Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель). Лев Николаевич Толстой

РЕДАКЦИОННЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

В настоящий том включены 319 писем за январьапрель 1910 г.

По автографам и машинописным подлинникам публикуются тексты 93 писем, по фотокопиям 6 писем, по напечатанным текстам 1 письмо и по копиям 219 писем. Впервые печатаются 244 письма. Машинописные копии, по которым печатаются тексты, в большинстве случаев представляют собою дубликат подлинника машинописного текста, на который переносились обыкновенно с подлинника поправки Толстого.

Тексты двух писем к С. А. Толстой опубликованы в т. 84 и тексты двадцати писем к В. Г. Черткову в т. 89.

При воспроизведении текста писем Л. Н. Толстого соблюдаются следующие правила.

Сохраняются все особенности правописания автора, например: различное написание одних и тех же слов («тетенька» и «тетинька»), ударения, поставленные им, и т. д.

Слова, написанные автором неполностью, печатаются полностью, причем дополняемые буквы ставятся в прямых скобках: «к-ый», — «к[отор]ый»; т. к. — т[ак] к[ак]; б. — б[ыл]. Не дополняются общепринятые сокращения: и т. п., и пр., и др.

Описки (пропуски, перестановки букв, замены одной буквы другой и т. п.) исправляются без оговорок.

На месте слов, не поддающихся прочтению, в скобках ставится: [1 неразобр.], [2 неразобр.], где цифры обозначают число неразобранных слов.

На месте слов, неудобных для печати, ставятся двойные прямые скобки [[1, 2 и т. д.]], в которых цифры обозначают число пропущенных слов.

Из зачеркнутого в сноске воспроизводятся наиболее важные варианты, помогающие более точному уяснению мысли автора, причем знак сноски ставится при слове, после которого стоит зачеркнутое.

Скобки автора обозначаются круглыми скобками.

Подчеркнутое автором воспроизводится курсивом.

Сохраняется пунктуация автора, если она не противоречит общепринятым нормам.

Новые абзацы вводятся только в тех местах, где начинается резко отличный по теме и характеру от предыдущего текст, причем каждый раз оговаривается в сноске: Абзац редактора. Знак сноски ставится перед первым словом введенного редактором абзаца.

Письма, публикуемые впервые, а также те, которые печатались ранее неполностью или в переводах на иностранные языки, обозначаются звездочкой.

В примечаниях оговаривается только публикация писем по копиям, печатным текстам и т. п.

Все даты по 31 декабря 1917 г. приводятся по старому стилю, а с января 1918 г. по новому стилю.

В примечаниях приняты следующие условные сокращения:

AЧ — Архив В. Г. Черткова (Москва).

ГМТ — Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве.

Дневник В. Ф. Булгакова — «Лев Толстой в последний год его жизни. Дневник секретаря Л. И. Толстого В. Ф. Булгакова», изд. 3-е, М. 1920.

«Вблизи Толстого» А. Б. Гольденвейзера — А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого» (записи за пятнадцать лет), т. II, М. — Пгр. 1923.

«Летописи», 2, 12— «Государственный литературный музей. Летописи», книга вторая, «Л. Н. Толстой», М. 1938; «Государственный литературный музей. Летописи», книга двенадцатая, «Л. Н. Толстой», т. II, М. 1948.

ЯЗ — Д. П. Маковицкий, «Яснополянские записки» (рукопись).

ПТС, II — «Письма Л. Н. Толстого, собранные и редактированные П. А. Сергеенко», изд. «Книга», II, 1911.

ПТСО — Новый сборник писем Л. Н. Толстого, собранных П. А. Сергеенко, под редакцией А. Е. Грузинского, изд. «Окто», М. 1912.

ТЕ — «Толстовский ежегодник», 1911, 1913.

ТПТ, 2 — «Толстой. Памятники творчества и жизни», 2, М. 1920.

ТТ, 2, 3— «Толстой и о Толстом. Новые материалы», изд. Толстовского музея, 2 — М. 1926, 3 — М. 1927.

Л. Н. ТОЛСТОЙ

ПИСЬМА

1910 (январьапрель)

* 1. Ф. Василенко.

1910 г. Января 2. Я. П.

Рад б[ыл] получить ваше письмо. Мысли, выраженные в нем, вполне разделяю.

2 января 1910 года

Ясная Поляна.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом на конверте письма Василенко.

Ответ на письмо Федора Василенко от 1 января 1910 г., в котором он писал: «Лев Николаевич… Встречаю новый год с вашими книгами. Только что окончил «Так что же нам делать? ». В этом же письме он утверждал, что, по его мнению, назрела необходимость в новом религиозном учении, которое бы изменило всю жизнь.

2. М. Г. Рабкину.

1910 г. Января 2. Я. П.

Слово жид, Juif,1 Jude,2 Jew3 не имеет по существу никакого иного значения, как определение национальности, как француз и т. п. Если же слово это, к сожалению, получило в последнее время какое-то оскорбительное значение, то мною ни в каком случае не могло быть употребляемо в этом значении.

2 января 1910 года.

Ясная Поляна.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом на конверте письма Рабкина. Впервые опубликовано в «Летописях», 12, стр. 92.

Ответ на письмо М. Г. Рабкина из местечка Горваля Рачицкого уезда Минской губ., в котором он спрашивал, зачем Толстой в «Войне и мире» два раза употребил оскорбительно слово «жид» (т. I, ч. 3, гл. VII, и т. II, ч. 2, гл. V).

1 По-французски.

2 По-немецки.

3 По-английски.

3—4. В. Г. Черткову от 2 января (два письма).

* 5. А. Дешелетту (A. Déchelette). Черновое.

1910 г. Января 3. Я. П.

J[e] v[ous] remercie bien sincère [ment] pour le bea[u] sentiment qu[e] v[ous] m’exprimez dans votre lettre. J[e] v[ous] suis reconnaissant.

L. T.

Я очень искренно благодарю вас за прекрасные чувства, выраженные в вашем письме. Я вам признателен.

Л. Т.

Печатается по черновику-автографу на конверте письма А. Дешелетта. Ответ на письмо А. Дешелетта из Руана (Франция) от 28 декабря 1909 г.

Дешелетт писал, что, прочитав в газете «Journals» от 9 декабря 1909 г. о том, что Толстой получает много огорчающих его недоброжелательных анонимных писем, он высказывает уверенность, что, видимо, враги Толстому пишут чаще, чем далекие и неизвестные друзья, которых значительно больше. Дешелетт просил принять приветствие от одного из них.

* 6. Киевскому вегетарианскому обществу.

1910 г. Января 3. Я. П.

3 января 1910 г. Ясная Поляна.

Благодарю за честь избрания. Очень рад буду по мере сил служить благой цели общества.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Киевского вегетарианского общества.

Ответ на письмо Киевского вегетарианского общества от 30 декабря 1909 г. с приветствием и извещением об избрании Толстого почетным членом общества.

* 7. В. Ф. Фидьчукову.

1910 г. Января 3. Я. П.

3 января 1910 года. Ясная Поляна.

Прочел ваше письмо и увидал из него полную вашу искренность, которая глубоко трогает меня, и всей душой желал бы помочь вам. Но, к сожалению, помочь вам можете только вы сами, то есть тот бог, который живет в вас и во всех нас и исполнение требований которого всегда дает нам истинное, несомненное благо. Дело только в том, чтобы следовать этому голосу, а не приписывать значение голоса и требований бога голосу и требованиям своей личной жизни. Вы спросите, какой же признак истинного голоса бога? Я знаю два таких признака: первый тот, что голос этот почти никогда, даже и прямо никогда не требует от человека положительных, а требует только отрицательных поступков, т. е. не то, чтобы сделать то-то и то-то, а то, чтобы не делать того, к чему влекут свои стремления или условия жизни. Другой признак — это то, что голос не требует ничего в будущем, а требует только твердого, неукоснительного исполнения своих велений в настоящем. Так в вашем положении старайтесь как можно живее и постояннее слышать в себе требования этого голоса бога и не изменяйте своего положения и не загадывайте вперед, о том, какова будет ваша жизнь, только не позволяйте себе в настоящем делать то, что противно голосу бога, вашей совести, и жизнь ваша сама собой изменится. Как? Это вы не можете знать и не должны желать знать. Одно вы наверное можете знать — это то, что если жизнь ваша изменится вследствие вашего следования голосу бога, то изменение это наверное будет благо.

Очень, очень живо чувствую трудность вашего положения. Всей душой желал бы помочь вам. Посылаю вам книги «На каждый день», которые, может быть, пригодятся вам. Буду рад, если известите меня о своей дальнейшей жизни.

Полюбивший вас

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом. В копии имеются некоторые разночтения, которые не оговариваются.

Василий Фильчуков — воспитанник 3-го класса духовной семинарии в Ставрополе-Кавказском.

Ответ на письмо В. Ф. Фильчукова от 28 декабря 1909 г., в котором он писал, что под влиянием сочинений Толстого стремится изменить свою жизнь. Он просил совета Толстого, уйти ли ему из семинарии, или стать священником, проповедующим истинную религию. В ответ на письмо Толстого В. Фильчуков в письме от 29 мая 1910 г. сообщал, что вышел из семинарии. См. т. 82, письмо № 46.

* 8. А. Я. Соловову.

1910 г. Января 3—5. Я. П.

3 января 1910 года. Ясная Поляна.

Алексей Яковлевич,

Не отвечаю отдельно на ваши вопросы, так как из ваших вопросов некоторые сводятся к одному, некоторые, при иной же постановке, сами собой упраздняются, не требуя уже ответов. И потому [думаю], что удобнее будет высказать вам то мое религиозное мировоззрение, в котором, полагаю, что вы найдете ответы на все поставленные вами вопросы.

Религиозное мое воззрение в самой краткой форме выражено в посылаемом вам мною «Учении о жизни», которое составляет собственно краткое изложение отделов моей ежемесячной книги «На каждый день».

Кроме того, взгляды мои, как на вопросы религиозные, так и нравственные, вы найдете в следующих моих книгах: «О жизни», «В чем моя вера», «Христианское учение», «Исповедь» и других, которые вы можете достать в магазине «Посредник», Москва, Петровские линии.

Те, которые запрещены в России и какие есть у меня, посылаю. Очень рад буду, если эти книги будут полезны вам.

См. прим. к письму № 9.

* 9. А. Я. Соловову.

1910 г. Января 4—5. Я. П.

Хотя и думаю, что вы найдете на предлагаемые вами вопросы ответы в указанных вам мною книгах, отвечаю, как умею, и отдельно на ваши шесть вопросов:

1) Отличается ли человек от животных, т. е. имеет ли он душу?

О. В человеке живет вечный, бесконечный дух божий. Сознание в себе этого духа и есть то, что мы называем душою.

2) Будет ли душа человека (если есть оная) жить по смерти, и если да, то будет ли она помнить земное свое существование так, как старики помнят свое детство?

О. Про то, что будет после смерти, человеку не дано знать. А не дано знать потому, что это и не нужно ему.

3) Если душа человека вечна, почему она, живя на земле, не знает, что было с ней до появления ее в бренном теле на земле?

О. Если душа есть проявление бога, то для нее нет времени. Время есть только условие жизни в этом мире. И потому нельзя спрашивать о том, что было до рождения и будет после смерти. Душа, как и бог, не была и не будет, а есть всегда.

4) Нужно ли человеку, живя на земле, молиться богу о своем благополучии и благодарить его за благодеяния?

О. Человеку не нужно

Скачать:PDFTXT

Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель) Толстой читать, Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель) Толстой читать бесплатно, Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель) Толстой читать онлайн