Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

больше захватывает не нашу отпетую братью, а народ. Мне легко удержаться от такого предугадывания, потому что во всяком случае я-то не увижу перемены внешней. Важно только движение духовное, а такое духовное просветление в одном человеке важнее миллионных армий. Прощайте, спасибо. Братски целую вас.

Л. Толстой.

Печатается по копии. Дата определяется копией и подтверждается пометой В. Ф. Булгакова на конверте письма Досева, а также записью Толстого в Дневнике (т. 58, стр. 22).

Христо Федосиевич Досев (1887—1919) — болгарин, последователь учения Толстого. См. т. 78.

1 Христо Досев прислал Толстому письмо из Майкопа от 25 февраля 1910 г. вместе с переведенным им с болгарского на русский язык письмом и речью отказавшегося от военной службы солдата Миню Пенева Попова перед военным судом в г. Пловдиве, в Болгарии. Досев писал в своем письме, что М. Попов вновь осужден на четыре года заключения в самую худшую тюрьму Болгарии — «Черную Джалию». «Тюрьма эта отвратительная, хуже всякой вашей Шлиссельбургской крепости: она низкая темная, сырая, глухая». Он просил Толстого написать Попову, прислать письмо ему для перевода и пересылки Попову и высылать ему по 5 р. в месяц.

Открыткой из Майкопа, отправленной 29 марта 1910 г., Досев благодарил Толстого за добрые письма и сообщал, что отправил М. Попову оригинал и перевод письма Толстого. См. письмо № 157.

* 157. М. П. Попову.

1910 г. Марта 4. Я. П.

4 марта 10 года. Ясная Поляна.

Любезный брат Миню,

Получать такие письма, как то, какое вы мне прислали вместе с вашей речью на суде, которую мне прислал Досев, и узнавать про такие поступки, как ваш, составляет самую большую радость моей жизни.

Единственное настоящее дело нашей жизни — это всё большее и большее единение людей мира. Соединиться же могут люди только в истине любовью. Такой же поступок, как ваш, так именно и соединяет людей больше и вернее, чем всевозможные пути сообщения, чем какие бы то ни было книги, газеты, общества. Помогай вам бог с бодростью и радостью нести выпавшее на вашу долю испытание с сознанием того, что то, что вы делаете, делаете не вы, а он — бог, живущий в вас.

Если можете, извещайте меня, и чем чаще и чем подробнее, тем лучше о вашем положении. Знайте, что у вас много друзей и братьев в России. Один из них, любящий вас, как дорогого сына, старый дед.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге, подписанным инициалами: «Л. Т.».

Миню Пенев Попов (р. 1885) — болгарин, сын деревенского учителя. В 1907 г. отказался от военной службы по религиозным убеждениям, чему толчком послужило знакомство с произведениями Толстого, и был предан военному суду, приговорившему его в январе 1908 г. в г. Пловдиве (Филиппополе) в дисциплинарную роту на 2 года. По истечении года Попов вновь был предан суду «за неповиновение» и осужден на 4 года тюремного заключения. М. Попов написал Толстому на болгарском языке из тюрьмы «Черная Джалия» письмо от 1 января 1910 г., переведенное на русский язык Христо Досевым. См. письмо № 156.

158. И. Ф. Наживину.

1910 г. Марта 4—5. Я. П.

Сейчас прочел записку вам Булгакова, милый Иван Федорович, и не мог допустить того, чтобы не отозваться на ваше письмо тем чувством любви, к[оторое] всегда сознаю в себе, как только что-нибудь напоминает вас. Рад узнать, что как это и не могло быть иначе, покорность воле и всегда благой воле его победило ваше страдание.1

Я живу хорошо, подвигаюсь понемногу к тому, что всегда благо, и ослаблением тела и освобождением духа. Сердечный привет вашей милой жене.2

Лев Толстой.

4 марта.

Хочется исполнить ваше желание о портрете, но у меня нет последнего. Или найду самый последний, или завтра попрошу снять. Посылаю последний. Кажется, годится.3

Печатается по факсимиле-автографу, напечатанному И. Ф. Наживиным в книге: Ив. Наживин, «Из жизни Л. Н. Толстого», изд. «Сфинкс», М. 1911. В копии письмо датировано 5 марта.

Иван Федорович Наживин (р. 1874) — писатель, одно время сочувствовавший взглядам Толстого. См. т. 73, стр. 147.

1 По поводу смерти ребенка Наживина в 1909 г.

2 Анне Ефимовне Наживиной, рожд. Зусман.

3 О фотографическом портрете для Наживина см. записи в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 101, и А. Б. Гольденвейзера, «Вблизи Толстого», 2, стр. 9.

* 159. Л. И. Медведевой.

1910 г. Марта 5. Я. П.

5 марта 10 г. Ясная Поляна.

Любовь Иосифовна,

Получил ваше доброе письмо и отвечаю на него, во-1-х, тем, что совершенно искренно говорю, не признаю за собой того влияния, которое вы мне приписываете, а во-вторых, то, что и не признавая за собой этого влияния, не переставая только то и делаю, что вы советуете мне делать.

Учение Христа считаю самым великим и нужным нам учением и, как умел, старался привлекать к нему людей. Посылаю вам составленные мною выборки из евангелия, такие, какие, по моему мнению, независимо от того, бог ли Христос, или нет, должны бы, казалось мне, привлечь людей. Мысли же «На каждый день», думаю, что могут быть духовно полезны людям, по крайней мере для меня они полезны, воздерживая меня от дурного и привлекая к лучшему. То же слыхал и от некоторых читателей. Посылаю вам эти книги.

Благодарю вас за ваше письмо.

Брат ваш Л. Т.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге с собственноручной подписью Толстого инициалами «Л. Т.».

Любовь Иосифовна Медведева — бывшая учительница, прислала Толстому письмо из Харькова от 3 марта 1910 г. (почт. штемпель), в котором она писала, что читала в газете «Русь» поучения Толстого (в газете «Новая Русь» в 1910 г. печаталось «На каждый день»). Но, читая их, она пришла к такому заключению, что они приносят очень мало пользы, «потому, что они только одурманивают человека», подменяя собой евангелие. «Бросьте Вашу философию, — писала Медведева, — побольше сердца, побольше души» и призывала Толстого «всячески распространять советы людям, как надо жить и как соединить все религии воедино».

* 160. В. А. Молочникову.

1910 г. Марта 5. Я. П.

[5 марта 1910 г.]

Письмо хорошо. Читая с карандашом, сделал помарки ничтожные. Чтение его может быть только полезно.

Л. Т.

Дата поставлена на подлиннике рукой В. Ф. Булгакова. Письмо является припиской к письму В. Ф. Булгакова Молочникову.

В. А. Молочников вместе со своим письмом к Толстому прислал письмо, написанное им в Новгороде по поводу отказа его сына от уроков закона божия учителю реального училища. Он просил Толстого ответить, «стоит ли вообще посылать такое письмо», и исправить его, если Толстой найдет нужным.

* 161. Я. С. Пяшунину.

1910 г. Марта 5. Я. П.

5 марта 10 г. Ясная Поляна.

Не советую никуда ездить. Миллионы живут, где родились, почему вам, одному из миллионов, нельзя жить на месте, а надо уехать!

Думаю, что во всяком месте можно жить хорошо и дурно. Тому, кто живет хорошо, везде хорошо, а тому, кто живет дурно, везде дурно. Думать, что от перемены места может жизнь стать лучше, большой соблазн.

Если человек так думает, то он будет ожидать улучшения жизни от перемены места, а о том, чтобы самому становиться лучше, не будет заботиться.

А улучшение жизни только в себе. Не советую никуда ездить, а жить, где живете, и работать над собою, чтобы себя исправлять. И стоит только перестать думать о Канаде и Америке, а заглянуть в себя — так и дома над собой работы много найдете.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на двух страницах почтовой бумаги.

Яков С. Пяшунин — крестьянин Пермской губ., просил Толстого посоветовать ему, как переселиться в Америку, Канаду или Колумбию.

* 162. М. Скипетрову.

1910 г. Марта 5. Я. П.

5 марта 1910 г.

Докончил чтение вашего письма, милый Миша, и прослезился радостными, любовными слезами.

Никакая радость не может сравниться с этой радостью любовного единения не Скипетрова с Толстым, а сознания единства бога в себе и вне себя. Только сознай это единство хоть с одним, сознаешь его со всеми. И как хорошо.

Пожалуйста, пишите. Передайте мою любовь вашей матери. Это не слова, а правда.

Печатается по копии.

Михаил Скипетров (1883?—1911?) — бывший петербургский студент (см. т. 80), часто бывавший в Ясной Поляне. См. т. 80 и Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 38—40, 48, 146, 213—214. В письме к Толстому от 3 марта Скипетров писал «о внутренней сущности прогресса», который он понимает как движение людей к единству.

На конверте письма Скипетрова надпись рукой Толстого: Душану, чтобы он сообщил Скипетрову о новостях.

* 162а. М. А. Стаховичу. Неотправленное.

1910 г. Марта 5. Я. П.

Телеграмма.

Отец просит разрешения Хрулева посетить Тульскую тюрьму. Местные власти препятствуют.

После отказа тульским прокурором через присяжного поверенного Б. О. Гольденблата в разрешении свидания Толстого с заключенными в Тульской тюрьме (см. прим. к письму № 104) Толстой предполагал обратиться за разрешением свидания через М. А. Стаховича к начальнику мест заключения Министерства внутренних дел С. С. Хрулеву. Написав текст телеграммы от имени своей дочери, Толстой отложил отсылку данной телеграммы (Я3, 2 марта 1910 г.). Тем не менее Стахович, узнав о желании Толстого, хлопотал у Хрулева и министра юстиции Щегловитова, но получил отказ. См. «Список писем по поручению», № 245.

* 163. Ф. Т. Ткаченко.

1910 г. Марта 5. Я. П.

5 марта 10 года. Ясная Поляна.

Федор Тимофеевич,

Анархизм это учение о том, что надо и можно жить без правительства. Анархисты-революционеры учат — тому, что надо, мол, свергнуть правительство. И тогда люди сами, без правительства устроят себе справедливую, хорошую жизнь. Я считаю такое учение неправильным, потому что, если анархисты будут употреблять насилие против правительства, то и правительство будет употреблять насилие против них, и если бы анархисты и взяли верх, держаться они могли бы только насилием. А как только будет насилие, так будут вражда, злоба, убийства, и на этом пути люди никогда не дойдут до справедливой, хорошей жизни, а будет та свалка и война всех против всех, какая идет теперь.

Для того, чтобы установилась справедливая, хорошая жизнь, нужно совсем другое, а именно вот что:1

Посылаю вам книжечек.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге.

Федор Тимофеевич Ткаченко — ефрейтор 125-го Курского полка, находившегося в г. Ровно, до военной службы чернорабочий; в письме к Толстому от 2 марта (почт. штемпель) просил разъяснить, что такое анархизм.

1 Далее в черновом автографе написано: (Приложить из письма о работе над собой) и рукой В. Ф. Булгакова: «Далее прилагается письмо к Пестову от 1 марта» (см. письмо №151).

* 164. Ш. Вулу.

1910 г. Марта 7. Я. П.

7 марта 10 года. Ясная Поляна.

Слова, сказанные Христом не оттого важны и можно ссылаться на них, что они сказаны

Скачать:PDFTXT

больше захватывает не нашу отпетую братью, а народ. Мне легко удержаться от такого предугадывания, потому что во всяком случае я-то не увижу перемены внешней. Важно только движение духовное, а такое