чистым до женитьбы и насколько возможно чистым и после.1
15-го января 1910 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Калашникова.
Калашников (р. 1887) — оружейный мастер 36-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во Владивостокской крепости, в письме от 30 декабря 1909 г. просил Толстого дать ему совет, как сохранить нравственную чистоту.
1 В черновике-автографе стоит слово: нее и зачеркнут конец письма: И не думайте, что воздержание невозможно.
* 56. Неизвестному (Е. Т.).
1910 г. Января 15. Я. П.
Советую жить, где живете, и ничего не затевать. Учиться доброй жизни можно везде. А только это одно учение нужно.
15-го января 1910 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Е. Т. На черновике рукой Толстого написано: Марки, то есть корреспондентом были присланы для ответа марки.
Неизвестный (Е. Т.), уже ранее писавший Толстому (см. т. 80 и «Список писем по поручению», № 16), в письме от 12 января 1910 г. писал, что он желает учиться, но его отец с этим не соглашается, поэтому он собирается убежать из дому, если Толстой одобрит это намерение.
* 57. Л. Н. Ляпиной.
1910 г. Января 16. Я. П.
Надо не думать о том, чем я могу быть полезной, не спрашивать, зачем жить, а знать и верить, что моя жизнь нужна тому, который меня послал в жизнь, и делать то, чего он от меня хочет. А хочет он только того, чтобы я был в любви со всеми.
Посылаю вам книг, в которых яснее сказано всё это.
Л. Т.
Очень, очень советую вам вникнуть в то, что я пишу вам. Я пишу обдуманно. Жизнь должна быть радость и будет вам радость, если вы только поверите не мне, а Христу и всем мудрым и святым людям мира.
Лев Толстой.
Теперь я жду от вас ответа.
16-го января 1910 г.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Ляпиной. Подлинник находился у адресата. Вторая часть письма в сохранившемся автографе отсутствует.
Любовь Николаевна Ляпина (р. 1896) — в то время ученица Пятигорской женской гимназии, отправила 12 января 1910 г. письмо, в котором писала, что, «разуверившись в жизни» и не найдя ответа на вопрос «зачем жить», она решила отравиться. Перед тем как принять яд, она вошла проститься со своим маленьким братом, который в это время читал «Азбуку» Толстого. Ее вдруг осенила мысль, что, может быть, один Толстой мог бы сказать такое слово, чтобы спасти ее жизнь, и тут же написала ему, прося в конце письма ответить не позже как через неделю, иначе «будет поздно».
Получив это письмо, Толстой поспешил ответить, и Ляпина через несколько дней прислала второе письмо, где сообщала о впечатлении, произведенном на нее словами Толстого. «Спасибо Вам, — писала Ляпина. — …Вы сделали для меня очень много. Я всю жизнь буду считать Вас спасителем и наставником. Вы спасли меня от смерти».
Это второе письмо Ляпиной было получено в Ясной Поляне 21 февраля, и на конверте его Толстой написал: Какие ей послать книги? Интересное письмо. В своем письме к Н. С. Родионову от 7 октября 1929 г. Л. Н. Ляпина (по мужу Василова) сообщала, что Л. Н. Толстой тогда ей прислал 40 книг своего сочинения, многие были с его подписями, но все они сгорели в Курске. О себе же сообщала, что действительно после получения письма Толстого вся жизнь ее переменилась. Она окончила гимназию и историко-филологический факультет Высших Бестужевских курсов в Петербурге и в 1929 г. преподавала русскую литературу в Ташкенте.
58. С. А. Толстой от 16 января.
* 59. Д. Г. Бурылину.
1910 г. Января 17. Я. П.
17 января 1910 года. Ясная Поляна.
Желаю молодым чистой и честной жизни.
За ситец благодарю от имени тех голопузых, которым передам его от вас.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Бурылина.
Дмитрий Геннадиевич Бурылин (1854—1924) — владелец Товарищества мануфактуры Д. Г. Бурылина в Иваново-Вознесенске, присылавший регулярно с 1908 г. до конца 1917 г. по нескольку кусков мануфактуры в Ясную Поляну для раздачи школьникам и неимущим детям.
Бурылин в письме своем на имя Л. Н. и С. А. Толстых от 15 января 1910 г. приглашал их на свадьбу своего сына и сообщал, что посылает два куска мануфактуры для яснополянских школьников.
* 60. З. Гутману.
1910 г. Января 17. Я. П.
17 января 1910 года. Ясная Поляна.
Вы спрашиваете, «возможно ли общее братство, когда человечество делится на религии, национальности и расы».
Истинно религиозное учение только в том и состоит, чтобы вызвать в людях сознание своего духовного единства, освободить их из разных и потому ложных религий, от исключительной привязанности к своей национальности, к своему государству и к своей расе.
Печатается по копии.
Зальман Гутман (р. 1893) — сын духовного раввина местечка Судилкова Волынской губ., прислал Толстому письмо от 13 января 1910 г. с тем вопросом, который цитирует по его письму Толстой в начале своего письма. 24 января и 19 февраля Гутман вновь писал Толстому. На обоих письмах Толстой пометил: Б[ез] О[твета].
* 61. Жураковской.
1910 г. Января 17. Я. П.
17 января 1910 года. Ясная Поляна.
Надо не думать о том, чем я могу быть полезным, не спрашивать, зачем жить, а знать и верить, что моя жизнь нужна тому, кто меня послал в жизнь, и делать то, чего он от меня хочет. А хочет он только того, чтобы я был в любви со всеми…
Л. Т.
Посылаю вам книжечку На кажд[ый] д[ень], в которой мысль о назначении жизни выражена более ясно.
Л. Т.
Печатается по копии. На конверте помета Толстого: Написать то же, что вечером. См. письмо № 57.
Жураковская (р. 1892) — ученица женской гимназии в Майкопе, в письме, отправленном 10 января 1910 г., писала о своем разочаровании в жизни и спрашивала Толстого, стоит ли жить.
* 62. Л. Л. Толстому.
1910 г. Января 17. Я. П.
Мама очень о тебе тревожится,1 милый Лева, отчасти и я. Напиши поскорей. Не хочется даже спрашивать о твоих интересующих меня работах,2 так как важно теперь знать о тебе, Доре3 и детях, которых всех, любя, целую.
Л. Т.
Письмо является припиской к письму С. А. Толстой к Л. Л. Толстому от 17 января 1910 г. Дата определяется письмом С. А. Толстой.
Лев Львович Толстой (1869—1945) в 1910 г. жил в Париже.
1 По случаю бывшего в то время в Париже наводнения.
2 Имеются в виду скульптурные работы Л. Л. Толстого. Некоторые из них хранятся в ГМТ и в музее-усадьбе Ясная Поляна.
3 Дора Федоровна Толстая (1878—1933), рожд. Вестерлунд, жена Л. Л. Толстого.
63. Ю. О. Якубовскому.
1910 г. Января 17. Я. П.
Милый Юрий Осипович,
Получил ваше письмо и альбом. Всей душой сочувствую положению Марии Михайловны Репиной.1 Не хочется верить, чтобы положение самого Репина было безнадежно. А если так, то это только в несколько иной, более сложной форме та же смерть, которая ждет всех нас.
За Подасенова радуюсь. Если будете писать ему, передайте ему мою любовь и желание не проходящего того духовного состояния, при котором легко, без озлобления, осуждения и упадка духа переносятся все насилия.
В альбом ваш вписал, что пришло в голову по прочтении вашего письма.
Лев Толстой.
Печатается по машинописному подлиннику. Кроме того, имеется вариант, написанный на одном листе, перепечатанный на машинке и подписанный Толстым, вместе с записью в альбом вегетарианской столовой «Безубойное питание». Впервые опубликовано в журнале «Вегетарианское обозрение» 1910, 6, стр. 34.
Юрий Осипович Якубовский (1857—1929) — последователь Толстого. Автор воспоминаний: «Л. Н. Толстой и его друзья» — ТЕ, 1913, стр. 9. Ю. О. Якубовский, живший в Ташкенте, в письме от 19 декабря 1909 г. просил Толстого написать несколько слов в посылаемом альбоме вегетарианской столовой «Безубойное питание». В этом же письме Якубовский извещал о буйном помешательстве бывшего офицера, основателя земледельческой колонии близ Ташкента, Ивана Акимовича Репина, и об арестованном сыне генерала Николае Подосенове, отказавшемся от военной службы и отправленном этапным порядком из Ташкента в Петербург.
1 М. М. Репина — жена И. А. Репина.
* 64. Р. Сырцовой.
1910 г. Января 18. Я. П.
17 января 1910 года. Ясная Поляна.
Цель жизни одна для всех: исполнять волю Пославшего. А воля Пославшего одна:1 увеличивать в себе любовь ко всем людям.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Сырцовой. Дата определяется почтовым штемпелем дня получения: «Засека, 18 января 1910 г.», хотя в копии, в пометах А. Л. Толстой на конверте и Д. П. Маковицкого в регистрационной книге писем письмо датировано, очевидно ошибочно, 17 января.
Римма Сырцова — ученица 7-го класса женской гимназии в г. Сарапуле, обратилась к Толстому с просьбой ответить на вопрос о цели жизни.
1 Зачеркнуто: любить всех людей.
* 65. Е. Хлебцевичу. Черновое.
1910 г. Января 18. Я. П.
Духовное единение людей совершается только через одинаковое понимание человеком своего отношения к миру и вытекающего из этого отношения назначения, т. е. религия.
Про кооперативы же думаю, что они никак не могут вредить, а скор[ее] могут содействовать единению людей.
Никакая организация, если только она не поддерживается насилием, не может связать свободного человека. Одобряешь цель и деятельность организации — участвуешь в ней. Находишь их противными своим нравственным требованиям — выходишь из них.
Печатается по черновику-автографу, написанному на почтовой бумаге. На конверте письма Хлебцевича Толстым написано и зачеркнуто: Кооперативы не могут объединить людей в духов… Дата определяется пометами А. Л. Толстой на конверте письма Хлебцевича и в регистрационной книге писем.
Евгений Хлебцевич — сотрудник газеты «Новая Русь», обратился к Толстому с письмом от 16 января 1910 г., в котором просил Толстого высказаться о значении кооперативов и «о возможности примирения абсолютной свободы личности с какой бы то ни было организацией».
* 66. В. М. Зацепиной.
1910 г. Января 19. Я. П.
19 янв. 10 г.
Под религией я разумею определение назначения человека и вытекающие из этого назначения нравственные обязанности.
Передать религиозное учение своим детям я считаю священной обязанностью родителей. Религиозное учение это, как я и старался передавать его в своих писаниях и частных беседах с своими учениками и внуками, состоит в том, что во всех нас живет один дух божий. И мы можем жить не только одной своей жизнью, но и жизнью других людей. Для того, чтобы жить жизнью других людей, надо любить их. В этом, по-моему, всё то религиозное учение, которое может и должно быть передано детям.
Более подробное изложение этих мыслей вы найдете в 1-х числах книг «На каждый день». Для передачи же христианского учения я составил Краткое евангелие для детей, которое, к сожалению, запрещено, но у меня есть, и я посылаю его вам.
Что касается