Иванович Смирнов (р. 1880), крестьянин Ярославской губ., отказавшийся в 1909 г. от военной службы по религиозным убеждениям, присужденный к четырем годам арестантских отделений. Освобожден из тюрьмы в 1912 г.
3 В своем письме Молочников писал о словах Толстого в его рассказе «Разговор с прохожим» (см. т. 37).
227. Г. И. Почепне.
1910 г. Сентября 30. Я. П.
Лекцию по вегетарианству составить не могу. Я слаб здоровьем и занят сейчас другими, более важными работами. Может быть, насчет лекции вы спишитесь с г-ном Перпером, редактором «Вег[етарианского] Обозрения» (Киев, Пушкинская, 4).
Л. Толстой.
Печатается по тексту первой публикации в «Новом сборнике писем Л. Н. Толстого», изд. «Окто», М. 1912, стр. 375, с датой: «1910 г., середина октября». Дата 30 сентября определяется пометой В. Ф. Булгакова на конверте письма Почепни о своем ответе. Там же помета Толстого: В[алентину] Ф[едоровичу] ответить. Видимо, письмо Толстого было переписано и отправлено В. Ф. Булгаковым.
228. В. Г. Черткову от 1 октября.
* 229. В. Преображенской.
1910 г. Октября 2. Я. П.
Преображенской.
2 октября 10 г. Ясная Поляна.
Письмо ваше так искренно, что я хочу искренно, ничего не смягчая, ответить вам. Вы прекрасно выражаете и, очевидно, чувствуете всю пустоту, не скажу — жизни, но той жизни, которую вы ведете. Но, простите меня за правдивость, это ваше отчаяние перед жизнью указывает только на ваше поразительное…..1 невежество в том самом главном и едином, что нужно знать всякому человеку. Неужели вы думаете, что все миллиарды живших до вас людей на всем земном шаре не задавали себе этих самых вопросов, которые вы себе задаете? Задавали и отвечали на них величайшие умы и сердца всего человечества, и ответы их служили руководством и помощью для тех людей, которые сами не умели дать себе эти ответы. Ответы эти даны в Индии браминами, Буддой, в Китае Конфуцием, Лаотзе, в древне-европейском мире Сократом, Эпиктетом, Марк Аврелием, потом Христом, Магометом, величайшими мыслителями христианского мира: Кантом, Шопенгауэром и другими. Как же не быть бессмысленной и ужасной той жизни, которая, как происходит это в нашем мире, руководством к пониманию ее имеет только тупых, ограниченных, односторонних мыслителей, как Дарвин, Маркс и легион им подобных? Отчаяние ваше, и тысяч и тысяч людей интеллигенции, находящихся в вашем жалком положении, происходит от того, комического, если бы последствия его не были так ужасны, заблуждения о том, что религия есть нечто пережитое человечеством и что возможно установление какого-либо разумного миросозерцания без религии, не в смысле признания такой основы жизни, которая не выводится из рассуждений и наблюдений, а есть неминуемое условие всякой разумной жизни. Такая религия всегда была, есть и будет, и без нее никогда не жило и не может жить человечество. То же, что несчастная, маленькая группа людей, выросшая на задавленном трудом пролетариате, группа, называемая интеллигенцией, живет без религии, не только не доказывает того, что можно жить без религии, но своим жалким и бедственным положением, которое вы так живо описываете, но которое не сознается еще другими, только подтверждает то, что разумная жизнь без религии никогда не была и не может быть.
На днях я послал в сборник памяти Грота длинное письмо,2 в котором высказываю свое мнение о ложном взгляде «науки» на религию и о губительных последствиях для философии и для науки вообще такого взгляда. Если вас интересует этот вопрос, загляните в этот сборник.
Печатается по копии. Полностью публикуется впервые. Отрывок был опубликован в журнале «Голос Толстого и Единение» 1917, 3, стр. 6. На конверте письма Преображенской пометы Толстого: Ответить и В. Ф. Булгакова: «Ответил 2 октября 10 г. Л[ев] Н[иколаевич]».
В. Преображенская — студентка-медичка, 29 сентября 1910 г. обратилась к Толстому с письмом, в котором писала о неудовлетворенности жизнью. Она просила Толстого разрешить ее сомнения о смысле и цели жизни.
1 Многоточие в копии.
2 См. т. 38, стр. 421.
230. М. Н. Яковлевой.
1910 г. Октября 2. Я. П.
Яковлевой
2 окт. 10 г.
Получил ваше хорошее письмо, и хочется ответить. Но знайте, что если я когда и не отвечу, это не значит, что мне неприятно ваше письмо, а значит только, что недосуг.
Ответить хочется вам вот на что: во-первых, на то, что вы пишете про свои неуспехи в совершенствовании, то и как я знаю, что вы искренни и пишете правду, то, что чувствуете, то это сознание своего неуспеха в движении вперед есть только важный признак настоящего совершенствования; только тогда действительно совершенствуется человек, когда он не видит этого, но, не переставая, желает. Это одно. Другое то, что вы не можете себе представить, какие могут быть последствия от вашей кроткой, доброй жизни. Если бы вы видели последствия своей доброй жизни, а это была бы уже не добрая жизнь для души, для бога, а подобие доброй жизни для людей. Знаю, что трудно, особенно молодым, жить для души, для бога, забывая о последствиях своей деятельности, но нужно приучаться к этому, потому что в этом главная сила и благо человека. То же, что всякий добрый поступок, в какой бы глуши он ни был совершен, неизбежно будет иметь свои непременно благодетельные последствия, — в это должен верить всякий человек, верящий в бога: «а если я не могу их видеть, эти последствия, если бы даже их и не было, — что мне за дело? Я делаю для бога, для того бога, который живет во мне». Таковы все ваши маленькие усилия доброй, мирной жизни в семье. Знаю, что трудно, но советую вам делать усилие в этом направлении. Читаете ли вы «Круг чтения» и «На кажд[ый] д[ень]»? Я читаю и нахожу в этом подкрепление, советую и вам.
Лев Толстой.
Впервые опубликовано в газете «Русское слово» 1910, № 226 от 2 октября.
Ответ на письмо М. Н. Яковлевой от 27 сентября.
* 231. Т. Я. Братусеву.
1910 г. Октября 3. Я. П.
Братусеву.
3 октября 10 года Ясная Поляна
Я потому не отвечал вам и не советую приезжать ко мне, что от вашего, да и от всякого проекта для осчастливления рода человеческого никакого добра не ожидаю, а не ожидаю я добра от всяких проектов потому, что человеку не надо устраивать жизнь других людей. Человеку дана в распоряжение только своя собственная жизнь, и он может по мере сил улучшать ее, т. е. уничтожать в себе всякие недостатки и пороки и приближаться к совершенству и богу. Это дано человеку, и это всякий может в себе сделать. А люди же, напротив того, всё устраивают не себя, а других людей; так поступают правительства, так поступают революционеры, так поступают и все прожектеры и все те, которые так, как вы, придумывают проекты для того, чтобы сделать из земли рай, а не ад. Потому советую вам перестать заниматься вашим проектом, во всяком же случае ко мне с сообщениями о вашем проекте не обращаться.
Ответ на письмо Тита Яковлевича Братусева, спрашивавшего, почему сам Толстой лично не ответил на его письмо о «всемирном проекте». См. «Список писем по поручению», № 305.
* 232. К. Я. Гроту.
1910 г. Октября 5. Я. П.
5 окт. 1910 г. Ясн. Пол.
Уважаемый Константин Яковлевич
Мои друзья находят письмо мое о вашем брате заслуживающим распространения и желают напечатать его как в России, так и за границей. Вы очень обяжете меня, если разрешите мне дать эту возможность тем, которые хотят напечатать письмо. Если почему-нибудь это вам неприятно, пожалуйста, известите меня.
Печатание во всяком случае произойдет позднее выхода вашего сборника.
Печатается по копии. Письмо к К. Я. Гроту было вызвано просьбою В. Г. Черткова к Толстому разрешить опубликовать «Воспоминания о Н. Я. Гроте» в отдельном издании (см. т. 38, стр. 421). К. Я. Грот ответил Толстому письмом, в котором не возражал против опубликования воспоминаний отдельной книжкой, но просил отодвинуть это издание до выхода сборника.
На конверте этого письма помета Толстого: Послать Ч[ерткову] о Гроте.
233. Н. П. Петерсону.
1910 г. Октября 5. Я. П.
Ясная Поляна, 5 окт. 10 г.
Получил ваше письмо, милый Николай Павлович, и узнал в нем вас и всё то, что я люблю в вас и что истинно достойно любви ото всех. Статьи ваши прочел и со многим согласился, с основною же мыслью вашей (о спасении, спасении в том смысле, как вы его понимаете), как всегда, к сожалению, не могу согласиться — ни с вами, ни с дорогою для меня памятью Николая Федоровича.1 Вы находите, что мысль моя о том, что избавление, освобождение от зла есть та религиозная основа жизни, которая соединяет и может соединить людей, несправедлива, что эта основа недостаточна. Основа эта ведь есть не что иное, как любовь, то самое чувство, которое свойственно всем людям, как каждый это сознает в себе и как это мы яснее всего видим на детях.
Любовь есть бог, бог есть любовь, как выражает это апостол Иоанн и как мы все — я, по крайней мере — вполне сознаем. И потому, с моей точки зрения, вся деятельность наша, преимущественно усилия неделания, должна быть направлена на соединение всех, которое составляет сущность и цель любви. Достигается же эта цель очень определенной деятельностью, деятельностью воздержания себя и исправления себя от всех тех грехов, соблазнов и суеверий — блуда, корыстолюбия, недоброжелательства, гордости, тщеславия, мстительности, ложных церковных научных учений, — которые препятствуют достижению цели любви — единения.
Вот всё, что я хотел сказать вам. Не помню, когда и о чем я просил вас не писать мне. Мне даже очень совестно, если я когда-нибудь просил вас об этом. Пожалуйста, пишите мне обо всем, что вам близко к сердцу и в особенности о том, в чем вы не согласны со мной и критикуете меня. Это всегда, в особенности от таких искренних людей, как вы, полезно, а потому и приятно. Книги Николая Федоровича у меня нет, и поэтому, пожалуйста, пришлите мне ее. Непременно внимательно перечту ее.
Прощайте!
Искренно любящий вас
Лев Толстой.
Печатается по подлиннику, находящемуся у сына Н. П. Петерсона, профессора М. Н. Петерсона. Кроме того, в ГМТ хранится копия, им удостоверенная.
В. Ф. Булгаков в своем Дневнике сообщает, что письмо к H. П. Петерсону было Толстым ему продиктовано (стр. 340). Впервые опубликовано в сборнике ПТС, II, № 559.
Николай Павлович Петерсон (1844—1919) — старый знакомый Толстого, был учителем в его школах в 1861 и 1862 гг. (см. т. 8, стр. 512—513), впоследствии разделял религиозно-аскетические взгляды Н. Ф. Федорова. В 1910 г. состоял членом окружного суда в г. Верном.