Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

поправил письмо Короленко» (т. 58, стр. 29).

Статья Короленко «Бытовое явление» с письмом Толстого в 1910 г. была издана отдельной книгой редакцией журнала «Русское богатство». Кроме того, вскоре была переведена и издана вместе с письмом Толстого в качестве предисловия на немецком, французском, болгарском и итальянском языках и на русском языке в Берлине, изд. Ладыжникова.

1 В черновике-автографе: В. Г. Короленке

2 В черновике зачеркнуто: Вчера прочел выдержки из вашей статьи о смертной казни, нынче же

3 В черновике исправлено: всю на: вашу

4 В черновике зачеркнуто: мое восхищение перед всей статьей и

5 В черновике зачеркнуто: к вам за нее

6 В черновике зачеркнуто: превосходную

7 В черновике зачеркнуто: Читая эту статью, чувствуешь радость единения с людьми во имя общего всем живым, не развращенным людям, идеала правды и добра, тут же чувствуешь до боли сострадание к <слабым> гибнущим, страдающим людям и тут же неудержимое негодование и <упреки> против виновников этих страданий и ужасов и недоумение перед их дерзкой самоуверенной слепотой и еще то, то жалкое мучительное чувство, к[оторое] не переставая испытываешь в наше время: жалость к тем обманутым простым добрым людям, к[оторые] участвуют в этих и во всех теперь соверша<ющихся> емых ужасах.

Превосходная статья, вся от начала до конца.

8 В черновике зачеркнуто: бы

9 В черновике зачеркнуто: или

10 В черновике написано цифрами: 1/1000

11 В черновике зачеркнуто: Хотя и не имею на это право, статья эта

12 В подлиннике зачеркнуто: такое и надписано: это

13 В черновике зачеркнуто: к казненным, что пережили и переживают

14 В черновике зачеркнуто: несчастные

15 В черновике зачеркнуто: прощаешь вперед

16 В черновике зачеркнуто: если они и надписано: были и какие бы ни были

17 В черновике зачеркнуто: и такое чувство негодования против виновников этих ужасов, что Поверх зачеркнутого написано и вновь зачеркнуто: а сколько вызывает рядом с этим чувством сострадания и любви Далее, кончая: обратно предполагаемой цели действие, в первой публикации было выпущено по цензурным условиям.

18 В черновике зачеркнуто: простить

19 В черновике зачеркнуто: <стараешься> смотря на все усилия простить, не можешь этого сделать; вызывает вместе с этим чувством и чувство недоумения перед <глупостью> жестокостью, глупостью, бесцельностью не только бесцельных, но неизбежно

20 В черновике зачеркнуто: этих заблудших людей

21 В черновике зачеркнуто: совершающих жестокости

22 В черновике зачеркнуто: этих ужасных дел

23 В черновике зачеркнуто: поставленной

24 В черновике зачеркнуто: вызывает главное во мне по крайней мере опять жалость к тем, но уже не к самым несчастным жертвам, а к тем несчастным

25 В черновике зачеркнуто: кроме того, которое испытывали

26 В черновике зачеркнуто: этим правительственным преступникам Далее, кончая словом: солдатам в первой публикации было выпущено по цензурным условиям.

27 В черновике зачеркнуто: которые принимают участие в этих

28 Последние пять слов абзаца в первой публикации были выпущены по цензурным условиям

29 В черновике зачеркнуто: от всего сердца благодарю вас за нее.

Короленко ответил Толстому письмом из Алупки от 7 апреля 1910 г., опубликованном в сборнике ТТ, 2, стр. 74 и 75.

А. Б. Гольденвейзер в своем дневнике пишет: «Рассказывая о письме Короленко, Лев Николаевич сказал: «Если бы я был молод, я бы написал хороший роман и назвал бы его «Нет в мире виноватых». У Л. Н-ча слезы были на глазах, когда говорил это» (А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», 2, стр. 11). По поводу второй части статьи «Бытовое явление», напечатанной в «Русском богатстве», 4, Толстой вновь написал Короленко сочувственное письмо (см. № 323). Под влиянием завязавшейся переписки В. Г. Короленко приехал 6 августа в Ясную Поляну. См. Дневник Толстого, т. 58.

242. В. В. Битнеру.

(С. -Петербург, Невский, 40)

1910 г. Марта 27. Я. П.

Милостивый Государь!

Исполняя желание автора сочинения «Христианская этика» (Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого) В. Ф. Булгакова, уведомляю вас, что сочинение это мною внимательно прочитано и что я нашел в нем верное и очень хорошо переданное изложение моего религиозного миросозерцания.

Лев Толстой.

Ясная Поляна. 27 марта 1910 г.

Впервые опубликовано в ПТСО, стр. 349. Дата подлинника.

Вильгельм Вильгельмович Битнер (1865—1921) — редактор журнала «Вестник знания». По поводу этого письма см. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 97, 110, 116, 119 и 120. Издание книги Булгакова Битнером не осуществилось по цензурным условиям. Книга вышла в издании Издательской комиссии Московского совета солдатских депутатов, М. 1917.

* 243. М. Г. Клебанову. Неотправленное.

1910 г. Марта 27. Я. П.

27 марта 10 г. Ясная Поляна.

Посылаю вам письмо, написанное мною по случаю такого же обращения ко мне, как и то, про которое вы пишете.

Кроме машинописного подлинника, сохранился черновик-автограф написанный на конверте письма Клебанова. Письмо, повидимому, отправлено не было, так как оно сохранилось в конверте письма Клебанова вместе с его письмом.

М. Г. Клебанов — студент Горного института, в письме из Петербурга от 25 марта 1910 г. писал, что к нему обратилась одна знакомая женщина с просьбой достать яду, чтобы отравиться. Он спрашивал Толстого: «Что делать? »

244. М. П. Кочконогову.

1910 г. Марта 27. Я. П.

27 марта 1910 г.

Совершенно согласен с высказанными Булгаковым взглядами.

Лев Толстой.

Печатается по копии. Впервые опубликовано в книге: «Жизнепонимание Льва Николаевича Толстого. В письмах его секретаря В. Ф. Булгакова», изд. Сытина, М. 1911, стр. 26.

Павел Михайлович Кочконогов из Области Войска Донского просил Толстого помочь ему в организации трудового братства трезвенников. Прочитав письмо, Толстой пометил на конверте: Булгакову ответить. Булгаков ответил письмом, в котором доказывал, что «такое братство не нужно» (см. «Список писем по поручению», № 260). Толстой сделал от себя публикуемую приписку на письме Булгакова.

* 245. А. Ф. Куренкову.

1910 г. Марта 27. Я. П.

27 марта 10 г. Ясная Поляна.

Александр Федорович,

Книги вам все, что могу, охотно пришлю осенью. О том, что нужно сделать для разрешения на открытие библиотеки, я не знаю хорошенько, но советую вам обратиться в Москву к моим друзьям:1 Ивану Ивановичу Горбунову, Трубецкой пер., д. Осипова; Сергею Дмитриевичу Николаеву,2 Девичье поле, Усачевский пер., д. Франко-Русской Компании; Александру Никифоровичу Дунаеву,3 Ильинка, Торговый Банк; или Владимиру Григорьевичу Черткову: платформа Крекшино по Московско-Брянской ж. дороге.

Желаю успеха.4

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Куренкова.

Александр Федорович Куренков — крестьянин Владимирской губ., сообщал Толстому, что группа крестьян с. Андреевского предполагает открыть библиотеку, чтобы отвлечь народ от пьянства и сквернословия, просил книг для нее и совета, «как нам полегче выхлопотать это право».

1 В черновике: (дать адрес Горбунова, Николаева, Дунаева, Черткова).

2 Сергей Дмитриевич Николаев (1861—1920), сочувствовал взглядам Толстого, переводчик на русский язык сочинений Генри Джорджа.

3 Александр Никифорович Дунаев (1850—1920), директор Московского Торгового банка.

4 В черновике: Посылаю вам лично пока охот[но] одну книжечку.

* 246. Ш. Миньковичу.

1910 г. Марта 27. Я. П.

27 марта 10 г. Ясная Поляна.

Причина ваших страданий в вашем беспредельном, ничем не оправдываемом самомнении! Вы считаете и свой народ выше всех народов и себя выше всех людей, считаете себя столь прекрасным юношей, что жизнь этого юноши в этом мире представляется вам недостойной его. Таких писем, как ваше, я получаю ежедневно не менее двух. Мотив один и тот же: я слишком хорош или хороша для этого мира; и на такие письма, так же как и на ваше, я могу отвечать только одним: если хотите избавиться от испытываемых вами страданий, постарайтесь избавиться от той мании самомнения, в которой находитесь. Для того, чтобы избавиться от этой мании, нужно одно: смирение; для того же, чтобы прийти к смирению, нужно понять то, что в каждом человеке живет один и тот же дух божий, выше которого ничего нет и не может быть и что поэтому духовно ни народ, ни человек не может быть выше другого, телесно же все народы и люди равны потому, что все тела людские одинаково ничтожны. Так что первое, что нужно для разумного понимания жизни и вам особенно для избавления вас от испытываемых вами страданий, есть смирение, т. е. признание всех людей в духовном смысле равным себе, в телесном же смысле признанием себя ничтожнейшим из ничтожеств. И чем больше будет ваше смирение, тем больше получит значения и жизнь ваша. Как всякая дробь получает тем больше значения, чем меньше знаменатель, и теряет всякое значение при каком бы то ни было числителе, если знаменатель ∞ бесконечность. Точно то же бывает и с людьми.

Постарайтесь как можно больше уменьшить ваш знаменатель, и чем больше вы достигнете этого, тем радостнее будет ваша жизнь для вас самих и тем нужнее другим людям.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, начатым на конверте письма Миньковича и продолженным на почтовой бумаге.

Шмая Минькович (р. 1892) из г. Рогачева Могилевской губ. в своем письме писал о своих духовных исканиях.

* 247. Н. И. Тарарухину.

1910 г. Марта 27. Я. П.

27 марта 10 г. Ясная Поляна.

Николай Иванович,

Вопрос ваш очень основательный. И я рад, как умею, ответить вам на него.

Любовь к богу означает, по моему мнению, любовь к совершенству, любовь любви, так как бог есть любовь по прекрасному посланию Иоанна (I Посл. Иоанна, IV гл., 16, 20 ст.). Можно понимать так, что, любя божественное в людях,1 ты любишь бога, можно и так, что, только любя бога, ты любишь людей. Оба понимания, по моему мнению, правильны.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Тарарухина.

Ответ на письмо крестьянина Рязанской губ. Николая Ивановича Тарарухина.

1 В людях воспроизводится по черновику, в копии эти слова, очевидно по недосмотру, были пропущены.

* 248. З. М. Гагиной.

1910 г. Марта 28. Я. П.

Благодарю вас, милая Зинаида Михайловна, за письмо и дневник. Не верьте себе, милая З[инаида] Михайловна, не говорите, что не можете продолжать свое прекрасное дело. Всегда нужно усилие, а особенно в такие времена, как то, которое вы переживаете. Всё то тяжелое, что нам представляется несчастьем, есть только материал для нашей духовной работы. Надо не робеть перед жестокостью материала, а смело браться за работу. Помогай вам бог.

Лев Толстой.

28 марта 1910.

Печатается по копировальной книге № 8б, стр. 40.

Ответ на письмо З. М. Гагиной от 25 марта, в котором она писала Толстому, что после смерти мужа (см. письмо № 183), подавленная своим горем, не может продолжать свои занятия в школе.

249. В. П. Некрасову.

1910 г. Марта 30. Я. П.

30 марта 1910 г. Ясная Поляна.

Василий Пахомович!

Хотя занятие земледелием самое лучшее занятие, я все-таки не советовал бы вам выходить из школы.

По моему мнению, нет таких условий, в которых нельзя бы было жить соответственно требованиям самой чуткой христианской совести, только бы человек поступал или воздерживался от поступков во всякую минуту настоящего сообразно с требованиями своей совести.

Те условия, в которых мы находимся, представляют

Скачать:PDFTXT

поправил письмо Короленко» (т. 58, стр. 29). Статья Короленко «Бытовое явление» с письмом Толстого в 1910 г. была издана отдельной книгой редакцией журнала «Русское богатство». Кроме того, вскоре была переведена