Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

и быть великим благодетельным примером для других народностей.

Всей душой желающий вам успеха в вашем деле и в том деле, о котором я позволил себе посоветовать вам, т. е. всем верующим в закон Христа людям чешского народа.

Печатается по копии. Письмо написано под диктовку Толстого Д. П. Маковицким, что видно из пометы Маковицкого на конверте письма Ионаша. Там же помета рукой Толстого: С Душаном посоветоваться. Основанием датировки служат: а) запись Толстого в Дневнике от 25 февраля 1910 г. (т. 58, стр. 20); б) копия, где письмо датировано 26 февраля 1910 г. Вероятно, письмо, написанное 25 февраля, было перепечатано на машинке и подписано 26 февраля 1910 г.

Карел Ионаш — редактор газеты «Венков» (деревенской газеты), прислал Толстому из Праги письмо от 4 марта нов. ст., в котором писал, что возникла мысль осуществить на деле среди чешских земледельцев, проповедь чешского философа крестьянина Петра Хельчицкого. К. Ионаш между прочим писал, что статистическое обследование чешских библиотек установило факт особенного интереса чешского народа к произведениям Толстого.

1 Петр Хельчицкий (Petr Chelčický) (1390?—1460?), видный деятель гуситского движения, отрицавший всякое вмешательство государства в церковные дела и проповедывавший, что истинная сущность христианства во взаимной любви и братских отношениях между людьми. Его религиозный труд «Сеть веры» был издан Академией наук: «Сочинение Петра Хельчицкого. I. Сеть веры. II. Реплика против Бискупца. Труд Ю. С. Анненкова. Окончил И. В. Ягич».

В 1905 г. Толстой написал очерк «Петр Хельчицкий» в качестве Недельного чтения для «Круга чтения». Кроме того, книга Хельчицкого была издана с очерком Толстого в качестве предисловия (см. Петр Хельчицкий, «Сеть веры», изд. «Посредник», М. 1908).

* 147. В. А. Молочникову.

1910 г. Февраля 27. Я. П.

27 февраля 1910 г. Ясная Поляна.

Большое спасибо, что пишете и о том, что близко нам обоим, в том числе и о вашем душевном состоянии.

Л. Т.

Приписка на обороте письма В. Ф. Булгакова к В. А. Молочникову от 7 февраля 1910 г., в котором он по поручению Толстого отсылал обратно письмо Смирнова.

148. К. П. Славнину.

1910 г. Февраля 27. Я. П.

К. Славнину

27 февраля 1910 г. Ясная Поляна.

Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, мне нужно знать, что вы понимаете под словом «преступление». Если вы понимаете то, что признается таковым нашим правительством, то я не знаю и не хочу знать той глупой, грязной и преступной чепухи, которая называется этим правительством законами и неподчинение которой называется преступлением. Если же вы спрашиваете, заключается ли перед совестью и здравым смыслом всех мыслящих людей «наличность преступления» в напечатанных вами моих словах, определяющих сущность деятельности всех церковных богословов, не только русских, но и всемирных, то отвечаю, что преступление совершено не мною и не вами, а готовится к совершению всей той продажной ордой чиновников, которые из-за получаемого ими жалования готовы не только вас посадить в тюрьму вместе с тысячами томящихся там людей, но всегда готовы мучить, убивать, вешать кого попало, только бы получать аккуратно свое награбленное с народа месячное жалованье.

Извините, если, может быть, неточно отвечаю на ваш вопрос, но не затихающее негодование и ужас перед деятельностью царствующего в наше время Чингис-Хана с телефонами и аэропланами, облекающего свои злодеяния в форму законности, негодование это при всяком таком случае, как ваш, просится наружу.

С совершенным уважением Лев Толстой.

Печатается по машинописному подлиннику, перепечатанному с автографа, написанного на конверте письма Славнина. В машинописный подлинник внесены некоторые исправления Толстого. Впервые опубликовано в журнале «Красная нива» 1926, II, стр. 10. Дата подлинника. Письмо было отправлено К. П. Славнину только лишь 18 марта 1910 г., так как 27 февраля было ошибочно отправлено к Т. С. Дудченко (см. письмо № 201).

Кельсий Порфирьевич Славнин — редактор ежедневной газеты «Новая Русь», издававшейся в Петербурге в 1910 г., обратился к Толстому с письмом, в котором сообщал, что его привлекают по 73 ст. Уголовного уложения за опубликование в газете в № 20 от 21 января из книги «На каждый день» мыслей Толстого «об обучении под названием закона бога самым явным бессмыслицам». Славнин просил Толстого разъяснить ему, «имеется ли наличность преступления» в этих словах. Не дождавшись суда, Славнин уехал за границу. Заочно суд приговорил его к полутора годам тюремного заключения. Газета «Новая Русь» закрылась в мае 1910 г. В ЯЗ 5 мая 1910 г. записано, что Толстой выражал сожаление по поводу этого закрытия, так как «эту газету предпочитал другим».

* 149. Е. И. Комладзе.

1910 г. Марта 1. Я. П.

1 марта 1910 г. Ясная Поляна.

Любезный брат Ермолай Иванович,

Письмо ваше получил, но хотя и не знаю, во что и как вы верите, постараюсь ответить на ваши вопросы правдиво перед богом, как сам понимаю.

1) О крещении думаю, что крещение водой, как взрослых, так и особенно младенцев, пустой и бесполезный обряд. Если понимать так, что при крещении дух божий входит в человека, то это вхождение в душу человека духа божия совершается тайно и не может зависеть от внешних обрядов. Поэтому считаю всякое крещение ненужным.

2) Насчет бракосочетания думаю, что согласно с учением Христа лучше всего полное целомудрие. Если же мужчина и женщина не могут выдержать полного целомудрия, то пусть соединяются, но обещая друг другу верность на всю жизнь (ни в каком случае не допуская развода, как и сказано в еванг. Матф., гл. V, 32) и обещая вместе воспитывать детей в своей вере; совершение же при этом каких-нибудь внешних обрядов считаю тоже ненужным.

3) Насчет погребения думаю, что мертвое тело надо убрать так, чтобы оно не мешало живым. Всякие же молитвы над телом считаю бесполезным. Всякий человек может только сам в своей жизни исполнять или не исполнять волю бога, молитвы же других людей о нем после его смерти не могут изменить его прошедшую жизнь. При смерти дух человека возвращается к тому, от кого он исшел. А бог, от кого он исшел и к кому возвратится, — есть любовь. И потому после смерти душа человека ничего кроме добра ожидать не может.

4) О молитвах вообще думаю, по словам Христа, что если молишься, то уединись и один перед богом открой ему свою душу и старайся соединиться с ним, и что такая молитва полезна для души больше, чем молитва внешняя, общественная в храмах и собраниях. Молитва же, как я думаю, самая важная и полезная для души, это молитва ежечасная, особенно когда сходишься с людьми, имеешь с ними дело. Молитва же, по моему мнению, должна состоять в том, что так как ты знаешь, что во всяком человеке живет, так же, как и в тебе, дух божий и что ты просишь бога помочь тебе сейчас обойтись с этим человеком с любовью.

Еще, любезные братья, скажу вам о том, что вы пишете, что «евангелие одно, а все поступают разно». На это скажу вам то, что я думаю об евангелии, и о всех тех книгах, которые считаются словом самого бога. По моему мнению, все эти книги ничем не отличаются от всяких других книг — дел рук человеческих. Так что надо понимать, что в этих книгах, как и во всяких других, может быть много хорошего, истинного, а также и много дурного и ложного. В книгах же, называемых словом божиим, в библии, так как книги эти очень старые, главное, были, когда люди еще очень мало знали, и кроме того много раз переводились с языка на язык и переписывались и нарочно извращались, что в книгах этих, в библии, в евангелии, посланиях, оч[ень] много пустого и даже ложного и вредного, и что верить всему, что сказано в этих книгах, не нужно. Не нужно верить уже по одному тому, что таких книг, считающихся словами бога и священными, очень много. Такие книги есть у магометан — Коран, у индусов — Веды, у китайцев — Конфуций, у японцев и части Китая — Будда, у таосистов — Лаотзе.

Верить можно и должно только тому, что одно и то же во всех верах и, кроме того, согласно с разумом и духом божиим, живущим в каждом человеке. Такое, по моему мнению, одно и то же во всех верах и согласное с разумом и духом божиим, живущим в душе человека, высказано в евангелии, не во всем евангелии, а в главных местах его, где передаются слова Христа. Из этих мест я составил то евангелие, которому я верю. Посылаю вам это евангелие — одно более подробное, другое более краткое. О молитве посылаю вам тоже ту молитву, которую я для себя каждый день по утрам читаю.1 Вы спросили меня, как я верю. Отвечаю вам перед богом всю истинную правду. Если моя вера подойдет вам, буду очень рад, если же найдете ее непригодной вам, об одном прошу, не осуждайте меня и не нарушайте нашу братскую взаимную любовь.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на четырех страницах почтовой бумаги.

Ответ на письмо Комладзе от 18 февраля с целым рядом религиозных вопросов.

Ермолай Иванович Комладзе — сектант, принадлежавший к общине «новокрещенцев», живший в 1910 г. близ станции Слюдянка Забайкальской ж. д.

Комладзе ответил Толстому письмом от 31 марта 1910 г., в котором благодарил за присланное письмо и книги. На конверте этого письма помета рукой Толстого: Б[ез] О[твета].

1 См. запись в Дневнике, т. 58, стр. 7—8.

150. Неизвестной (учительнице Е. Б.).

1910 г. Марта 1. Я. П.

1 марта 1910 г. Ясная Поляна.

Посоветуйте мальчику не писать стихов. То, что он пишет, нельзя даже назвать стихами — так это плохо.

Посоветуйте не писать.

Словодело великое. Великое потому, что оно есть могущественнейшее средство единения людей. Так соединили и соединяют людей слова великих учителей мира — Христа и др[угих]. Но слово может быть и орудием зла, когда оно не соединяет, а разъединяет людей. Может быть и оскорблением того, кто их произносит, когда оно употребляется для сквернословия или коверкания языка безобразными стихами. И потому с словом надо обращаться с уважением к этому великому человеческому свойству и говорить только то, что нужно, и во всех случаях стараясь сказать это, как можно проще и яснее, не стесняясь умышленно размером, рифмой. Скажите это вашему мальчику.

Последние лет 5 я получаю ежедневно не менее 2-х писем от деревенских стихотворцев с ужасным набором слов, которые представляются их авторам стихотворениями, с просьбами помочь «развитию их дара», как они выражаются, и поместить их произведения в печати. Если счесть, сколько я получил таких писем со стихотворениями за последние года, то это

Скачать:PDFTXT

и быть великим благодетельным примером для других народностей. Всей душой желающий вам успеха в вашем деле и в том деле, о котором я позволил себе посоветовать вам, т. е. всем