Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

Христом. А сказаны они Христом потому, что они истинны и записаны в сердце каждого человека.

Черновое.

Можете ссылаться на слова истины, записанные в сердцах каждого человека, кем бы слова эти ни были сказаны.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом. Прочтя письмо, Толстой написал один текст ответа, но тут же зачеркнул его и написал новый, который был перепечатан на машинке, подписан и отправлен адресату.

Ответ на письмо из местечка Новой-Улицы Подольской губ. Шмуэля Вула, в письме от 3 марта спрашивавшего Толстого: «Может ли еврей, отказываясь от воинской повинности, ссылаться на слова Христа? »

* 165. Б. О. Гольденблату.

1910 г. Марта 7. Я. П.

Борис Осипович,

Опять обращаюсь к вам и почти уверен, что вы не посетуете на меня за это обращение.

Дело о выделе по 9-му ноября1 крестьянина своей земли из общества. Выдел этот стесняет всё общество, но Зем[ский] начальник] и Съезд2 решили в пользу выделяющегося. Я уверен, что вы не откажетесь сделать, что можете.

Благодарный вам Лев Толстой.

7 мар.

1910.

Борис Осипович Гольденблат (1864— ум. ок. 1930) — тульский присяжный поверенный, к которому часто обращался Толстой за юридическими советами по делам крестьян, обращавшихся к Толстому за помощью.

1 Закон 9 ноября 1906 г., по которому крестьянам предоставлялось право свободного выхода из общины на хутора и отруба с закреплением выделенной земли в их частную собственность. Толстой относился резко отрицательно к этому закону. См. т. 77 (письмо к П. А. Столыпину от 16 июля 1907 г.) и т. 80, стр. 81.

2 Уездный съезд мировых судей — кассационная инстанция по решениям земских начальников и городских судей. В состав уездного съезда входили все земские начальники данного уезда, городские судьи и почетные мировые судьи.

166. В. А. Поссе.

1910 г. Марта 7. Я. П.

7 марта 1910 г.

Многоуважаемый Владимир Александрович.

Какое вышло удивительное совпадение! Вы пишете Льву Николаевичу о том, не найдется ли что-нибудь в его писаньях против самоубийства. А я только сегодня послала в «Русское слово» именно такую статью под заглавием «О самоубийстве», написанную Львом Николаевичем еще в 1900 году. Вчера, пересматривая разные русские и иностранные брошюры со статьями Льва Николаевича, я совершенно случайно нашла в середине книжечки эту статью. Перечла ее, и, так же как вы, возмущаясь и скорбя душой о тех молодых жизнях, которые ежедневно погибают по собственному желанию, я просила Льва Николаевича позволить мне напечатать его мысли, на что он охотно согласился — не знаю, напечатает ли «Русское слово» статью; не знаю и того, удобно ли вам будет тоже ее напечатать. На всякий случай посылаю вам точную копию того, что я сегодня послала в «Русское слово». Поступите по своему усмотрению как хотите с этой статьей…

В самом деле это странная случайность. Я перечел эту забытую статейку, но она мне показалась стоющей напечатания.1 Я ничего сейчас не сумел бы написать лучшего.

Любящий вас Л. Толстой.

И сейчас Лев Николаевич велел вам еще передать, что он очень рад, что его статья будет у вас напечатана, и что он благодарит вас за предложение посылать ваш журнал по его указанию. Очень рада буду, если посылаемая мною статейка вам пригодится; жалею, что ваше письмо не пришло днем раньше.

Желаю вам всего лучшего.

Преданная вам

София Толстая.

Печатается по тексту, опубликованному в журнале «Жизнь для всех» 1911, 11, стр. 1579—1580. Там же воспроизведено факсимиле письма Толстого и отрывки из письма С. А. Толстой. Письмо вызвано письмом В. А. Поссе от 3 марта 1910 г. со следующей надписью Толстого на конверте: С[аша], прочти письмо ввиду его предложения высылать. Благодари от меня за письмо и сообщи статейку Софии Андреевне.

1 Статья «О самоубийстве» была напечатана в газете «Русское слово» 1910, № 55 от 9 марта, и перепечатана во многих других газетах. Статья эта представляет собою письмо Толстого к З. М. Любочинской от 25 августа 1899 г. (см. т. 72, стр. 175), которое было впервые опубликовано в «Листках Свободного слова» 1900, 11, стр. 13—14.

* 167. Е. П. Де-Турже-Туржанской.

1910 г. Марта 7—8. Я. П.

7 марта 10 года. Ясная Поляна.

Благодарю вас, Евгения Павловна, за присылку журнала. Непременно пересмотрю и постараюсь высказать свое мнение, как вы желаете, искренно. Цель ваша мне очень сочувственна.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Де-Турже-Туржанской. Дата определяется копией и почтовым штемпелем дня получения: «Засека, 7 марта» и пометой на конверте об ответе 8 марта 1910 г.

Евгения Павловна Де-Турже-Туржанская — детская писательница, сообщила Толстому в своем письме, что с 1 февраля 1910 г. она редактирует и издает в Смоленске новый детский журнал «Родная Русь». Она также прислала Толстому экземпляр этого журнала и просила дать свой отзыв.

* 168. И. В. Корпусову.

1910 г. Марта 8. Я. П.

8 марта 10 г. Ясная Поляна.

На ваш вопрос, милый брат Иван Васильевич, посылаю вам выдержки из моих писем к писавшим мне людям, которые находились в том же недоумении, как и вы, о некоторых текстах писания.1

Посылаю кроме того книгу Сандерлэнда,2 из которой вы увидите, какое значение можно и должно приписывать книгам, называемым священным писанием.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Корпусова.

Иван Васильевич Корпусов — крестьянин Ставропольской губ., в письме от 23 февраля 1910 г. благодарил Толстого за «правду и нелицемерие, за истину перед всем миром». Он просил разъяснить не понятные ему тексты из евангелия и послания апостола Павла.

1 В черновике: О священном Писании…

К письму приложены выдержки из писем Толстого к Мельникову (№ 73) и Куксову (№ 80).

2 И. Т. Сандерленд, «Библия. Ее происхождение, развитие и отличительные свойства», перевод с английского под ред. В. Черткова, изд. «Посредник», М. 1908.

* 169. С. Е. Сакерину.

1910 г. Марта 8. Я. П.

8 марта 10 г. Ясная Поляна.

Любезный брат, Степан Ефимович,

Получил ваше письмо и с радостью прочел его. Вижу из него, что вы понимаете христианское учение так же, как и я. Считаю я по христианскому учению всех людей братьями, а потому тем более тех, которые одинаково со мною понимают жизнь. Письмо ваше очень интересно. Если позволите, я пошлю его в печать и постараюсь выговорить за напечатание вознаграждение.

В конце письма вы пишете, чтобы я помог вам устроить свою жизнь.

Я не понял, чего вы от меня желаете и ожидаете.

Если вы думаете, что я могу вам дать денег, то я не могу этого, так как, хотя и живу в роскоши, не имею никакого имущества, кроме небольших денег, которые распределяю между соседними бедными вдовами, сиротами и нищими.

Брат ваш.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге.

Степан Ефимович Сакерин (р. 1875) — крестьянин-бедняк Вятской губ., прислал Толстому длинное письмо, в котором подробно описывал свою жизнь и бедствия, которые терпел с самого детства. Он писал о своих религиозных исканиях и просил Толстого «помочь ему встать на ноги».

170. В. Г. Черткову от 8 марта.

* 171. Ш. Шеркеру.

1910 г. Марта 8. Я. П.

8 марта 10 г. Ясная Поляна.

С мыслью, выраженной вами в начале вашего письма, вполне согласен.

В ответ же на ваши вопросы посылаю вам следующее простое рассуждение:1

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге.

Ш. Шеркер из с. Шелестяны Подольской губ. писал, что прочитанные им книги Толстого «Неизбежный переворот» и «О ложной науке» изменили все его убеждения, но он не понимает, «каким образом заменить насилие любовью. Как возможно единение народов, враждебных друг другу?»

1 Далее в черновике написано: «Жизнь наша нехорошая и т. д. Выписать из письма по пунктам».

В копии перепечатана выписка из письма к Пестову (№ 151).

* 172. И. Карпову и И. Малинкину.

1910 г. Марта 9. Я. П.

9-го марта 10 г. Ясная Поляна.

Совершенно согласен с вашим мнением. Я для себя считаю всякое обязательство несовместимым с той свободой, которая есть и условие и благо христианского жизнепонимания.

Думаю, что возможно товарищество и без обязательств и признания власти, основанной на насилии.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Карпова и Малинкина.

Иван Карпов и Иван Малинкин — рабочие Куваевской мануфактуры в Иваново-Вознесенске, в письме от 7 марта просили разъяснить недоумение, вызванное высказанным Толстым одобрением кооперативного движения, в котором они видят некоторый элемент насилия. См. письмо к В. Ф. Тотомианцу № 81.

* 173. П. Видуцу.

1910 г. Марта 10. Я. П.

10 марта 10 г. Ясная Поляна.

Думаю, что если бы вы читали мои книги, вы бы не делали мне тех вопросов, которые делаете.

На 1-й вопрос ответ в том, что христианское учение ставит идеал, наибольшее приближение к которому дает наибольшее благо. Чем больше исполняет человек закон любви, включающий непротивление, тем будет лучше.

На 2-й вопрос о том, как может дух существовать без материи, т[ак] к[ак], по-вашему, материя такое же основное и вечное начало жизни, как и дух, отвечаю тем, что материя не только не такое основное и вечное начало жизни, как дух, но что материя вовсе не существует сама по себе, а есть только наше представление. Мы знаем несомненно только одно свое духовное «я», материальное же всё есть только представление, получаемое нашим духовным «я», которое одно существует.

То, что материя не существует, а есть только наше представление, ясно уже потому, что материю мы не можем себе представить иначе, как во времени и пространстве, материя есть нечто совершенно бессмысленное.

Прежде чем было это — что бы то ни былобыло то, что было причиной этого, а прежде того, что была причина, было еще что-то и т. д. до бесконечности. То же и по пространству: Солнце, Сириус, а дальше еще большие звезды, еще более отдаленные и так тоже без конца. Так что признавать материю в пространстве и времени можно и полезно для обихода, практической жизни, но выставлять материю для объяснения начала жизни очень смешная и грубая ошибка, которую делают в наше время тысячи и тысячи так называемых «ученых» людей. Мало думающим людям кажется так ясно, что есть мои руки ноги, поля, земля, что они так же уверены, что это действительно есть, как мы во сне бываем уверены, что действительно есть то, что нам грезится.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге.

Петр Видуц из Лифляндской губ. в письме от 7 марта просил Толстого разъяснить два вопроса, которые ему непонятны и с которыми он никак не может согласиться: первый — о непротивлении и второй — о бессмертии духа.

* 174. Грете Виттельс (Grete Wittels).

1910 г. Марта 7—10. Я. П.

7 марта 10 года.

Людям всех народов и племен турецкого, самоедского, славянского нужно стремиться к единению с богом, — скажу тому,

Скачать:PDFTXT

Христом. А сказаны они Христом потому, что они истинны и записаны в сердце каждого человека. Черновое. Можете ссылаться на слова истины, записанные в сердцах каждого человека, кем бы слова эти