вы найдете ответы на ваш вопрос, как я его понимаю и для себя разрешаю.
21 марта 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге и продолженным на конверте письма Овчинникова. Дата 21 марта определяется копией, 22 марта — пометой на конверте об ответе.
Иван Никанорович Овчинников (р. 1882) — крестьянин с. Арженки Рассказовской волости Тамбовской губ., писал Толстому, что, живя в сектантском селе, он один не может разобраться в вопросе, есть ли бог, и просил за деньги прислать ему сочинения Толстого.
220. А. А. Ернефельту (Arvid Järnefelt).
1910 г. Марта 22. Я. П.
Я и разочарован и огорчен, милый Арвид Александрович, что вы не приехали к нам нынче. Если возможно, пожалуйста, пожалуйста, приезжайте к нам хоть на часок. Очень хотелось бы еще повидаться с вами. Под «вами» само собой разумею и ваших детей.
Л. Толстой.
22 марта 1910.
На адресной стороне «секретки»: Арвиду Александровичу Эрнфельду.
Впервые опубликовано на русском языке в книге: Арвид Ернефельт, «Мое пробуждение (Исповедь)», перевод с финского, изд. Общества истинной свободы в память Л. Н. Толстого, М. 1921, стр. XXX.
Арвид Александрович Ернефельт (1861—1933) — финский писатель, по своим взглядам близкий к Толстому. См. т. 68, стр. 23.
21 и 22 марта 1910 г. Ернефельт гостил в Телятинках у В. Г. Черткова с сыном и дочерью. Письмо Толстого было прислано в Телятинки, когда Ернефельт собирался уже уезжать. По получении этого письма Ернефельт с детьми сейчас же отправился в Ясную Поляну. См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 113—117.
* 221. А. В. Селиванову.
1910 г. Марта 22. Я. П.
Пожалуйста, простите меня за то, что не отвечал на ваше первое письмо и теперь не отвечаю по существу. Вопросы, которые вы ставите, так важны — не то, что только важны, а так основны, что о них нельзя спорить.
Решение их зависит от всего миросозерцания человека. Ваше миросозерцание не согласно с моим. Оспаривать же чужое миросозерцание, мне ваше или вам мое — труд совершенно бесполезный. Миросозерцание человека, если оно выработано для себя, а не для людей, вырабатывается целой жизнью и не может быть изменено доводами об отдельных вопросах.
Прошу еще раз, извините меня.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Селиванова. Дата определяется пометой на конверте об ответе Толстого 22 марта 1910 г., в копии письмо не датировано.
Селиванов Алексей Васильевич (1865?—1915?) — землевладелец Рязанской губ., который, по собственным словам, «занимался всю жизнь в области естествознания, археологии и статистики». Автор книги «Основы богопонимания», 1906. В письме от 19 марта 1910 г. писал, что в сентябре 1907 г. прислал Толстому письмо с приложением своей вышеупомянутой книги, но не получил ответа. Селиванов, излагая свои религиозные и философские взгляды, просил Толстого ответить ему на вопросы о смерти и о личном бессмертии. В ответном письме Селиванов писал, что ни в каком случае не хотел вступать в споры с Львом Николаевичем, хотел лишь получить разъяснения по некоторым вопросам. На конверте этого письма — помета Толстого: Послать книги. Указать Н[а] к[аждый] д[ень].
* 222. И. И. Светлову.
1910 г. Марта 22. Я. П.
Уважаемый Илья Иванович,
Искренно пишу уважаемый, потому что не могу не уважать друга Ник[олая] Платонова.1 Я прочел его письмо к Бирюкову2 и очень рад, что имею возможность исполнить его желание отдать те деньги, за которые угрожают ограбить его брата. Посылаю их вам, а вы уже распорядитесь, как нужно. Передайте, пожалуйста, мою братскую любовь Николаю. Как ни странно это сказать, завидую ему и вместе с тем сострадаю ему, но не боюсь. Знаю, что могут наступать минуты слабости, в которые положение будет представляться особенно тяжелым, но для человека, как я понимаю его, который живет уже не телом, властвующим над душой, а душой, властвующей над телом, уже не может быть раскаяния в том, что жизнью своей исповедовал истину. Не могу ли еще чем служить ему?
Скажите ему еще и то, что такие поступки, как его, радуют меня, потому что последствия их могут иметь огромную важность — стараюсь, хотя и не могу, не думать об этих последствиях, но радуюсь тому, что он, брат Николай, познал истинную жизнь и живет и меня поддерживает в ней.
Лев Толстой.
22 марта 10 г.
Ясная Поляна
Илья Иванович Светлов (1887—1916) — крестьянин Тверской губ., сапожник, живший в 1910 г. в Петербурге, впоследствии переселившийся в Романово-Борисоглебск, где в 1916 г. заболел тифом, в приступе болезни бросился в реку и утонул. Письмо Толстого к И. И. Светлову вызвано письмом П. И. Бирюкова к Толстому из Костромы от 19 марта, в котором писал, что он получил письмо от Н. Д. Платонова из петербургской тюрьмы, где Платонов сообщал, что за попытку передачи написанного им письма в деревню через конвоира-солдата, его посадили на 4 дня в темный карцер. Платонов писал Бирюкову, что с него требуют 25 рублей судебных издержек, но так как денег нет ни у него, ни у его брата, то дома «продадут последнюю корову, как это часто случается». Он просил Бирюкова дать ему по этому поводу совет и написать ему через И. И. Светлова. Толстой по получении письма Бирюкова и копии письма Платонова написал Светлову и послал 25 рублей.
1 Николай Дмитриевич Платонов (р. 1887) — крестьянин Ярославской губ., в 1909 г. отказавшийся от военной службы по религиозным убеждениям и осужденный на 3 года арестантских отделений. См. т. 77.
2 Павел Иванович Бирюков (1860—1931) — один из близких друзей Толстого и его биограф.
* 223. Е. Панову.
1910 г. Марта 22. Я. П.
Никому не советую переменять свою внешнюю жизнь. Переменяй свою внутреннюю жизнь, а не внешнюю. Живи для души там, где живешь. Исправляй самого себя: не пей, не кури, не ругайся, не лги, не осуждай людей, ни на кого не держи зла, на зло отвечай добром. А это везде можно. И будешь так жить, и на душе будет хорошо, и всё лучше и лучше.
Посылаю вам книги. Желаю, чтобы они вам для души вашей были на пользу.
Брат ваш
22 марта 10 г.
Ясная Поляна
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Панова и подписанным инициалами «Л. Т.».
Ефим Панов (р. 1895) писал Толстому из Ельца 20 марта, что он служит в трактире, что ему надоело «жить в миру такой суматохи» и потому он хочет поступить в монастырь. По предложению одного монаха-пустынника он решил обратиться за советом к Толстому.
* 224. Лукьяновой.
1910 г. Марта 23. Я. П.
Женщин считаю такими же носителями духа божия, как и мужчин.
Не советую читать ни Крейцеровой Сонаты, ни Вербицкой,1 которую не читал, направление писаний которой, как мне передавали, считаю ничтожным и вредным.
Посылаю вам книги,2 которые советую читать, там вы найдете мое мнение о женщинах и браке.
23 марта 10 г.
Ясная Поляна
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Лукьяновой.
Лукьянова — ученица 8-го класса гимназии, прислала Толстому письмо с просьбой ответить на ее вопросы.
1 Анастасия Алексеевна Вербицкая (1861—1928), писательница, автор романов, утверждающих право женщины на свободную любовь.
2 В черновике написано: Н[а] к[аждый] д[ень].
* 225. A. C. Панкратову.
1910 г. Марта 23. Я. П.
Александр Саввич,
Очень вам благодарен за присылку статьи. Я вчера прочел ее. Статья прекрасная и очень важная по содержанию.
23 марта 10 г.
Ясная Поляна
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на обороте письма Панкратова.
Александр Саввич Панкратов (1871—1922) — сотрудник газеты «Русское слово» и журнала «Русское богатство», автор ряда статей о Толстом. А. С. Панкратов прислал Толстому составленную им статью под заглавием «Народный проповедник», по поводу предания анафеме в Москве сектантов-трезвенников — «братцев» Иоанна и Дмитрия, вошедшую как отдельная глава в его книгу «Ищущие бога (Очерки современных религиозных исканий и настроений)», в двух томах: 1, М. 1911; 2, М. 1911. Позднее первый том этой книги был прислан Панкратовым Толстому, который читал его. См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 169 и 323.
* 226. П. У. Казанину.
1910 г. Марта 24. Я. П.
24 марта 10 г. Ясная Поляна.
Павел Устинович,
Понятие мое о боге вы увидите из прилагаемых вам книг. Трудность среди нас понимания бога происходит от того, что нам с детства по библии внушают самое превратное понятие о боге; рассказывают самую невероятную сказку о том, как был какой-то бог вроде человека, который вздумал вдруг сотворить мир и сотворил его в 6 дней, и Адама и Еву, и рай и ад, и все те глупости, в которые и десятилетний мальчик в наше время уже не может верить. Вот это и всё то, что рассказывают про Христа, как он велел пить свою кровь и как воскрес и улетел на небо, всё это надо забыть и понимать бога так, как его понимал Иоанн Апостол IV гл., 16 ст.
Про то, как произошли мы и весь мир, мы ничего знать не можем. Это нам не дано и не нужно знать. Нужно нам знать, как нам жить. И это нам сказано. Бог есть любовь, и нам надо любить друг друга. Весь закон в этом. Так и сказано в евангелии: Мф. гл. 22, ст. 35—40. Если так будем понимать бога и его закон, то и не будем спрашивать, как и вы спрашиваете: зачем так много зла в жизни? Зло не от бога, а зло от людей. Для того, кто живет по-божьи, для того зла нет, а всё добро. Люди жалуются на то, что жизнь дурна.1
В книгах, которые посылаю вам, вы найдете те же мысли, какие выражаю здесь, высказанные более подробно.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге.
Павел Устинович Казанин (р. 1833) прислал Толстому письмо из Петербурга от 12 февраля 1910 г., в котором пространно описывал свою тяжелую жизнь и задавал ряд религиозных вопросов.
1 В черновике написано: Выписать из письма.
В копии рукой A. Л. Толстой написано: «Выписка из письма к Пестову «Жизнь наша дурная… и т. д.». См. письмо № 151.
* 227. З. Кубрику.
1910 г. Марта 24. Я. П.
24 марта 10 г. Ясная Поляна.
Если выбирать, то мое мнение сходится с вашим, но нужно ли изменять внешние условия жизни.
Улучшение жизни происходит не от внешних условий, а от внутреннего духовного совершенствования.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Кубрика.
З. Кубрик (р. 1890) — еврей бедняк из Киевской губ., в письме писал, что под давлением тяжести условий жизни семья его решила эмигрировать в Америку или в Палестину, «обрабатывать землю отцов». Он писал: «Я в душе за Палестину», и просил Толстого лично