котором он писал, что посылает Толстому свою статью «Единение людей — может ли быть целью жизни человеческой», написанную по поводу письма Толстого к «Славянскому съезду в Софии» (см. т. 38, стр. 176—177). «Мне хотелось бы, чтобы Вы увидели, — писал Петерсон, — как я бываю счастлив, когда могу в чем-либо согласиться с Вами, и как мне тяжело, как мне больно и обидно, обидно за Вас самих, когда я вынужден бываю писать Вам то, что Вы просили не писать Вам. Во всяком случае около Вас немного таких, которые любили бы вас так искренно, как люблю Вас я. Вместе со статьею по поводу Вашего письма посылаю (заказным бандерольным отправлением) две статьи мои по поводу книги Родионова «Наше преступление» (И. А. Родионов, «Наше преступление (Не бред, а быль). Из современной народной жизни», Спб. 1910).
На конверте письма Петерсона Толстой написал: Хорошо бы получить книгу «Наше преступление» и выписать книгу «Философия общего дела».
1 Николай Федорович Федоров (1828—1903), библиотекарь Румянцевского музея, автор книги «Философия общего дела», 1, Верный, 1906; 2, М. 1913. См. т. 49, стр. 209, т. 63, стр. 83.
* 234. В. Е. Крашенинникову.
1910 г. Октября 6. Я. П.
Крашенинникову.
Ясная Поляна, 6 окт. 10 г.
Изменение, которое вы сделали в вашей статье, совершенно согласно с тем, что я считал нужным, и выражено очень хорошо. Что же касается печатания, то это дело ваше, решайте сами. Могу подтвердить только, что статья хорошая. Разумеется, совершенно согласен на упоминание о моем участии в ее написании.
Лев Толстой.
В. Е. Крашенинников (см. письма к нему №№ 113 и 216) в письме от 2 октября писал Толстому, что он вполне согласен со сделанными Толстым замечаниями к статье «Что такое культура?» и внес в рукопись соответствующие изменения. Вместе с тем он спрашивал Толстого, следует ли издавать эту статью, и если следует, то не разрешит ли Толстой указать, что статья написана по его личным указаниям. Статья В. Е. Крашенинникова «Что такое культура?» была напечатана в болгарском журнале «Възраждане» в переводе на болгарский язык.
235. В. Г. Черткову от 6 октября.
* 236. И. Фельдману.
1910 г. Октября 8. Я. П.
Фельдман. 8 октября 1910 г.
Думаю, что исполнение требований нравственного закона-совести обязательнее исполнения желаний даже матери. А прощение грешника и сострадание, и любовь к нему есть одно из главных требований нравственного закона-совести и христианского учения.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Фельдмана.
И. Фельдман (р. 1894) — ученик 6-го класса гимназии в г. Шавлях Ковенской губ., в письме от 4 октября рассказывал о семейном положении своих родителей. Он просил также выслать ему книгу «На каждый день». Книга была послана вместе с письмом, согласно распоряжению Толстого, написанному на конверте: Послать Н[а] к[аждый] д[ень].
237. А. К. Чертковой от 8 октября.
238. В. Г. Черткову от 8 октября.
* 239. П. Олейнику и Я. Витвицкому.
1910 г. Октября 9. Я. П.
Петру Олейнику1
и Якову Витвицкому.
Не знаю, о какой статье2 вы говорите. Сколько мне помнится, это давнишняя выписка из моего дневника. Мысли, выраженные там, хотя и не ясны вполне, признаются мною вполне справедливыми и теперь.
Ответы же на ваши вопросы вы найдете в моих книжках «На каждый день» и в не напечатанном еще предисловии к ним, которое и посылаю вам.
Желаю, чтобы эти ответы удовлетворили вас.
Печатается по копии. На конверте письма Олейника и Витвицкого Толстой пометил: Отвечать.
Ответ на письмо от 1 октября Петра Олейника и Якова Ивановича Витвицкого из Житомира, в котором они задавали в связи с опубликованной в газетах статьей Толстого «Три фазиса жизни» ряд вопросов о «путях приближения к богу».
1 Фамилия перепечатана в копии неправильно: Олейкин вместо Олейник.
2 Статья «Три фазиса жизни» представляет собою выписку из Дневника Толстого за 1889 г. (см. т. 50), опубликованную В. Г. Чертковым впервые в «Листках Свободного слова», Purleigh (Англия), 1899, стр. 48—52, а затем в феврале 1910 г. в ряде русских газет. Последняя публикация была вызвана появлением этой выписки в нескольких газетах в искаженном виде под заглавиями: «Последний этап моей жизни» и «Ход моего духовного развития». См. т. 81, письмо № 115 и письмо к В. Г. Черткову от 9 февраля 1910 г., т. 89.
* 240. В. И. Шпигановичу.
1910 г. Октября 9. Я. П.
Шпигановичу.
9 октября 10 года, Ясная Поляна.
Владимир Иванович,
Ответ: нет тех условий, в которых человек не мог бы исполнить требований своей совести. Они могут быть очень трудны, как они трудны в прекрасно описанном вами случае. Но дело всё в том, что условия становятся невыносимо трудными только тогда, когда подлежащий им человек ставит задачей своей жизни устроение ее в известных, определенных им в своем воображении, внешних условиях (поставить себя в условия бедности, равные большинству народа), а не служение делу божию посредством увеличения в себе любви во всех, каких бы то ни было условиях1.
Только смотри он так на свое положение, и оно представится ему не несчастьем, не препятствием в деле жизни, а испытанием, материалом для работы над собой в деле увеличения любви. И случится или не случится то, что предсказывает Достоевский, из направленной так в прежних условиях деятельности любви, кроме блага для себя и для всех окружающих, ничего выйти не может. Часто мешает правильному в таких случаях решению вопроса повсюду подкрадывающийся дьявол тщеславия — желания поставить себя в положение, одобряемое уважаемыми людьми, и выйти из осуждаемого людьми положения, несогласия своей жизни со своими убеждениями. Только искренно скажи себе, что важно для меня не то, как будут судить об этом люди. Пускай считают меня лицемером, обманщиком — чем хотят, — буду делать то, что велит мне бог — моя совесть. Только перед ней быть бы правым, а люди пусть думают обо мне и судят, как хотят. Такое отношение к вопросу много помогает решению его. Только бы он смотрел на свое положение не как на бедствие, а как на испытание, которое может увеличить его истинное благо, и только бы был свободен от заботы о мнении людей и решение — какое оно будет, никто не знает, кроме его самого — решение найдется и приведет к истинному благу его жизни и всех близких ему, как ведет к этому всё то, что случается с нашей внешней жизнью, если мы с сознанием своего истинного, свободного ни с чем не зависимого любящего «я» принимаем всё то, что случается с нами.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге. На конверте письма Шпигановича помета Толстого: Спросить у Душана, кто это?
Ответ на письмо от 6 октября 1910 г. Владимира Ивановича Шпигановича из Воронежа, в котором он писал об одном враче, стремившемся переменить свой обеспеченный образ жизни и уйти жить среди бедноты и встретившем противодействие жены и детей. В своем письме Шпиганович ссылался на слова из поучения старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы».
1 В черновике зачеркнуто: он сознает, что уход от любящей, хотя и ложной любовью, жены, было бы нарушением любви.
241. Е. И. Лозинскому.
1910 г. Октября 10. Я. П.
Лозинскому.
10 октября 10 г. Ясная Поляна.
Очень рад был прочесть вашу прекрасную статью, с содержанием которой вполне согласен.
Статья эта очень полезна тем, что уничтожает ложное представление многих вегетарианцев о том, что они что-то сделали очень хорошее и отделяются от других людей тем, что питаются здоровою пищею, а не трупами.
Лев Толстой.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на полях газеты «Киевские вести» 1910, № 254 от 22 сентября, стр. 3, в которой помещена статья Лозинского. Впервые опубликовано в журнале «Вегетарианское обозрение» 1911, 2, стр. 29.
Евгений Иустинович Лозинский (р. 1867) — присяжный поверенный, публицист, автор книги: «Л. Толстой об интеллигенции и рабочем вопросе», Спб. 1911. См. т. 57, стр. 302 и 318, и т. 79.
Письмо Толстого вызвано статьей Е. И. Лозинского «Вегетарианство и антропофагия (Письмо в редакцию)» в газете «Киевские вести» 1910, № 254 от 22 сентября, в которой Лозинский писал по поводу того, что журнал «Вегетарианское обозрение» перепечатал в № 3-4 большую выдержку из его статьи «О нравственном начале в жизни и воспитании ребенка», напечатанную в февральской книжке журнала «Вестник воспитания» за 1910 г. Лозинский протестовал против того, что «Вегетарианское обозрение» перепечатало те именно места из его статьи, которые «представляют специфический интерес для последователей вегетарианского учения», но выпустило «основную мысль», без которой приведенные места способны представить в совершенно ложном свете его «принципиальное отношение к современному вегетарианскому течению в его целом».
Д. П. Маковицкий 11 октября пишет в ЯЗ: «За завтраком Лев Николаевич беседовал о статье Лозинского в «Вегетарианском обозрении». — Прекрасная статья. Сочувствует вегетарианству. Но Лозинский считает, что прежде всего надо перестать жить так, как мы живем, т. е. жизнью, основанной на поедании людей».
242. Д. Е. Троицкому.
1910 г. Октября 11. Я. П.
Священнику
Д. Троицкому.
11 октября 10 г. Ясная Поляна.
Я человек очень грешный и только тем и занят, чтобы исправляться, как могу и умею, от многочисленных моих грехов и моих греховных привычек. Прошу бога о помощи мне в этом деле, и он помогает, и я, хотя и черепашьими шажками, но все-таки подвигаюсь с его помощью.
В этом же движении нахожу и единственный смысл, цель и благо моей жизни. «Царство божие внутри вас есть, и царство божие силою (т. е. усилиями)1. Я верю в это и делаю какие могу для этого усилия, а вы вот предлагаете мне совершение известных обрядов и произнесение известных слов, которые покажут, что я признаю непогрешимой истиной всё то, что люди, назвавшиеся церковью, признают истиной, что вследствие этого все мои грехи простятся — как-то кем-то простятся, и мне не только не нужно будет работать внутреннюю, тяжелую и вместе с тем радостную духовную работу своего исправления, а что я буду как-то спасен от чего-то и получу какое-то вечное блаженство.
Для чего вы, любезный брат Дмитрий, с таким странным предложением обращаетесь ко мне?
Ведь я не обращаю вас и [не] советую вам бросить то зловредное, по моему мнению, заблуждение, в котором вы находитесь и в которое вы старательно, извращая их души, вводите тысячи и тысячи несчастных детей и простых людей. Для чего же вы меня, человека, стоящего по своему возрасту одной ногой в гробу и спокойно ожидающего смерти, не оставите в покое? Ведь обращение меня в церковную веру имело бы смысл, если бы я был мальчик, или взрослый безбожник, или безграмотный якут, никогда ничего не слыхавший о церковной