без которого для нас ничего бы не было и такое нечто, которое живит тело и так как не имеет в себе ничего телесного, то и не может умереть вместе с телом.
Вы спрашиваете также, как и многие другие, бессмертна ли душа и будет ли она жить после смерти тела.
Для того, чтобы вам понять мой ответ на ваш вопрос, я прошу вас хорошенько вникнуть в то, что я напишу сейчас:
Для человеческого тела, и только для тела есть время, т. е. проходят часы, дни, месяцы, годы, и только для человеческого тела есть вещественное, телесное, то, что можно видеть и ощупать руками, есть большое и малое, твердое и мягкое, жесткое и воздушное. Для души же нет времени, она всегда в человеческом теле одна; как я про себя 70 лет тому назад говорил «я», так таким же я чувствую себя и теперь. Нет для души и ничего вещественного: где бы я ни был, что бы со мной ни случилось, опять моя душа, мое «я» везде одно и то же и везде невещественна. Так что для тела только есть время, т. е. вопрос о том, что было и что будет, и есть место, где оно может находиться, и вещество, из кот[орого] оно состоит, для души же нет ни времени, ни места, ни вещества. И потому мы не можем спрашивать о том, что будет с душою и где она будет после смерти потому, что слово будет значит время, а слово где значит место, а ни времени, ни места после смерти тела для души быть не может.
Как легкомысленны и неправы рассуждения о будущей жизни и о рае и аде, видно уже потому, что если душа будет жить после смерти и будет жить где-нибудь, то она должна бы была жить где-нибудь и прежде рождения, а про это никто не говорит.
Мое мнение то, что душа в нас не может умереть, потому что умирает только наше тело, но о том, что будет с душою и где она будет, мы не знаем и не можем знать, хотя и знаем, что она умереть не может. О наградах же и наказаниях думаю так, что жизнь наша бывает здесь хорошей, спокойной и радостной только тогда, когда мы живем согласно закону любви друг к другу. И бывает тревожной, дурной и бедственной тогда, когда отступаем от этого закона. Так что жизнь наша устроена так, что здесь, в этой жизни (а другой мы не знаем), мы уже получаем награду и наказание за свои дела.
Печатается по копии. Частично было опубликовано В. А. Поссе в его книге «Счастье и смысл жизни». Дата копии подтверждается записями в Дневнике (т. 58, стр. 11).
В ЯЗ 22 января 1910 г. отмечено: «Писем получено около тридцати, Лев Николаевич все прочел и на некоторые ответил. Особенно длинно и ясно ответил о священном писании, о боге и душе Мельникову».
Петр Мельников — рабочий из Баку, прислал Толстому письмо, которое Толстым было отправлено вместе с копией к В. А. Поссе. См письмо № 141. Письма Мельникова и копии с него не сохранилось.
* 74. Неизвестной (С. Ф.).
1910 г. Января 22. Я. П.
22 янв. 10 года. Ясная Поляна.
Как ни тяжело ваше положение, вам надо остаться дома с мужем и детьми, о которых вы мало говорите в своем письме. Думаю, что вы найдете спокойствие и утешение, посвятив все свои силы на воспитание их. Для меня нет никакого сомнения, что если вы не останетесь дома, вы сделаете свою жизнь еще несравненно более тяжелою.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма С. Ф.
С. Ф. в письме из Харькова от 19 января 1910 г. описывала свою тяжелую семейную жизнь с разбитым параличом стариком-мужем. Просила Толстого помочь ей найти выход из создавшегося для нее затруднительного положения, усугубленного еще тем, что она любит другого.
* 75. А. А. Силину.
1910 г. Января 22. Я. П.
22 января 10 года. Ясная Поляна.
Думаю, что в описываемом вами случае требования вашей совести могут быть удовлетворены только одним: неучастием своим в деле, которое вами считается несправедливым.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Силина.
А. А. Силин — служащий крупной торговой фирмы в Москве, в письме от 19 января 1910 г. писал, что торговая фирма, в которой он служит, систематически совершает подлоги. Спрашивал, как ему поступить: довести ли до сведения властей об этом, или всё оставить по-старому и тем самым участвовать в «обирательстве неимущих».
* 76. Неизвестному («Алчущему»).
1910 г. Января 23. Я. П.
Для того, чтобы себя исправить, надо прежде всего перестать1 видеть в людях одно дурное и осуждать их, а видеть в себе всё дурное и все силы употреблять на искоренение в себе этого дурного.
23-го января 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма «Алчущего». Сверху черновика Толстым написано: (На открытке).
Неизвестный корреспондент (р. 1892), подписавшийся «Алчущий», в письме из г. Винницы Подольской губ. от 20 января 1910 г. писал Толстому, что он «слишком рано увидал людскую пошлость, наглость и клевету». Он спрашивал: «как жить? Что нужно для того, чтобы себя исправить, чтобы чувствовать, что ты исполнил свой долг, свое человеческое достоинство и выйти из тьмы к свету, из грязи в чистое место?»
1 В черновике зачеркнуто: осуждать.
На письмо Толстого «Алчущий» ответил, новым письмом от 2 февраля 1910 г. На конверте этого письма Толстой пометил: Б[ез] о[твета].
* 77. Болычеву. Неотправленное.
1910 г. Января 23. Я. П.
Прочел ваши стихи. Они не дурны. Что с ними делать?
Лев Толстой.
23-го января 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по машинописному подлиннику, который не был отправлен.
Сведений о Болычеве не имеется. Местонахождение его письма и стихотворений неизвестно.
* 78. П. С. Будьяну.
1910 г. Января 23. Я. П.
23 января 10 г. Ясная Поляна.
Вы находитесь в большом заблуждении, предполагая меня владеющим большими богатствами. Я не только не имею больших богатств, но не имею ничего, и не так, как это говорят и пишут мои враги, что я как-то перевел свое имущество на жену, а просто потому, что в 82 году я сделал распоряжение о том, чтобы всё, что я имею, перешло к моим наследникам, что так и сделалось. Так что я не имею не только большой, но никакой собственности, и потому сожалею, что желания вашего исполнить не могу.
Печатается по копии.
Воспитанник 2-го класса Кишиневской семинарии Петр Будьян писал Толстому: «Вы принадлежите к классу таких же лиц, которые обладают громадным состоянием. Вы великий человек!.. Так войдите в мое положение и по Вашему честному усмотрению пришлите мне деньгами хоть незначительно».
* 79. П. И. Иванову.
1910 г. Января 23. Я. П.
Чтобы прямо отвечать на ваш вопрос, что такое добро? — скажу, что добро есть любовь. (Отец ваш ответил вам, что бог есть добро. Я думаю, что ответ в 1-м послании Иоанна, — что бог — любовь, точнее.) Чтобы объяснить вам, почему я отвечаю так, я посылаю вам то мое краткое исповедание веры, в котором выражены отчасти в первых 6 пунктах основы такого моего понимания.
Письмо ваше мне понравилось, показав в вас человека искреннего и серьезно думающего о самых важных для жизни вопросах.
Очень рад бы был, если бы мог быть вам полезен.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Иванова и подписанным инициалами «Л. Т.». В конце черновика написано: Послать краткое испове[дание].
Петр Иванович Иванов — студент Петербургского политехнического института, прислал Толстому длинное (на 15 страницах почтовой бумаги) взволнованное письмо с описанием свой жизни и мучивших его религиозных вопросов о цели и смысле жизни. Он писал, что, прочитав «Исповедь» Толстого, он многое понял, но все-таки просит разъяснить ему два вопроса: «что такое бог» и «что такое добро».
* 80. Г. М. Куксову. Черновое.
1910 г. Января 23. Я. П.
Вы пишете, что по библии выходит, что можно есть мясо. По библии можно вывести всё, что хочешь. Можно вывести и то, что убивать можно. Так и выводят. А по-моему, надо и давно пора библию оставить и не верить в то, что библия слово божие; библия писана людьми, и людьми часто очень грубыми и заблудшими. Таких разных библий, т. е. книг, называемых божьим словом, оч[ень] много разных. Такие есть у индусов, у китайцев, у магометан, и все они считаются написанными самим богом. А все они разные. И потому, по моему суждению, надо не верить ни в какие библии, а верить в свой разум. И брать из всех книг, и из библии, и из1 ев[ангелия], и из посланий, и из инд[усских], и из кит[айских], и из конфуцианских и т. д. то, что сходи[тся] с здравым рассудком и хорошо для души. А остальное всё откинуть. То, что бог только нам, 400 мил[лионам] христиан, дал свой истинный закон, да и в том мы, хр[истиа]не, не согласны, а остальные 1000 мил[лионов] живут по ложн[ому] закону, этому трудно поверить. Тому же, что бог всем людям дал один разум и совесть для того, чтобы они все соединились во одно, этому трудно не поверить. Поэтому оч[ень] советую вам, если вы точно хотите жить по-божьи, не верить в то, ч[то] библия это слово божие, а понимать, ч[то] библия дело человеческое, и брать из нее, из евангелия, из Пос[ланий], а также из всяких других книг, что разумно и сходится с вашей совестью.
Печатается по черновику-автографу, начало его написано на обороте конверта письма Куксова и продолжено на полулисте почтовой бумаги. Дата определяется почтовым штемпелем: Засека, 23 января 1910 г. В конце черновика помета Толстого: (Саша, напиши о «Круге чтения», что он запрещен и есть в Одессе. Да нельзя ли его первое письмо.)
Запрещенный цензурою в Москве «Круг чтения» был издан в 1910 г. в одном томе полностью в Одессе. «В память ХХХѴІ-летия издания «Одесского листка» — Круг чтения. Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об Истине, жизни и поведении», Одесса, 1910.
Григорий Матвеевич Куксов — крестьянин Тамбовской губ. (см. т. 80). В письме от 19 января 1910 г. благодарил Толстого за высланные ему книги в декабре 1909 г., но возражал, ссылаясь на библию, против мнения Толстого о том, «что мясо есть грех». Куксов просил ответить на его первое письмо от 1 декабря 1909 г. и прислать «Круг чтения».
1 Зачеркнуто: чужих законов,
81. В. Ф. Тотомианцу.
1910 г. Января 23. Я. П.
23 января 1910 г. Ясная