Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 80. Письма, 1909 (июль-декабрь)

образовании отвечаю подробно длинным письмом, которое думаю напечатать. Когда окончу мой ответ, пришлю его вам. На вопрос же ваш об общине отвечаю следующее.

Мое мнение об устройстве всякой общины такое, что, как бы хороша и справедлива ни была сама по себе мысль, положенная в основу общины, самое устройство: установление правил для общины — дело не только бесполезное, но вредное. Устраивать жизнь людей может только бог; мы же можем устраивать каждый только свою жизнь. Соединяются же люди не по каким-либо внешним правилам, а только по тому, насколько приближаются к богу. Чем люди ближе к богу, тем они ближе между собою. И потому дело всякого человека — все силы употребить на приближение к богу, и только такое приближение к богу соединяет людей между собою. То, что это так, видно уже из одного того, что никто не имеет власти над другим, а над собой вполне властен. Соединить людей какими-либо правилами, законами, как это делают правительства и церкви, никак нельзя, потому что каждый человек по-настоящему верит только тому, что он сам себе выработал, а если и подчиняется правилам, которые дают ему другие, то всегда не вполне, а в душе или противится, или лицемерит.

Так что мое мнение то, что всем нам надо каждому сколько есть сил стараться приблизиться к богу, а бог уже устроит свои общины, может быть, из людей на разных концах света и не знающих ни языка, ни личностей друг друга, и устроит эти свои общины, как он сам знает. Нам же надо делать только свое дело: исполнять его волю. А волю его мы все знаем: она в том, чтобы мы любили друг друга.

Так я думаю об устройстве вашей общины, да и всяких устройствах людских.

Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Впервые опубликовано без указания фамилии адресата в статье В. Г. Черткова «Отношение Л. Н. Толстого к земледельческим колониям», «Голос минувшего» 1913, 10, стр. 56. В ГМТ хранятся два черновика: автограф, написанный 15 июля, и переписанный с него на машинке экземпляр, в который Толстой внес ряд незначительных исправлений (дата этого черновика: 16 июля). Окончательный текст второго черновика совпадает с текстом подлинника.

В письме от 22 июня, в ответ на которое Толстой написал статью «О науке» (см. письмо № 1), Абрамов сообщил, что им организована «Община свободных христиан». Спрашивал мнение Толстого об общинах.

34. В. Г. Черткову от 16 июля.

* 35. В. А. Молочникову.

1909 г. Июля 16—17? Я. П.

Известите, пожалуйста, о себе, милый Владимир. Если вы не в силах, то прошу об этом вашу жену1 или дочь.2

Л. Т.

Основание датировки: почтовый штемпель: «Ясенки, 17 июля 1909».

В одном из писем к Н. Н. Гусеву В. А. Молочников сообщил о своем тяжелом желудочном заболевании (было подозрение на холеру). Комментируемое письмо является запросом по поводу этого известия.

1 Анна Яковлевна Молочникова (р. 1872).

2 Мария Владимировна Молочникова (р. 1897).

* 36. Ю. П. Гужону.

1909 г. Июля 19. Я. П.

Ясная Поляна. 19 июля 1909 г.

Милостивый государь

Юлий Петрович,

Хотя и не получил от Вас ответа на мое письмо, позволяю себе еще раз утрудить Вас, передавая просьбу Старо-колпенских крестьян. В том письме я не упомянул о той цене, которую они предлагают. Нынче они опять пришли ко мне и обозначили цену, которую они желают дать, именно — по 200 рублей, включая в эту цену и находящийся на земле лес.

Очень бы был рад и благодарен Вам, если бы ходатайство мое увенчалось успехом. Пожалуйста, не сетуйте на меня, что второй раз утруждаю Вас письмом.

С совершенным почтением

Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная.

См. прим. к письму № 9.

37. П. И. Бирюкову.

1909 г. Июля 21. Я. П.

Рад случаю, милый Поша, письменно хоть пообщаться с вами. Письмо это передаст вам очень милый человек, художник Пархоменко, только что кончивший мой портрет — прекрасно.1

Он живет на даче недалеко от вас и сам хотел, и я советовал ему повидать вас.

Что вы? Как живете матерьяльно — духовно, уверен, что хорошо.

Привет вашей жене.2

Целую вас.

Л. Толстой.

21 июля.

На обороте: Павлу Ивановичу Бирюкову.

Секретка. Впервые опубликовано в воспоминаниях И. К. Пархоменко «Три дня у Толстого» — «Сборник воспоминаний о Л. Н. Толстом», изд. «Златоцвет», стр. 152—153. Факсимильно воспроизведено в ПТСО, стр. 339.

О Павле Ивановиче Бирюкове (1860—1931) см. т. 63, стр. 227.

1 См. письмо № 24.

2 Павла Николаевна Бирюкова (1867—1945).

И. К. Пархоменко не имел случая своевременно передать письмо. П. И. Бирюков получил его лишь в 1911 г. на открытии Толстовской выставки.

* 38. М. А. Стаховичу.

1909 г. Июля 21. Я. П.

Ясная Поляна, 21 июля 1909.

Милый Михаил Александрович,

Вполне понимаю неудовольствие Васильчикова1 против меня. Виною этому, во-первых, совершенно непростительная передача Молочниковым моих слов, писанных к нему, передача их Васильчикову, о его делах, в которые я и не хотел и не имел права вмешиваться. Выписанные же мною слова, написанные мною в письме к Молочникову, человеку, которого я люблю и уважаю, выражают, как вы совершенно верно высказали, мой общий взгляд на земельную собственность, которую, как я вам, кажется, не раз высказывал, я считаю столь же незаконной и даже преступной, каково было крепостное право во времена моей молодости. Этот мой взгляд на незаконность земельной собственности я и выразил словами об «отнятии у людей не только их имущества, но и силы и жизни». Эти мои взгляды я высказываю всегда и при всяком удобном случае, но никак не могу относить их к отдельным лицам, почему и отказал Молочникову в том, чтобы обращаться самому к Васильчикову. Я признаю себя виноватым в том и очень сожалею об этом, что в письме к Молочникову, не имея никаких других данных, кроме его слов в письме ко мне (и то со слов другого лица), позволил себе назвать неизвестные мне поступки Васильчикова «гадостями». Повторяю, что очень сожалею об этом и признаю в этом свою вину, смягчаемую тем, что мне и не могло притти в голову, чтобы слова эти могли дойти до того, о ком я говорил. Вот всё, что я могу сказать на ваше письмо. Могу только благодарить вас за то, что вы помогли мне и, вероятно, поможете тому, чтобы уничтожить, если оно возникло, дурное чувство ко мне Васильчикова, так как и всегда, особенно в последнее время, для меня дороже и важнее всего добрые, любовные отношения или, по крайней мере, не враждебные со всеми людьми, с моими братьями.

Любящий вас Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная.

О Михаиле Александровиче Стаховиче (1861—1923) см. т. 63, стр. 190.

Письмо вызвано следующим обстоятельством. В июне 1909 г. В. А. Молочников со слов знакомого студента сообщил Толстому о возмутительном отношении к местным малоземельным крестьянам со стороны управляющего имением кн. Б. А. Васильчикова. В ответном письме (от 16 июня, см. т. 79) Толстой выразил свое возмущение. Молочников в свою очередь в резком тоне написал Б. А. Васильчикову и процитировал письмо Толстого. Васильчиков, обиженный этим, написал М. А. Стаховичу, который сообщил обо всем H. H. Гусеву. Письмо Стаховича случайно стало известным С. А. Толстой, которая осталась крайне недовольной поведением Молочникова и резким отзывом Толстого. См. письмо № 59 и запись Дневника от 21 июля 1909 г. (т. 57, стр. 98).

1 Борис Александрович Васильчиков (1863—1931) — крупный помещик, министр земледелия, член Государственного совета, сторонник аграрной политики Столыпина. В статьях Ленина 1907 г. «Проект речи по аграрному вопросу во второй государственной думе», «Основы сделки» (Соч., т. 12) разоблачаются реакционный характер аграрной политики Васильчикова и его выступления в думе.

39. Н. Моргенштерну.

1909 г. Июля 22. Я. П.

Ясная Поляна, 1909 года, 22 июля.

Вы говорите, что существо человека слагается из духовного и телесного начала. И это совершенно справедливо, но не справедливо то ваше предположение, что благо предназначено и духовному и телесному началу. Несправедливо это по одному тому, что телесное начало не только не может получить блага, но по самому свойству своему обречено на то, что для тела не может не быть злом: болезни, страдания, старость, смерть. Так что ваше предположение о том, что оба начала одинаково должны быть удовлетворяемы в своем стремлении к счастью, совершенно произвольно и несправедливо. Благо свойственно только духовному началу и состоит не в чем ином, как в всё большем и большем освобождении от тела, обреченного на зло, которое одно препятствует достижению блага духовного начала.

Печатается по дубликату подлинника (черновика-автографа нет). Впервые опубликовано в воспоминаниях В. Ф. Булгакова «Замолчанное о Толстом» — сборник «Ковчег», изд. «Пламя», Прага, 1926, стр. 197—198.

Ответ на письмо Николая Моргенштерна, ученика Севастопольской гимназии, от 18 июля 1909 г. (почт. шт.) с рассуждениями о природе человека и просьбой к Толстому помочь в разрешении его сомнений.

На конверте пометка Толстого: Б[ез] о[твета]? (знак вопроса означает сомнение, отвечать или нет).

* 40. Н. Попкову.

1909 г. Июля 22. Я. П.

Ясная Поляна, 09 года 22 июля.

Никаких толстовских колоний не знаю. Вообще же считаю устройство колоний, общин с отдельными правилами, для нравственного совершенствования бесполезным и скорее вредным.

Лев Толстой.

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. В ГМТ хранится черновик-автограф, написанный на конверте письма адресата.

В письме от 30 июня 1909 г. сельский учитель Николай Попков (Петровка, Таврической губ.) спрашивал, где на юге находятся колонии так называемых «толстовцев».

* 41. Е. Савеловой.

1909 г. Июля 22. Я. П.

Ясная Поляна, 09 г. 22 июля.

Рассказ вашего сына для ребенка написан недурно, но нет ничего оригинального. Во всяком случае, не советовал бы вам поощрять его в этом занятии.

Печатается по дубликату подлинника.

При письме из Петербурга от 18 июля 1909 г. (почт. шт.) Е. Савелова прислала на отзыв рассказ ее десятилетнего сына Михаила.

Рукопись этого рассказа, озаглавленного «Бурка», хранится в архиве при письме Е. Савеловой.

* 42. Н. Шмидту.

1909 г. Июля 22. Я. П.

Ясная Поляна, 1909 года 22 июля.

Казалось, должно бы быть ясно всякому, что нельзя делать зло одним людям ввиду большого блага других, потому что сделанное зло в настоящем уже наверное зло, а то благо, которое предвидится в будущем, не только сомнительно, но почти никогда не достигается. Кроме того, решение того, в чем состоит то благо многих, во имя которого можно жертвовать благом некоторых, совершенно различно понимается различными людьми. Примером этого может служить хотя бы настоящее положение в России, где правительство для блага многих мучает и вешает относительно немногих, и революционеры если не убивают многих, то желали бы сделать зло точно так же очень многим во имя блага

Скачать:TXTPDF

образовании отвечаю подробно длинным письмом, которое думаю напечатать. Когда окончу мой ответ, пришлю его вам. На вопрос же ваш об общине отвечаю следующее. Мое мнение об устройстве всякой общины такое,