Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

10 года. Ясная Поляна.

Получил ваше письмо, брат Михаил, и очень рад ответить на него, как могу и как понимаю.

Не стану отвечать на все ваши вопросы о тех глупостях, какие вы нашли в библии. Таких глупостей, кроме тех, какие вы нашли, в библии еще очень и очень много, и отвечать на все их не стоит труда. Надо отвечать не на все такие вопросы порознь, а на один главный вопрос: правда ли то, что библия с евангелием книги священные и что надо верить всему, что в них написано. Ответит вам на этот вопрос книжка, которую посылаю вам, вкратце же отвечу тем, что писал на днях одному человеку. Он спрашивал о том же, что и вы.1

На главный же, хороший, умный вопрос о том,2 «к чему я или каждый человек должен стремиться, на что надеяться и что самое лучшее любить, чтобы потом не мог каяться». На этот вопрос отвечаю так:

1) Стремиться должен человек к тому, чтобы приучить себя жить всё больше и больше для души, а не для тела, значит заботиться не о мирском, телесном, а о божеском, духовном, приучить себя к тому, чтобы любить не себя одного, а любить бога и людей.3

2) Надеяться на то, что чем больше будешь жить для души, а не для тела, то тем лучше будет тебе и в этой жизни и после смерти.

3) Любить, чтобы не каяться потом, надо, как сказал Христос Фарисею (Мф. 35, 40), бога и ближнего. Любить бога — значит любить совершенство добра и стараться приближаться к нему. Любить ближнего — значит любить всех людей одинаково и своих и чужих, и русских, и японцев, и евреев, а пуще всего, как сказал Христос, любить врагов, обижающих вас.

Посылаю вам евангелие, выбранные места из которого я считаю нужными и важными, еще книжку На каждый день. Помогай вам бог.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. На конверте письма Собчака Толстой пометил: Отвечать марки.

Михаил Собчак — крестьянин Подольской губ., прислал Толстому письмо от 30 января 1910 г. с целым рядом вопросов о «библии и священном писании». Между другими вопросами он спрашивал Толстого о местонахождении рая, о печати на челе Каина и пр. Письмо заканчивается вопросом, который Толстой в своем ответе называет «главным», «умным» вопросом и который цитирует по письму Собчака в своем ответе.

1 В черновике написано: Письмо о библии, на основании чего в копии сделана выписка из письма к Г. М. Куксову (см. письмо № 80).

2 В черновике написано: Выписать подчеркнутое место письма. Далее воспроизводится подчеркнутое Толстым место из письма Собчака.

3 В черновике зачеркнуто: всех

109. В. Г. Черткову от 6 февраля.

110. М. Н. Яковлевой.

1910 г. Февраля 6. Я. П.

6 февраля 10 г. Ясная Поляна.

Мария Николаевна,

Получил ваше письмо и приятное, и неприятное мне: приятное по тому, как думаю, доброму влиянию, которое я имел на вас, и неприятное — по преувеличенной оценке меня.

На вопрос ваш о том, как употребить остающиеся у нас деньги, могу, посоветовать только то, что делаю сам с теми деньгами, которые мне дают императорские театры за мои пьесы. Я даю понемногу, по 5, 10 копеек прохожим бродягам, которых так много, и всегда, когда успею, вступаю в разговор о пьянстве и уговариваю не пить, не курить, и если грамотный, даю об этом книжечки.

Думаю, что серьезный такой разговор девушки с такими несчастными может подействовать. А если подействует на одного из сотни, то это — прекрасное дело. Если встретится человек, интересующийся общими вопросами, то хорошо дать такому и общего, нравственного содержания книги. Такие есть в издании «Посредника».

От всей души желаю вам успеха в главном деле всякого человека духовном совершенствовании.

Брат ваш Лев Толстой.

Впервые опубликовано в газете «Русское слово» 1910, № 266 от 2 октября.

Ответ на письмо Марии Николаевны Яковлевой (р. 1891, литературный псевдоним «Марьяна Ямпольская») от 4 февраля 1910 г. из Москвы, в котором она жаловалась на тяжесть окружающей жизни. Обращаясь к Толстому, она писала: «Ужасно смотреть… как все открыто проповедуют эгоизм, и только вы один, вы единственный свет во всем этом мраке и горе». М. Н. Яковлева отвечала Толстому письмом из Москвы от 14 февраля.

111. В. Ф. Булгакову.

1910 г. Февраля 7. Я. П.

Примите, милый Вал[ентин] Фед[орович], этого нашего нового друга,1 побеседуйте с ним и приезжайте с ним ко мне.

Л. Толстой.

Печатается по копии. Впервые опубликовано в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 41. Дата определяется записью в Дневнике В. Ф. Булгакова и копией. Эту записку Толстой послал в Телятинки, где в то время жил Булгаков.

1 Шмельков М. В., помощник железнодорожного машиниста. Сочувствовал взглядам Толстого, хотел бросить службу и заняться земледелием.

* 112. И. К. Гурихину.

1910 г. Февраля 6. Я. П.

6 февраля 10 г. Ясная Поляна.

Книги высылаю.

Если бы я оправдывался во1 всех тех выдумках обо мне, к числу которых принадлежит и то, о чем вы пишете, — я бы должен был всё свое свободное время употреблять на эти оправдания, так как выдумок таких чрезвычайно много. И выдумки эти являются из самых противоположных лагерей людей, которым неприятны высказываемые мною взгляды на их деятельность.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом. Впервые опубликован отрывок в статье Ив. Власова «Очерки деревенской жизни. Толстой в деревне» — «Жизнь для всех» 1911, 2, стр. 262.

Иван Кузьмич Гурихин — крестьянин Симбирской губ. В своем письме из Тотьмы Гурихин просил Толстого выслать книг и ответить на слышанные им упреки относительно того, что Толстой «собственность отвергает только на словах, на деле же он защитник ее. Мало того… в 1905—1906 гг. он сам прибегал к помощи администрации и ограждал свою землю казаками».

1 В черновике на конверте было написано: всем том, в чем меня обвиняют <как> все те, к[отор]ым неприятны мои взгляды, а таких оч[ень] много [как среди] во всех лагерях, то я всю остальную жизнь занимался бы только этими оправданиями. <Тому, кому интересно знать мою жизнь, [тот] может оч[ень] всё то>

На письмо Толстого Гурихин ответил 14 февраля 1910 г., в котором просил Толстого прислать еще книг. На конверте этого письма Толстой пометил: Книги послать, а В. Ф. Булгаков 20 февраля 1910 г. отметил о посылке книг: «Не убий», «О веротерпимости», «Обращение к русским людям», «Так что же нам делать?», «Где выход?», «Об общественном движении в России», «Христианство и патриотизм».

113. A. M. Хирьякову.

1910 г. Февраля 7? Я. П.

Давно ничего не знаю про вас, дорогой Александр Модестович, знаю через Фельтена,1 что он видел вас на своем суде, и еще из третьих уст, что Чертков2 виделся с вами в Петербурге. Хочется прямого общения с вами. Как вам живется? Надеюсь, что хорошо, принимая во внимание вашу душевную силу, но иногда и боюсь, что тяготит вас ваше одиночество. Дайте мне знать о своем душевном состоянии. Понимаю, что в вашем положении сознание своей невиновности должно действовать двояко противоположно. Надеюсь, что действует в смысле успокоения и душевного подъема. Я доживаю свои дни очень хорошо не по заслугам: столько дела и как будто нужного делаешь, как умеешь и осиливаешь. Разлука с Чертковым3 тяжела нам обоим, в особенности стеснительна для общего дела. Прощайте. Может быть, до свидания.

Помнящий и любящий вас

Л. Толстой.

Печатается по копии. Датируется на основании записи В. Ф. Булгакова от 7 февраля 1910 г. о получении письма от Фельтена «о тяжелом состоянии находящегося в тюрьме литератора А. М. Хирьякова». См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 60. Впервые опубликовано в «Летописях», 12, стр. 85.

Александр Модестович Хирьяков (р. 1863 — ум. в начале 1940-х гг.) — литератор, автор многих статей о Толстом. После Октябрьской революции жил в Варшаве. В 1909 г. А. М. Хирьяков был приговорен к году крепости за редактирование выходившей в 1909 г. в Петербурге газеты «Голос». См. об этом А. Хирьяков, «Три встречи» — «Современник» 1911, 11, стр. 345—366.

1 См. письмо № 37.

2 В. Г. Чертков имел свидание с Хирьяковым в Петербургской тюрьме «Кресты» в январе 1910 г.

3 Имеется в виду запрещение въезда В. Г. Черткова в Тульскую губ., наложенное в административном порядке в марте 1909 г. и снятое в июне 1910 г.

* 114. К. А. Клишевскому.

1910 г. Февраля 8. Я. П.

8 февраля 10 г. Ясная Поляна.

1Считаю то учение, которое вы излагаете в вашем письме — об искуплении грехов людей кровью Христа, одним из самых неразумных, бессмысленных даже, ни на чем не основанных и, вместе с тем, самым вредным для нравственной жизни людей, грубым суеверием.

Думаю я так потому, что грех первого человека, за который бог наказал всех людей, есть грубая и глупая и кощунственная басня, которую давно бы пора забыть людям. Бог есть любовь, и данная им жизнь людям есть благо, которое люди получают всегда, если только исполняют волю пославшего. А потому людям спасаться не от чего и им не нужно никакой крови спасителя, а нужно только исполнять волю бога. Воля же бога — в том, чтобы люди любили друг друга, увеличивали бы в себе любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем» (1 Иоанна, IV, 16).2 И Христос не сказал фарисею, что главная заповедь в том, чтобы верить в какую-то кровь, а очень ясно, понятно и просто сказал: люби бога и ближнего. И в этом весь закон.

Вот мое мнение. Более подробно найдете во всех моих позднейших писаниях.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом.

К. А. Клишевский — владелец дачи в Новом Мисхоре (Кореиз, Крым), в письме от 1 февраля 1910 г. спрашивал Толстого, не изменились ли его религиозные убеждения со времени написания им книги «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий» и как он относится к учению баптистов об «очищении грехов кровию Иисуса Христа».

1 В черновике зачеркнуто начало письма: Мои религиозные убеждения не изменились.

2 В черновике: (выписать из Круга Чтения Апостола Иоанна Послание).

* 115. Неизвестной. Черновое.

1910 г. Февраля 8. Я. П.

Не знаю никакой моей статьи: Последний этап моей жизни.1 Мысли, выраженные вами в письме, я вполне разделяю.

Печатается по черновику-автографу, написанному на конверте письма «Неизвестной». На конверте помета рукой A. Л. Толстой: «Анонимное. Москва. О статье «Последний этап моей жизни». Л. H.».

Так как в письме «Неизвестной» отсутствовал обратный адрес, то можно предположить, что ответ Толстого не был отправлен. Дата определяется почтовым штемпелем дня получения: «Засека, 8 февраля 1910 г.».

Неизвестная, пославшая свое письмо из Москвы 7 февраля 1910

Скачать:PDFTXT

10 года. Ясная Поляна. Получил ваше письмо, брат Михаил, и очень рад ответить на него, как могу и как понимаю. Не стану отвечать на все ваши вопросы о тех глупостях,