будет дожидаться программы и каталога книг, а сам найдет то, что ему нужно, и с той стороны, с которой ему это нужно.
Пожалуйста, простите меня, если мой ответ будет неприятен вам. Я, должно быть, много старше вас, гожусь вам в деды, и потому позволю себе еще дать вам два, по-моему, очень важные совета, которые, надеюсь, что помогут вам разобраться в занимающих вас вопросах. Первый совет такой, какой мне приходится давать обращающимся ко мне с вопросами о религии православным верующим. Как таким людям ответ мой всегда состоит в том, что если они серьезно хотят узнать истину, то им прежде всего надо усомниться в истинности той веры и всех положений ее, которые они считают непогрешимыми. Так же точно и вам я советую прежде всего усомниться в тех догматах научной веры, в которую вы так слепо веруете. Для того, чтобы узнать истину, вам надо, прежде всего, освободиться от той лжи, которая вами признается истиной. Так, напр., в данном случае вы, признавая за несомненную истину дарвинскую теорию эволюции, хотите на основании этой легкомысленной, односторонней теории, объяснить себе закон человеческой жизни, что совершенно ошибочно. Ошибочно потому, что главный и в сущности единственный вопрос человеческой жизни — только в том, как мне жить, т. е. что мне делать? Для того же, чтобы ответить на этот вопрос человеку, ему нужно узнать — кто он? На этот же вопрос теория эволюции или ничего не отвечает, или отвечает бессмыслицею, а именно: произошел ты от каких-то вещественных временных процессов, никогда нигде не начинавшихся, идешь ты этим рядом процессов к чему-то, тоже ничем не кончающемуся. Так что сама теория эволюции если и может представлять некоторый интерес для праздных людей рассуждениями и наблюдениями над временными явлениями о том, как произошла лягушка и т. п., то теория эта при приложении ее к объяснению жизни человеческой может привести только к величайшим заблуждениям и нелепостям.
Так что первый мой совет — в том, чтобы вы постарались освободиться от слепой веры в то, что в наше время называется «наукой».
Второй же совет мой в том, чтобы вы как можно меньше доверяли себе, не думали бы об научении других людей, как можно больше обращали бы внимания на себя, на свое нравственное совершенствование. Человек — это дробь. Все качества, достоинства человека — числитель. Мнение же его о себе — знаменатель. Избави бог, если, как это часто бывает, разрастается до бесконечности знаменатель.
Еще раз прошу простить за всё то, что будет вам неприятно в этом письме. Руководило мною серьезное, братское отношение к вам.
Печатается по второй копии, которая была перепечатана с сохранившейся первой копии с большими исправлениями Толстого. Первая копия была перепечатана с черновика-автографа.
Ответ на второе письмо инженера из Петербурга П. П. Соколова от 8 апреля (почт. штемпель) (первое письмо см. «Список писем по поручению», № 59). Соколов писал, что он не удовлетворен ответом секретаря Толстого на его вопросы, и подробно развивал свою точку зрения на необходимость прибегать в некоторых случаях жизни к насилию, доказывая, что невозможно в жизни сделать так, чтобы «овцы кротостью заставляли волков есть сено». Говоря об огромном количестве книг, которые все прочесть невозможно, он просил Толстого составить список, хотя бы в «40 книг по 500 листов», которые нужно рекомендовать прочесть всем. На письмо Толстого Соколов вновь отвечал длинным обиженным письмом от 21 апреля с возражениями Толстому, которое осталось без ответа.
1 По-французски — лошадь.
2 Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799), немецкий математик и философ.
282. В. Г. Черткову от 11 апреля.
* 283. С. А. Стахович.
1910 г. Апреля 12. Я. П.
12 апреля 1910 г. Ясная Поляна.
Благодарю вас, милая Софья Александровна, за подарок. Очень рад буду, если удастся написать вашим карандашом что-нибудь такое, что понравилось бы и мне и вам. Тот карандаш у доктора в починке, и нет о нем слуха.1
Как жаль, что вы не написали смешное. Я люблю смеяться. Саша завтра едет в Крым. Странное дело, чем больше я люблю ее, тем меньше боюсь за нее. Она и больная хороша, мне по крайней мере. Жалею о том, что вы так недавно были у нас, значит не скоро опять приедете. А может быть, это не помешает.
Дружески жму руку. Привет Ал[ександру] Ал[ександровичу] старшему2 и младшему3 и Мих[аилу] Ал[ександровичу].4
Лев Толстой.
Небольшой отрывок этого письма был опубликован впервые в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 124. Дата подлинника.
Софья Александровна Стахович (1862—1942) — близкий друг семьи Толстых, с 1921 г. сотрудница музея Л. Н. Толстого, в последние годы своей жизни принимала участие в подготовке издания полного собрания сочинений Л. Н. Толстого.
Ответ на письмо С. А. Стахович из Петербурга от 5 апреля, в котором она писала, что посылает в подарок Толстому электрический карандаш, которым можно писать в темноте.
1 Ранее подаренный С. А. Стахович карандаш Толстому.
2 Александр Александрович Стахович (1830—1913), отец С. А. Стахович, давнишний знакомый Толстого.
3 Александр Александрович Стахович (1858—1915), брат С. А. Стахович, член Государственной думы второго созыва, елецкий уездный предводитель дворянства.
4 Михаил Александрович Стахович, второй брат С. А. Стахович, член Государственного совета. См. письмо № 162а.
* 284. В. Родюшкину.
1910 г. Апреля 12—13. Я. П.
Ясная Поляна 13 апреля 1910 г.
Бог, какого описывают в «законе божием», есть вымысел человеческий, очень древний и грубый, и в наше время людям, серьезно ищущим бога, нельзя уже верить в такого. О том, как я понимаю бога, и не я один, а многие и многие люди, искавшие бога, вы узнаете из посылаемых вам книг «На каждый день», на 4 и 8 число.
О том же, придет ли время, когда не будет бедных и поедающих их труды, богатых? Ни я, никто знать не может. Но зато и я знаю, и всякий может знать, и вам желаю знать то, что главный смысл жизни каждого из нас в том, чтобы содействовать своей жизнью приближению этого времени.
«Ищите царства божия и правды его, а остальное приложится вам. Царство божие внутри вас есть и царство божие силою берется».
Рад был получить ваше письмо. Желаю, чтобы мой ответ удовлетворил вас и чтобы вы с молодости направляли жизнь свою на нравственное внутреннее совершенствование, — то самое, через что достигается царство божие.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. В копии письмо датировано 13 апреля. В. Ф. Булгаковым сделана помета на конверте об ответе Толстого 12 апреля 1910 г.
Ответ на вопросы учеников Уральского горного училища в Екатеринбурге: Агаенкова В., Родюшкина В., Тасчеева и Королева в их совместном письме от 6 апреля. Ответ они просили прислать на имя В. Родюшкина.
* 285. Ц. Кноппу.
1910 г. Апреля 13. Я. П.
Ясная Поляна. 13 апреля 1910 г.
Ответ на ваш вопрос — в заглавии той статьи, которую вы просите прислать,1 только исключить частицу «не».
В том случае, о котором вы спрашиваете, можно и должно молчать.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Кноппа. В черновике над текстом Толстым написано: Много марок. Если есть Н[е] м[огу] м[олчать], выслать.
Цезарь Кнопп в письме из Кронштадта от 7 апреля 1910 г. благодарил Толстого за полученные им книги «На каждый день» и просил прислать «Не могу молчать», а также ответить на вопрос: «Можно ли и следует ли человеку сказать правду или неправду в том случае, когда наверняка знаешь, что правда причинит неприятность, а неправда—наоборот».
1 В копии пропущено: прислать. Воспроизводится по черновику-автографу.
286. Ф. Федорову.
1910 г. Апреля 13. Я. П.
13 апреля 1910 г.
Ростòвы.
Л. Т.
Печатается по копии. Автограф, повидимому, был написан на открытке с оплаченным ответом. Впервые опубликовано в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 124.
Ф. Федоров — ученик 3-го класса гимназии из Петербурга, просил Толстого ответить только «одно слово с ударением», как надо произносить фамилию из «Войны и мира»: «Рóстовы или Ростóвы».
* 287. С. Бессмертному-Козакову.
1910 г. Апреля 14. Я. П.
Ясная Поляна. 14 апреля 1910 г.
Получил твое хорошее письмо. То, что ты пишешь, что мы, всё человечество, одно тело на земле и должны откликаться один к одному —это очень справедливо, и я так же думаю. Ты спрашиваешь, нравится ли мне та жизнь, в какой я нахожусь,— нет, не нравится. Не нравится потому, что живу я с своими родными в роскоши, а вокруг меня бедность и нужда, и я от роскоши не могу избавиться и бедноте и нужде не могу помочь. В этом мне жизнь моя не нравится. Нравится же она мне в том, что в моей власти и что могу делать и делаю по мере своих сил, а именно по завету Христа, любить бога и ближнего.
Любить бога — значит: любить совершенство добра и к нему, сколько можешь, приближаться. Любить ближнего — значит: одинаково любить всех людей, как братьев и сестер своих. Вот к этому-то самому и к одному этому я стремлюсь. И так как, хотя плохо, но понемножку приближаюсь к этому, то и не скорблю, а только радуюсь.
Спрашиваешь еще, что если радуюсь, то чему радуюсь и какую ожидаю радость. Радуюсь тому, что могу исполнить, по мере своих сил, заданный мне от Хозяина урок: работать для установления того царства божия, к которому мы все стремимся.
Спрашивая о том, чего я ожидаю, ты, может быть, спрашиваешь, как я смотрю на близкую мне по моим годам смерть? Ожидаю ее иногда с радостью, когда слишком много зла видишь вокруг себя и хочешь уйти от него; иногда ожидаешь ее равнодушно, зная, что я, умирая, пойду к тому доброму хозяину-богу любви, который послал меня, и что мне у него кроме добра ничего быть не может. В каком же виде будет это добро, я не знаю и знать не могу и не желаю. Мне довольно знать то, что, умирая, я иду к тому же богу любви, от которого пришел в мир. Бояться же смерти, слава богу, не боюсь и, чем ближе к ней, то всё она мне естественнее и роднее.
Посылаю вам книги «На каждый день», в которых увидите более подробно то самое, что пишу вам в этом письме.
Печатается по копии.
Ответ Толстого на письмо сектанта-«бессмертника» из Москвы Сергея Козакова, подписавшегося в своем письме «Сергей Бессмертный».
«Бессмертники» — небольшая группа сектантов в Москве, верившая в телесное бессмертие людей.
* 288. Г. К. Градовскому.
1910 г. Апреля 15. Я. П.
Благодарю вас, Григорий Константинович, за ваше письмо. Очень желаю исполнить ваше желание. Извините, что не пишу сам.
С совершенным уважением Лев