поправил письмо Короленко» (т. 58, стр. 29).
Статья Короленко «Бытовое явление» с письмом Толстого в 1910 г. была издана отдельной книгой редакцией журнала «Русское богатство». Кроме того, вскоре была переведена и издана вместе с письмом Толстого в качестве предисловия на немецком, французском, болгарском и итальянском языках и на русском языке в Берлине, изд. Ладыжникова.
1 В черновике-автографе: В. Г. Короленке
2 В черновике зачеркнуто: Вчера прочел выдержки из вашей статьи о смертной казни, нынче же
3 В черновике исправлено: всю на: вашу
4 В черновике зачеркнуто: мое восхищение перед всей статьей и
5 В черновике зачеркнуто: к вам за нее
6 В черновике зачеркнуто: превосходную
7 В черновике зачеркнуто: Читая эту статью, чувствуешь радость единения с людьми во имя общего всем живым, не развращенным людям, идеала правды и добра, тут же чувствуешь до боли сострадание к <слабым> гибнущим, страдающим людям и тут же неудержимое негодование и <упреки> против виновников этих страданий и ужасов и недоумение перед их дерзкой самоуверенной слепотой и еще то, то жалкое мучительное чувство, к[оторое] не переставая испытываешь в наше время: жалость к тем обманутым простым добрым людям, к[оторые] участвуют в этих и во всех теперь соверша<ющихся> емых ужасах.
Превосходная статья, вся от начала до конца.
8 В черновике зачеркнуто: бы
9 В черновике зачеркнуто: или
10 В черновике написано цифрами: 1/1000
11 В черновике зачеркнуто: Хотя и не имею на это право, статья эта
12 В подлиннике зачеркнуто: такое и надписано: это
13 В черновике зачеркнуто: к казненным, что пережили и переживают
14 В черновике зачеркнуто: несчастные
15 В черновике зачеркнуто: прощаешь вперед
16 В черновике зачеркнуто: если они и надписано: были и какие бы ни были
17 В черновике зачеркнуто: и такое чувство негодования против виновников этих ужасов, что Поверх зачеркнутого написано и вновь зачеркнуто: а сколько вызывает рядом с этим чувством сострадания и любви Далее, кончая: обратно предполагаемой цели действие, в первой публикации было выпущено по цензурным условиям.
18 В черновике зачеркнуто: простить
19 В черновике зачеркнуто: <стараешься> смотря на все усилия простить, не можешь этого сделать; вызывает вместе с этим чувством и чувство недоумения перед <глупостью> жестокостью, глупостью, бесцельностью не только бесцельных, но неизбежно
20 В черновике зачеркнуто: этих заблудших людей
21 В черновике зачеркнуто: совершающих жестокости
22 В черновике зачеркнуто: этих ужасных дел
23 В черновике зачеркнуто: поставленной
24 В черновике зачеркнуто: вызывает главное во мне по крайней мере опять жалость к тем, но уже не к самым несчастным жертвам, а к тем несчастным
25 В черновике зачеркнуто: кроме того, которое испытывали
26 В черновике зачеркнуто: этим правительственным преступникам Далее, кончая словом: солдатам в первой публикации было выпущено по цензурным условиям.
27 В черновике зачеркнуто: которые принимают участие в этих
28 Последние пять слов абзаца в первой публикации были выпущены по цензурным условиям
29 В черновике зачеркнуто: от всего сердца благодарю вас за нее.
Короленко ответил Толстому письмом из Алупки от 7 апреля 1910 г., опубликованном в сборнике ТТ, 2, стр. 74 и 75.
А. Б. Гольденвейзер в своем дневнике пишет: «Рассказывая о письме Короленко, Лев Николаевич сказал: «Если бы я был молод, я бы написал хороший роман и назвал бы его «Нет в мире виноватых». У Л. Н-ча слезы были на глазах, когда говорил это» (А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», 2, стр. 11). По поводу второй части статьи «Бытовое явление», напечатанной в «Русском богатстве», 4, Толстой вновь написал Короленко сочувственное письмо (см. № 323). Под влиянием завязавшейся переписки В. Г. Короленко приехал 6 августа в Ясную Поляну. См. Дневник Толстого, т. 58.
242. В. В. Битнеру.
(С. -Петербург, Невский, 40)
1910 г. Марта 27. Я. П.
Исполняя желание автора сочинения «Христианская этика» (Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого) В. Ф. Булгакова, уведомляю вас, что сочинение это мною внимательно прочитано и что я нашел в нем верное и очень хорошо переданное изложение моего религиозного миросозерцания.
Лев Толстой.
Ясная Поляна. 27 марта 1910 г.
Впервые опубликовано в ПТСО, стр. 349. Дата подлинника.
Вильгельм Вильгельмович Битнер (1865—1921) — редактор журнала «Вестник знания». По поводу этого письма см. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 97, 110, 116, 119 и 120. Издание книги Булгакова Битнером не осуществилось по цензурным условиям. Книга вышла в издании Издательской комиссии Московского совета солдатских депутатов, М. 1917.
* 243. М. Г. Клебанову. Неотправленное.
1910 г. Марта 27. Я. П.
27 марта 10 г. Ясная Поляна.
Посылаю вам письмо, написанное мною по случаю такого же обращения ко мне, как и то, про которое вы пишете.
Кроме машинописного подлинника, сохранился черновик-автограф написанный на конверте письма Клебанова. Письмо, повидимому, отправлено не было, так как оно сохранилось в конверте письма Клебанова вместе с его письмом.
М. Г. Клебанов — студент Горного института, в письме из Петербурга от 25 марта 1910 г. писал, что к нему обратилась одна знакомая женщина с просьбой достать яду, чтобы отравиться. Он спрашивал Толстого: «Что делать? »
244. М. П. Кочконогову.
1910 г. Марта 27. Я. П.
27 марта 1910 г.
Совершенно согласен с высказанными Булгаковым взглядами.
Лев Толстой.
Печатается по копии. Впервые опубликовано в книге: «Жизнепонимание Льва Николаевича Толстого. В письмах его секретаря В. Ф. Булгакова», изд. Сытина, М. 1911, стр. 26.
Павел Михайлович Кочконогов из Области Войска Донского просил Толстого помочь ему в организации трудового братства трезвенников. Прочитав письмо, Толстой пометил на конверте: Булгакову ответить. Булгаков ответил письмом, в котором доказывал, что «такое братство не нужно» (см. «Список писем по поручению», № 260). Толстой сделал от себя публикуемую приписку на письме Булгакова.
* 245. А. Ф. Куренкову.
1910 г. Марта 27. Я. П.
27 марта 10 г. Ясная Поляна.
Александр Федорович,
Книги вам все, что могу, охотно пришлю осенью. О том, что нужно сделать для разрешения на открытие библиотеки, я не знаю хорошенько, но советую вам обратиться в Москву к моим друзьям:1 Ивану Ивановичу Горбунову, Трубецкой пер., д. Осипова; Сергею Дмитриевичу Николаеву,2 Девичье поле, Усачевский пер., д. Франко-Русской Компании; Александру Никифоровичу Дунаеву,3 Ильинка, Торговый Банк; или Владимиру Григорьевичу Черткову: платформа Крекшино по Московско-Брянской ж. дороге.
Желаю успеха.4
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Куренкова.
Александр Федорович Куренков — крестьянин Владимирской губ., сообщал Толстому, что группа крестьян с. Андреевского предполагает открыть библиотеку, чтобы отвлечь народ от пьянства и сквернословия, просил книг для нее и совета, «как нам полегче выхлопотать это право».
1 В черновике: (дать адрес Горбунова, Николаева, Дунаева, Черткова).
2 Сергей Дмитриевич Николаев (1861—1920), сочувствовал взглядам Толстого, переводчик на русский язык сочинений Генри Джорджа.
3 Александр Никифорович Дунаев (1850—1920), директор Московского Торгового банка.
4 В черновике: Посылаю вам лично пока охот[но] одну книжечку.
* 246. Ш. Миньковичу.
1910 г. Марта 27. Я. П.
27 марта 10 г. Ясная Поляна.
Причина ваших страданий в вашем беспредельном, ничем не оправдываемом самомнении! Вы считаете и свой народ выше всех народов и себя выше всех людей, считаете себя столь прекрасным юношей, что жизнь этого юноши в этом мире представляется вам недостойной его. Таких писем, как ваше, я получаю ежедневно не менее двух. Мотив один и тот же: я слишком хорош или хороша для этого мира; и на такие письма, так же как и на ваше, я могу отвечать только одним: если хотите избавиться от испытываемых вами страданий, постарайтесь избавиться от той мании самомнения, в которой находитесь. Для того, чтобы избавиться от этой мании, нужно одно: смирение; для того же, чтобы прийти к смирению, нужно понять то, что в каждом человеке живет один и тот же дух божий, выше которого ничего нет и не может быть и что поэтому духовно ни народ, ни человек не может быть выше другого, телесно же все народы и люди равны потому, что все тела людские одинаково ничтожны. Так что первое, что нужно для разумного понимания жизни и вам особенно для избавления вас от испытываемых вами страданий, есть смирение, т. е. признание всех людей в духовном смысле равным себе, в телесном же смысле признанием себя ничтожнейшим из ничтожеств. И чем больше будет ваше смирение, тем больше получит значения и жизнь ваша. Как всякая дробь получает тем больше значения, чем меньше знаменатель, и теряет всякое значение при каком бы то ни было числителе, если знаменатель ∞ бесконечность. Точно то же бывает и с людьми.
Постарайтесь как можно больше уменьшить ваш знаменатель, и чем больше вы достигнете этого, тем радостнее будет ваша жизнь для вас самих и тем нужнее другим людям.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, начатым на конверте письма Миньковича и продолженным на почтовой бумаге.
Шмая Минькович (р. 1892) из г. Рогачева Могилевской губ. в своем письме писал о своих духовных исканиях.
* 247. Н. И. Тарарухину.
1910 г. Марта 27. Я. П.
27 марта 10 г. Ясная Поляна.
Николай Иванович,
Вопрос ваш очень основательный. И я рад, как умею, ответить вам на него.
Любовь к богу означает, по моему мнению, любовь к совершенству, любовь любви, так как бог есть любовь по прекрасному посланию Иоанна (I Посл. Иоанна, IV гл., 16, 20 ст.). Можно понимать так, что, любя божественное в людях,1 ты любишь бога, можно и так, что, только любя бога, ты любишь людей. Оба понимания, по моему мнению, правильны.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Тарарухина.
Ответ на письмо крестьянина Рязанской губ. Николая Ивановича Тарарухина.
1 В людях воспроизводится по черновику, в копии эти слова, очевидно по недосмотру, были пропущены.
* 248. З. М. Гагиной.
1910 г. Марта 28. Я. П.
Благодарю вас, милая Зинаида Михайловна, за письмо и дневник. Не верьте себе, милая З[инаида] Михайловна, не говорите, что не можете продолжать свое прекрасное дело. Всегда нужно усилие, а особенно в такие времена, как то, которое вы переживаете. Всё то тяжелое, что нам представляется несчастьем, есть только материал для нашей духовной работы. Надо не робеть перед жестокостью материала, а смело браться за работу. Помогай вам бог.
Лев Толстой.
28 марта 1910.
Печатается по копировальной книге № 8б, стр. 40.
Ответ на письмо З. М. Гагиной от 25 марта, в котором она писала Толстому, что после смерти мужа (см. письмо № 183), подавленная своим горем, не может продолжать свои занятия в школе.
249. В. П. Некрасову.
1910 г. Марта 30. Я. П.
30 марта 1910 г. Ясная Поляна.
Василий Пахомович!
Хотя занятие земледелием самое лучшее занятие, я все-таки не советовал бы вам выходить из школы.
По моему мнению, нет таких условий, в которых нельзя бы было жить соответственно требованиям самой чуткой христианской совести, только бы человек поступал или воздерживался от поступков во всякую минуту настоящего сообразно с требованиями своей совести.
Те условия, в которых мы находимся, представляют