из себя тот материал, над которым мы призваны работать. Только поступай, не выходя нарочно из тех условий, в которых находишься, вовсю по своей совести, и жизнь сама покажет, можешь ли оставаться в этих условиях или нет.
Одно из тех условий и очень важных, в которых вы находитесь — это желание вашего отца, чтобы вы кончили1 в школе. Желая поступить по совести, вы не можете не иметь в виду этого условия, так как выход ваш из школы будет противен одному из главных требований совести: избегание всего того, что нарушает любовь, особенно с таким близким лицом, как отец.
Таков в общих чертах мой ответ на ваш вопрос. Если вы не знаете моих книг «На каждый день», посылаю вам одну. Думаю, что она поможет самим решить ваш вопрос.
Лев Толстой.
Кроме машинописного подлинника, в ГМТ сохранился черновик-автограф, начатый на конверте письма Некрасова и продолженный на почтовой бумаге. Впервые опубликовано в ПТСО, стр. 349—350.
Василий Пахомович Некрасов (р. 1884) — крестьянин Новгородской губ., ученик школы огнестойкого строительства, впоследствии учитель, в письме от 27 марта 1910 г. спрашивал Толстого, не поддерживается ли; его пребыванием в школе принцип насилия, на котором, по его мнению основана современная школа, и не лучше ли ему оставить школу, вопреки желанию его отца, и заняться земледельческим трудом.
1 В черновике написано: учение
* 250. И. И. Светлову.
1910 г. Марта 31. Я. П.
Очень благодарю за письмо. Прошу извещать. Постараюсь похлопотать о переводе в больницу.
31-го марта 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Светлова.
Ответ на письмо И. И. Светлова (см. № 222), в котором он сообщал, что отказавшийся от военной службы Н. Д. Платонов заболел в Петербургской пересыльной тюрьме горловой чахоткой, и просил Толстого хлопотать о переводе Платонова в больницу.
251. О. Н. Милиной.
1910 г. Апреля 1. Я. П.
Простите меня, пожалуйста, за то, что так долго не отвечал вам. Были причины, о к[отор]ых не стоит говорить. Простите.
В браке, по моему мнению, есть только одно священное и потому обязательное — это его неразрывность. Те тяжелые условия, в которых часто находятся люди вследствие брака, никак не могут быть облегчены разрывом. Напротив, они только становятся от этого еще более тяжелыми.
Смотреть надо на эти условия как на тот материал, над которым ты призван работать, оставаясь в них, а не как на неприятность, которую можно исправить новой, да еще греховной связью.
Вот всё, что могу вам сказать.
Лев Толстой.
1 апр. 1910
Печатается по копировальной книге № 86, стр. 43—44.
О. Н. Милина (фамилия вымышленная) (р. 1883) в письме к Толстому из Киева от 9 февраля 1910 г. описывала свою семейную драму и спрашивала совета у Толстого, как лучше ей поступить.
252. В. А. Молочникову.
1910 г. Апреля 1. Я. П.
Брат Владимир,
Сейчас получил ваше письмо от 23 марта. Оно особенно сильно тронуло меня своей правдой, относящейся не до вас одних, но до всех нас. Помогай вам бог не переставать видеть то, что вы видите. Я не в тюрьме, к сожалению, но моя тюрьма без решеток иногда, в слабые минуты, мне кажется хуже вашей. Вам больно, а мне не переставая стыдно. Вчера получил письмо от вашего мальчика1 и говорил с Бел[иньким]2 о вашей жене.
Хочу написать ей сейчас, не знаю, сумею ли.
Впервые опубликовано в газете «Русское слово» 1910, № 254 от 4 ноября. Дата подлинника. Ответ на письмо В. А. Молочникова от 23 марта 1910 г. из Новгородской тюрьмы.
1 Письмо от сына В. И. Молочникова, Александра Молочникова (р. 1896), не сохранилось. В 1926—1929 гг. заведовал метеорологической обсерваторией в Ораниенбауме.
2 Самуил Моисеевич Белинький (р. 1877), друг В. А. Молочникова, в 1910 г. работал у Толстого и В. Г. Черткова в качестве переписчика.
253. А. Я. Молочниковой.
1910 г. Апреля 1. Я. П.
Незнакомая, но близкая мне сестра, Анна Яковлевна, Вчера получил от вашего мальчика письмо.1 Поблагодарите его. Вчера же Б[елинький] рассказывал мне про ваше тяжелое положение и нездоровье. Нынче получил хорошее, очень хорошее письмо от Владимира. Он так силен душой, что не боится обвинять себя. И этим он глубоко трогает меня. Он прав, что несчастья, особенно когда мы умеем найти в них свою вину, всегда нам на пользу. Знаю, что когда обрушится несчастье, особенно такое, как ваше, то трудно думать и чувствовать это. Но ведь дело уже сделано, нечего думать о прошедшем и о будущем, только бы сейчас в настоящем не ошибиться и делать всё, что можно, чтобы несчастье пошло нам на пользу, а не во вред. Постарайтесь, А[нна] Я[ковлевна], а бог поможет вам.
Я же, с своей стороны, не упущу никакой возможности помочь вашему положению.
Братски приветствую вас Л Толстой.
Впервые опубликовано под датой 2 апреля 1910 г. в ПТСО, стр. 350—351. Дата на подлиннике не поставлена, она определяется предыдущим письмом Толстого к В. А. Молочникову.
Анна Яковлевна Молочникова (р. 1872), рожд. Волкова — жена В. А. Молочникова.
1 См. прим. 1 к письму № 252.
254. Ф. А. Страхову.
1910 г. Апреля 1. Я. П.
1 апреля 10 г.
Федор Алексеевич,
Сейчас прочел корректуру вашей новой книги «Искание истины»,1 и несмотря на то, что вы мне предлагали прочесть в ней только то новое, чего не было в книге «Дух и Материя», я все-таки прочел всё, и очень рад, что сделал это.
Во многих местах я сделал отметки и в старом и в новом того, что мне особенно понравилось.2 Одно небольшое место я отметил с предложением выпустить его.3 В общем книга очень хорошая, полезная, и мне бы очень хотелось, чтобы она получила самое большое распространение. Но очень боюсь, что по нашему времени желание мое едва ли будет исполнено: Il n’y a pas de pires sourds, que ceux qui ne veulent pas entendre.4
А таких глухих в наше время особенно много. А впрочем, как знать.
Дружески жму руку.
Печатается по копировальной книге № 86, стр. 42. Впервые опубликовано в книге: Федор Страхов, «Искание истины», изд. «Посредник», М. 1911, стр. 3.
Федор Алексеевич Страхов (1861—1923) — философ-идеалист, сочувствовал взглядам Толстого. Совместно с В. Г. Чертковым участвовал в составлении «Свода мыслей Л. Н. Толстого», который не закончен и не опубликован.
1 Федор Страхов, «Искание истины (Сборник статей и мыслей. Со вступительным письмом Л. Н. Толстого)», М. 1911.
2 Корректуры книги Ф. А. Страхова «Искание истины» с отметками Толстого не сохранилось.
3 Это место в первой публикации напечатано.
4 [Нет более глухих, чем те, которые не хотят слышать.]
На письмо Толстого Ф. А. Страхов ответил письмом из Москвы от 5 апреля, в котором благодарил Толстого за письмо и лестный отзыв об его труде, сообщал, что он навещал в Москве, по просьбе Толстого, яснополянского мальчика Пашу Резунова. К письму Страхов приложил проект завещания относительно 15 тысяч рублей, полученных Толстым на составление народного энциклопедического словаря. См. письма №№ 177 и 273. Страхову 7 апреля отвечал В. Ф. Булгаков. См. «Список писем по поручению», № 291.
* 255. Л. Л. Заботиной.
1910 г. Апреля 2. Я. П.
Любовь Львовна,
Ваше недоразумение происходит оттого, что вы прилагаете к душе (эту ошибку делают и по отношению к богу) понятие времени: «было» и «будет». Душа — проявление в теле бога, ограничена телом, которое живет веществом в пространстве и движением во времени, самой же душе, проявлению бога, не свойственно ни вещество, ни пространство, ни движение, ни время. Душа есть, и не только она есть, но одно, что есть, это бог и его проявление — душа. Подтверждение такого понимания есть то, что мы знаем жизнь нашу (если мы освободимся от иллюзии времени) только вне времени, в безвременном моменте настоящего, в точке соприкосновения прошедшего и будущего, жизнь нашу мы знаем только в этой безвременной точке настоящего, и в ней только действительно и вполне свободны.
Судя по умному и серьезному письму вашему, я думаю, что вы поймете меня.
Для большего уяснения себе этого понимания жизни я советовал бы прочесть составленные мною книги «На каждый день», особенно числа 27-ые.
2-го апреля 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. Письмо А. Заботиной, судя по почтовому штемпелю, было получено 1 апреля. По получении его Толстой пометил на конверте: В[ажное] письмо, отве[чать], повидимому отложив свой ответ до следующего дня.
Ответ на письмо Любови Львовны Заботиной, ученицы 8-го класса Нижегородской женской гимназии о «бессмертии души» и ее сомнениях.
* 256. А. Обухову.
1910 г. Апреля 2. Я. П.
2-го апреля 10 г. Ясная Поляна.
Креститься, по-моему, ни так, ни сяк совсем не надо. По словам евангелия, надо молиться не перед людьми, а перед богом, один на один, и молиться надо духом, а не словами, как учил Христос (Мф. VI гл., 5, 6, 7 ст.). Посылаю вам книжку о том, как я понимаю молитву.
О причастии думаю, что оно для души не может быть на пользу. Для души нужно только одно: добрые дела, любовь со всеми людьми и ко всем людям. О постах думаю, что поститься в некоторые дни и недели не нужно. Поститься, т. е. воздерживаться, по моему мнению, всегда, во все дни нужно от четырех дел: 1) от мяса, т. е. не убивать животных, чтобы поедать их, 2) от спиртного, пьяного и 3) от табака, не курить, и 4-ое дело, от которого тоже надо стараться, как можно воздерживаться — это половая похоть. Воздерживаться, по-моему, надо и с женою.
Насчет икон думаю, что почитать их совсем не нужно. Святых почитать нужно, но не одних святых, а всех людей, потому что во всех людях живет дух божий.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, начатым на конверте письма Обухова и продолженным на свободной странице его письма. В копии письмо датировано 2 апреля, получено же оно, судя по почтовому штемпелю, 1 апреля, и кроме того на конверте есть помета об ответе 1 апреля.
Ответ на письмо от 28 марта торгового служащего из Ростова-на-Дону Андрея Обухова. См. «Список писем по поручению», № 341.
* 257. Иосио Сугимото (Ioshio Sugimoto). Черновое.
1910 г. Апреля 2—3. Я. П.
Dear Sir,
I am sorry to hear that you are [a] soldier. The business and duty of a soldier is to prepare to kill other men. Killing not only men, but animals is very bad.
Everybody must try to look at every man as a brother and to love him, and not prepare to kill his brother.
I am sending to you one of my books. I hope and wish that you will