Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 81. Письма, 1910 (январь-апрель)

всё по-старому. Все вас помнят и любят.

Мысль о том, что комета может зацепить землю и уничтожить ее, мне была очень приятна.4 Отчего не допустить эту возможность. А допустив ее, становится особенно ясно, что все последствия материальные, видимые, осязаемые последствия нашей деятельности в материальном мире — ничто. Духовная же жизнь так же мало может быть нарушена уничтожением земли, как жизнь мира — смертью мухи. Еще гораздо меньше. Мы не верим в это только потому, что приписываем несвойственное значение жизни вещественной.

Прощайте, милый друг. Может, и телесно увидимся еще в этой жизни.

Л. Т.

Печатается по подлиннику, находящемуся у H. Н. Гусева. Впервые опубликован отрывок из письма в газете «Речь» 1910, № 67 от 10 марта, полностью — в книге: «Из Ясной Поляны в Чердынь. Воспоминания бывшего секретаря Л. Н. Толстого H. Н. Гусева», изд. Сытина, М. 1911, стр. 46. Дата определяется надписью H. Н. Гусева на подлиннике.

Николай Николаевич Гусев (р. 1882) — секретарь Толстого с 1907 г. до своего ареста в Ясной Поляне 4 августа 1909 г. См. тт. 79 и 80 и книгу H. Н. Гусева «Из Ясной Поляны в Чердынь».

1 Игнатий Ефимович Шашков (р. 1875) — крестьянин с. Карповичи Черниговской губ., живший в Ессентуках и сосланный в 1907 г. в Чердынский уезд Пермской губ. на 2 года вместе с семьей за передачу своего паспорта скрывавшемуся революционеру. В декабре 1909 г. Шашков писал Толстому, а по возвращении своем из ссылки заезжал в Ясную Поляну. В письме от 22 декабря 1909 г. H. Н. Гусев сообщал, что ездил за 100 верст проститься с Шашковым перед его освобождением.

2 Сергей Николаевич Дурылин (1886—1954) — доктор филологических наук, историк русской литературы и русского театра, в период 1907—1913 гг. состоял секретарем редакции и ближайшим сотрудником журнала «Свободное воспитание». В письме от 2 января Гусев приводил выписки из письма к нему С. Н. Дурылина о его посещении Толстого в Ясной Поляне 20 октября 1909 г. Отрывки из этих писем Дурылина к Гусеву были напечатаны последним в его книге «Из Ясной Поляны

в Чердынь», стр. 47—48.

3 Заканчивая описание ссыльных революционеров, H. Н. Гусев писал 2 декабря 1909 г.: «Для чего эти люди, искусные рабочие, томятся здесь в праздности, влачат полуголодное существование, не знают, куда девать время, от скуки ссорятся друг с другом, скучают по оставшимся без кормильцев семьям? Зачем и за что, за какие грехи? Проходит ли бесследно то ожесточение, которое оставляется в душе долгой тюрьмою, длинным этапным путем, казацкими нагайками, побоями тюремных сторожей, казнями под окнами, разлукой с родными, полуголодным существованием и всякими унижениями?.. Неужели не понимают они, что «обиженная слеза даром не канет, а всё на человеческую голову»?» Повидимому, к этой части письма Гусева относилось первое замечание, про которое писал Толстой в своем письме.

4 «Комета Галлея», прохождение которой над землей наблюдалось в 1910 г. Галлей Эдмунд (1656—1742) — английский астроном, вычисливший эллиптический путь кометы, носящей его имя.

* 49. П. К. Дунаеву.

1910 г. Января 14. Я. П.

Посылаю вам книг, которые надеюсь помогут вам в вашем добром настроении жить по-божьи, для души, т. е. полагать главную цель в своей жизни в1 совершенствовании.

14-го января 1910 г.

Ясная Поляна.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Дунаева.

Павел Калинович Дунаев (р. 1877) — крестьянин Тобольской губ., в своем письме от 31 декабря 1909 г. просил Толстого дать ответ на мучивший его вопрос: «Как надо жить, чтобы быть хоть немного полезным в деревне, и как надо самому правильно совершенствоваться».

1 В черновике зачеркнуто: духовном

* 50. И. Ф. Зубареву.

1910 г. Января 14. Я. П.

Напрасно вы думаете, что деньги могут дать истинное просвещение и блага человеку. Деньги не только не могут дать просвещение и благо, но почти всегда, за самыми редкими исключениями, одуряют человека и лишают его истинного блага. Прекрасно говорит Магомет (посылаю эту книжку),1 что молит бога о том, чтобы прожить жизнь и умереть в бедности.

Посылаю вам несколько книг,2 которые считаю хорошими. Книг на свете в сотни раз больше дурных, чем хороших.

14-го января 1910 г.

Ясная Поляна.

Иван Федорович Зубарев (р. 1887) — крестьянин Пермской губ., в письме к Толстому от 27 декабря 1909 г. просил прислать книг бесплатно, так как, писал он, «мне очень понравилось ваше сочинение «Неужели так надо». Взять у нас их негде, а выписать не на что, нет денег».

1 «Изречения Магомета, не вошедшие в коран», избраны Л. Н. Толстым, изд. «Посредник».

2 В черновике в конце письма написано рукой Толстого: Послать: Д[етское] е[вангелие], Н[а] к[аждый] д[ень], О револ[юции], Генри Джорджа, Сандерленда» (И. Т. Сэндерленд, «Библия. Ее происхождение, развитие и отличительные свойства», изд. «Посредник», М. 1908.)

51. В. Ф. Краснову.

1910 г. Января 14. Я. П.

Жалею сам, что не почеркал того, что нехорошо. Нехороши сравнения, описания того, чего не мог видеть автор, а главное декадентская манера приписывать сознательность неодушевленным предметам. Описания тогда хороши и действуют на читателя, когда читатель сливается душой с описываемым, а это бывает только тогда, когда описываемые впечатления и чувства читающий может перенести на себя.

Не унывайте и не берите в писаний за образец новых, а Пушкина и Гоголя.

Лев Толстой.

14 января 1910 г.

Ясная Поляна.

Впервые опубликовано в юбилейном сборнике «Лев Николаевич Толстой», Гиз, М. — Л. 1928, стр. 391—398. Дата подлинника.

Ответ на письмо В. Ф. Краснова от 11 января 1910 г. (см. № 23), в котором он сожалел, что Толстой «не почеркал того, что негодно», и выражал сомнение, следует ли ему продолжать писать, после неодобрения Толстым рукописи «Ходынка».

* 52. Доротее Несбитт (D. Nesbett). Черновое.

1910 г. Января 14. Я. П.

Jan. 14/27 1910. Iasnaya Poliana.

Dear Miss,

To the two questions you put in your letter I can give you one answer for both. We can not live a reasonable life without an ideal of perfection before us. But we must know that the ideal of perfection can never be attained so that our aim is not to live up to it but only approach it as much as we can. The ideal of perfection in the sexual question is in my opinion complete chastity. But if a man or woman can not attain it the next approach to it is marriage in which again man and woman ought to try to be as chaste as possible and moreover accept as a sacred duty the bringing up and education of children which may be the result of marriage.

As to the providing for old age I think that the ideal of perfection of life is to live it only in the present moment, whilst all our cares for the future make us deviate from the true path.

Wishing you success in the life you have chosen I am dear Miss

Янв. 14/27 1910. Ясная Поляна.

Милая барышня,

На оба вопроса, которые вы ставите в вашем письме, я могу дать один общий ответ. Мы не можем жить разумною жизнью, не ставя перед собою идеала совершенства. Но мы должны знать, что идеал совершенства не может быть никогда достигнут, так что наша цель не в том, чтобы жить в уровень с идеалом, а только в том, чтобы приближаться к нему, насколько мы можем. Идеал совершенства в половом вопросе есть, по моему мнению, полное целомудрие. Но если мужчина или женщина не могут его достигнуть, то ближайший подход к нему есть брак, в котором опять-таки мужчина и женщина должны стараться быть насколько возможно целомудреннее и, сверх того, принимать, как священный долг, выращивание и воспитание тех детей, которые могут быть в результате брака.

Что же касается обеспечения старости, то я думаю, что идеал совершенства состоит в том, чтобы жить только настоящей минутой, между тем как всякие наши заботы о будущем заставляют нас уклоняться от истинного пути.

Желая вам успеха в избранной вами жизни, я остаюсь, милостивая государыня

Отвечать:

Запасать для старо[сти] не надо.

О полов[ом] вопросе, что чем больше воздерж[ания], тем лучше. Если же не в сил[ах], то не уклоняться от последствий выкармливания новор[ожденных] детей — великое дело воспитание дет[ей].

Печатается по черновику на английском языке с собственноручными поправками Толстого. Черновик сначала был написан рукой Татьяны Львовны Сухотиной, но затем почти весь переделан Толстым. Кроме этого черновика, там же хранится первоначальный неисправленный вариант письма, написанный рукой Т. Л. Сухотиной на английском языке и конспект-автограф письма, написанный Толстым по-русски на конверте письма Д. Несбитт. Основанием датировки служат дата, поставленная рукой Т. Л. Сухотиной на обоих вариантах письма, и помета ее же рукой на конверте об ответе 14 января (на конверте цифра 14 исправлена на 17 января; по всем вероятиям, письмо, написанное 14 января, было отправлено 17 января).

Доротея Несбитт (р. 1879?) — молодая англичанка, в своем письме из Перлей-Сюррей (Perley Surrey, Англия), от 3 января 1910 г. описывала свою жизнь и влияние на нее учения Толстого. Она ставила Толстому два вопроса. Первый вопрос: следует или не следует делать сбережения для обеспечения своей старости? Сама она считает, что надо дословно понимать евангелие и не думать о завтрашнем дне, потому что он может и не прийти. Второй вопрос: почему в «Крейцеровой сонате» Толстой проповедует воздержание даже между женатыми людьми, а в книге «Так что же нам делать?» говорит, что женщина не должна уклоняться от священного долга рождения детей.

* 53. П. Полизоиди.

1910 г. Января 14. Я. П.

14 января 1910 г. Ясная Поляна.

От души благодарю вас за интересные и важные сведения о бехаистах.1

Очень рад буду общению с доктором Каном.

Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Полизоиди.

П. Полизоиди — сектант-бехаист, прислал Толстому длинное письмо из г. Решта в Персии от 28 декабря 1909 г. с подробным описанием учения бехаистов, жизни их общины и распространения этого учения в Персии. В конце письма он писал, что один из видных деятелей бехаизма, доктор медицины Ионесс Кан (Хан), собирается вступить в общение с Толстым, написать ему и приехать в Ясную Поляну.

1 Последователи религиозной секты бехаистов, возникшей в Персии в 1844 г., называемой также по имени ее основателя Али-Магомеда Баба (1820—1850), казненного в Тавризе, бабидами.

54. В. Г. Черткову от 14 января.

* 55. Калашникову.

1910 г. Января 15. Я. П.

Посылаю вам книги, которые вообще могут быть вам полезны; по занимающему же вас вопросу вы найдете ответ в числах 9 и 10-х книги «Н[а] кажд[ый] д[ень]». Помоги вам бог оставаться

Скачать:PDFTXT

всё по-старому. Все вас помнят и любят. Мысль о том, что комета может зацепить землю и уничтожить ее, мне была очень приятна.4 Отчего не допустить эту возможность. А допустив ее,