их. Посылаю вам книгу «На каждый день», в ней вы найдете мои ответы на ваши вопросы. Обратите внимание на число 22-ое.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, начатым на конверте письма неизвестной, продолженным на почтовой бумаге и подписанным инициалами: Л. Т. Впервые опубликовано в «Литературном наследстве», № 37-38, стр. 362.
Ответ на письмо неизвестной «X», гимназистки 6-го класса Саранской женской гимназии (без подписи), в котором она желчно и с раздражением описывала гимназические порядки, педагогов и подруг гимназисток.
* 262. П. Подмарькову.
1910 г. Октября 21. Я. П.
21 октября 10 года. Ясная Поляна.
Если будете думать, что можно и должно быть целомудренным, то если и падете, то все-таки во всем вероятиям будете, женившись, верным мужем. Если же будете думать, что можно и должно для здоровья быть нецеломудренным, то по всем вероятиям будете развратным человеком.
Посылаю вам одну книгу «На каждый день». Прочтите там на 10-ое число. Об этом же вопросе найдете во всех вышедших книгах «На каждый день»: июнь, июль, август, сентябрь, январь, февраль.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на почтовой бумаге.
Ответ на письмо от 17 октября 1910 г. Петра Подмарькова из станицы Нижне-Чирской Области Войска Донского, в котором Подмарьков писал: «Вы проповедуете в своих сочинениях соблюдение полного целомудрия в жизни, а я думаю, что это с вашей стороны заблуждение, представляющее из себя уклонение от законов природы… До брака возможно быть чистым в нравственном отношении, а в браке полное целомудрие уже соблюсти нельзя».
* 263. А. Я. Смирнову.
1910 г. Октября 21. Я. П.
Смирнову.
21 октября 10 года. Ясная Поляна.
Алексей Яковлевич,
Приятно было получить ваше письмо. Посылаю вам книги, которые могут поддержать вас в вашем понимании жизни.
Советую вам, как старик молодому человеку, применять это ваше понимание жизни ко всем, хотя бы кажущимся самым неважным случаям жизни. Ничто не укрепляет так, как это применение своей веры к жизни.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Смирнова. Сбоку приписка Толстого: Послать Н[а] к[аждый] д[ень] и ев[ангелие].
Ответ на письмо молодого крестьянина из Костромы Алексея Яковлевича Смирнова, писавшего о сильном впечатлении, полученном от книжек Толстого, перевернувших его взгляды. Он просил Толстого поддержать его «в новом жизнепонимании».
* 264. В. Д. Строганову.
1910 г. Октября 21. Я. П.
Строганову.
21 окт. 10 г. Ясная Поляна.
Не буду оспаривать вами выраженных мыслей, потому что нахожу в них много такого, что признаю и я и чего никто не может не признать. Боюсь только, что вам неясно мое понимание назначения и смысла человеческой жизни. Основной смысл человеческой жизни для меня именно в борьбе с этим злом, кот[орое] есть неизбежное условие человеческой жизни. В борьбе, заключающейся не в насилии, а в внутреннем совершенствовании, которое достигается каждым человеком соответственно его внутренней духовной силе. Коротко сказать: задача жизни человеческой есть, по моему мнению, не осуществление вполне царства божия на земле, как думают некоторые, но приближение к этому бесконечно от нас отдаленному царству внутреннего совершенствования каждого отдельного человека.
Лев Толстой.
Письмо, повидимому, было Толстым продиктовано А. Л. Толстой: на обороте письма Строганова сохранилась ее стенографическая запись.
Ответ на письмо Виктора Дмитриевича Строганова (р. 1848) из Одессы от 17 октября, в котором он писал о своем понимании добра и зла.
* 265. И. М. Трегубову.
1910 г. Октября 21. Я. П.
И. М. Трегубову, Петербург,
Чернышев пер., 16, кв. 17.
21 октября 10 г. Ясная Поляна.
Получил ваше письмо, дорогой Иван Михайлович, и не могу так или иначе ответить на ваш вопрос. Вы в своем последнем письме совершенно верно осуждаете всякие оправдания какого бы то ни было насилия. Но дело в том, как только человек связал себя какими бы то ни было обязательствами, хотя бы с такой общиной, как ваша, имеющей самые высокие цели, так уже является необходимость руководствоваться не своим личным стремлением к осуществлению полноты идеала и своей личной слабостью в достижении его, а внешними условиями того учреждения, с которым связал себя. Поэтому-то не могу ответить на ваш вопрос: как лучше поступить общине? Как поступить каждому отдельному человеку, я очень хорошо знаю, так же, как и вы, знаю, что отдельному человеку надо все силы употреблять на то, чтобы исполнять тот идеал, который он признает истинным и который стоит перед ним. Как же поступить общине в том случае, к[ото]рый представился вам, не знаю и не могу знать.
Прощайте, дружески жму вам руку и желаю, чтобы мой ответ удовлетворил вас.
Лев Толстой.
Кроме машинописного подлинника, сохранилась стенографическая запись черновика письма, продиктованного Толстым Д. П. Маковицкому.
Ответ на письмо Ивана Михайловича Трегубова (1858—1931) (см. т. 66, стр. 124), последователя взглядов Толстого. Трегубов писал об организованном им в 1908 г. в Петербурге кружке «Община свободных христиан», некоторые члены которого в отдельных случаях допускают отступления от принципа непротивления злу насилием. Он спрашивал Толстого, как поступить с этими членами — исключать их из кружка или нет.
* 266. С. А. Трейгеру.
1910 г. Октября 21. Я. П.
Г-ну С. А. Трейгеру.
21 октября 10 года. Ясная Поляна.
М[илостивый] Г[осударь].
Извините меня. Не могу высказать своего мнения за или против сионизма, так как вопрос этот не интересует меня и, кроме того, я не имею времени заняться им.
С почтением Лев Толстой.
Кроме машинописного подлинника, сохранился черновик-автограф, написанный на конверте письма Трейгера.
C. A. Трейгер — сотрудник страхового общества «Саламандра» в Фастове Киевской губ., в своем письме подробно критиковал сионистское движение и просил Толстого высказать свой взгляд на сионизм.
267. Д. Н. Анучину.
1910 г. Октября 21. Я. П.
Уважаемый Дмитрий Николаевич, мой старый знакомый и единомышленник, очень почтенный человек, крестьянин Михаил Новиков1 желал бы поместить своего сына в типографские ученики. Если это от вас зависит и вы захотите сделать это, то вы меня очень обяжете. Михаил Новиков, кроме того, что очень хороший человек, еще и даровитый, самобытно мыслящий писатель. Я думаю, что статьи его могут пригодиться «Русским Ведомостям».
Уважающий вас Лев Толстой.
Печатается по копии. Дата определяется по воспоминаниям М. П. Новикова и по письму к А. Н. Коншину (см. № 268). Впервые опубликовано в газете «Русские ведомости» 1910, № 252 от 2 ноября.
Дмитрий Николаевич Анучин (1843—1923) — редактор московской либеральной газеты «Русские ведомости», академик, профессор Московского университета по кафедре географии и антропологии, этнограф и археолог.
1 О М. П. Новикове см. письмо № 279.
* 268. A. H. Коншину.
1910 г. Октября 21. Я. П.
Просьба к вам, Александр Николаевич: мой старый знакомый и единомышленник и очень почтенный человек, крестьянин Михаил Новиков, желал бы поместить своих детей на работу. Если это возможно, то вы очень обяжете меня. Давно не видал вас, но это не мешает мне помнить и любить вас. Очень бы рад был повидать вас.
Лев Толстой.
21 окт. 1910.
На обороте: Александру Николаевичу Коншину.
Александр Николаевич Коншин (1867—1919) — знакомый Толстого с 1898 г., участник книгоиздательства «Посредник», финансировавший журнал «Свободное воспитание». См. т. 71, стр. 464.
Письмо Толстого было передано лично М. П. Новикову 21 октября, когда он был в последний раз у Толстого, и было вручено Новиковым А. Н. Коншину.
269. В. Г. Черткову от 21 октября.
270. Письмо в редакцию. Неотправленное.
1910 г. Октября 22. Я. П.
М. Г., ввиду возобновляемых от времени до времени проектов и предложений о покупке теми или иными издателями права на издание моих сочинений, считаю необходимым печатно заявить, что никакие права на издание моих сочинений не подлежат продаже.
Временное распоряжение изданием моих произведений, напечатанных до 1881 года (за исключением тех из них, которые я отдал или могу еще отдать во всеобщее пользование) было мною предоставлено лично моей жене, Софье Андреевне Толстой, — без права передачи этого уполномочия в третьи руки.
Всё же написанное мною после 1-го января 1881 года (или же написанное и раньше, но неизданное до этого срока), насколько оно подлежит изданию, предоставлено, как я уже неоднократно заявлял в печати, во всеобщее пользование, т. е. после первого появления в печати этого материала у тех или других, по моему усмотрению, издателей, кто угодно в России и за границей имеет право свободно и безвозмездно перепечатывать и переводить эти произведения, не спрашивая ни у кого специального для этого разрешения.
Таким образом, предложения о покупке исключительного, постоянного ли или временного, права на издание каких бы то ни было моих писаний, всё равно напечатанных уже, или еще ненапечатанных и появились ли они в свет раньше, или позже 1881 года, являются плодом совершенного недоразумения, так как на это не было и нет моего согласия.
Печатается по тексту первой публикации в книге А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого», 2, стр. 323 и 324. Дата определяется по письму Толстого к В. Г. Черткову от 22 октября.
По поводу этого заявления А. Б. Гольденвейзер писал: «Лев Николаевич поручил Владимиру Григорьевичу Черткову приготовить такое заявление на всякий случай ввиду слухов о предложениях, делаемых Софье Андреевне относительно продажи прав на издание его сочинений» (стр. 323). Письмо было написано В. Г. Чертковым 19 октября и подписано Толстым 22 октября 1910 г. Как сообщил В. Г. Чертков, письмо в редакцию осталось неотправленным.
271. В. Г. Черткову от 22 октября.
272. Ефимову. Черновое.
1910 г. Октября 23. Я. П.
Оч[ень] сожалею, что по нездоровью не могу принять.
Впервые опубликовано в Дневнике В. Ф. Булгакова, стр. 318.
Известный летчик Ефимов прислал Толстому телеграмму из Москвы от 22 октября с просьбой разрешить ему приехать в Ясную Поляну, чтобы услышать мнение Толстого «о ему близком и дорогом деле воздухоплавания». Текст телеграммы Ефимова опубликован В. Ф. Булгаковым в вышеупомянутой записи его Дневника.
273. Д. Е. Троицкому.
1910 г. Октября 23. Я. П.
Троицкому.
23 октября 10 года. Ясная Поляна.
Получил ваше доброе письмо, Дмитрий Егорович, и благодарю за него. Совершенно согласен с тем, что смирение есть величайшая и необходимая добродетель. Как я всегда говорю, человек подобен дроби, в которой знаменатель определяет его мнение о самом себе. Самое лучшее, когда знаменатель этот ноль (полное смирение), а ужасно, когда знаменатель этот возрастает до бесконечности. В первом случае, каков бы ни был знаменатель, он имеет действительное значение, во втором же случае — никакого.
Посылаю вам книги «На каждый день», в которых на 25-ое число вы найдете мое мнение об этой величайшей добродетели. Одно, с чем несогласен с вами, это то, чтобы в признании своего несовершенства и ничтожества надеяться на внешнюю помощь, а не на то внутреннее усилие, которое не должно никак ослабевать и которое одно приближает хотя немного к совершенству или хотя избавляет от порочности: царство божие силою берется. Еще раз благодарю вас за доброе письмо и братски приветствую.
Печатается по