Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

какое особенное счастье, когда человек может видеть, понимать общие последствия того, что он делает, может чувствовать себя участником понимаемого им дела божия. И вы имеете это счастье.

Помогай вам бог.

Знаю, что люди говорят: «одна ласточка не делает весны»; но неужели от того, что одна ласточка не делает весны, не лететь той ласточке, которая уже чувствует весну, а дожидаться? Если так дожидаться всякой почке и травке, то весны никогда не будет.

Но весна эта чувствуется в воздухе, не только у нас в России, где всё больше и больше людей, отказывающихся от участия в привычном узаконенном зле, но и во всем мире.

Помогай вам бог. Спасибо, очень благодарен за письмо.

Передайте Кудрину мой братский привет.

Любящий вас брат

Лев Толстой.

25 января 1910 г.

Ясная Поляна.

Печатается по машинописному подлиннику, находившемуся у П. В. Калачева. Дата подлинника.

Петр Васильевич Калачев (р. 1886) — в 1906—1907 гг. работал в качестве народного учителя у себя на родине, в Бугурусланском уезде Самарской губ. В 1908 г. был осужден Киевским военно-окружным судом на четыре года арестантских отделений с лишением всех прав за отказ от военной службы. По освобождении занимался распространением книг Толстого и земледелием. Из Киевской тюрьмы Калачев прислал Толстому длинное письмо, датированное 17 января 1910 г., которое он писал в течение нескольких месяцев, неоднократно намереваясь его уничтожить. В своем письме Калачев рассказывал о влиянии на него религиознонравственной философии Толстого, о мотивах, сделавших для него военную службу невозможной, и описывал тюремную жизнь. Калачев также передавал привет Толстому от сидящего вместе с ним А. И. Кудрина.

На конверте письма Калачева Толстой написал: Прекрасное письмо Калачева. Прочесть с вниманием и ответить мне.

1 Андрей Иванович Кудрин (1884—1917), крестьянин Самарской губ., отказавшийся от военной службы по религиозным убеждениям в 1905 г., в 1906 г. приговоренный на пять лет в арестантские отделения. Освобожден в августе 1910 г. См. т. 76.

2 Ссылка на евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 39 и 42, Марка, гл. 14, ст. 36, Луки, гл. 22, ст. 42.

* 90. А. А. Касимову.

1910 г. Января 26. Я. П.

26 января 10 г. Ясная Поляна.

1) Ответ на первый вопрос тот, что разницы между так называемыми пророками и мудрецами нет никакой. Особенных, посланных от бога пророков никогда не было и не может быть. Приписывание особенного пророческого значения некоторым людям, как Моисею, Христу, Кришне, Будде, Магомету, Беха-Улле и многим, многим другим, есть одна из главных причин разъединения людей и вражды их. И потому такое приписывание значения отдельным лицам есть дело противное богу и великий грех.

2) Слова: «я — ниспосланный небом хлеб; кто отведает от него, тот никогда не умрет», и вообще хлеб и вино, как и многие места в том, что называется священным писанием, не имеют никакого ясного и важного значения, а суть только сравнения, украшения речи, а иногда и просто бессмыслица. И потому надо понимать и помнить, что то, что называется священным писанием, есть дело рук человеческих, записанное тогда, когда люди были полны всяких грубых суеверий, и, кроме того, прошедшее через многие переводы и переписки, и что поэтому из того, что называется священным писанием, надо брать только то, что согласно с здравым разумом и вместе с тем одно и то же во всех религиозных учениях: у индусов, у китайцев, у евреев, у христиан, у магометан, у бехаистов, и откидывать всё то, что неразумно и разногласит между собой.

3) То же относится не только к 11 и 12 гл. Откровения Иоанна, но и ко всей этой непонятной, бесполезной и даже очень вредной книге, если признавать ее за священное писание

4) На вопрос 4 отвечает то, что сказано по вопросу 2-му.

Совершенно согласен на перевод этих моих ответов на татарский язык.

Знаю учение бехаистов и согласен с главными основаниями его, за исключением веры в непогрешимость пророков учителей бехаизма и еще некоторых подробностей.

Посылаю вам для того, чтобы объяснить вам мои ответы, мое исповедание веры и еще несколько книг.1

Л. Т.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. В копию внесены поправки рукой А. Л. Толстой, очевидно на основании поправок Толстого в подлиннике.

Ага Али Касимов — бехаист (см. прим. к письму № 53), учитель в Баку, в письме от 19 января 1910 г. задавал Толстому ряд вопросов о так называемом «священном писании», на которые по пунктам отвечает Толстой. В конце письма он писал: «Если будете согласны, все ваши ответы и разъяснения будут мною переведены на татарский язык».

1 В черновике список посланных книг: Н[а] к[аждый] д[ень], О жизни, Д[етское] е[вангелие].

* 91. Е. Михайловой.

1910 г. Января 26. Я. П.

Получил ваше хорошее,; искреннее письмо. Более или менее точно ответит вам на то, что вас интересует, посылаемое вам мое краткое исповедание веры.1 То же, более подробно, вы найдете в книгах «На каждый день».

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Михайловой.

Михайлова (сведений о ней не имеется) в письме из Москвы от 24 января просила разъяснить, что означают слова Толстого: «смерти не существует».

1 Толстой имел в виду свое предисловие к книге «Путь жизни».

* 92. В. А. Молочникову. Черновое.

1910 г. Января 26. Я. П.

Спасибо за очень, очень хорошее письмо.

Что дело?1

Печатается по черновику-автографу, написанному на конверте письма В. А. Молочникова. Там же помета Толстого: На карточке.2 Кроме того, имеется открытка, переписанная с этого автографа A. Л. Толстой, без подписи, которая была отправлена Молочникову и им получена. Дата определяется почтовым штемпелем дня получения: Засека, 26 января 1910 г. и подтверждается открыткой A. Л. Толстой.

Владимир Айфалович Молочников (1871—1936) — последователь Толстого, слесарь в Новгороде.

Ответ на письмо Молочникова от января 1910 г., в котором Молочников описывал смерть своего знакомого старика и мальчика в больнице.

1 Имеется в виду судебное дело Молочникова, обвинявшегося в толстовской пропаганде. См. т. 82.

2 Обозначение Толстого, чтобы письмо было написано на открытке.

* 93. Л. Гарьяновой.

1910 г. Января 28. Я. П.

28 янв. 1910 г.

Я много раз писал о грехе и безумии войны: «О войне», «Не убий», «Доклад конгрессу мира» и многие другие произведения, запрещенные в России.

Благодарю вас за присылку вырезки, мне было приятно прочесть ее.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом на конверте письма Гарьяновой.

Л. Гарьянова из Нижегородской губ. обратилась к Толстому с письмом от 21 января 1910 г., в котором сообщала, что посылает вырезку из газеты «Нижегородский листок» 1900 г. с письмом немецкого солдата Толстому. Она просила Толстого написать что-нибудь против войны.

В черновике перед началом письма помета: Отослать назад вырезку.

Вместо перечисления книг, написано: (Перечислить всё, что запрещено в России).

* 94. A. H. Тарасову.

1910 г. Января 28. Я. П.

1Прочел письмо ваше с большим интересом и удовольствием. Очень сожалею о том, что ротный командир отобрал у вас книги «Война и мир», «Анна Каренина», «Крейцерову Сонату», «Воскресение», которые не запрещены. Посылаю вам четыре книги «На каждый день», которые, надеюсь, от вас не отберут и которые могут быть вам для души полезны.

Братски жму вам руку

28 января 10 г.

Ясная Поляна.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Тарасова.

Александр И. Тарасов (р. 1886) — унтер-офицер 29-го пехотного Черниговского полка, прислал Толстому письмо из посада Рожан Ломжинской губ., в котором рассказывал, что по приезде в полк он отдал все свои книги для подписи ротному командиру, как это полагалось. Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Андреева он получил, а все произведения Толстого ротный не вернул ему.

1 В черновике перед текстом написано Толстым: Очень интересно. Далее зачеркнуто начало письма: Письмо ваше очень

В своем ответном письме Тарасов благодарил Толстого за его письмо и «за правильную книгу «На каждый день» и писал: «Нет, лучше лишиться унтер-офицерского звания… нежели ваших книг, какого бы содержания они ни были».

На конверте этого письма Толстой пометил: От солдата х[орошее] п[исьмо].

95. В. Г. Черткову от 28 января.

96. В. А. Молочникову.

1910 г. Января 29. Я. П.

Большое спасибо, дорогой брат Владимир, за радостное прекрасное письмо Смирнова. Передайте, если можно, ему мою любовь и мое желание служить ему, чем могу. К несчастью, ничем не могу, кроме отвратительных денег, к[оторые] еще есть у меня.

Какие люди, какие люди! Зная про таких людей, и покойно умирать и не хочется умирать.

Что вы? пишите о себе. Мне оч[ень] хорошо. Без ложной скромности, а искренне — не по заслугам.

Привет вашей жене. Как она?

Л. Толстой.

29 янв. 1910.

Впервые опубликовано в статье Молочникова «Свет и тени», ТТ, 3, стр. 78. На конверте письма Молочникова помета Толстого: Чудесное письмо Смирнова.

Письмо Толстого вызвано присылкой В. А. Молочниковым четырех писем от солдата Самуила Ивановича Смирнова, отказавшегося от военной службы и отбывавшего наказание в тюрьме.

* 97. М. Казимируку.

1910 г. Января 30. Я. П.

Просил дочь выслать вам все книги, которые мы можем выслать.

Чтение вашего письма порадовало меня. Помоги вам бог упорно итти по тому пути, который вы знаете.

30 января 10 г.

Ясная Поляна.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Казимирука.

Михаил Казимирук в письме от 26 января 1910 г. благодарил Толстого за высланные книги (см. т. 80, стр. 212), так как они ответили ему на все мучившие его вопросы, и просил о высылке ему новых книг.

* 98. А. В. Марченко.

1910 г. Января 30. Я. П.

30 янв. 10 г.

Вы пишете, что «устали бороться с самим собою». В борьбе с самим собою нельзя уставать, п[отому] ч[то] в этой борьбе — всё истинное дело и благо нашей жизни. То, что в этом всё дело нашей жизни, можно видеть из того, что из всех дел жизни это одно такое, в успехе которого нам ничто помешать не может. А то, что в этом наше истинное благо, может каждый человек узнать из опыта, если он только положит цель своей жизни в этой борьбе, т. е. в нравственном совершенствовании, т. е. в увеличении в себе любви. Чем больше он будет успевать в этом, тем счастливее и радостнее будет его жизнь.

Лев Толстой.

Печатается по копировальной книге № 8, л. 29. Сохранился также черновик-автограф. В черновике нет последней фразы.

А. В. Марченко (р. 1888) — студент филологического факультета Московского университета, в письме от 25 января 1910 г. писал, что, разочаровавшись в жизни и устав бороться с самим собою, он близок к самоубийству, и просил моральной поддержки у Толстого. См. «Список писем по поручению», № 62.

99. А. Шапиро.

1910 г. Января 30—31. Я. П.

30 янв. 1910 г.

Мой друг Булгаков так согласно с моими взглядами ответил на ваше письмо, что я могу только прибавить

Скачать:PDFTXT

какое особенное счастье, когда человек может видеть, понимать общие последствия того, что он делает, может чувствовать себя участником понимаемого им дела божия. И вы имеете это счастье. Помогай вам бог.