и просил Толстого посоветовать ему, что делать дальше.
39. Т. Л. Сухотиной.
1910 г. Мая 26. Я. П.
26 мая 1910 г.
Пользуюсь, голубушка Таня, твоим бюваром, чтобы ответить тебе, но не твоей бумагой (всё жалею). Люблю подарки от милых людей, п[отому] ч[то] напоминают то, что приятно. Я доехал чудесно, и дома хорошо, насколько мож[ет] б[ыть]. Мама, как обычно — волнуется тем, что не заслуживает волнения, и, никем не мучимая, сама себя мучит.1
Жалко К[атерину] В[асильевну].2 Мальчик миленький, но, разумеется не Таничка.3 Даже не помню, мальчик или девочка.
От Саши нехорошее письмецо:4 температура повысилась. Нехорошо, потому что или здоровье хуже, или мнительность, вызываемая докторами и Варей.5 О приезде ничего не пишет. Вчера был в Овсян[никове] у Ив[ана] Ив[ановича] по делу наших книжек.6 И оч[ень] приятно, так у них хорошо. Тоже и у меня каждый день бывают оч[ень], оч[ень] хорошие, серьезные близкие мне люди. Вчера вечером было самое гетерогенное7 собрание: Миташа,8 Андрей,9 мама, Фрага — швейц[арец], ни слова не знающий по-русски,10 и… Булыгин,11 Алеша Сергеенко,12 оч[ень] «темный» Скипетров,13 Николаев,14 Гольденв[ейзер],15 еще один готовящийся к отказу милый юноша.16 Вообще тяжело и говорить, говорить и слушать большею частью знакомое, ненужн[ое]. Уже за одно то, что от этого избавляет физический труд, благословен он.17 Еще приезжает Трубецкой.18 Была телеграмма вопросительная, и ему отвечено согласием. Радуюсь мысли, ч[то] скоро увижу тебя, и печалюсь, ч[то] не увижу скоро Мишу.19 Соболезную его хозяйствованию, хотя оно и конституционное, и парк хорош, и дубы, и лошади, и Овсинский, а все-таки без них бы лучше.20 Целую всех.
Л. Т.
Впервые опубликовано в Париже T. Л. Сухотиной («Современные записки», XXXVI, 1928, 29, стр. 217) с пропуском пятнадцати слов, начиная с: Жалко К[атерину] В[асильевну], кончая: или девочка. Дата определяется на конверте, почтовым штемпелем дня отправления: «Засека, 26 мая 1910 г.». Письмо написано Толстым через 5 дней по возвращении в Ясную Поляну из Кочетов.
1 Выражение «никем не мучимая, сама себя мучит» взято из летописи Нестора (см. «Повесть временных лет», по Лаврентьевскому списку, изд. Археологической комиссией, Спб. 1910, стр. 8). Это место из летописи Нестора Толстой поместил в свою «Азбуку», изд. 1872 г., ч. 3, стр. 111—113, см. т. 22.
2 Екатерина Васильевна Толстая, вторая жена А. Л. Толстого. См. прим. 1 к письму № 32.
3 Татьяна Михайловна Сухотина — дочь Т. Л. и М. С. Сухотиных.
4 Из Крыма.
5 Варвара Михайловна Феокритова (1875—1950).
6 И. И. Горбунова-Посадова, жившего с семьей в Овсянникове в 5 км. от Ясной Поляны. В это время шли корректуры последней работы Толстого «Путь жизни». О поездке Толстого 25 мая в Овсянниково см. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 214—216.
7 Разнородное.
8 Дмитрий Дмитриевич Оболенский, старый знакомый Толстых.
9 Андрей Львович Толстой.
10 Кто такой швейцарец Фрага, не установлено.
11 Михаил Васильевич Булыгин.
12 Алексей Петрович Сергеенко, в 1910 г. секретарь В. Г. Черткова.
13 Михаил Скипетров (1889—1913?), бывший студент.
14 Сергей Дмитриевич Николаев (1861—1920), переводчик на русский язык сочинений американского экономиста Генри Джорджа (1839—1907) и пропагандист его взглядов.
15 Александр Борисович Гольденвейзер.
16 Давид Лукич Максимчук (р. 1889?). См. Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 213.
17 Об этом же см. запись в т. 58, стр. 57, а также Дневник В. Ф. Булгакова, стр. 213—214.
18 Павел Петрович Трубецкой, скульптор.
19 Михаил Сергеевич Сухотин.
20 В Дневнике Толстой написал: «Последний день в Кочетах. Очень было хорошо, если бы не барство, организованное, смягчаемое справедливым и добрым отношением, а все-таки ужасный, вопиющий контраст, не перестающий меня мучить» (т. 58, стр. 54).
40. В. А. Молочникову.
1910 г. Мая 27. Я. П.
В. Молочникову.
Ясная Поляна, 27 мая 1910 года.
Очень жаль мне, брат Владимир, что вам так тяжело, и понимаю, что это не может быть иначе. Я, по крайней мере, вероятно, испытывал бы то же, коли не хуже. Но мне все-таки было очень интересно читать хоть малую часть их возражений и насмешек на то, чем живем не только мы, но жили и живут всегда все люди. Ваша притча о посеве и речах земледельца и горожанина очень хороша, но с главным смыслом ее не согласен. Не согласен, если за земледельца признавать себя и вообще людей, живущих по-божьи. Такие люди не знают, не могут и не желают знать того, что выйдет из их деятельности. Делают они то, что делают, только потому, что следуют высшей воле, которую сознают главным двигателем своей жизни. Соображения же о том, что выйдет из такой деятельности, никак не могут служить мотивом, двигателем деятельности, так как последствия наших поступков нам совершенно неизвестны, да и не могут быть известны, так как они проявляются в бесконечном пространстве и времени. Всякое же наше представление о том, что мы знаем эти последствия, есть самая грубая, вредная и свойственная только невеждам, в истинном смысле слова, ошибка. Такого рода деятельность, обусловленная предполагаемыми последствиями, подобна тому, что бы делал работник, которому хозяин дал определенное дело, указав, что и как ему делать и который, вместо того чтобы исполнять предписанное хозяином, сам бы соображал о том, что может быть полезно ему и другим таким же работникам, и стал бы делать не предписанное хозяином, а то, что он считает для этого нужным. Так, грубый пример: хозяин, положим, предполагает копать канавы для осушения местности, для увеличения количества воды в нижнем течении и для многих других в этом роде соображений, а работник, предполагая, что большая польза произойдет от уравнения местности, не только не копал бы канавы, а стал бы заравнивать их.
Делать мы должны то, что делаем, для себя перед богом, т. е. перед своей совестью, для своего удовлетворения, для своего блага, исполняя то, что нам так определенно предписано, а никак не в виду неизвестных нам последствий, хотя твердо знаем, что последствия эти не могут не быть благими. Настоящее дело, которое свойственно делать разумному и просвещенному в истинном смысле человеку, только такое, последствия которого он не может знать и знает, что не увидит.
Если уж говорить — хотя в сущности этого бы и не надо — с революционерами и вообще устроителями человеческой жизни, надо прежде всего не делать того, что вы делаете — становиться на их точку зрения, а переводить их на свою — от чего они не могут отказаться, переводить на точку зрения, общую всем людям, личную, и состоящую в том, что, кто бы я ни был, в каких бы условиях ни был, я живу, пока не умру, и мне надо прожить этот срок наилучшим образом, человеческой, т. е. доброй, разумной, благой, а не животной — злой, неразумной и несчастной жизнью.
Если же кто не понимает этого и не хочет с этим соглашаться, то единственный разумный ответ на это — ничем не нарушимое молчание.
Ах, как жалки, заблудшие и затянутые своим заблуждением в инерцию деятельности несчастные люди нашего времени!..
Любящий вас Лев Толстой.
Впервые опубликовано в журнале «Жизнь для всех» 1910, № 7, стр. 134—136. Дата подлинника.
Ответ на письмо В. А. Молочникова от 21 мая, где он описывал тяжелую физическую и моральную обстановку в Новгородской тюрьме.
Молочников ответил Толстому открыткой от 5 июня, в которой сообщал, что получил письмо Толстого уже дома и благодарил за советы, с которыми он совершенно согласен.
* 41. В. П. Некрасову.
1910 г. Мая 31. Я. П.
В. П. Некрасову.1
Ясная Поляна, 31 мая 10 года.
Василий Пахомович,
Приятно было получить ваше письмо. На вопрос ваш ответ мой такой: без вызова со стороны суда, т. е. на вопрос, который от вас требует ответа, я думаю, что не следует высказывать своих мыслей. На вопросы же, когда они к вам обращены, по моему мнению, надо отвечать всю правду, как бы она ни казалась неприятна тем, кому вы отвечаете, и какие бы ни могла иметь для вас последствия.
Лев Толстой.
Василий Пахомович Некрасов (р. 1884, см. т. 81, прим. к письму № 249) в письме от 27 мая благодарил Толстого за первое письмо и книги и сообщал, что ему предстоит осенью выступить свидетелем в суде по делу В. А. Молочникова. Он спрашивал, следует ли ему «высказать на суде все, что наболело давно уже на душе у всех и каждого из нас, прямо без изгиба, не заботясь о последствиях».
1 В машинописном подлиннике по ошибке напечатано: Непрасову
* 42. И. А. Таверу.
1910 г. Мая 31. Я. П.
Иосиф Аврумович,
Получаю много таких писем и очень сожалею о людях, как вы, попавших в обман. Я отказался от права собственности на все мои сочинения с 81 года. И это дало возможность редакции «Ясная Поляна» прилагать к своему журналу мои писания. Я же не имею ничего общего с редакцией и не знаю, из кого она состоит. Так как вы интересуетесь моими писаниями, посылаю вам бесплатно некоторые книги, что хоть несколько возместит вашу потерю.
Печатается по копии, сверенной с черновиком-автографом, написанным на конверте письма Тавера. Дата определяется пометою на конверте об ответе Толстого и о посылке книг 31 мая и подтверждается почтовым штемпелем дня получения: «Засека, 31 мая 1910 г.».
Ответ на письмо Иосифа Аврумовича Тавера, слесаря на сахарном заводе Киевской губ., от 28 мая 1910 г., в котором он писал Толстому, что, не имея средств приобрести сочинения Толстого, очень обрадовался, прочитав объявление о приложении к журналу «Ясная Поляна» полного собрания сочинений Толстого, и подписался. Но, получив вначале «Круг чтения», в течение полугода не получает ничего. Об отношении Толстого к книгоиздательству «Ясная Поляна» см. т. 81, «Список писем по поручению», № 23.
43. В. Г. Черткову от 31 мая.
* 44. М. М. Белову. Неотправленное.
1910 г. Июня 1. Я. П.
Белову.
Михаил Михайлович,
На ваши вопросы о цели жизни думаю, что ответят вам посылаемые вам мною книги. На другой же вопрос ваш о том, как вам поступить по отношению к браку: жениться или не жениться? выскажу вам свое убеждение, согласно с учением Христа и величайших мудрецов мира. Оно в том, что высший идеал, т. е. лучшее, чего может достигнуть человек, — это полное целомудрие. Если же человек не может этого, то, сойдясь с женщиной или женщина с мужчиной, они должны на всю жизнь быть верны друг другу. Очень советую вам не думать, что целомудрие невозможно, а всеми силами стремитесь достигнуть его. Знаю много людей, проживших так, и жизнь таких людей была и счастливая, и более полезная для других, чем жизнь женатых.
Теперь о вашей охоте к писательству, очень советую вам этим не заниматься, в особенности стихотворством. Последнее время стихотворство это сделалось повальной болезнью,