Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 80. Письма, 1909 (июль-декабрь)

которую вы почерпнете в университете, ни тем улучшением общественного положения, которое доставит вам диплом.

Лев Толстой.

Печатается по дубликату подлинника.

Подпись воспроизводится нами по первой публикации. Основания датировки: пометка об ответе на конверте. Впервые опубликовано без указания фамилии адресата в газете «Наша копейка», Вильно, 1909, № 157 от 24 декабря.

Ответ на письмо Ильи Григорьевича Закса (Вильно) от 9 декабря 1909 г., в котором он писал о том, что ему, как еврею, поступление в университет было очень затруднено, и поэтому он решил перейти в христианство. Поскольку к религии он относился безразлично, такой акт его ни в чем не связал бы. Спрашивал мнение Толстого. (Опубликовано вместе с письмом Толстого.)

362. А. Н. Лужковой.

1909 г. Декабря 15. Я. П.

І5 дек. 09 г. Ясная Поляна.

Если достану, вышлю вам мою беседу с учителями, напечатанную в 11 номере «Свободного Воспитания». Она отчасти может пригодиться вам.. Еще посылаю вам «Мысли о воспитании и образовании» (книга эта, к сожалению, запрещена,1 и потому советую быть с ней осторожнее) и «На Каждый День».

Ваши сомнения о том, что культура не может ли быть вредна народу, совершенно справедливы. Нет никакого сравнения между нравственной жизнью крестьянского земледельческого народа и сословием «культурных» людей, живущих трудами этого народа, и потому желательно одно то, чтобы вы и такие же сознательно относящиеся к своему делу люди, стоящие в положении учителей и могущие воздействовать на народ, содействовали бы истинному просвещению, не «научному», а религиозно-нравственному в его истинном смысле. Тем более это нужно и возможно, что дети народа, живущие в своей нравственной среде, особенно склонны к восприятию такого учения. Какое же может быть вам дело лучше того, которое предстоит вам?

У меня есть близкий по духу человек, страстно отдающийся уже несколько лет школьному делу среди крестьян (г. Михайлов, Рязан[ской] губ., село Михайловское, Зинаида Мих[айловна] Гагина).2 Напишите ей, и она, вероятно, не откажется содействовать вам своими советами.3

Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Сверено с черновиком, написанным под диктовку на конверте письма адресата и на приложенных листках. Впервые опубликовано без указания фамилии адресата в журнале «Жизнь для всех» 1912, стр. 327.

Ответ на письмо сельской учительницы Александры Николаевны Лужковой, жившей в д. Озерки Рязанской губ., от 6 декабря 1909 г. Лужкова писала о школе, о детях, о своей беспомощности в ответах на многочисленные вопросы детей.

1 Л. Н. Толстой, «О просвещении ― воспитании и о первоначальном образовании — обучении». Избранные мысли. Изд. «Посредник», М. 1907. Об этой книге см. прим. к письму № 208. По выходе из печати на книгу был наложен арест. Книга поступила в продажу лишь после того, как из нее было вырезано письмо к А. И. Дворянскому 1899 г. (см. т. 72). Толстой послал Лужковой полный экземпляр.

2 См. письмо № 336.

3 А. Н. Лужкова ездила к З. М. Гагиной.

* 363. М. М. и В. А. Репиным.

1909 г. Декабря 15. Я. П.

15 дек. 1909 г. Ясная Поляна.

Милые мои друзья Марья Михайловна и Василий Акимович,

Я знал уже со стороны о вашем душевном состояния, милый Василий Акимович.1 Но это были сведения, может быть, неточные, и потому был рад получить верные известия, за что и очень благодарю вас, Мария Михайловна. Вы пишете, чтобы я дал Василию Акимовичу совет о том, где истина и как жить. Ответ один: истина в ее искании, а жизнь в искании истины. Я, по крайней мере, так жил десятки лет живу и теперь, доживая последние годы или дни, и нахожу в этом удовлетворение. Практический же совет мой, опять выводимый мной из опыта моей жизни, тот, что для достижения наибольшего познания истины и наилучшего исполнения ее нужна внутренняя работа, а никак не сознательное и умышленное изменение внешних условий. При каждом вступлении на новую ступень познания истины условия сами собой изменяются. А живя и оставаясь в тех условиях, в которых застала тебя новая ступень понимания истины, старайся исполнять ее. В этом всё, что может и должен, по моему мнению, делать человек. Особенно укрепляет в этом понимании жизни признание того, что ты не можешь знать всего того, что делается тобою и всеми другими людьми мира, а что твое дело быть покорным и усердным работником бога, заботясь об одном: его одобрении, которое очень часто не только не согласно, но прямо противно тому, что мы и другие люди считаем ценным и хорошим.

Ваше письмо застало меня совсем больным,2 но я, получив его, тотчас же отвечаю, диктуя дочери.

Посылаю вам то, что я называю молитвой, и на всякий случай «На Каждый День» за несколько месяцев, может быть, его нет у вас. Это выражение той ступени истины, на которой я стою теперь; если буду жив, то уверен, что ступень, эта не последняя.

Всей душой любящий вас

Пожалуйста, извещайте о себе.

Печатается по машинописной копии, сверенной с черновиком-автографом.

Василий Акимович Репин (ум. 191?), бывший артиллерийский офицер, последователь религиозного учения А. М. Добролюбова (см. т. 56). В конце 1909 г. заболел психическим расстройством. Был временно помещен в психиатрическую больницу в Ташкенте. По выходе из больницы, в 1910 г., приезжал в Ясную Поляну.

Ответ на письмо жены В. А. Репина, Марии Михайловны, от 8 декабря 1909 г. с сообщением о болезни мужа. Толстой отметил в Дневнике 15 декабря: «От Репиной трогательное письмо, отвечал». См. т. 57, стр. 189.

1 Об этом писал Толстому Ю. О. Якубовский.

2 См. записи в Дневнике 14—16 декабря 1909 г., т. 57.

* 364. М. М. Фельдману.

1909 г. Декабря 15. Я. П.

15 дек. 09. Ясная Поляна.

По письму вашему вижу, что вы стоите на верном и добром пути. Помогай вам бог не сходить с него, тот самый бог, которого мы знаем в любви и которого вы, как я вижу, уже сознаете в себе.

Любовь всемогуща, и если жить ею, то уничтожаются все препятствия. Но для того, чтобы это было, надо, чтобы была истинная любовь божеская, главное условие которой состоит прежде всего в том, чтобы не делать зла людям. А такая любовь может проявляться везде, во всевозможных условиях, и потому очень советую вам не изменять своего образа жизни, не покидать родительского дома, а стараться в тех условиях, в которых вы находитесь, исполнять все требования доброй, христианской жизни.

Такой жизни, в которой бы человек мог достигнуть полного совершенства, нет и не может быть. А во всякой жизни человеку всегда приходится бороться с собой во имя любви. И чем больше то усилие, которое человек делает во имя любви, тем он лучше и ему лучше. Условия же, в которых борется человек, безразличны. Всё дело в усилии.

Лев Толстой.

Печатается по дубликату подлинника (подпись и собственноручные поправки восстановлены рукой секретаря). Имеется дубликат первого, не посланного (краткого) варианта письма от 14 декабря.

Ответ на письмо аптекарского ученика, сына бедного портного Михаила М. Фельдмана, от 11 декабря 1909 г. (почт. шт.) из Севастополя. Корреспондент писал о том, что произведения Толстого дали ему такое понимание христианства, какое опровергало все им слышанное в его еврейской семье. Он благодарил Толстого и просил совета относительно дальнейшей жизни.

* 365. В. Талановой.

1909 г. Декабря 17. Я. П.

17 декабря 09 г. Ясная Поляна.

Вы совершенно правы, говоря, что цель жизни должна быть такова, чтобы она не могла быть достигнута в этой жизни, а между тем, чтобы можно было в продолжение всей жизни до последней минуты перед смертью не только стремиться, но и достигать ее. И такая цель жизни есть только одна: внутреннее совершенствование, состоящее в увеличении в себе любви, т. е. в освобождении себя от соблазна любви к себе. Тот, кто поставит себе эту цель и будет жить ради нее, на опыте узнает: 1) что никакие условия никогда не помешают ему достигнуть1 ее; 2) что всякая ступень достижения этой цели будет доставлять ему всё высшее и высшее благо, не разрушимое никакими внешними условиями, ни даже смертью.

Посылаю вам то, что отчасти выражает в самом кратком виде мое понимание смысла нашей жизни,2 книгу «На Каждый День».

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо Веры Талановой, ученицы шестого класса женской гимназии в Нижнем Новгороде, от 14 декабря І909 г., с рассуждениями о смысле жизни.

1 В черновике: достигать

2 Предисловие к книге «На каждый день».

* 366. Р. Ароновой.

1909 г. Декабря 17. Я. П.

17-го декабря 09 г.

Нет человека, который в прошедшем своем не находил бы поступков, мучающих его. Отношение же к этим поступкам может быть троякое:

1) Отчаянное, — признать себя погибшим и, махнув на всё рукой, жить как попало; 2) придумывать оправдания своему поступку с тем, чтобы освободиться от сознания своего греха, и 3) сознавая свой грех, стараться воспитывать в себе те силы души, при которых невозможно повторение его. Это последнее единственное разумное отношение, особенно потому, что прошедший грех становится при таком отношении к нему двигателем и поощрителем нравственного совершенства. Нравственное же совершенство составляет главную цель и единственный смысл жизни.

Посылаю вам книжечку, которая, может быть, пригодится вам.

Печатается по дубликату подлинника.

Ответ на письмо Рахили Ароновой от 15 декабря 1909 г. (почт. шт.).

Семнадцатилетняя корреспондентка писала о своем крайне угнетенном состоянии, вызванном неудачной любовью.

367—368. В. Г. Черткову от 17 декабря (два письма).

* 369. H. Н. Ге (сыну). Неотправленное.

1909 г. Декабря 19/1910 г. января 1. Я. П.

Je donne mon autorisation à la publication de ma correspondance avec Nicolas Gay père de meme qu’avec Nicolas Gay fils uniquement à Nicolas Gay fils.

Léon Tolstoy.

1 Janvier 1910.

Даю свое разрешение на публикацию моей переписки с Николаем Ге отцом и с Николаем Ге сыном исключительно Николаю Ге сыну.

Лев Толстой.

1 января 1910.

Дата Толстого нового стиля; основание датировки: пометка на конверте письма адресата: «Отв. Л. Н. 19 декабря 1909».

См. письмо № 370.

* 370. H. Н. Ге (сыну).

1909 г. Декабря 19. Я. П.

19 декабря 09 г. Ясная Поляна.

Радуюсь и радуюсь, милый друг Колечка, вашим письмам. Одно лучше другого.

О том, что человек живет только тем духом общим, всемирным, вневременным, внепространственным, который проходит через него и который он имеет счастье сознавать, je me suis tué à le dire.1 Но не я, a все истинно религиозно мыслившие люди от ведантистов, Конфуция, Лаотзе, Будды, Христа до Марка Аврелия, Платона, Сократа, Канта и нас с вами грешных. Радуюсь тому, что вы сами, не с чужих слов, пришли к этому. Только когда это так, это радостно для себя и плодотворно.

Пишите задуманное. Только не увлекайтесь, не горячитесь. В нынешнем письме есть, по-моему, такое увлечение, это

Скачать:TXTPDF

которую вы почерпнете в университете, ни тем улучшением общественного положения, которое доставит вам диплом. Лев Толстой. Печатается по дубликату подлинника. Подпись воспроизводится нами по первой публикации. Основания датировки: пометка об