Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Полное собрание сочинений в 90 томах. Том 86. Письма к В.Г. Черткову, 1887-1889

ли онъ свои записки? И пріѣдетъ ли въ Москву? Передайте ему мою любовь.

Цѣлую васъ всѣхъ милыхъ друзей. Архангельская13 была и на дняхъ хочетъ пріѣхать съ Дрентельнъ14 читать объ акушерствѣ.

Л. Толстой.

О Полушинѣ я узнавалъ, онъ не пьетъ и очень жалокъ своимъ безвыходно стѣсненнымъ положеніемъ. Хорошо бы ему дать дѣло, если бы оно было нужно.

Полностью печатается впервые. Отрывки напечатаны в ТЕ 1913, стр. 60—61. На подлиннике надпись рукой Черткова: «М. 8 февр. 88. 172». Написанное синим карандашом число «172» зачеркнуто и черным карандашом написано «175». Толстой пишет, что Русанов уехал от него вчера. В письме Русанова к Толстому от 18 февраля 1888 г. есть указание, что Русанов видел Толстого в последний раз перед своим отъездом 6 февраля. На основании этого указания письмо датируется 7 февраля 1888 г. Комментируемое письмо является ответом на письмо Черткова от 29 января 1888 г., в котором Чертков пишет о рукописях, присланных в «Посредник», и о том, что необходимо подбирать материал для чтения на каждый день, причем высказывает намерение подобрать новый материал для сытинского отрывного календаря. Вместе с тем Толстой отвечает на открытое письмо Черткова от 2 февраля 1888 года, в котором Чертков сообщает, что начал писать о Будде, и просит прислать ему «ту большую книгу», которой пользовался Толстой, когда писал на эту тему. В письме от 29 января Чертков писал: «Сказка Кассирова мне не понравилась. Главный ее недостаток — тот же, какой вы когда-то нашли в нашей переделке сказки «О трех мужиках и бабе ведунье», а именно она касается глубоких, святых евангельских истин легким, шуточным тоном и тем опошляет их. Кроме того и как сказка, она составлена плохо, неинтересно, представляет какой-то майонез из разных сказок, русских и переводных. Местами она мучительно отзывается пародиею на «Крестника». Одним словом, на мой взгляд она совсем плоха и вредит тем истинам, которым предназначена служить. А ваше мнение какое? — Барыкова — авторша той сказки в стихах, которую мы в Москве читали вместе, отдает нам это стихотворение даром и написала мне очень доброе письмо, предлагая вообще свое даровое сотрудничество по переводам с английского, французского, немецкого и польского. Чтобы не терять время, я послал ей оставшуюся у меня часть французской книги об Эпиктете (первую часть для нас уже переводят). Но необходимо иметь запас переводных работ для подобных случаев и потому обращаюсь к вам с просьбой вспомнить, какие романы и вообще книги иностранные могут подойти для наших изданий в переводе или переделке, а также вспомнить по возможности всех общечеловеческих мудрецов, т. е. мыслителей в роде Сократа, Эпиктета, Марка Аврелия, Паскаля, Руссо и т. п. И очень прошу вас сообщить мне список этих сочинений и лиц. Я приобрету эти книги и буду держать их в запасе, постепенно знакомясь с их содержанием. — Посылаю вам листок из Сытинского отрывного календаря. Он имеет громадное распространение. Все учителя, священники, волостные писаря в нашей окрестности его приобрели у разносчиков. А между тем, посмотрите, какую между прочим пошлую и грязную дрянь он содержит. Когда отрывается листок, то просто трудно удержаться от прочтения напечатанного на оборотной странице. Это бывает всегда утром. Какой прекрасный случай принимать ежедневно глоток здоровой, ободрительной духовной пищи. Какою насмешкой звучат пословицы (помещенные после этого гаденького анекдота) и взятые из вашего календаря. К будущему году я непременно хочу пополнить все обратные страницы этого календаря хорошим содержанием — из нашего нового «Цветника», из Марка Аврелия и т. п. Помогите мне в этом. Отмечайте и присылайте мне всякие подходящие отрывки из разных писателей, попросите ваших семейных помочь нам в этом. Читая всякую книгу, надобно отмечать хорошее, выписывать, переводить. Занятие это интересное и радостное, не требует напряжения, и всякая ничтожная капля пойдет в дело».

Упоминаемая в письме Черткова «Сказка про трех мужиков я бабу ведунью», изд. журн. «Воспитание и Обучение». Спб. 1879. О переделке этой сказки см. прим. к письму Толстого к Черткову № 95, т. 85.

1 О сказке Кассирова см. письмо от 24 января 1888 г. № 174.

2 Федор Алексеевич Желтов. О нем см. комментарий к письму № 143. Возможно, что упоминаемая здесь рукопись Желтова — рассказ, о котором Чертков пишет Толстому в письме от 5 марта, не называя заглавие рассказа и отзываясь о нем, как о скучном и растянутом. Письмо Желтова к Толстому — вероятно, посланное 28 января 1888 г., в котором Желтов писал об отношении к собственности по евангелию, об отношении к людям и о воспитании детей. См. комментарий к письму Толстого к Желтову от 1—2 (?) февраля 1888 г., т. 64.

3 Поэма Э. Арнольда «Свет Азии». О ней см. прим. к письму от 4 июля 1887 г. № 148.

4 Beal. «Outline of Buddhism from Chinese sources». 1870. (Биль. «Происхождение буддизма по китайским источникам»). Сочинение это легло в основу популярного очерка Черткова о жизни и учении Будды.

5 Гавриил Андреевич Русанов (1846—1907), в то время состоявший членом харьковского окружного суда. Разделял жизнепонимание Толстого, о котором писал в своем завещании: «Толстой дал мне счастье, я стал христианином». Около тридцати лет был болен сухоткой спинного мозга, лишившей его в конце концов совершенно способности двигаться, но переносил свою болезнь с необыкновенной кротостью и терпением. Свое первое знакомство с Толстым Русанов описал в своих воспоминаниях «Поездка в Ясную поляну 24—25 августа 1883 г.» — ТЕ 1912 г., стр. 51—87. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 25 марта 1885 г., т. 63.

6 Павел Александрович Буланже (1864—1925). В течение долгого времени разделял взгляды Толстого и был лично близок с ним. После высылки Черткова за границу в 1897 г. за участие в помощи духоборам, Буланже напечатал свое сообщение о положении духоборов на Кавказе и был выслан за границу. В конце 1899 г. получил разрешение вернуться в Россию. Написал: воспоминания «Болезнь Л. Н. Толстого в 1901—1902 годах» — «Минувшие годы» 1908, № 9, стр. 33—69, очерк «Как Л. Н. Толстой писал Хаджи Мурат». — «Русская мысль» 1913, № 6, статьи «К смерти Л. Н. Толстого» — «Русские ведомости» 1911 г. № 256 от 6 ноября, «Как писалась драма «Живой труп» — «Русское слово» 1911, № 232 от 9 октября и ряд других литературных работ. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 10 мая (?) 1886 г., т. 63.

7 Николай Николаевич Ге-сын.

8 Кн. Леонид Дмитриевич Оболенский (1844—1888), женатый на Елизавете Валериановне Толстой, дочери сестры Л. Н. Толстого М. Н. Толстой. Отец Н. Л. Оболенского, женившегося на М. Л. Толстой.

9 Повидимому, предисловие к книге А. И. Орлова: «Николай Васильевич Гоголь, как учитель жизни». См. прим. к письму № 174.

10 В архиве Толстого хранится правившаяся Толстым корректура книжки «Пора опомниться. О вреде спиртных напитков. Составлено по изложению американского священника, бывшего профессора химии Л. П. Пакина. Книга издана под тем же заглавием в 1888 г.

11 В феврале 1888 г. «Посредником» были изданы книжки П. С. Алексеева: «Чем помочь современному горю? Как остановить пьянство?» М. 1888 (вышла в свет 9—15 февраля 1888 г.) и «О вреде употребления крепких напитков. Сведения о действии водки, вина и спирта на человека, изложенные по книге д-ра Ричардсона П. С. Алексеевым». М. 1888 (вышла в свет 16—23 января 1888 г.).

12 Алексей Петрович Залюбовский (р. 1863? г.) отказался от военной службы, был сослан в Асхабад, затем заключен в дисциплинарный батальон, откуда был освобожден в 1887 г. О нем см. прим. к письму Толстого к Черткову № 88, т. 85 и к письму Толстого к брату Алексея Петровича Залюбовского, Анатолию Петровичу Залюбовскому от 20 (?) ноября 1885 г., т. 63.

13 Александра Гавриловна Архангельская (1851—1905), врач, основательница земской больницы при ст. Апрелевка Звенигородского уезда.

14 Елизавета Сергеевна Дрентельн (р. 1857 г.), врач.

* 178.

1888 г. Февраля 9. Москва.

И не получивъ вашего послѣдняго письмеца, хотѣлъ писать вамъ, милые друзья. Самое важное, тронувшее меня событіе за послѣднее время было пріѣздъ сюда Русанова съ Буланже. Русановъ видимо умираетъ и знаетъ это и радостенъ и свѣтелъ. Буланже, к[оторый] ходитъ зa нимъ, какъ нянька. Да я писалъ про это. — Живу я почти ничего не дѣлаю. Начатыя статьи о пьянствѣ и о Гоголѣ лежатъ, и принимаюсь продолжать и останавливаюсь — не идетъ. Вижусь съ людьми, пишу изрѣдка письма — отношенія съ своими домашними и разнообразными людьми — и все радостныя. Статью Бондарева и предисловіе теперь хочу печатать за границей.1 Составилъ еще давно книжку изъ пророковъ выбранныя мѣста, и Тихомировъ2 хочетъ напечатать, какъ вторую книгу для славянскаго чтенія.3 А когда пропуститъ цензура, можно будетъ напечатать въ Посредиикѣ. Этимъ занимался. Одну переводную статью о пьянствѣ поправилъ и прибавилъ, но плохо. Читаю Герцена4 и очень восхищаюсь и соболѣзную тому, что его сочиненія запрещены: во-первыхъ, это писатель, какъ писатель художественный, если не выше, то ужъ навѣрно равный нашимъ первымъ писателямъ, а во-вторыхъ, если бы онъ вошелъ въ духовную плоть и кровь молодыхъ поколѣній съ 50-ыхъ годовъ, то у насъ не было бы революціонныхъ нигилистовъ. Доказывать несостоятельность революціонныхъ теорій — нужно только читать Герцена, какъ казнится всякое насиліе именно самымъ дѣломъ, для к[отораго] оно дѣлается. Если бы не было запрещенія Герцена, не было бы динамита и убійствъ и висѣлицъ и всѣхъ расходовъ, усилій тайной полиции и всего того ужаса правительства и консерваторовъ и всего того зла. — Очень поучительно читать его теперь. И хорошій искренній человѣкъ. Человѣкъ и люди могутъ исправиться только тогда, когда ихъ ложный путь заведетъ въ болото, и онъ самъ увидитъ, ахнетъ и5 станетъ вылѣзать и другому закричитъ: не ходите. А наше правительство задерживаетъ людей, идущихъ въ болото, тогда, когда они еще не дошли до него, когда они идутъ по6 ровной веселой дорогѣ. Мало того, одинъ человѣкъ, выдающійся по силѣ, уму, искренности, случайно могъ безъ помѣхи дойти по этой дорогѣ до болота и увязнуть и закричать: не ходите. И чтó жъ? Отъ того, что человѣкъ этотъ говоритъ о правительствѣ правду, говоритъ, что то, чтò есть, не есть то, чтò должно быть, опытъ и слова этаго человѣка старательно скрываютъ отъ тѣхъ, к[оторые] идутъ за нимъ? Чудно и жалко. А, должно быть, такъ должно быть, и это къ лучшему.

Тиличеевъ7 очень благодаренъ, но нельзя ли его передѣлку, исправивъ, напечатать. Сытинъ согласенъ, и 1/2 к[опѣйки] такая книжечка

Скачать:PDFTXT

ли онъ свои записки? И пріѣдетъ ли въ Москву? Передайте ему мою любовь. Цѣлую васъ всѣхъ милыхъ друзей. Архангельская13 была и на дняхъ хочетъ пріѣхать съ Дрентельнъ14 читать объ акушерствѣ.