Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 80. Письма, 1909 (июль-декабрь)

Постараюсь, как умею, ответить на ваши вопросы. Хорошо ли присоединиться к Новому Израилю? Думаю, что нехорошо. Нехорошо потому, что подавать об этом заявление правительству считаю делом безбожным. Считаю безбожным такое присоединение потому, что, получив от правительства разрешение совершать все обряды Нового Израиля, придется обязаться исполнять и все требования правительства: присягать, участвовать в судах и, главное, идти в солдаты, т. е. готовиться к убийству и пр. А все такие дела прямо противны тому истинному христианскому учению, которое вы исповедуете. Если, не вступая в Новый Израиль, и придется пострадать за свою веру, а вступая в Новый Израиль, избавитесь от преследований, то надо помнить, что, как Христос был готов пострадать за истину и пострадал за нее на кресте, так и ученикам его надо быть готовым пострадать за его учение, а не подлаживаться к Пилату1 и Кайяфе2 для того, чтобы покойно жить. Это мой ответ на первый вопрос. На второй вопрос о внешних обрядах скажу вам, что вера познается делами жизни, а не обрядами, тем, чтобы не враждовать с людьми, не блудить, не осуждать, а всеми силами стараться всех любить и всякому делать то, чего себе желаешь. Обряды же внешние не утверждают людей в доброй жизни, а, напротив, почти всегда ослабляют их.

Кто знает, что угодить богу можно только добрыми делами, тот будет стараться к доброй жизни больше, чем тот, кто думает, что, кроме доброй жизни, можно угодить богу еще и обрядами.3

Так я думаю об обрядах вообще. То же, чтобы кланяться одним людям в ноги и отличать этих одних от других, я считаю совсем дурным, потому что это прямо противно истинному учению Христа. Признавать одних людей высшими, а других низшими, значит подражать церковникам с их митрополитами, архиереями и всякими другими чинами. По учению же Христа все люди равны, и нет между ними ни низших, ни высших.

Если же многим из вас и в особенности женщинам желательно собираться в известные дни и, как у вас вошло в обыкновение, петь стихи, то в этом нет ничего плохого, хотя и нет ничего нужного. Я думаю, что если уже собираться вместе, то хорошо бы было в этих собраниях читать Евангелие и хорошие поучительные книги и, прочитав, обсуждать прочитанное. Те же, кто меньше понимают, могли бы спрашивать у тех, кто понимает больше, о том, как разуметь прочитанное, а старшие или те, кто может, разъяснили бы.

Вот и всё.

Старался перед богом ответить вам всю правду, как ее понимаю. Простите, если в чем ошибся. Одно знаю, что писал с любовью к вам и вашим братьям. Посылаю вам притчу насчет служения богу обрядами4 и ту молитву, которую я составил по отче наш и которую читаю каждое утро. Кроме молитвы в определенное время, считаю более всего нужным краткую молитву в середине дня перед каждым делом, когда сходишься с людьми и имеешь с ними какое-либо дело. Молитва, как это и говорил Христос, самая лучшая в уединении, а не в церквах и больших собраниях. Мф. VI, 5, 6, 7 ст.: «Если молишься, то…».

Каждый по опыту может узнать это. Узнать, как рассеянна бывает молитва на народе и как задушевна она бывает, когда молишься один, перед богом.

Лев Толстой.

Печатается по машинописной копии. Сверено с дубликатом подлинника и с черновиком-автографом (незначительные расхождения).

О Михаиле Федоровиче Соломахине см. т. 78.

С. М. Соломахин и Даниил Гайворонский 15 ноября были в Ясной Поляне. Беседа с ними послужила поводом для написания комментируемого письма.

Секта «Новый Израиль» образовалась в 1880-х гг. на почве секты «людей божиих» («хлыстов»).

1 Понтий Пилат — римский прокуратор, управлявший Палестиной. Согласно новозаветной истории, дал согласие на казнь Христа, по его убеждению, ни в чем не повинного.

2 Иудейский первосвященник Иосиф, по прозвищу Каиафа. Известен из евангельской истории страданий Христа.

3 В черновике зачеркнуто: как это думают церковники с своими церковными службами, исповедями, причастиями, свечами, молебнами, постами, поминовениями усопших и мн. др.

4 Притча помещена в «На каждый день», 1 ноября, № 1. См. т. 44.

* 284. И. Р. Храшову.

1909 г. Ноября 15. Я. П.

15 ноября 09 г.

«Что делать?» Не осуждать людей, а видеть всё дурное в себе (а этого много во всех нас) и всеми силами стараться быть лучше, значит добрее и любовнее ко всем людям, и в особенности к тем, которые кажутся нам неприятными.

Печатается по дубликату подлинника.

В письме от 12 ноября 1909 г. (почт. шт.) двенадцатилетний мальчик Исаак Рейнихович Храшов, сын бедного еврея из с. Монастырище Киевской губернии, писал о тяжелой жизни своей семьи и спрашивал, что делать, чтобы выбраться из этого трудного положения.

285. В. Г. Черткову от 15 ноября.

* 286. И. И. Горбунову-Посадову.

1909 г. Ноября 15—16? Я. П.

Просмотрел, милый друг Ив[ан] Ив[анович], корректуры и того и другого, но предоставляю вам принять или не принять мои небольшие поправки.1

Есть некто Кореневский, написавший прекрасную статью о крест[ьянском] банке в «Рус[ском] Бог[атстве]»; она вышла теперь отдельной брошюрой с моим письмом к нему. Он за эту статью потерял место и ищет работы.2 Не можете ли вы дать ему? Он в Вильне и пришлет вам свою брошюру и адрес. Если ничего не можете сделать, не огорчайтесь. Я пытаюсь в 5 местах.

Пав[ел] Алекс[андрович] читал мне прекрасную свою статью о Ми-ти.3 Недостает теперь только два главные и древние вероучения: браминское и буддийское.4

Нынче мне сказали, что арестовали книги в типографии Сытина и Сент[ябрь] Н[а] Каж[дый] День. Правда ли?5

До свиданья.

Л. Т.

1 При письме от 14 ноября 1909 г. И. И. Горбунов-Посадов прислал на просмотр две листовки против пьянства, с текстами из статьи Толстого «Богу или мамоне». Издание этих листовок «Посредником» было приурочено к открытию Первого всероссийского съезда по борьбе с пьянством (см. о нем письмо № 331). Горбунов-Посадов просил также просмотреть присланную корректуру «Беседы с учителями».

2 См. письмо № 287.

3 О Павле Александровиче Буланже (1863—1925) см. т. 63, стр. 350. В 1909 г. он жил в д. Овсянниково, близ Ясной Поляны, занимался составлением брошюр для издававшейся «Посредником» серии «Общедоступное изложение жизни и учений мудрецов». Упоминаемая в письме книга издана под названием: «Ми-ти, китайский философ». Под редакцией Л. Н. Толстого. Изд. «Посредник», М. 1910.

4 Об изданиях этой серии см. прим. 5 к письму № 135.

5 Сведения не подтвердились. В дневнике Д. П. Маковицкого записано, что известие об аресте «На каждый день» было получено в Ясной Поляне 16 ноября. Эта запись и письма к Анучину, Суворину и Сытину положены в основу датировки.

* 287. П. И. Кореневскому.

1909 г. Ноября 16. Я. П.

16 ноября 09 г.

Благодарю вас, Петр Иванович, за присылку вашей брошюры. Все силы употреблю на то, чтобы найти вам работу — литературную. Я думаю, что вам, так хорошо знающему положение крестьян и так искренно (что очень редко) сочувствующему этому положению и так хорошо пишущему, надо бы писать в журналы и газеты о вопросах, касающихся крестьянства. Я с своей стороны написал о вас двум лицам из мира коммерческого, предлагая им воспользоваться вашей деятельностью,1 и в четыре редакции. Одну: Посредник, Ив. Ив. Горбунову; другую в Русск[ие] Ведомости, Анучину; третью: Русское Слово, Сытину; и 4-ую Новую Русь.

Пошлите ко всем этим лицам вашу брошюру.

Очень бы был рад, если бы мои ходатайства увенчались успехом. Известите, пожалуйста, если что будет.

Дружески жму руку.

Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. В конце рукой секретаря приписаны адреса шести указанных в письме лиц. Имеется черновик-автограф, написанный на конверте письма адресата.

При письме от 11 ноября 1909 г. П. И. Кореневский прислал свою брошюру «Крестьянский Генрих Блок», после издания которой Кореневский был уволен со службы. Он писал Толстому о своем тяжелом положении безработного.

1 Письма написаны А. Н. Дунаеву, директору Торгового банка в Москве, и А. Н. Коншину, сыну мануфактурного фабриканта. Текст этих писем редакции не известен.

В письме от 18 ноября Кореневский сообщил о результатах. Откликнулись на просьбу Толстого только две редакции: «Русского слова» и «Новой Руси». Присланный материал редакция «Русского слова» отказалась печатать. Кореневский принял предложенное место в конторе «Новой Руси».

* 288. А. И. Таганову.

1909 г. Ноября 16. Я. П.

16-го ноября 09 г. Ясн. Поляна.

Очень сожалею о том, что моя статья вызвала в вас недоброе чувство и осуждение моих писаний и моей жизни. Сожалею потому, что в мои года, ожидая с каждым часом смерти, больше всего желаю того, чтобы быть в добрых отношениях с людьми. Думаю, что если бы вы были более знакомы и с моими взглядами и с моей жизнью, осуждение ваше не было бы так строго.

Печатается по дубликату подлинника (черновика-автографа нет).

Учитель Андрей Иванович Таганов (р. 1871) писал из Кинешмы 12 ноября 1909 г. по поводу опубликованной в «Русских ведомостях» статьи «О ложной науке». Он укорял Толстого за нападки на тружеников в области науки, указывал на несоответствие между образом жизни Толстого и его отрицательным отношением к науке и культуре.

289. В. Г. Черткову от 16 ноября.

* 290. И. И. Горбунову-Посадову.

1909 г. Ноября 17? Я. П.

Иван Иванович. Податель этого, очень симпатичный человек, просит помочь ему в приискании в Москве работы. Не можете ли помочь ему?

Л. Т.

Вероятно, по поводу этого письма записано в дневнике Д. П. Маковицкого 17 ноября 1909 г.: «Приехал человек ив Донской области. На следующий же день Лев Николаевич оторвался от работы и принял его. Человек попросил найти ему место. Лев Николаевич написал три письма: к И. И. Горбунову, к Дунаеву и М. Н. Толстой, невестке». Эта запись положена в основу датировки. Текст писем к А. Н. Дунаеву и М. Н. Толстой редакции не известен.

* 291. М. В. Вадковскому.

1909 г. Ноября 17. Я. П.

17-го ноября 09. Ясная Поляна.

Милостивый государь,

На печатание моего письма к покойной Марии Михайловне я изъявляю свое согласие. Печатание же других бумаг зависит от вас.

Благодарю вас за сообщение мне мнения Марии Михайловны об ответе мне, составленном для нее неизвестным мне лицом.

Удивляюсь, что вы сомневаетесь в возможности напечатания этих, казалось бы, невинных по содержанию бумаг в России.

С совершенным почтением Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком-автографом, написанным на конверте письма адресата.

Михаил В. Вадковский — студент Иенского университета, автор диссертации: «Tolstoi und Nitzsche über den Wert der Kultur» [«Толстой и Ницше о значении культуры»], Jena, 1910.

В письме от 9 ноября 1909 г. М. В. Вадковский просил разрешения опубликовать в России и за границей письмо Толстого к М. М. Дондуковой-Корсаковой 1909 г. (см.

Скачать:TXTPDF

Постараюсь, как умею, ответить на ваши вопросы. Хорошо ли присоединиться к Новому Израилю? Думаю, что нехорошо. Нехорошо потому, что подавать об этом заявление правительству считаю делом безбожным. Считаю безбожным такое