Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

письмо от священника. Мне всегда приятно. Просит евангелие, пишет: есть в народе потребность в ваших взглядах».

* 294. А. И. Селевину.

1910 г. Апреля 17. Я. П.

17 апр. 1910 г.

Думаю, что отмеченные здесь стихи подходят к вашей цели. Советовал бы вам тоже взять еще из I Послания Иоанна, III гл., 14—24, и IV, 7—21. Рад буду, если выписки эти вам пригодятся.

Лев Толстой.

Печатается по копии. Письмо является припиской к письму В. Ф. Булгакова от 17 апреля 1910 г. Дата определяется копией и подтверждается записью в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 148.

Александр Иванович Селевин из Елисаветграда в письме от 14 апреля писал, что он задумал издать ученические тетради с текстом «Евангелия» на обложках и просил Толстого «указать главы «Евангелия», которые следует печатать.

* 295. С. Б. Конджеру (S. В. Conger).

1910 г. Апреля 14?—17?

Iasnaya Poliana

Toula. Russia

Dear Mr. Conger,

Thank you for your letter of April 7/20.

Not to mention those american writers who are nearest to me in spirit, such as Henry George, his son,1 Ernest Crosby2 — others, my attitude towards the American Press in general can only be that of simpathy and gratefulness for its kind relation towards me. It is therefore with a feeling of sincere pleasure that I beg you to kindly transmit my cordial greetings to «The Associated Press» of America.

Yours faithfully

L. T.

Ясная Поляна

Тула. Россия

Дорогой господин Конджер,

Благодарю Вас за Ваше письмо от 7/20 апреля.

Не говоря уже о тех американских писателях, которые особенно близки мне по духу, как Генри Джордж, его сын, Эрнест Кросби и др., мое отношение к американской прессе вообще может быть только самым сочувственным и благодарным за их любезное отношение ко мне. Поэтому с чувством искреннего удовольствия я прошу вас не отказать в любезности передать мое сердечное приветствие «Ассоциации периодической печати» в Америке.

Преданный Вам

Л. Т.

С. Б. Конджер — корреспондент «Associated Press» («Ассоциация периодической печати») до войны 1914 г. в России и в Германии. После войны он работал в американской газете «Philadelphia Public Leader». См. письмо В. Г. Черткову от 9 апреля 1910 г., т. 89.

* 296. A. Л. Толстой.

1910 г. Апреля 17. Я. П.

Посылаю тебе, милая голубушка Саша, письмо чудесного «бати»1. Читал его и раскис, как всегда теперь раскисаю, особенно нынче, дурно спал, но здоров. Обеими руками подписываю всё, что он говорит. Вчера послал тебе письмо.2 Вероятно, оба письма придут вместе.

Пиши подробнее о себе и телесной и духовной.

Целую тебя и Варю.

Л. Т.

Ко мне приходили две женщины, Курносенкова3 — я ей дал 3 руб. и сейчас пришла Телятенская.4 Я ей даю рубль.

Печатается по копии AЧ.

1 Письмо В. Г. Черткова от 13 апреля, на которое Толстой отвечал Черткову 17 апреля (см. т. 89).

2 Предыдущее письмо было написано 15 апреля (см. письмо № 290).

3 Вдова крестьянка Ясной Поляны Александра Петровна Курносенкова, к которой Толстой ходил 14 апреля. См. Дневник, т. 58, стр. 38, прим. 529, и Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 144—145.

4 Крестьянка, живущая в д. Телятинки.

297. В. Г. Черткову от 17 апреля.

298. И. Г. Рожкову.

1910 г. Апреля 15—18. Я. П.

15 апреля 1910 г. Ясная Поляна.

Разница между религиозным учением и анархизмом в том, что в анархизме цельвыгода и средствонасилие. А если цельвыгода, то иногда и одному выгодно бастовать, а иногда и другому невыгодно, и все никогда не сойдутся. И если средство достижения цели — насилие, то как удержаться в насилии, чтобы употреблять его только для общих целей, и как достигнуть того, чтобы люди, захватившие власть, употребляли это насилие не для своей, а для общей выгоды? Так при анархизме. При религиозном же учении цель не выгода, а требования бога или совести независимо от цели, а потому требования эти всегда одни и те же для всех.

То же и о насилии. При религиозном учении цель достигается не насилием, а, напротив, воздержанием от насилия и участия в нем. И потому при религиозном учении не может быть злоупотребления насилием.

Последствием же деятельности, основанной на религиозном учении, при котором нет и мысли о выгоде и о насилии людей над людьми, не могут не быть те самые, которых желают и никогда не достигнут анархисты.

Посылаю вам несколько книг.

[17 апр.]

Считаю нужным прибавить к моему письму к вам о различии революционного анархизма и того, что вы называете моим анархизмом, еще следующее, более ясно и более кратко выражающее мою мысль: анархизм политический есть цель, к которой стремятся люди; то же, что вы называете моим анархизмом, есть только последствие признания истины христианского учения и вытекающего из него сознания каждым человеком своего человеческого достоинства, несовместимого ни с участием в насилии, ни в подчинении ему.

Лев Толстой.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, начатым на конверте письма Рожкова и продолженным на почтовой бумаге. Впервые опубликовано в журнале «Единение» 1917, 2, стр. 1. В копии письмо датировано 15 апреля, добавление датировано рукой В. Ф. Булгакова 17 апреля, а автограф — 18 апреля.

Ответ на письмо крестьянина Подольской губ. Ивана Григорьевича Рожкова (р. 1880) из Вашбурна (США) от 10 апреля нов. ст., в котором он сравнивал учение Толстого с анархизмом и находил, что отличие между ними только в «тактических приемах борьбы, но нет никакой разницы в конечной цели». См. т. 82, «Список писем по поручению», № 223.

299. В. Д. Ахшарумову.

1910 г. Апреля 20. Я. П.

20 апреля 1910 г. Ясная Поляна.

Благодарю вас, уважаемый Владимир Дмитриевич, за присылку мне вашей книги. Несмотря на мое равнодушие к стихам, я прочел ее с удовольствием и с таким же удовольствием вспоминаю то время, о котором вы вспоминаете, и нашем тогдашнем знакомстве. «Куда», «Холодный ветер ломит двери» и другие стихотворения мне понравились, не говоря о содержании, ясностью и определенностью мысли и выражений, которых уже не встречаешь у теперешних поэтов. Не знаю, как вы, а для меня истинное благо жизни прямо пропорционально старости и приближению к концу. От всей души желаю вам того же и надеюсь, что вы это испытываете.

С совершенным уважением Лев Толстой.

Печатается по копии. Впервые опубликовано в «Сборнике Государственного Толстовского музея», Гослитиздат, М. 1937, стр. 235—236. Там же опубликовано письмо Ахшарумова к Толстому и его стихотворение «Куда?».

Владимир Дмитриевич Ахшарумов (1825—1911) — поэт, сотрудник журнала «Библиотека для чтения», знакомый Толстого в 1850-х гг. Впоследствии был управляющим Полтавской контрольной палаты.

Ахшарумов прислал с письмом от 6 апреля 1910 г. на отзыв Толстого свой сборник: В. Д. Ахшарумов, «Стихотворения», Полтава, 1908.

* 300. Д. Дядюхе.

1910 г. Апреля 20. Я. П.

20 апреля 1910 г. Ясная Поляна.

Не помню вашего прежнего письма или не получил его. На вопрос ваш очень рад ответить. Я понимаю, что значение очень важного по мне стиха 28 в том, что главное зло мира от преподаваемого и внушаемого всеми средствами (что теперь так явно происходит среди нас) ложного учения под видом истинного. Стих этот подтверждается другим стихом XVIII, 6 о том, что лучше повесить человеку жернов на шею и потопить его, чем соблазнить, обмануть его1 в самом важном — в религии. Для того, чтобы вам яснее было, как я вообще понимаю евангелие, посылаю вам книжечку (к несчастью, запрещенную), в которой я соединил из евангелия всё то, что считаю несомненной святой истиной и чем считаю необходимым руководствоваться для доброй жизни.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом.

Дмитрий Дядюха — крестьянин Херсонской губ. в письме к Толстому из Одессы писал, что до сих пор не получил ответа от Толстого с разъяснением значения стихов из гл. 10 Евангелия от Матфея.

1 Следующие пять слов вписаны в черновике рукою В. Ф. Булгакова по распоряжению Толстого.

* 301. И. Ф. Кузнецову.

1910 г. Апреля 20. Я. П.

20 апреля 1910 г. Ясная Поляна.

Посылаю вам книгу, которая, надеюсь, будет полезна вам. Вы пишете, что «жизнь есть борьба за существование и в ней все борются, бедный и богатый, первые борются из-за куска насущного хлеба, вторые добиваются почестей и славы, т. е. личного счастья». Это несправедливо: жизнь не борьба, но служение, служение той воле, которая послала нас в жизнь.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом на конверте письма Кузнецова.

Иван Федорович Кузнецов — сын крестьянина-бедняка, в своем письме из Петербурга от 14 апреля описывал свою тяжелую жизнь. Измученный безработицей, покушался на самоубийство, лежал в больнице, но, прочитав: «несколько ваших, Лев Николаевич, столь полезных сочинений, — пишет Кузнецов, — я навсегда выбросил из головы мысль о самоубийстве… Благодаря же вашим сочинениям я остался жив… Прошу вас прислать что-нибудь из ваших сочинений с вашей подписью мне на память».

* 302. Т. М. Лонгин-Длусской.

1910 г. Апреля 20. Я. П.

20 апреля 1910 г.

Посылаю вам книгу,1 из которой вы увидите, как я сам себе отвечал на возникавшие у меня, подобно вашим, вопросы2.

Не бойтесь верить себе, если вы, как я думаю, по вашему письму, ищете истины для себя, перед богом, перед своей совестью.

Печатается по копии. Кроме копии, сохранилось начало черновика-автографа этого письма.

Ответ на письмо Татьяны Михайловны Лонгин-Длусской (р. 1891) из Радома от 15 апреля 1910 г.

1 В черновике зачеркнут первоначальный вариант письма: в которой вы найдете ответ на ваш вопрос.

2 Вопрос о говении.

* 303. А. Ф. Мельникову.

1910 г. Апреля 20. Я. П.

20 апреля 1910 г.

Христос, судя по тому, что осталось от него, очень глубокий и высоконравственный мыслитель, пострадавший, как и многие великие люди, за передовитость и недоступность толпе своего нравственного учения. То же, что приписывается Христу в писаниях, называемых священными, а также и в церковных догматах, есть собрание самых грубых и бессмысленных суеверий. Мысли мои об этом выражены подробно в посылаемых вам моих книгах.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Мельникова.

А. Ф. Мельников — владелец Андреевских угольных копей в Макеевке Донской области, в письме от 15 апреля задавал Толстому вопросы о значении легенды пришествия Христа на землю.

304. Н. А. Морозову.

1910 г. Апреля 20. Я. П.

20 апреля 1910 г.

Очень благодарю вас, дорогой Николай Александрович, за присылку книг, непременно прочту их.1 Даже сейчас по получении раскрыл «Письма из Шлиссельбургской крепости» и забыл свои дела — зачитался.

Благодарю за добрую память и не отчаиваюсь еще раз повидать вас.

Любящий вас

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Морозова. Впервые опубликовано в газете «Северо-западный голос» 1910, № 1346 от 6 мая. Дата определяется копией.

Николай Александрович Морозов (1854—1946) — народоволец, участвовавший в революционном движении с 1874 г., бывший редактор журнала «Народная

Скачать:PDFTXT

— письмо от священника. Мне всегда приятно. Просит евангелие, пишет: есть в народе потребность в ваших взглядах». * 294. А. И. Селевину. 1910 г. Апреля 17. Я. П. 17 апр.