до отдачи детей в школу, то вопрос перед вами стоит ясно — одно из двух: традиция — гимназия, университет, т. е. религиозный обман и безверие с неизбежными последствиями разврата или отчаяния; или пренебрежение традицией, мнениями общества, дипломами, карьеры, но для родителей сознание исполненного долга, во всяком случае сознание неучастия в развращении своих детей.
Может быть, я ошибаюсь и другие знают средний путь. Я не знаю и высказываю вполне искренно то, что думаю и во что верю.
Печатается по копии, исправленной чернилами рукой А. Л. Толстой, повидимому, на основании поправок Толстого в подлиннике и сверенной с черновиком-автографом. На конверте рукой Толстого написано: Хорошее, прочесть и ответить.
Вера Михайловна Зацепина из Харькова в письме от 8 января 1910 г. писала: «С этим письмом к Вам обращается будущая мать, все помышления которой направлены к тому, чтобы сделать из своего ребенка здорового, честного работника, на какой бы жизненной арене ему ни пришлось подвизаться. Наша научная литература богата трудами по вопросу о физическом воспитании детей, но что касается литературы о духовном воспитании, то она оставляет желать многого». Далее В. М. Зацепина спрашивала Толстого, можно ли, не отдавая ребенка в школу, дать ему «все то другое, что, несмотря на все свое несовершенство, дает университет», или следует «покориться семейной традиции».
* 67. М. А. Ремневу.
1910 г. Января 20. Я. П.
20 января 1910 года. Ясная Поляна.
Михаил Андреевич,
Нам нет дела до того, что разрушится или не разрушится земля. Дело наше одно: исполнять волю пославшего нас хозяина. А надо полагать, что хозяин он хороший и без нашей заботы устроит всё к лучшему для всех для нас, если только мы будем исполнять его волю. Не знаю, как профессорам и студентам, а нам, простым людям, только это и нужно знать.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Ремнева. На верху обратной стороны конверта перед текстом написано Толстым: Есть ли письма от Серг[ея] Попова и какие они?
Михаил Андреевич Ремнев — крестьянин Тамбовской губ., в письме от 14 января 1910 г. просил Толстого разрешить вопросы: «о бессмертии истины на земле о возможности гибели земли, как это доказывают ученые, путем охлаждения ее, или может ли она погибнуть от блуждающей звезды? и ограничивается ли истина только землею?» В конце письма М. А. Ремнев спрашивал, ответил ли Толстой на письма его односельчанина Сергея Федоровича Попова, отправившего Толстому три письма и ни на одно не получившего ответа (см. т. 82).
* 68. И. А. Хлоповскому.
1910 г. Января 20. Я. П.
20 января 1910 года. Ясная Поляна.
Иван Андреевич,
Книги мои, все те, какие я считаю полезными для людей, писанные с 1882 года, я предоставляю бесплатно во всеобщее пользование, и потому те мои книги, какие вам желательно иметь, вы могли бы все иметь за самую дешевую цену, если бы они не были бы запрещены. Запрещенные же книги, те, какие могут быть вам полезны, посылаю вам.1
Письмо ваше мне было приятно получить. Из него я увидел, что вы человек ищущий истины, самой нужной истины о том, как должно жить человеку для исполнения своего назначения, и что вы думаете не по чужим словам, а своей головой.
Слава богу, таких людей по всем концам России, особенно в крестьянстве, заявляется очень много, и входить в общение с такими людьми для меня большая радость.
Будьте осторожны с моими книгами, чтобы не нажить себе неприятностей. С моей же стороны не бойтесь никакого оглашения.
Ваш брат Л. Т.2
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, подписанным инициалами «Л. Т.».
Иван Андреевич Хлоповский — крестьянин из с. Сасово Рязанской губ., обратился с письмом к Толстому от 16 января 1910 г., в котором просил его прислать книг, хотя он и знает, что все книги, написанные Толстым, принадлежат не ему, а С. А. Толстой.
1 В черновике написано: В ч[ем] м[оя] в[ера], Кр[аткое] Ев[ангелие], Д[етское] Ев[ангелие] <и еще что>.
2 Подпись воспроизводится по черновику-автографу.
* 69. М. И. Шидловской.
1910 г. Января 20. Я. П.
20 января 1910 года. Ясная Поляна.
Мария Ивановна,
Ничего не имею против перевода моего рассказа «Три смерти», а также и всего мною написанного с 1882 года на все языки, а также и на эсперанто.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма М. И. Шидловской. Подлинник сгорел при пожаре Алешинской лечебницы Дмитровского уезда Московской губ. 24 февраля 1911 г.
Мария Ивановна Шидловская (р. 1866) — работала фельдшерицей-акушеркой при Алешнской земской лечебнице Московской губ. и занималась вместе с тем переводом на эсперанто сочинений Толстого, Пушкина, Чехова, А. К. Толстого, Короленко. Ответ на письмо Шидловской от 14 января 1910 г.
* 70. П. А. Васильеву.
1910 г. Января 22. Я. П.
22 янв. 10 года. Ясная Поляна.
Родители правее. Знать писать и читать, больше ничего не нужно. Из книг всё можете знать, что нужно. А уехать тайком от родителей — дурное дело.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Васильева.
Петр Алексеевич Васильев из Ряжска Рязанской губ. в письме от 18 января просил у Толстого денежной помощи на продолжение образования, так как родители его не дают денег. Говорят: «знаешь читать и писать — и довольно». Он спрашивал Толстого, правильно ли он сделает, если уйдет из дома тайком от родителей.
* 71. Гранбергу.
1910 г. Января 22. Я. П.
22 января 10 г. Ясная Поляна.
Мой ответ на ваш вопрос следующий:
Если ничтожное меньшинство властвует над огромным большинством, то причина этого может быть только в том, что большинство или большая часть его участвует, не понимая этого, в своем собственном порабощении, и потому борьба с существующим злом никак не может быть в революционном насилии, приучении порабощенных людей большинства к употреблению насилия, а, напротив, только в том, чтобы вызвать в этом большинстве сознание преступности всякого насилия и потому невозможности участия в насилии правительственном, в служении насильникам, во всякого рода сторожах, полицейских и главное солдатах. Борьба, которую я считаю полезной и могущей достигнуть цели только в одном: в уяснении народу преступности всякого насилия и сознания того, что то зло, которое он терпит, происходит только от его участия в насилии.
Печатается по машинописной копии с собственноручными поправками Толстого.
Гранберг из Юзовки в письме от 13 января 1910 г. писал, что, прочитав в одной из брошюр — приложении к журналу «Ясная Поляна» — изложение беседы Толстого с революционером, он возражает против взглядов Толстого на политическую борьбу. «Самым безнравственным со стороны революционеров, — пишет Гранберг, — Вы находите то, что они единственным способом для искоренения зла считают пробуждение в людях ненависти к тем, которые их притесняют. Вы так ужасаетесь этой мысли, что можно подумать, будто они заставляют ненавидеть тех, кого, наоборот, следует совсем любить и уважать… Укажите, пожалуйста, как должен поступить народ, если правительство притесняет его, изощряясь в ударах? Та часть, которая не по праву причисляет себе все, составляет жалкое меньшинство и так заражена предрассудками, что ее уже ничто не может излечить… К чему тратить на них попусту моральные проповеди, бить сентиментальностью… в то время, когда можно иным путем все это искоренить? »
* 72. М. фон Малер.
1910 г. Января 22. Я. П.
22 января 1910 года. Ясная Поляна.
Добровольный переход от положения более богатого, обеспеченного чужим трудом, к положению, требующему больших лишений и большого труда, всегда желателен и нравственно хорош. Нарушение же добрых отношений в семье с родителями, заботами которых вы взрощены и воспитаны, всегда нежелательно и безнравственно. Лучше вам постараться достигнуть первого, не нарушая второго. Если же необходимо одно из двух, то, не зная ни вас, ни того человека, с которым вы хотите соединиться, я не могу дать определенного совета. Только вы сами можете решить вопрос.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте.
Мария фон Малер — молодая девушка из дворянской семьи, обратилась к Толстому с письмом от 21 января 1910 г., в котором просила посоветовать ей, как выйти из затруднительного положения. Ее тяготит нетрудовая, роскошная жизнь, она хочет жить своим трудом, но семья ее не понимает и считает «психопаткой». Она полюбила молодого человека мещанского происхождения, но родители препятствуют браку. Просила Толстого помочь ей своим советом.
* 73. П. Мельникову.
1910 г. Января 22. Я. П.
22 января 1910 года. Ясная Поляна.
Не помню, какие я вам послал книги, но, вероятно, они непонятные, и потому постараюсь письмом ответить вам. Смущает вас и приводит в сомнение главное то, что вы верите в священное писание и во всё то, что там написано.
Для того, чтобы решить вопросы о жизни, которые занимают вас, нужно прежде всего совершенно освободиться от веры в библию, евангелие и прочее, во всё то, что называется священным писанием. Всё это людские выдумки, как коран у магометан, веды у индийцев и другие книги у разных народов, считающиеся священными. Во всех этих книгах есть много мудрого и справедливого, и всё это мудрое и справедливое одно и то же во всех и учит тому, как надо на этом свете жить людям. Учение же это всё сводится к любви к ближнему. Но, кроме этого общего всем хорошего и мудрого, во всех этих книгах, считающихся священными, есть много бестолкового, прямо ложного и глупого, во что никак нельзя и не должно верить. И такого ложного и глупого очень много в нашей библии и священном писании, и надо как можно больше быть свободным от веры во всё это.
Вас занимают, как я понял, главное 2 вопроса: бог, что такое бог? и душа. Как может бог относиться к людям и какая может быть жизнь для души после смерти?
На первый вопрос: что такое бог и как он относится к людям, рассказано много в библии о том, как он сотворил мир и как относится к людям, награждая их раем и наказывая адом. Всё это вздор, и надобно хорошенько забыть это и вычеркнуть из своей головы. Бог это то начало всего, без которого ничего бы не было и частицу которого мы чувствуем в себе, как нашу жизнь, и которая проявляется в нас любовью (только от этого мы и говорим, что бог любовь). Всё же рассуждение о том, как он сотворил мир и человека, как он будет наказывать, казнить людей, еще раз повторяю, надо постараться забыть совершенно для того, чтобы понять смысл своей жизни.
Вот и все, что мы знаем и можем знать о боге.
О душе же мы знаем только то, что то, что мы называем своей жизнью — это божественное начало,