брать ружья и не присягать.

О том, как живут в дисциплинарном батальоне, я посылаю вам письма отказавшегося Иконникова, который и теперь сидит.

Пишите мне о себе, и не могу ли чем служить вам.

Л. Т[олстой].

Печатается по машинописной копии. Дата копии (16 ноября 1909 г.) ошибочна. Основание датировки: письмо к В. Г. Черткову от 14 ноября 1909 г., в котором написано: «Посылаю вам письма Платонова и копию моего письма к нему» (см. т. 89).

Николай Дмитриевич Платонов (р. 1887) — единомышленник Толстого, крестьянин Даниловского уезда Ярославской губернии, по ремеслу штукатур. Будучи призван, за отказ от молитвы был 12 ноября 1909 г. посажен в карцер, а за отказ от военной службы арестован и посажен в тюрьму, суд состоялся в марте 1910 г.

При письме от 11 ноября 1909 г. П. И. Бирюков, лично знавший Платонова, прислал Толстому два его письма. Письма эти Толстой отослал В. Г. Черткову, текст их редакции неизвестен.

279. В. Г. Черткову от 14 ноября.

* 280. Д. Н. Анучину.

1909 г. Ноября 15. Я. П.

15 ноября 09 г.

Уважаемый Дмитрий Николаевич,

Посылаю вам копию с письма г-на Кореневского и его брошюру «Крестьянский Генрих Блок», напечатанную в «Русском Богатстве». Сколько я могу судить по нашей переписке, это человек, могущий быть драгоценным сотрудником для вашей газеты.1 Хорошо бы было, если бы вы дали ему работу: сделали бы для него доброе дело и для меня великую услугу.

Дружески жму руку.

Печатается по дубликату подлинника (черновика-автографа нет).

Комментарий см. в прим. к письму № 287.

1 «Русские ведомости».

281. А. А. Суворину.

1909 г. Ноября 15. Я. П.

15 ноября 09 г.

Уважаемый Алексей Алексеевич,

Автор замечательной статьи в «Русском Богатстве» «Крестьянский Генрих Блок» желал бы иметь работу в большой газете. Смело рекомендую его вам. Дав ему работу, вы приобретете даровитого сотрудника, знающего и любящего народ, сделаете для него доброе дело, а для меня большое одолжение.

Посылаю вам копию с его письма.

Печатается по дубликату подлинника (черновика-автографа нет).

Алексей Алексеевич Суворин (р. 1862) — сын издателя А. С. Суворина, журналист, с конца 1880-х гг. сотрудник «Нового времени». В 1903 г. основал в Петербурге газету «Русь», в 1908 г. переименованную в «Новую Русь».

Комментарий см. в прим. к письму № 287.

* 282. И. Д. Сытину.

1909 г. Ноября 16. Я. П.

15 ноября 09 г.

Иван Дмитриевич,

Посылаю вам копию письма г-на Кореневского и его брошюру «Крестьянский Генрих Блок», напечатанную в «Русском Богатстве». Сколько я могу судить по нашей переписке, это человек, могущий быть драгоценным сотрудником для вашей газеты. Хорошо было, если бы вы дали ему работу: сделали бы для него доброе дело и для меня великую услугу.

Что мои несчастные «Круг Чтения» и «На Каждый День»?1

Печатается по дубликату подлинника (черновика-автографа нет).

Об Иване Дмитриевиче Сытине (1851—1934) см. т. 63, стр. 414—425.

Комментарий см. в прим. к письму № 287.

1 См. письмо № 122.

* 283. М. Ф. Соломахину.

1909 г. Ноября 15. Я. П.

15 ноября 09 г.

Дорогой брат Михаил Федорович,

Ваш сын Семен и брат Данила передали мне ваши вопросы: 1) о переходе в учение Нового Израиля, 2) о наружных обрядах, поклонах, собраниях и пениях стихов.

Скачать:TXTPDF

Ясная Поляна. Живи так, как учил Христос: люби бога и ближнего. Бога, т. е. высшее совершенство, и к нему стремись; ближнего, т. е. всякого человека без различия. Печатается по дубликату