ему предлагают сбить цену, отвечаю: если он религиозный человек и живо чувствует свою связь с братьями рабочими и грех содействия их угнетению — отказываться от работы, какие бы ни были последствия. Если же он слаб и не чувствует живо свою связь с братьями рабочими и своего греха содействия их угнетению, то — принять предложение хозяина, но знать и чувствовать свой грех и быть готовым отказаться от него и искупить его.
Очень рад буду, если мое объяснение удовлетворит вас.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным чернилами на шести страницах почтовой бумаги.
Ответ на письмо И. Неклюдова, железнодорожного рабочего с разъезда № 59 Ташкентской ж. д., от 4 июля 1910 г. Прочитав «Единственное средство» Неклюдов просил Толстого разъяснить ему, «что же, наконец, должен… делать» рабочий.
* 84. И. М. Шеховцову.
1910 г. Июля 10. Я. П.
10 июля 10 г. Ясная Поляна.
Шеховцову.
Иван Маркианович,
Не думайте, что отвечаю, не вникнув в ваше положение. Думаю, что понимаю всю тяжесть его. — Но, несмотря на всю тяжесть этого вашего положения, не советую внешним образом изменять его, т. е. уходить от жены и детей. Добрая жизнь, т. е. жизнь терпеливая, любовная, не только к любящим, но и к делающим нам зло, везде и во всех условиях возможна. И если только вы положите все силы своей души на то, чтобы простить все грехи жены, терпеть ее нападки и обходиться с ней кротко и любовно — любовно не в смысле половом — напротив, чем больше вы воздержитесь от полового общения, тем будет лучше, — если вы положите на это все свои душевные силы, то вы найдете спокойствие и счастье, не выходя из тех условий, в которых живете.
В этом мой искренний совет, рад буду, если вы последуете ему.
Посылаю вам книгу «На каждый день», чтение которой может поддерживать вас в добром настроении.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, начатым на конверте письма Шеховцова и продолженным на одной странице почтовой бумаги. Ответ на письмо конторщика Вознесенского рудника Екатеринославской губ., в котором он описывал тягости семейной жизни и свои разногласия с женою.
85. A. Л. Толстой.
1910 г. Июля 11. Я. П.
Ради бога, никто не упрекайте мамà и будьте с нею добры и кротки. Л. Т.
Печатается по тексту первой публикации в книге А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого», стр. 112. Кроме того, в архиве Т. Л. Сухотиной (ГМТ) хранится копия, переписанная ее рукой, датированная 12 июля. Дата определяется по записи А. В. Гольденвейзера и по копии Т. Л. Сухотиной.
Как сообщает в своей книге А. Б. Гольденвейзер, эта записка Толстого была передана им А. Л. Толстой секретно и была вызвана тяжелыми объяснениями, которые происходили между С. А. и Л. Н. в ночь с 10 на 11 июля. См. А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», стр. 111—112. См. Дневник Толстого, т. 58, стр. 78, а также «Дневники С. А. Толстой» под 10 июля 1910 г., стр. 98—100.
* 86. С. Ф. Попову.
1910 г. Июля 12. Я. П.
12 июля 10 г. Ясная Поляна.
То, что вы были арестованы и просидели так долго в тюрьме, было для меня грустной новостью. Напишите, пожалуйста, о том, как вы провели время в тюрьме — ваше душевное состояние и пришлите, пожалуйста, протокол.
Очень желаю в чем могу братски служить вам. О себе могу написать только то, что хотя и плохо и медленно, но стараюсь подвигаться к той единой цели всех людей: к исправлению своих грехов и к исполнению заповеди Христа любви к богу и ближнему.
Посылаю вам «Предисловие» к книге, которая выходит и которую пришлю вам.1 В предисловии этом я стараюсь изложить свое понимание жизни.
Любящий вас брат.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным карандашом на двух страницах почтовой бумаги. Па конверте Толстой пометил: Сделать всё, о чем просит, и известить Ч[ерткова].
Сергей Федорович Попов — знакомый Толстого крестьянин Козловского уезда Тамбовской губ. (с. Пыльно-Лапино), писал Толстому о том, что был арестован козловскими жандармами, теперь освобожден.
1 Предисловие к книге «Путь жизни» 1910 г.
* 87. В. М. Рабчуку.
1910 г. Июля 12. Я. П.
12 июля 10 года. Ясная Поляна.
Рабчук.
Очень, очень радостно было получить ваше письмо. Если мое письмо сделало вам пользу, то и ваше сделало такую же нравственную пользу мне.
Будем помогать друг другу, и бог поможет нам.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Рабчука.
Владимир Максимович Рабчук из Брест-Литовска в ответ на письмо В. Ф. Булгакова, написанное по поручению Толстого (см. «Список писем по поручению», №№ 82, 99 и 133), прислал Толстому письмо от 8 июля, в котором писал о перевороте в его жизни, происшедшем под влиянием взглядов Толстого, изложенных в этих письмах.
88. В. Г. Черткову от 12 июля.
89. Э. И. Каплан.
1910 г. Июля 13. Я. П.
Э. И. Каплан.
13 июля 10 г. Ясная Поляна.
Получил ваше письмо и почувствовал в нем искренность ваших вопросов. Постараюсь ответить на них. Мне это легко потому, что те самые вопросы, которые стоят перед вами, стоят предо мною.
1) «Зависит ли духовное здоровье человека от физического, или наоборот?»
Зависит в известной, низшей степени, т. е. что человеку трудно быть добрым, любящим со всеми, когда он сам физически страдает. Но эта самая задержка духовной жизни побуждает к поднятию на высшую ее ступень, так что страдание физическое — болезнь, если только человек всеми силами стремится к достижению высшего совершенства, не умаляет это стремление, а, напротив, вызывает необходимость его усиления. По опыту скажу, что, когда поддавался мысли о том, что я по телесному нездоровью не могу быть тем, чем хотел бы быть, я падал всё ниже и ниже; если же смотрел на эти страдания как на вызов к усилению внутренней работы, то, напротив — достигал самого радостного для себя состояния. Практически мое правило в том, что лечение вообще скорее вредит, чем делает истинную пользу жизни человеческой.
2) «Как любить врагов душою, живя среди них и сталкиваясь на каждом шагу с их обыденной ложью, себялюбием, материализмом, невоздержанностью и т. д.?»
Знаю, что трудно, и легко сказать себе: нет, таких людей я не могу любить. Но избави бог от такой мысли, это только усилит недоброе чувство и, главное, увеличит довольство собою. «Я, мол, хорош, а все остальные дурны». Как ни трудно, старайся любить самых неприятных тебе, как это прекрасно сказано в евангелии, и только не ослабевай, не опускай постромки,1 и придет время, что и почувствуешь, что любишь тех, которых, казалось, никак не мог любить. То же могу сказать по опыту, хотя и малому, и слабому.
3) «Следует ли уйти от мира сего, если жизнь в нем становится невыносимой?»
Разумеется, нет, по тому самому, что я отвечал на первые два вопроса, да, кроме того, это и невозможно. Странно сказать, мир людей именно таких, каких мы считаем дурными, нужен для нас, чтобы на деле показать нам нашу слабость, нашу дурноту, то, что мы не лучше тех самых, кого мы хотим осуждать.
Вы говорите, что страдания от жизни среди мира бывают бесполезны. Да, они бесполезны, если человек не пользуется ими, как благом, как теми муками, которые сопутствуют всякому рождению, как телесному, так и духовному.
Вот всё, помогай вам бог!
Лев Толстой.
Впервые опубликовано в журнале «Вегетарианское обозрение» 1910, № 6, 7, 8, стр. 10.
Эсфирь Исааковна Каплан-Перпер (1889—1933). Подвергалась административным преследованиям царского правительства. В 1911—1915 гг. — секретарь журнала «Вегетарианское обозрение». В 1917 г. вышла замуж за И. И. Перпера. См. т. 81, письмо № 176.
Ответ на письмо Э. И. Каплан от 11 июня 1910 г., в котором она задавала ряд вопросов. Вопросы эти цитирует в своем ответе Толстой. Письмо Каплан с ответом Толстого было опубликовано в ПТСО, № 246, стр. 362.
1 Последующие четыре слова вписаны Толстым собственноручно.
90. С. А. Толстой от 14 июля.
91—92. В. Г. Черткову от 14 июля (два письма).
93. П. Т. Дорофееву.
1910 г. Июля 18. Я. П.
Дорофееву.
Любезный брат Петр Терентьевич,
Письмо ваше получил и прочел с удовольствием, потому что вижу, что вы человек истинно религиозный. А это дороже всего на свете. Я не только не обижаюсь за высказанное вами, но благодарю вас за ваши добрые чувства. О том же, что вы считаете меня во лжи, гордости и полном заблуждении и советуете мне принять ваши верования, скажу только то, что лучше бы было, если бы вы не думали это, а предоставили решение об этом каждой душе человеческой и богу. Я более 30 лет всеми силами души искал истины о боге и его законе и держусь того, к чему пришел с радостью и спокойной совестью, каждый день и час ожидая смерти. Но, и будучи совершенно спокоен и уверен в том, что я в этой жизни ничего не найду другого и должен держаться того, что мне открыто богом, никак не осуждаю верований других людей, а от всей души уважаю их, зная, что всякий истинно верующий верит в то, что ему открыто богом.
Поддерживает меня в моей вере то, что то, во что я верю, одно и то же во всех религиях мира, так же как и в христианской, и всё только в том, как и сказано в евангелии: чтобы любить бога, т. е. стремиться к божескому совершенству, угождать богу, а угождать богу можно только тем, чтобы любить ближнего, как самого себя, как сказано у Иоанна: «кто говорит: я люблю бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить бога, которого не видит?» И это учение одно во всех верах. И я держусь этого учения, и мне очень хорошо. Думаю, что и вам хорошо, если вы всей душой верите вашему учению, и рад за вас.
Посылаю вам две книжки,1 которые, надеюсь, не будут вам неприятны.
18 июля 10 г.
Ясная Поляна.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на четырех страницах почтовой бумаги. Подлинник находился в 1922 г. у адресата. Кроме того, сохранилась заверенная копия, присланная Бежецким уездным отделом народного образования. Впервые опубликовано: отрывок — «Единение» 1916, 3. Полностью: «Голос Толстого и Единение» 1920, 2/14, стр. 6.
Петр Терентьевич Дорофеев — крестьянин Тверской губ., в письме к Толстому одобрял новый рассказ Толстого «Благодарная почва», прочитанный им в газете «Биржевые ведомости», и вместе с тем убеждал Толстого вернуться к православию.
1 В черновике: Е[диную] з[аповедь] и Н[а] к[аждый] д[ень].
* 94. Л. Д. Семенову.
1910 г. Июля 18. Я. П.