Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

будет дожидаться программы и каталога книг, а сам найдет то, что ему нужно, и с той стороны, с которой ему это нужно.

Пожалуйста, простите меня, если мой ответ будет неприятен вам. Я, должно быть, много старше вас, гожусь вам в деды, и потому позволю себе еще дать вам два, по-моему, очень важные совета, которые, надеюсь, что помогут вам разобраться в занимающих вас вопросах. Первый совет такой, какой мне приходится давать обращающимся ко мне с вопросами о религии православным верующим. Как таким людям ответ мой всегда состоит в том, что если они серьезно хотят узнать истину, то им прежде всего надо усомниться в истинности той веры и всех положений ее, которые они считают непогрешимыми. Так же точно и вам я советую прежде всего усомниться в тех догматах научной веры, в которую вы так слепо веруете. Для того, чтобы узнать истину, вам надо, прежде всего, освободиться от той лжи, которая вами признается истиной. Так, напр., в данном случае вы, признавая за несомненную истину дарвинскую теорию эволюции, хотите на основании этой легкомысленной, односторонней теории, объяснить себе закон человеческой жизни, что совершенно ошибочно. Ошибочно потому, что главный и в сущности единственный вопрос человеческой жизни — только в том, как мне жить, т. е. что мне делать? Для того же, чтобы ответить на этот вопрос человеку, ему нужно узнать — кто он? На этот же вопрос теория эволюции или ничего не отвечает, или отвечает бессмыслицею, а именно: произошел ты от каких-то вещественных временных процессов, никогда нигде не начинавшихся, идешь ты этим рядом процессов к чему-то, тоже ничем не кончающемуся. Так что сама теория эволюции если и может представлять некоторый интерес для праздных людей рассуждениями и наблюдениями над временными явлениями о том, как произошла лягушка и т. п., то теория эта при приложении ее к объяснению жизни человеческой может привести только к величайшим заблуждениям и нелепостям.

Так что первый мой совет — в том, чтобы вы постарались освободиться от слепой веры в то, что в наше время называется «наукой».

Второй же совет мой в том, чтобы вы как можно меньше доверяли себе, не думали бы об научении других людей, как можно больше обращали бы внимания на себя, на свое нравственное совершенствование. Человек — это дробь. Все качества, достоинства человека — числитель. Мнение же его о себезнаменатель. Избави бог, если, как это часто бывает, разрастается до бесконечности знаменатель.

Еще раз прошу простить за всё то, что будет вам неприятно в этом письме. Руководило мною серьезное, братское отношение к вам.

Письмо это прошу не печатать.

Печатается по второй копии, которая была перепечатана с сохранившейся первой копии с большими исправлениями Толстого. Первая копия была перепечатана с черновика-автографа.

Ответ на второе письмо инженера из Петербурга П. П. Соколова от 8 апреля (почт. штемпель) (первое письмо см. «Список писем по поручению», № 59). Соколов писал, что он не удовлетворен ответом секретаря Толстого на его вопросы, и подробно развивал свою точку зрения на необходимость прибегать в некоторых случаях жизни к насилию, доказывая, что невозможно в жизни сделать так, чтобы «овцы кротостью заставляли волков есть сено». Говоря об огромном количестве книг, которые все прочесть невозможно, он просил Толстого составить список, хотя бы в «40 книг по 500 листов», которые нужно рекомендовать прочесть всем. На письмо Толстого Соколов вновь отвечал длинным обиженным письмом от 21 апреля с возражениями Толстому, которое осталось без ответа.

1 По-французски — лошадь.

2 Георг Кристоф Лихтенберг (1742—1799), немецкий математик и философ.

282. В. Г. Черткову от 11 апреля.

* 283. С. А. Стахович.

1910 г. Апреля 12. Я. П.

12 апреля 1910 г. Ясная Поляна.

Благодарю вас, милая Софья Александровна, за подарок. Очень рад буду, если удастся написать вашим карандашом что-нибудь такое, что понравилось бы и мне и вам. Тот карандаш у доктора в починке, и нет о нем слуха.1

Как жаль, что вы не написали смешное. Я люблю смеяться. Саша завтра едет в Крым. Странное дело, чем больше я люблю ее, тем меньше боюсь за нее. Она и больная хороша, мне по крайней мере. Жалею о том, что вы так недавно были у нас, значит не скоро опять приедете. А может быть, это не помешает.

Дружески жму руку. Привет Ал[ександру] Ал[ександровичу] старшему2 и младшему3 и Мих[аилу] Ал[ександровичу].4

Лев Толстой.

Небольшой отрывок этого письма был опубликован впервые в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 124. Дата подлинника.

Софья Александровна Стахович (1862—1942) — близкий друг семьи Толстых, с 1921 г. сотрудница музея Л. Н. Толстого, в последние годы своей жизни принимала участие в подготовке издания полного собрания сочинений Л. Н. Толстого.

Ответ на письмо С. А. Стахович из Петербурга от 5 апреля, в котором она писала, что посылает в подарок Толстому электрический карандаш, которым можно писать в темноте.

1 Ранее подаренный С. А. Стахович карандаш Толстому.

2 Александр Александрович Стахович (1830—1913), отец С. А. Стахович, давнишний знакомый Толстого.

3 Александр Александрович Стахович (1858—1915), брат С. А. Стахович, член Государственной думы второго созыва, елецкий уездный предводитель дворянства.

4 Михаил Александрович Стахович, второй брат С. А. Стахович, член Государственного совета. См. письмо № 162а.

* 284. В. Родюшкину.

1910 г. Апреля 12—13. Я. П.

Ясная Поляна 13 апреля 1910 г.

Бог, какого описывают в «законе божием», есть вымысел человеческий, очень древний и грубый, и в наше время людям, серьезно ищущим бога, нельзя уже верить в такого. О том, как я понимаю бога, и не я один, а многие и многие люди, искавшие бога, вы узнаете из посылаемых вам книг «На каждый день», на 4 и 8 число.

О том же, придет ли время, когда не будет бедных и поедающих их труды, богатых? Ни я, никто знать не может. Но зато и я знаю, и всякий может знать, и вам желаю знать то, что главный смысл жизни каждого из нас в том, чтобы содействовать своей жизнью приближению этого времени.

«Ищите царства божия и правды его, а остальное приложится вам. Царство божие внутри вас есть и царство божие силою берется».

Рад был получить ваше письмо. Желаю, чтобы мой ответ удовлетворил вас и чтобы вы с молодости направляли жизнь свою на нравственное внутреннее совершенствование, — то самое, через что достигается царство божие.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. В копии письмо датировано 13 апреля. В. Ф. Булгаковым сделана помета на конверте об ответе Толстого 12 апреля 1910 г.

Ответ на вопросы учеников Уральского горного училища в Екатеринбурге: Агаенкова В., Родюшкина В., Тасчеева и Королева в их совместном письме от 6 апреля. Ответ они просили прислать на имя В. Родюшкина.

* 285. Ц. Кноппу.

1910 г. Апреля 13. Я. П.

Ясная Поляна. 13 апреля 1910 г.

Ответ на ваш вопрос — в заглавии той статьи, которую вы просите прислать,1 только исключить частицу «не».

В том случае, о котором вы спрашиваете, можно и должно молчать.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Кноппа. В черновике над текстом Толстым написано: Много марок. Если есть Н[е] м[огу] м[олчать], выслать.

Цезарь Кнопп в письме из Кронштадта от 7 апреля 1910 г. благодарил Толстого за полученные им книги «На каждый день» и просил прислать «Не могу молчать», а также ответить на вопрос: «Можно ли и следует ли человеку сказать правду или неправду в том случае, когда наверняка знаешь, что правда причинит неприятность, а неправда—наоборот».

1 В копии пропущено: прислать. Воспроизводится по черновику-автографу.

286. Ф. Федорову.

1910 г. Апреля 13. Я. П.

13 апреля 1910 г.

Ростòвы.

Л. Т.

Печатается по копии. Автограф, повидимому, был написан на открытке с оплаченным ответом. Впервые опубликовано в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 124.

Ф. Федоровученик 3-го класса гимназии из Петербурга, просил Толстого ответить только «одно слово с ударением», как надо произносить фамилию из «Войны и мира»: «Рóстовы или Ростóвы».

* 287. С. Бессмертному-Козакову.

1910 г. Апреля 14. Я. П.

Ясная Поляна. 14 апреля 1910 г.

Любезный брат Бессмертный!

Получил твое хорошее письмо. То, что ты пишешь, что мы, всё человечество, одно тело на земле и должны откликаться один к одному —это очень справедливо, и я так же думаю. Ты спрашиваешь, нравится ли мне та жизнь, в какой я нахожусь,— нет, не нравится. Не нравится потому, что живу я с своими родными в роскоши, а вокруг меня бедность и нужда, и я от роскоши не могу избавиться и бедноте и нужде не могу помочь. В этом мне жизнь моя не нравится. Нравится же она мне в том, что в моей власти и что могу делать и делаю по мере своих сил, а именно по завету Христа, любить бога и ближнего.

Любить бога — значит: любить совершенство добра и к нему, сколько можешь, приближаться. Любить ближнего — значит: одинаково любить всех людей, как братьев и сестер своих. Вот к этому-то самому и к одному этому я стремлюсь. И так как, хотя плохо, но понемножку приближаюсь к этому, то и не скорблю, а только радуюсь.

Спрашиваешь еще, что если радуюсь, то чему радуюсь и какую ожидаю радость. Радуюсь тому, что могу исполнить, по мере своих сил, заданный мне от Хозяина урок: работать для установления того царства божия, к которому мы все стремимся.

Спрашивая о том, чего я ожидаю, ты, может быть, спрашиваешь, как я смотрю на близкую мне по моим годам смерть? Ожидаю ее иногда с радостью, когда слишком много зла видишь вокруг себя и хочешь уйти от него; иногда ожидаешь ее равнодушно, зная, что я, умирая, пойду к тому доброму хозяину-богу любви, который послал меня, и что мне у него кроме добра ничего быть не может. В каком же виде будет это добро, я не знаю и знать не могу и не желаю. Мне довольно знать то, что, умирая, я иду к тому же богу любви, от которого пришел в мир. Бояться же смерти, слава богу, не боюсь и, чем ближе к ней, то всё она мне естественнее и роднее.

Посылаю вам книги «На каждый день», в которых увидите более подробно то самое, что пишу вам в этом письме.

Печатается по копии.

Ответ Толстого на письмо сектанта-«бессмертника» из Москвы Сергея Козакова, подписавшегося в своем письме «Сергей Бессмертный».

«Бессмертники» — небольшая группа сектантов в Москве, верившая в телесное бессмертие людей.

* 288. Г. К. Градовскому.

1910 г. Апреля 15. Я. П.

Благодарю вас, Григорий Константинович, за ваше письмо. Очень желаю исполнить ваше желание. Извините, что не пишу сам.

С совершенным уважением Лев

Скачать:PDFTXT

будет дожидаться программы и каталога книг, а сам найдет то, что ему нужно, и с той стороны, с которой ему это нужно. Пожалуйста, простите меня, если мой ответ будет неприятен