в газеты.
Кроме машинописного подлинника, сохранился черновик-автограф, написанный на конверте письма Мищенко
Макар Венедиктович Мищенко — бывший мясник на Харьковской городской бойне, живший в 1910 г. в Ростове, прислал Толстому письмо от 8 марта 1910 г., в котором подробно описывал тяжелые впечатления от своей профессии мясника на Харьковской городской бойне. На обороте этого письма Мищенко написал воззвание к «людям» с призывом к вегетарианству. См. письмо № 193.
* 195. И. Е. Поскреблеву.
1910 г. Марта 15. Я. П.
15 марта 10 г. Ясная Поляна.
Стихи ваши очень плохи. Советую вам перестать заниматься этим пустым и дурным делом.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Поскреблева. Первоначально по получении письма Толстой написал следующий ответ: <Л[ев] Н[иколаевич] посылает вам отрывок своего письма, к[оторое] он писал учительнице, предлагавшей ему стихотворение сво[его] ученика. Мысли высказа> (см. письмо № 150), зачеркнутый Толстым и под зачеркнутым написан новый.
Иван Евдокимович Поскреблев — крестьянин Пензенской губ., при своем письме от 1 марта прислал Толстому три своих стихотворения: «Весна», «Часы» и «Сеятель».
196. В. Г. Черткову от 15 марта.
197. В. А. Молочникову.
1910 г. Марта 16. Я. П.
Вчера писал вам, милый друг Владимир — надеюсь, что дойдет до вас — а сейчас получил ваше из тюрьмы.1 Не мог удержать слез. Не могу не жалеть и вас и жену. Как бы рад был, если бы мог облегчить ваше и ее положение. Смело заявляйте ваши желания. Мы в таких отношениях, что вы всегда будете знать, что если я не сделаю чего, то от невозможности, а я знаю про вас, что вы заявляете желания только самые вынужденные. Уверен, что вы окрепнете. Ослабнет человек слабее воды, окрепнет крепче камня. Самое меня укрепляющее в тяжелые минуты это сознание того, что это самое, то, что мучает, это-то и есть тот материал, над к[оторым] ты призван работать, и материал тем более ценный, чем труднее минуты.
Л. Т.
Впервые опубликовано в журнале «Жизнь для всех» 1910, 7, стр. 132. Письмо датировано 16 марта 1910 г. рукой В. А. Молочникова на подлиннике.
1 Письмо от 11 марта с тюремным штампом: «Просмотрено».
198. Ф. М. Б. Гецу.
1910 г. Марта 17. Я. П.
Очень вам благодарен за вашу любезную присылку мне книг о талмуде. Мне очень совестно, что я напрасно утрудил вас. Я чувствую себя не в силах заниматься теперь этим предметом и поэтому с благодарностью возвращаю ваши книги и еще раз прошу извините меня за доставленное вам беспокойство.
С совершенным уважением Лев Толстой.
17 марта 1910.
Печатается по копии. Впервые опубликовано в журнале «Летопись» 1916, 3, стр. 233. См. письмо № 44.
* 199. И. А. Бодянскому.
1910 г. Марта 18. Я. П.
Получил ваше письмо, милый Ив[ан] Ал[ександрович], и внимательно прочел его и очень сожалею, что не могу исполнить вашего желания.
Мысли ваши о самых важных вопросах истинного знания мне кажутся недостаточно ясными и определенно выраженными, чтобы они могли убедить людей и привлечь к себе. Не стану и не берусь возражать на то, что мне кажется неубедительным. Такие возражения неуместны в письме и повели бы слишком далеко. Скажу только то, что в настоящем виде статья эта едва ли найдет издателя.
Пожалуйста, постарайтесь не иметь ко мне недоброго чувства за мой ответ и верьте, что я с своей стороны только рад и дорожу общением с вами, п[отому] ч[то] люблю и уважаю вас.
Лев Толстой.
18 марта 1910
Печатается по копировальной книге № 86, стр. 36.
Иван Александрович Бодянский — сын старого знакомого Толстого А. М. Бодянского. Письмо Бодянского не сохранилось, и не установлено, какую статью он прислал Толстому. В своем Дневнике Толстой записал 19 марта 1910 г.: «Читал письмо Бодянского. Тяжело ответить отказом» (см. т. 58, стр. 28).
200. H. H. Гусеву.
1910 г. Марта 18. Я. П.
Получил Ваше последнее письмо, милый Ник[олай] Ник[олаевич], и стараюсь, но не могу не огорчаться и об том, что все-таки я, живущий себе спокойно среди всех возмутительных условий роскоши и безопасности (хотя бы сглазить), все-таки я причина и страданий, и тяжелых испытаний любимых мною, таких хороших людей.
Чувство мое о вас двоякое: вера в то, что вы перенесете испытание так, как вы, знаю, искренно пишете, готовитесь перенести, и страх за тяжелые минуты, часы, мож[ет] б[ытъ] (чего избави бог) месяцы горя, уныния и раскаяния в том, чему надо радоваться, а не раскаиваться.
Пожалуйста, если будет возможно писать мне, пишите всю задушевную правду, если хотите, мне одному. Как английская пословица говорит: что настоящее общение только вдвоем… Все наши домашние, включая Сухотиных, все вас оч[ень] любят и искренне опечалились вашим письмом. Но все-таки мне вы много ближе всех и, насколько мы близки к тому, чем хотим жить, настолько близки друг к другу.
В дурные минуты думайте о том, что то, что с вами случилось, это тот материал, над к[оторы]м вы призваны работать. Мне, по крайней мере, эта мысль и чувство, вызываемое ею, всегда оч[ень] помогает.
Прощайте, милый друг, постараемся подняться на ту высоту, на которой безразлично — видеться или не видеться до смерти и сейчас умереть или через X лет. Поднять[ся] и держаться на этой высоте мне легче с моей старостью, [чем] вам с вашей молодостью, но все-таки вы можете с вашим — не умом — уму грош цена — а с вашим добрым, любящим и открытым на все лучшее сердцем.
Лев Толстой.
18 марта.
Печатается по копировальной книге № 86, стр. 34—35. Впервые опубликовано H.H. Гусевым в газете «Утро России» 1910, № 313 от 30 ноября. Дата копировальной книги.
H. Н. Гусев прислал Толстому письмо из Корепина от 9 марта 1910 г., в котором писал, что, по-видимому, ему грозит привлечение по 32 ст. Уголовного уложения за распространение преступных изданий, так как при обыске у одного ссыльного нашли запрещенные статьи Толстого.
* 201. Т. С. Дудченко.
1910 г. Февраля 27 — марта 18. Я. П.
Очень благодарю вас, милый Тихон Семенович, за письмо с извещением о Варнавском.1 Его желание я уже исполнил. — Как верно то, что вы пишете о тяжести отношения к нуждающимся. Я это мучительно чувствую и облегчаю это положение только мыслью о том, что это мой крест, и по мере того, как охотно подставляю спину, чувствую, что иго это благо, хотя и не могу сказать еще, что легко.
Любящий вас Лев Толстой.
Вот то письмо, копия с которого по ошибке ездила в редакцию. Дружески жму руку.
Л. Т.
Первая часть письма была написана 27 февраля и воспроизводится по машинописному подлиннику. Кроме того, сохранился черновик-автограф, написанный на почтовой бумаге. Конец письма был приписан собственноручно Толстым на том же подлиннике 18 марта 1910 г. Письмо к Дудченко ошибочно было отправлено редактору газеты «Новая Русь» К. П. Славнину (см. письмо № 148), а письмо к Славнину было отправлено к Дудченко.
Тихон Семенович Дудченко, живший в 1910 г. близ Пятигорска (хутор «Водопад»), в письме от 21 февраля 1910 г. писал, что прилагает подлинное письмо отказавшегося от военной службы Варнавского, который просил сообщить Толстому о его тяжелом материальном положении. Варнавский, заболев в тюрьме туберкулезом, просил денежной помощи. Дудченко же в свою очередь просил Толстого сообщить о состоянии Варнавского кому-либо из друзей. Далее в своем письме Т. С. Дудченко писал о своем сложном, двойственном отношении к вопросам благотворительной помощи.
1 См. письмо № 21.
* 202. М. Косицкому.
1910 г. Марта 18. Я. П.
Из людей, которые много о себе думают, не только не выходит ничего, но выходят большей частью очень плохие. Советую вам думать не о том, что из вас выйдет, а о том, что вам перед богом, перед своей совестью можно делать. О будущей жизни тоже советую не думать. Тот, кто верит в бога,1 в то, что бог есть любовь, знает, что, умирая, он идет к богу любви, и потому после смерти с ним кроме хорошего ничего быть не может. Посылаю вам книги «На каждый день».
18 марта 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Косицкого.
М. Косицкий (р. 1893) из Екатеринослава в письме от 13 марта, рассказывая про свою жизнь, писал, что не может быть, чтобы он не стал великим человеком — «светилом мира».
1 В черновике-автографе слова: в бога отсутствуют.
203. С. Носарю.
1910 г. Марта 18. Я. П.
18 марта 10 года. Ясная Поляна.
Всей душой сочувствую вашей деятельности, направленной на служение сословию, слава богу у нас в России еще самому многочисленному, самому разумному и самому нравственному, которым живем все мы. Очень рад бы был чем-нибудь участвовать в вашей деятельности.
Лев Толстой.
Кроме машинописного подлинника, имеется черновик-автограф, написанный на конверте письма Носаря.
Впервые опубликовано в сборнике ТЕ 1911, № 3-4-5, стр. 5.
Степан Носарь — сотрудник харьковского журнала «Хлебороб». Носарь просил Толстого написать что-либо для журнала, которому «будет дорого каждое слово, вышедшее из-под его пера».
* 204. И. Родионову.
1910 г. Марта 18. Я. П.
18 марта 10 г. Ясная Поляна.
Не говоря о том, что я не имею никаких денег, я бы ни в каком случае не мог бы исполнить ваше желание, так как считаю все изобретения, улучшающие материальное положение людей, если не вредными, то совершенно бесполезными.
Извините, пожалуйста, за то, что не ответил вам на первое письмо.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Родионова.
И. Родионов из Петербурга в письме от 16 марта упрекал Толстого за то, что он не ответил на два его письма от 18 февраля и 4 марта 1910 г. с просьбой содействия распространению его изобретений.
* 205. Киносукэ Шираиши.
1910 г. Марта 10—19. Я. П.
17 марта 1910 г. Ясная Поляна.
Получил ваше очень интересное письмо и тогда же решил подробно и основательно ответить вам, но нездоровье и другие дела отвлекали меня от этого для меня очень1 важного дела.
Судя по тому, что вы пишете о вашей проповеди в церкви, я могу предположить, что вы христианин. Судя же по тому, что в вашем отечестве, как мне известно, распространены несколько религиозных учений: синтоизм, конфуцианство, таосизм, буддизм, — думаю, что и эти религии известны вам.
Вот это-то мое предположение о знании вами многих религий и дает мне возможность самым определенным образом ответить на ваши сомнения. Ответ мой будет состоять вам в указании вам на вечные истины религий, не той или иной религии, а той одной, которая свойственна всем людям мира и которая основывается на авторитете того или другого основателя религий — Будды, Конфуция, Лаотзе, Христа, Магомета, — а на несомненности той одной истины, которую проповедовали все великие мыслители мира и