Скачать:TXTPDF
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 82. Письма, 1910 (мая-ноябрь)

русской конницы», спрашивал Толстого, какой метод выездки верховой лошади он предпочитает: новый «итальянский или старый по системе Филлиса», и просил Толстого прислать для журнала свой портрет верхом на лошади. Ответить. Б[ез] О[твета].

208. В. В. Гусеву (Ялта), 30 июля.

Гусев просил Толстого сообщить точный адрес Максима Горького. 2 марки. Ответить, что не знаю, кажется Капри.

209. С. И. Лягину (Рязанская губ.), 30 июля.

Лягин прислал изложение своей пьесы «Некто» и просил совета по поводу ее напечатания. 2 марки. Ответить отказом.

210. А. Булавицкому (Минусинск), 31 июля.

Булавицкий, торговый служащий, писал, что он много раз пытался перевернуть свою жизнь по евангельским заветам, намеревался поступить в монахи, но в конце концов разочаровался и в монастырской жизни. Оч[ень] хор[ошее] письмо. В[алентину] Ф[едоровичу] отве[тить].

211. В. Г. Артемьеву (Переяславль Полтавской губ.), 1 августа.

Артемьев писал Толстому о противоречиях этических учений древних мудрецов — учителей жизни и учения Толстого.

Б[ез] о[твета]. Отложить. Ответить Саше; Л[ев] Н[иколаевич] получил ваше письмо, оч[ень] б[ыл] заинтересован им и просил отложить его с тем, чтобы ответить, когда будет более здоров и свободен.

212. С. Двумянцеву (Лосиноостровск), 1 августа.

Двумянцев просил принять его по очень важному делу.

Л[ев] Н[иколаевич] во всякое время может принять вас, но он оч[ень] занят и оч[ень] слаб последнее время, потому для него было бы лучше, если бы вы письменно сообщили ему сущность дела.

В ответном письме от 27 августа Двумянцев пространно излагал свой проект международного издательства на языке эсперанто. На конверте этого письма Толстой пометил: Б[ез] О[твета]. Глупое.

213. T. H. Еремину (Томская губ.), 1 августа.

Еремин писал, что путем религиозной проповеди нельзя бороться с пьянством, так как всякая религия основана на тьме, а не на разуме. В[алентин] Федорович], напишите о религии и пошлите книги: Е[диная] з[аповедь], Евангелие, Н[а] к[аждый] д[ень]. См. запись А. Б. Гольденвейзера слов Толстого по поводу этого письма («Вблизи Толстого», стр. 181).

214. Д. Мэвору (James Mavor) (Москва), 1 августа.

Мэвор спрашивал, когда удобнее приехать в Ясную Поляну. Написать ему, когда хочет. Ч[ерткову].

215. М. А. Праведниковой (Тифлис), 1 августа.

Праведникова сообщала Толстому, что ее друга «женщину-толстовку» из Урюпинской станицы приговорили к двум с половиной годам тюрьмы за распространение книг Толстого. В[алентину] Ф[едоровичу] ответить. Просить имя женщины и написать, что я желал бы быть ей полезным, чем могу?

216. Г. Саранову (Псков), 1 августа.

Саранов писал, что после смерти брата он сошелся без обряда венчания с его вдовой. Чувствуя свой грех, он просил у Толстого совета, как ему поступить: «достигнуть законного обряда или порвать узы?» Само собой разумеется.

217. И. Тубакаеву (Киев), 1 августа.

Тубакаев просил Толстого сообщить свое мнение «о женщинах и мущчинах в семейной и в холостой жизни». Л[ев] Н[иколаевич] того мнения, что как в мужчин[ах], так и в женщи[нах] живет один и тот же дух божий и потому разумный и добрый человек. Одинаково уважает мужчину и женщину.

218. Д. М. Венгерову (Москва), 2 августа.

Венгеров спрашивал Толстого: «Почему физические природные проявления организма, имеющие сходство с такими проявлениями остального животного мира и проистекающими из природы человека (иначе они не имели бы места), должны быть подчинены идеям моралистов?.. Чем мотивируется преимущество идеалов духовного совершенствования перед стремлениями человека к жизни физической, которые вложены в него природой и до наших дней?»

В[алентин] Ф[едорович]. Потому, что, во-1-х, удовл[етворение] своих физических потребн[остей] производит борьбу, а борьба производит страдания, а разъединение (общая) людей слабость.

Подчин[ение] же физического нравственному производят единение и вытекающую из него силу, а во-2-х, п[отому], ч[то] достижение блага телесного <недостижимо> вне нашей воли, достижение блага, полагаемого в дух[овном] совершенство[вании] всегда <достижимо> возможно.

219. П. С. Грушевскому, 3 августа.

Грушевский писал Толстому, что посылка с книгами пришла к нему распакованной, поэтому он просит сообщить, сколько ему книг послал Толстой, и прислать еще «журнал для самообразования». См. письмо № 123.

220. К. Замятину (ст. Завидово), 3 августа.

Замятин просил совета по поводу дальнейшего образования его детей, из которых двое глухонемых. Почему не учить их дома своему ремеслу? В[алентину] Ф[едоровичу] Булгакову ответить.

221. С. И. Смирнову (Варшава), 4 августа.

Смирнов сообщал, что он приговорен судом за отказ от военной службы к четырем годам арестантских отделений, и просил прислать книг Толстого и библию. Послать книг разных побольше.

222. В. В. Шеттеру (Москва), 4 августа.

Шеттер просил Толстого разрешить прислать ему свою драму «Иуда» и одобрить ее, так как без этого трудно ее напечатать. Автор. Обычный отказ.

223. И. Г. Рожкову (США), 6 августа.

Рожков, рабочий, благодарил Толстого за его первое письмо, описывал тяжелое положение и эксплуатацию рабочих в Америке и возражал против принципа непротивления.

См. т. 81, письмо № 298.

224. Д. Г. Бурылину, 7 августа.

Бурылин писал Толстому, что он в Оберомергау (Бавария) видел мистерию «Воспроизведение страстей Иисуса и бытие из его жизни» и спрашивал у Толстого его мнение «о допустимости такого представления». Саша, разбери, ч[то] ему нужно. Письмо Бурылина написано крайне неразборчивым почерком.

См. т. 81, письмо № 59.

225. А. О. фон дер Гребену (Батуми), 7 августа.

Гребен предлагал в предполагающемся юбилейном сборнике по случаю восьмидесятилетия Толстого напечатать его речь «Правда о вечной, неизменной, абсолютной морали».

Отец мне поручил передать вам, что сборника никакого нет, или по крайней мере он не знает и что с мыслями, выраженными в вашем письме, он согласен.

226. С. А. Зелинской, 7 августа.

Зелинская писала Толстому, что недавно потеряла четырнадцатилетнюю дочь, и просила выслать ей «беседу Толстого о загробной жизни». Не знаю, какую беседу. Послать Н[а] к[аждый] д[ень], указав на 30 и 29.

227. И. П. Рабчинскому (Новочеркасск), 7 августа.

Рабчинский спрашивал Толстого: «По какому праву священники присутствуют при смертных казнях? По какому праву они напутствуют живого, сильного, здорового человека в загробную жизнь, когда это противно учению Христа?» Ответом вам может служить посылаемая книга. Какая именно была послана книга, не установлено.

228. И. Е. Казарину (станица Больше-Алмаатинская), 8 августа.

Казарин писал, что был неграмотен до 19 лет, «потом принялся за учение и, понятно… закону божию предпочел Дарвина и Фаррара», но потом, прочитав «Евангелие» Толстого, понял, «что учение Христа выше всякой критики… После того… напал на священников, прося их разъяснить евангелие, но они загрязнили меня. Чтобы избавиться от них, — писал Казарин, я хотел бы перейти в какую-нибудь другую веру, принятую в государстве и более жизненную». Он просил Толстого разъяснить ему, «кому подавать прошение или заявление», чтобы перейти в другую веру. В[алентину] Ф[едоровичу], оч[ень] интересно.

По поводу этого письма см. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 288 и 289.

229. А. Колесникову (Луганск), 9 августа.

Колесников спрашивал Толстого, получил ли он его рукописи. Ответить о рукоп[исях].

230. В. Н. Куринскому (Херсон), 9 августа.

Куринский, научившись рисовать, нарисовал портрет Толстого. Посылая этот рисунок, он просил Толстого взять его в ученики. Б[ез] О[твета] или написать, что, судя по присланному, нет никаких способностей и потому, кроме того что не могу к себе принять, не советую заниматься рисованием.

231. В. С. Садовникову (Симбирская губ.), 9 августа.

Садовников, ученик Ундоровского двухклассного сельского училища, просил у Толстого «воспомоществования» для продолжения учения; к письму приложено свидетельство об окончании школы. Отослать свидетельство с отказом.

232. Г. П. Дикому (Воронежская губ.), 10 августа.

Дикий укорял Толстого за его учение непротивления злу. В[алентину] Ф[едоровичу] ответ[ить]: указать на непротивлен[ие] насилием и вообще на значение непротивления.

233. Н. Михайлову (Астрахань), 10 августа.

Михайлов, рабочий-конопатчик, просил у Толстого материальной поддержки для продолжения образования. В[алентину] Ф[едоровичу] отв[етить] о том, ч[то] у меня нет денег, ч[то] получаю таких писем тысячи и что, если бы были деньги, то не употреблял бы их на помощь для учения, т. е. выхода из рабочего сословия.

234. А. Самоделкину и Ф. Шмелеву (Екатеринбург), 10 августа.

Самоделкин и Шмелев, рабочие, прислали письмо с религиозными вопросами. Хорошее письмо, послать книг и ответить В[алентину] Ф[едоровичу].

235. И. Д. Шевченко (Таврическая губ.), 10 августа.

Шевченко не раз писал Толстому, присылал ему свои стихотворения; не получая ответа Толстого, в этот раз просил Толстого пригласить его к себе. Л[ев] Н[иколаевич] очень занят и слаб здоровьем, сочинителями же и особенно стихотворцами совсем не интересуется, потому и просит вас оставить его в покое.

236. К. В. Блиновских, 11 августа.

Блиновских, ссыльный крестьянин, просил Толстого прислать журнал «Ясная Поляна» с приложениями. Жур[нала] Яс[ная] Поляна Л[ев] Н[иколаевич] никогда не издавал, а книги по его поручению посылаю.

237. В. Велигоцкому, 11 августа.

Велигоцкий просил Толстого ответить на его вопросы: может ли вегетарианец и христианин убить зверя, когда он нападает, а также о загробной жизни и о существовании ангелов. В[алентину] Ф[едоровичу].

См. т. 81, письмо № 85.

238. К. М. Верину, 11 августа.

Верин, безработный артист, возвращаясь пешком на родину в Екатеринбург, просил у Толстого 25 рублей на покупку «костюма», чтобы спастись «от погибели» и «трущобы». Пр[осительное], отказать.

239. П. А. Серегину (ст. Юзовка), 11 августа.

Серегин, плотник, просил Толстого прислать ему №№ 3, 9—12 журнала «Неделя» за 1906 г., где печатались произведения Толстого.

У меня нет №-ов Недели. Может быть, есть статьи, к[оторые] печатались в Неделе. Напишите, какие, если они есть у меня, то вышлю.

240. Профессиональному обществу мельничных рабочих Ростовского на Дону градоначальства, 12 августа.

Профессиональное общество просило Толстого прислать книг его сочинения для создания обширной библиотеки для рабочих. Послать, что мож[но].

241. А. Цейссу (Adam Zeiss) (Гессен, Германия), 12 августа.

Цейсс в письме на немецком языке спрашивал, готовится ли немецкое издание книги Толстого «Соединение, перевод и исследование четырех евангелий». Душану отвечать.

242. Ш. Литваку, 12 августа.

Литвак, благодаря Толстого за присланное по его поручению В. Ф. Булгаковым предисловие к «Пути жизни», задавал ряд вопросов, на которые Толстой ответил тут же на письме Литвака. В. Ф. Булгаков включил написанные на письме ответы в свое письмо к Литваку от 12 августа. Приводим эти вопросы Литвака и ответы Толстого:

Письмо Литвака: «1) Богом, говорите вы, называем беспредельное, неосязаемое и невидимо бесконечное начало, дающее жизнь всему существующему. Нельзя ли дать более ясное представление о боге?

Помета Толстого на письме Литвака: Я не знаю.

Письмо Литвака: Такое же понятие о существе бога я встречал и раньше, но признаю его неудовлетворительным ни для ума, ни для сердца.

Помета Толстого на письме Литвака: Л[ев] Н[иколаевич] признает удовлетв[орительным].

Письмо Литвака: 2) Грехом блуда вы называете половое общение не для продолжения рода человеческого, а ради удовлетворения похоти тела. Разве половое общение не есть удовлетворение естественных потребностей? И, наконец, вправе ли человек заботиться о продолжении расы?

Помета Толстого на письме Литвака: Не есть удовлетво[рение] необход[имых], естественных потребностей.

Л[ев] Н[иколаевич] нигде не говорит о том, что человек должен.

Письмо Литвака: 3) Жизнь человека, понимающего свою жизнь как непрестанно все большее и большее соединение своей души с богом, может быть только

Скачать:TXTPDF

русской конницы», спрашивал Толстого, какой метод выездки верховой лошади он предпочитает: новый «итальянский или старый по системе Филлиса», и просил Толстого прислать для журнала свой портрет верхом на лошади. Ответить.