Москвы, и тогда еще напишу. Живу я [у] Олсуф[ьевыхъ]2 5 дней и все время былъ нездоровъ — слабъ, въ упадкѣ силъ. Нынче опять ожилъ. Въ Москвѣ еще началъ вписывать середину повѣсти объ Юліи3 (знаете). Очень меня заинтересовало, и кажется, что если бы Богъ далъ кончить- вышла бы очень полезная вещь. Мало очень такъ называемаго художественнаго, но очень много о противуположности мірской и христіанской жизни. И для всякой не совсѣмъ одурѣвшей цензуры — очень удобное для напечатанія. Ну да тамъ что выйдетъ. Если же выйдетъ, то выйдетъ длинно. Немножко и здѣсь писалъ и нынче надѣюсь. Еще пересматривалъ здѣсь въ библіотекѣ книги масонскія4 и нашелъ уже книгъ 6, к[оторыя] очень хорошо бы было, измѣнивъ старинный языкъ и кое что исключивъ, напечатать не только у Сытина,5 но и въ Посредникъ: христіанскія мысли и поученія о жизни безъ церковности. Я привезу въ Москву эти книги. Хорошо бы было, если бы кто-нибудь изъ насъ взялся за эту работу. Мнѣ почему то кажется, что Ан[на] Конст[антиновна]6 хорошо бы это сдѣлала, если только ей есть досугъ. Очень, очень хорошія книги. Только нужно ясность своихъ убѣжденій, чтобы знать, что и какъ выпустить, и нужно тонкость нравственнаго чутья и серьезность отношенія къ дѣлу. — Мнѣ кажется, что превосходная будетъ духовная пища для Ещенко7 и ему подоб[ныхъ. ] Еще прочелъ я Vicar of Wakefield.8 Думали вы о немъ? Это прелестная книга для Посредника — съ самыми маленькими исключеніями; а что за прелесть!
Нынче получилъ письмо отъ Стаховича9 и отъ жены — и статью въ Нов[омъ] Вр[емени]10 — все о драмѣ. Чуть чуть опять не впалъ въ малодушество; но какъ-то въ болѣе серьезномъ духѣ здѣсь и остаюсь равнодушнымъ и вполнѣ увѣреннымъ, что въ Посредникъ она пройдетъ, что главное? желательно. — Что календарь?11 Пишите мнѣ сюда еще дней 5. — Какъ вы живете? Прощайте, милые друзья.
Л. Т.
Полностью публикуется впервые. Отрывок напечатан в ТЕ 1913, отдел «письма Толстого», стр. 42—43. На подлиннике пометка синим карандашом рукой Черткова «Отъ Алсуфьевыхъ. 9 Янв. 87». Дата, проставленная Чертковым, в данном случае обозначает, повидимому, день получения письма. День написания письма определяется на основании сопоставления следующих данных. В письме к С. А. Толстой от 7 января 1887 г. Толстой пишет: «Вероятно нынче ночью приедет человек, который привезет твои письма и те, которые ты посылаешь». В комментируемом письме Толстой пишет, что ждет пересылаемое ему из Москвы письмо Черткова «нынче вечером». Письмо Черткова, написанное в Петербурге 2 января 1887 г. и полученное в Москве в отсутствие Толстого, должно было быть переслано С. А. Толстой в числе писем, которые ждал Толстой вечером 7 января 1887 г. Ответ на комментированное письмо имеется в письме Черткова, датированном 10 января 1887 г., и если бы письмо Толстого было написано в Никольском 9 января, оно не могло бы быть получено 10 января в Петербурге. Наконец, Толстой пишет, что он «нынче» получил статью о драме «Власть тьмы», статья же эта напечатана 5 января, и мало вероятно, чтобы газета «Новое время» получалась в имении Олсуфьевых, расположенном около станции Подсолнечная, Николаевской (ныне Октябрьской) ж. д. на четвертый, а не на второй день после выхода. Слово «нынче» Толстой обычно употреблял в смысле «сегодня».
Комментируемое письмо, не будучи прямым ответом на какое-либо письмо Черткова, является в то же время непосредственным продолжением их переписки и содержит указания на книги, пригодные для переработки и издания книгоиздательством «Посредник», которым руководил в это время Чертков, при ближайшем участии Толстого.
1 Письмо Черткова от 2 января 1887 года, упоминаемое в тексте, осталось без прямого ответа. Оно содержит сведения о деятельности Черткова в связи с «Посредником», о чтении драмы «Власть тьмы» в аристократических салонах в Петербурге и о других мерах, принятых для получения цензурного разрешения на издание драмы Толстого «Власть тьмы». В этом письме Чертков писал: «Вне дома дела бездна, и я едва с ними справляюсь; но рад, что внутренно не засуечен. Дело хорошее с одной стороны, радостное, но его так много, что приходится ездить на извозчиках и с завистью смотреть на пешеходов. — Теперь о драме: Стахович прочел ее тете Шуваловой, которой она очень понравилась. Она не понимает, чтó в ней нецензурного, и находит, что вещь эта скорее против вашего направления — идеализации рабочего народа. Однако Шувалов неохотно взялся говорить об этом с Толстым, и навряд ли он поможет. Через мою мать мне завтра назначено свидание с княгиней Паскевич, сестрою Воронцова, и я попрошу ее прослушать чтение драмы Стаховичем, и, если можно, пригласить своего брата. Это может помочь. А тогда представим в цензуру. — Оказывается, что Татищев представил драму только в цензуру для разрешения на театре. Феоктистов сам взялся цензуровать и сделал такие помарки, при которых первоначальная редакция 4-го действия совсем кастрирована, но вариант и всё остальное не испорчено. Все резкие ругательства в роде «пес» вычеркнуты. Место о банке всё обчерчено. Второй экземпляр с отметками Феоктистова я имею в руках теперь для вставки ваших окончательных поправок. Завтра верну Татищеву и через несколько дней мы узнаем окончательный результат цензуры для театра. А так вообще ничего определенного еще не выяснилось. Вашу статью о жизни и смерти мы внимательно переписываем и надеемся на этих днях вам выслать. Завтра Стахович будет у меня читать драму «Власть тьмы» Репину, на которого я рассчитываю для рисунков. Сейчас не могу продолжать этого письма, но пошлю вам его и в таком виде, несмотря на его бессодержательность, так как не знаю, успею ли завтра утром продолжить. Надеюсь через несколько дней настолько избавиться от неотложных деловых хлопот, чтобы ходить пешком, заниматься столярничеством и собственной письменной работой для народных изданий; но боюсь, что это слишком хорошо и не так скоро осуществится. Прочел рассказ «Два брата» крестьянина. Он мне очень понравился и по содержанию и по слогу, требующему только самых незначительных переделок. Как радостно видеть, что чтение наших книжек вызывает такие неподражаемые подражания. — Мы получили интересное письмо от Манжуры, автора рассказа «О хлебном жуке», который мы вместе читали. Он не уверен, подходит ли к нам этот род рассказов, и говорит, что у него есть еще. Я ему написал сочувственное, одобрительное письмо и прошу выслать нам все его работы в этом роде.
Упоминаемые в письме Черткова лица:
Графиня Елена Ивановна Шувалова (1830—1922), тетка В. Г. Черткова, жена гр. П. А. Шувалова.
Гр. Петр Андреевич Шувалов (1827—1889), генерал-адъютант, член Государственного совета.
Гр. Дмитрий Андреевич Толстой (1823—1889). С 1882 по 1889 гг. занимал пост министра внутренних дел и шефа жандармов.
Княгиня Ирина Ивановна Паскевич (1835—1919).
Гр. Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1833—1916), с 1881 по 1897 гг. министр императорского двора и уделов, с 1897 по 1905 гг. — наместник на Кавказе.
Александр Александрович Татищев (1823—1895), пензенский губернатор, с 1886 года сенатор, затем член Государственного совета.
Евгений Михайлович Феоктистов (1829—1898). В 1883—1896 гг. занимал пост начальника Главного управления по делам печати.
Иван Иванович Манжура (1851—1893), этнограф.
2 Адам Васильевич Олсуфьев (1833—1901), генерал-лейтенант в отставке, знакомый семьи Толстых, Был женат на Анне Михайловне, рожд. Обольяниновой (1835—1899), имел сыновей: Михаила Адамовича (1860—1918), Дмитрия Адамовича (р. 1862 г) и дочь Елизавету Адамовну (1857—1898).
Толстой со своей дочерью Татьяной Львовной гостил в это время в имении гр. Олсуфьевых Никольское-Горушки или Обольяново, Дмитровского у. Московской губ., находившемся в 20 верстах от ст. Подсолнечная Николаевской (ныне Октябрьской) ж. д.
3 Написано: Юліѣ. «Повесть об Юлии» — повесть Л. Н. Толстого «Ходите в свете, пока есть свет». Напечатана впервые в России в сборнике «Путь-дорога». Научно-литературный сборник в пользу общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам. изд. К. М. Сибирякова, Спб. 1893. О возникновении этой повести и о своей работе над ней Чертков сообщает между прочим следующее в своем,, Примечании к повести «Ходите в свете, пока есть свет»“, напечатанном в полном собрании сочинений Л. Н. Толстого под редакцией П. И. Бирюкова, изд. Сытина. М. 1913, т. XVI, стр. 244—246: «В первое время моего знакомства со Львом Николаевичем в 80-х годах, приводя в порядок разные залежавшиеся его рукописи, я наткнулся на несколько листов, исписанных его убористым почерком, которые, как оказалось, содержали вступление к задуманной им повести из времен древних христиан, и начало и конец самой повести. Рукопись эту я, по своему обыкновению, переписал, и под впечатлением прекрасного содержания… попросил его пополнить, хотя бы начерно, оставшиеся в повести пробелы, для того чтобы общая идея всего замысла не пропала для читателей. Взявшись за это, Лев Николаевич довольно много поработал над повестью, вставив всю недостававшую в середине эпизодическую часть и особенно ярко выставив рассуждения язычника — материалиста, противодействующего идеалистическим стремлениям героя повести, под конец ставшего христианином. Но работа эта над произведением, задуманным Львом Николаевичем значительно раньше, когда он находился в другом настроении, уже не могла им завладеть целиком и, охладев к ней, он ее оставил в недоконченном по существу виде, хотя с внешней стороны она успела принять форму вполне закругленного произведения».
Когда Чертков обратился к Толстому за разрешением распространять эту рукопись, Толстой предоставил ему пополнить те пробелы и недомолвки в полемических рассуждениях действующих лиц противоположных мировоззрений, которые должны были вызывать недоумение и неудовлетворенность у читателей. По окончании работы она была представлена Толстому на просмотр, и он сделал в ней несколько поправок и сокращений, разрешив ее для распространения, однако, по цензурным условиям того времени, она не могла быть напечатана в России. В позднейшие годы, при новом просмотре этой вещи, Толстому бросилась в глаза чрезмерная пространность отвлеченных споров, и, почувствовав, что это произведение вообще не удалось по форме, не представляя из себя ни чисто художественного произведения, ни теоретического рассуждения, — он решил вовсе не включать этой работы в «Полное собрание сочинений». Но так как оно все-таки вошло в первое посмертное собрание сочинений, издания гр. С. А. Толстой (См. «Сочинения графа Л. Н. Толстого». М. 1911. XI, стр. 237—290, и притом без всяких оговорок от редакции), и так как вообще оно получило довольно широкое распространение в отдельных изданиях, то Чертков и Бирюков сочли себя в праве включить это произведение в «Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого», выходившее в издании Сытина, отметив те места, которые были вставлены в 1887 году для пополнения незаконченные, рассуждений.
4 Масоны, т. е. «каменщики», тайное религиозно-мистическое общество, подразделяющееся на различные ордена, ставшее известным в начале XVII в., но возникшее значительно ранее и