Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

делами и невозможность успеть сделать всё, что хочется и нужно, — тоже радостно.

Оч[ень] мне было интересно то, что вы пишете о суеверии народа. Я беспрестанно сталкиваюсь и как раз перед вашим письмом думал об этом и писал в письмах.

Сейчас у нас Саша свалилась в сильной кори, заразившись от Дорика Сухотина,1 и мне жалко ее и, грешен, страшно.

Занят я составлением из Н[а] к[аждый] д[ень] 30 по числу дней и отделов книжечек,2 в которых будет меньше изречений, но самый клёк3 и упрощенные по форме.

Радуюсь, что вам хорошо, в особенности п[отому], ч[то] хорошо вам не от чего-нибудь, а от себя. «Всё в табе».4

Ну прощайте, может быть и до свидания.

Любящий вас Л. Т.

Впервые опубликовано в книге: H. Н. Гусев «Из Ясной Поляны в Чердынь», изд. Сытина, М. 1911, стр. 48—49. Дата определяется пометой H. Н. Гусева на подлиннике.

Ответ на письмо H. Н. Гусева от 25 января 1910 г. из с. Корепино Пермской губ. На конверте этого письма рукой Толстого помечено: прочел. Гусев писал про быт и жизнь жителей Корепина:«Здесь нет мужиков, выделяющихся исключительным богатством, и нет нищих. Темной стороной здешней жизни является множество языческих суеверий, в которые верят искренно и твердо и которое сплетается еще с церковными суевериями так, что одно подкрепляет и усиливает другое».

1 Федор Михайлович Сухотин, пасынок Т. Л. Сухотиной-Толстой.

2 Работа Толстого, получившая название «Путь жизни».

3 Клёк — старинное русское слово, обозначающее: отборный, лучший товар, первый сорт.

4 «Всё в табе» — слова крестьянина В. К. Сютаева, которого высоко ценил Толстой. См. трактат Толстого «Так что же нам делать?», т. 25.

126. В. Г. Черткову от 14 февраля.

127. А. М. Хирьякову.

1910 г. Февраля 15. Я. П.

15 февраля 1910 г. Ясная Поляна.1

Дорогой Александр Модестович, хотел было не то, что сказать вам неправду, но умолчать правду, и это мне б[ыло] так неприятно по отношению вас, ч[то] никак не мог сделать то, ч[то] давно хотел написать вам. Долженствующая быть умолченной правда б[ыла] в том, что Фельтен писал мне про тяжелое, произведенное на него впечатление появления вашего на его суде и просил меня не сообщать вам про это.2 Впечатление, произведенное на него, передалось по его письму с особенной силой мне. Решил теперь не исполнить его желания и пишу вам про это ужасное тяжелое для меня впечатление видеть вас между двумя с обнаженными шашками солдатами…3 Я недавно был в суде в Туле,4 и потому воображение мое особенно живо представило мне вас.

Милый Алек[сандр] Мод[естович], если вам это не тяжело, скажите мне правду, истинную правду о своем душевном состоянии, т. е. о различных душевных состояниях, в к[отор]ых вы бывали, бываете. Знаю, как вы своей умеренной, но всегда остроумной иронией (я почувствовал ее особенно живо в письме к А[нне] К[онстантиновне],5 которое она, спасибо, сообщила мне) ограждаете свое внутреннее сознание от постороннего равнодушного вмешательства, но я просил бы вас, веря в то, что я в своем вопросе руководим только любовью и уважением к вам, сказать мне всю правду о том, как вы переносите свое положение. По письму вашему к А[нне] К[онстантиновне] можно только одного желать для своего блага, — это то, чтобы попасть в ваше положение, но знаю, ч[то] это не совсем так, и мне хотелось бы знать — как?

О себе скажу, что доживаю свои дни оч[ень] хорошо: много друзей и много работы, хотя, как всегда, сомнительной, но все-таки иногда самому кажущейся полезной. Сейчасная работа: составление отдельных книжечек — около 30-ти из «Н[а] к[аждый] д[ень]» по всем отделам. Напрашивается художественная работа, но ей надо заниматься мне только тогда, когда она так же неустранима, как кашель. Хотел написать вам чисто, а вышло, как всегда, неразборч[иво], грязно. У нас в доме корь: внучка6 и Саша, 6-ой день с 40° почти. Если можно, напишите.

Любящий вас Лев Толстой.

Отрывок-факсимиле конца письма, опубликован в «Солнце России» 1910, 2/42, стр. 4; впервые полностью — в статье А. Хирьякова «Три встречи» — «Современник» 1911, 11, стр. 361—362. Основанием датировки является: копия, отправленная адресату вместе с автографом, и запись Толстого в Дневнике 15 февраля 1910 г.: «Встал рано. Написал письмо Хирьякову». На автографе Толстого, копии и конверте — штемпеля: «С.П.Б. тюрьма. Просмотрено». На конверте — адрес, написанный рукой В. Ф. Булгакова: «С.П.Б. Выборгская сторона, Арсенальная набер., № 5, СПБ-я одиночная тюрьма, II корпус, камера № 506. Александру Модестовичу Хирьякову».

Письмо Толстого было вызвано письмом Н. Е. Фельтена (см. прим. к письму № 37), где он писал о тяжелом впечатлении, которое произвело на него появление Хирьякова на его судебном процессе в качестве свидетеля по его делу. См. письмо Толстого к А. М. Хирьякову от 7 февраля. См. также Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 60, и заметку «История одного письма» — «Красная панорама» 1926, 49(143), стр. 6.

1 Дата воспроизводится по копии, отправленной А. М. Хирьякову вместе с автографом.

2 Этого письма H. Е. Фельтена к Толстому не сохранилось.

3 Многоточие в автографе.

4 16 января 1910 г. См. прим. к письму № 104.

5 Анне Константиновне Чертковой (1859—1927), жене В. Г. Черткова. Письмо Хирьякова к А. К. Чертковой также не сохранилось.

6 В автографе: внучке

На письмо Толстого А. М. Хирьяков ответил двумя письмами. В первом, от 7 марта 1910 г., он сообщал, что 13 февраля 1910 г. написал длинное письмо Толстому с описанием своей тюремной жизни. Второе письмо, в котором Хирьяков отвечал на поставленные Толстым вопросы, было им написано 5 августа 1910 г.

* 128. Г. Князеву.

1910 г. Января 26 — февраля 16. Я. П.

16 февраля 1910 г. Ясная Поляна.

Вы пишете, чтобы я помог вам верить в загробную жизнь. Никак не могу этого, так как веры в «загробную жизнь» я сам не имею, да и никто иметь не может. Верю я не в загробную жизнь, а только в здравый смысл, тот самый, который говорит мне, что, несмотря на то, что загробной жизни не может быть, сущность того, что я сознаю своим «я», не может уничтожиться. Что же касается до тех только всё затемняющих рассуждений об эволюции, которые, как вам кажется, что-то объясняют, то я считаю эти рассуждения, основанные на предположении бесконечного времени, и внутренно противоречивыми и ничего не объясняющими. А думаю так потому, что, спрашивая о том, что такое душа, вы не можете не понимать под словом «душа» нечто бестелесное, а потому и внепространственное и вневременное, а между тем вы объясняете сами себе понятие души процессами временными. В этом-то и заключается грубое противоречие, ничего же не объясняющее, так как время, представляемое нами себе неизбежно бесконечным в обе стороны, есть только форма мышления, свойственная человеку, и потому никак не может объяснить то вневременное существо, которое мы называем душою.

Вы спрашиваете, что вам читать. Для уяснения занимающих вас вопросов советую вам прежде всего читать нравственные учения всех народов, начиная от древне-браминской мудрости, Будды, Конфуция, Христа и до Канта, Шопенгауэра и многих, многих мыслителей нашего времени. Указания на этих, как древних, так и новых мыслителей вы найдете в самом сжатом виде в составленных мною книгах, в «Круге чтения» и «На каждый день». Послал бы и «Кр[уг] чт[ения]», но его нет у меня.

Печатается по копии, сверенной с черновиком, начало которого представляет собою машинописный текст с многочисленными поправками рукой Толстого, а конец — автограф. Судя по сохранившейся копии, сначала письмо было написано 26 января 1910 г. но, повидимому, оно было задержано отсылкой и копия исправлена Толстым лишь 16 февраля 1910 г.

Ответ на письмо от 21 декабря 1909 г. Георгия Князева из Минусинска.

129. П. В. Сюзеву.

1910 г. Февраля 16. Я. П.

16 февраля 1910 г. Ясная Поляна.

Благодарю за добрые чувства, выраженные в вашем письме. Посылаю портрет и несколько брошюр о вреде пьянства и от души желаю процветания вашему обществу.

Печатается по копии. Впервые опубликовано в «Летописях», 2, стр. 243.

Павел Васильевич Сюзев — член правления Добрянского железоделательного завода Пермской губ., основатель Добрянского общества трезвости, в письме от 6 февраля 1910 г. просил Толстого выслать обществу его портрет с автографом и «хотя несколько слов»; кроме того, он прислал свое стихотворение «Графу Льву Николаевичу Толстому. Ко дню восьмидесятилетия» и устав Добрянского общества трезвости.

* 130. Н. П. Федотовой.

1910 г. Февраля 16. Я. П.

16 февраля 1910 г. Ясная Поляна.

Я знаю женатых людей, которые живут, как братья с сестрами. И думаю, что это возможно и хорошо. Но думаю тоже, что для того, чтобы так жить, не нужно и жениться. А то, что вы чувствуете омерзение к половому общению, то это очень хорошо. Животное не знает этого отвращения, выражающегося у людей и чувством стыда. Чувство это отличает человека от животного, и потому надо дорожить им, воспитывать и утверждать его в себе, а не спускаться на степень животного.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Федотовой.

Ответ на письмо Н. П. Федотовой из Петербурга, писавшей об осложнениях в своей личной жизни.

* 131. М. Н. Яковлевой. Черновое.

1910 г. Февраля 16. Я. П.

Письмо ваше, милая О. К.,1 не утомило меня, но оч[ень] тронуло. Милая О. К., откровенно скажу вам: боюсь я за вас.

Печатается по черновику-автографу. Дата определяется почтовым штемпелем дня получения: «Засека, 16 февраля 1910 г.». Судя по тому, что подлинника и копии этого письма не сохранилось и нет отметки об его отсылке, письмо отправлено не было.

Ответ на письмо М. Н. Яковлевой от 14 февраля 1910 г. (почт. штемпель), в котором она благодарила Толстого за письмо к ней. См. письмо № 110.

1 Толстой ошибся, обращаясь в своем письме к «О. К.» вместо «М. H.».

132. Б. Манджосу.

1910 г. Февраля 17. Я. П.

Ясная Поляна, 17 февраля 10 г.

Ваше письмо глубоко тронуло меня. То, что вы мне советуете сделать,1 составляет заветную мечту мою, но до сих пор сделать этого не мог. Много для этого2 причин (но3 никак не та, чтобы я жалел себя); главная же та, что сделать это надо никак не для того, чтобы подействовать на других. Это не в нашей власти и не это должно руководить нашей деятельностью. Сделать это можно и должно только тогда, когда это будет необходимо не для предполагаемых внешних целей, а для удовлетворения внутреннего требования духа, когда оставаться в прежнем положении станет так же нравственно невозможно, как физически невозможно не кашлять, когда нет дыханья. И к такому положению я близок и с каждым днем становлюсь ближе

Скачать:PDFTXT

делами и невозможность успеть сделать всё, что хочется и нужно, — тоже радостно. Оч[ень] мне было интересно то, что вы пишете о суеверии народа. Я беспрестанно сталкиваюсь и как раз