de St. Pierre Le café de Surate2 и пришлю вамъ ее на дняхъ. Она выражаетъ ту же мысль о томъ, что въ разныя вѣры вѣруемъ, а подъ однимъ Богомъ ходимъ. Разсказъ два брата3 оставьте съ концомъ Гали. Семеновъ — милый юноша — принесъ мнѣ еще разсказъ, к[оторый] я дамъ ему отделать — тоже хорошъ.4 — За переписку моей метафизической чепухи5 (я пробѣжалъ ее) очень благодаренъ. Бѣгуны, по вашему совѣту, отсылаю вамъ назадъ, не трогая.6 Смотрите же сдѣлайте съ Ивановымъ7 хорошенько, вы похвалились. Покамѣстъ все. Привѣтъ всѣмъ друзьямъ. Какъ адресъ Хилкова?8
Л. Т.
Напечатано (отрывок) в журнале «Голос минувшего» 1913, 5, стр. 223 тт почти полностью в ТЕ 1913, стр. 44—45.
На подлиннике надпись черным карандашом рукой Черткова «№ 125 М. 23 Янв. 87». Дата эта подтверждается встречным письмом Черткова, которое было начато 24 января, до получения данного письма, а закончено 26 января, уже после того, как это письмо было получено. В этом письме Чертков пишет о рукописях, посланных Толстому, и об издательской деятельности «Посредника». «Меня беспокоит то, что вы не получили еще посланных мною заказных посылок. Я послал вам три. Сначала те рукописи, о которых говорил в письме, и при них переписанные листки «О жизни и смерти». Потом послал вам переписанную статью о Палкине. Потом — «Записки сумасшедшего». Пожалуйста, сообщите мне, когда получите. Если я причинил вам неудобство тем, что забрал с собою эти рукописи, то мне ужасно жаль и совестно, и я больше не буду. Если будете продолжать о жизни и смерти, а кончить эту вещь непременно следовало бы по важности ее содержания, то не забудьте написать о том, что вы мне говорили, когда мы ходили по бульвару — о трех составных частях человека — тело, порода и вечная сторона. — На рукописи Палкина я позволил себе сделать маленькое замечание, относящееся не до самой мысли, а до впечатления читателя».
1 Николай Семенович Лесков (4 февраля 1831 г. — 21 февраля 1895 г.) — писатель беллетрист. После возникновения «Посредника» сблизился с Чертковым и Бирюковым и в последнее десятилетие своей жизни во многом стал разделять убеждения Толстого.
В этом письме Толстой говорит о его легенде: «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине», напечатанной впервые в журн. «Русская мысль» 1886, 12, стр. 1—23, о которой Чертков писал Толстому в письме от 15 января (см. прим. к письму Толстого № 128). Вещь эта в издании «Посредника» не была издана. Впоследствии «Посредником» были изданы легенды Лескова в двух книжках: «Совестный Данила и Прекрасная Аза». Две легенды по старинному прологу, составлены Н. С. Лесковым. М. 1889. I. «Лев старца Герасима». Восточная легенда с рис. И. Е. Репина. II. «Повесть о богоугодном дровоколе» (по старинному прологу) Н. С. Лескова. М. 1890.
2 Бернарден де Сен-Пьер, «Суратская кофейня». Произведение это в то время было запрещено цензурой. О нем см. выше прим. к письму Толстого от 19—21 января 1887 г. № 128.
О рассказе «Суратская кофейня» есть упоминание в письме Черткова Толстому от 14 ноября 1889 г., в котором он предлагает издать этот рассказ в переделке Толстого, но без его имени, в виду гонений цензуры на произведения Толстого. «Суратская кофейня» впервые напечатана в журн. «Северный вестник» 1893, I, стр. 265—272
3 «Два брата» — рассказ С. Т. Семенова был первым произведением молодого писателя, принятым для напечатания «Посредником». Толстой одобрил рассказ за исключением конца и предложил сотрудникам «Посредника» сделать некоторые исправления в духе всего рассказа. Из двух вариантов окончания рассказа Толстой одобрил вариант А. К. Чертковой. В исправленном с согласия автора виде напечатано под заглавием: «Два брата», рассказ крестьянина С. Т. Семенова, изд. «Посредник». М. 1887.
4 Рассказ С. Т. Семенова: «В город», тип. И. Д. Сытина. М. 1888.
5 Переписанный Чертковым и посланный Толстому черновик статьи «О жизни» (см. отрывок из письма Черткова в прим. к письму Толстого Черткову № 128).
6 «Бегуны» — статья неизвестного автора о секте бегунов. Секта бегунов или странников возникла в старообрядческой среде не позднее второй половины XVIII века. Она отличалась резким отрицанием гражданской власти, к которой бегуны относились, как к проявлению силы антихриста. Бегуны не признавали паспортов, не выполняли государственных повинностей и жили в лесах, по преимуществу в северных губерниях и в некоторых местностях Поволжья, Урала и Сибири. Статья, о которой идет речь, требовала переработки, за которую хотел взяться Чертков с помощью Иванова. Однако, по цензурным условиям, статья не могла быть напечатана.
7 Николай Никитич Иванов (1867—1912), сын фельдшера, помогал в это время Черткову в его работах по издательству «Посредник». О нем см. прим. к письму Толстого Черткову № 104, т. 85, и к письму Толстого к нему от 9 дек. 1894 г., т. 67.
8 Кн. Дмитрий Александрович Хилков (1858—1914). Д. А. Хилков, окончив пажеский корпус, был офицером гусарского полка. После войны с турками (1877—1878), в которой он участвовал, вышел в отставку, пережив религиозный переворот. Отдал землю крестьянам, за исключением небольшого хутора, на котором поселился. За противоцерковную деятельность был сослан в Закавказье, принимал участие в переселении духоборцев. Одно время входил в социал-демократическую организацию «Жизнь», потом примкнул к партии социалистов-революционеров. Впоследствии вернулся к православию. В 1914 году пошел добровольцем на войну и был убит в Галиции.
О нем см. письмо Толстого к Черткову № 122, т. 85, и письмо Толстого к нему от ноября (?) 1887 г., т. 64.
131.
1887 г. Январь. Москва.
Посылаю вамъ, милые друзья, драгоцѣнную рукопись. Все составлено изъ подлинныхъ словъ перевода Іоанна Златоуста — Бесѣдъ на еванг[еліе] Іоанна.1 Составилъ это прекрасно2 другъ мой Никифоровъ,3 к[оторый] хочетъ то же сдѣлать и изъ другихъ Отцевъ. Постарайтесь поск[орѣе] пропустить въ ценз[урѣ] и напечатать въ Посредник[ѣ].
Напечатано в журн. «Голос минувшего» 1913, 5, стр. 223 и в ТЕ 1913 г. стр. 45. Написано карандашом. На подлиннике надпись черным карандашом рукой Черткова «№ 126 М. около 23 Янв. 87». Некоторая неопределенность этой пометки дает основание датировать январем без указания числа.
1 Іоанн Златоуст (р. около 344 г., ум. 407 г.) проповедник и писатель, признаваемый одним из «отцов» христианской церкви, занимавший одно время кафедру архиепископа константинопольского, которой он был лишен за обличения, направленные против богатых, против византийской аристократии и византийского двора. Беседы на Евангелие являются одним из главных произведений Иоанна Златоуста. Пересылаемая Толстым рукопись называлась «Поучения св. Иоанна Златоуста». При печатании этой книжки произошла задержка вследствие долгих цензурных мытарств? она была разрешена духовной цензурой лишь 15 апреля 1888 г. и появилась в издании «Посредника» в значительно сокращенном виде против рукописного экземпляра: «Поучения св. Иоанна Златоуста». Извлечение из его бесед, в переводе С.-Петербургской духовной академии, тип. И. Д. Сытина. М. 1888. Толстой очень ценил эту книжку, что видно и из дальнейших писем. См. письма Толстого к Черткову № 135 и 195.
2 В подлиннике: прекрасный
3 Лев Павлович Никифоров (5 февраля 1848 г. — 17 апреля 1917 г.), переводчик. Народник по своим убеждениям, впервые привлекавшийся к суду по делу Нечаева в 1869 г. и неоднократно сидевший в тюрьме, Никифоров сочувствовал критике, которой Толстой подвергал государственный строй и православную церковь и разделял некоторые его взгляды. Сблизившись с Толстым, Л. П. Никифоров писал для «Посредника», выполняя переводные и компилятивные работы. С Толстым познакомился в 1884 году. В своих воспоминаниях Никифоров упоминает об отношении Л. Н. Толстого к его рукописи «Поучения св. Иоанна Златоуста». См. Л. П. Никифоров. «Воспоминания о Л. Н. Толстом» — «Лев Николаевич Толстой» Юбилейный сборник. Собрал и редактировал Н. Н. Гусев. Труды Толстовского музея. М. 1928, стр. 231. О Л. П. Никифорове см. прим. к письму Толстого к нему от апреля — 15 мая (?) 1885 года, т. 63.
132.
1887 г. Февраля 3. Москва.
Хоть словечко хочется приписать не объ дѣлѣ, а о томъ, что вотъ я живъ, и вы живы, и я васъ люблю. Сейчасъ говорилъ съ Левой1 (онъ со мной заговорилъ) о самомъ главномъ, настоящемъ, и такъ хорошо! Очень хорошо. Вотъ и все.
Л. Т.
Печатается впервые. Написано на четверти листа почтовой бумаги. На подлиннике надпись синим карандашом рукой Черткова «№ 127 М. 3 февр. 87», на основании которой и датируется письмо.
1 Лев Львович Толстой, сын Толстого, род. 20 мая 1869 года. О нем см. прим. к письму Толстого к Черткову № 97, т. 85.
* 133.
1887 г. Февраля 6—7. Москва.
Я согласенъ съ вами: Можно1 такъ: вмѣсто словъ: Все я одинъ сдѣлалъ. Мой умыселъ, мое и дѣло — поставить: Отъ меня все.2 Мой грѣхъ. Мое и дѣло».3 Скажу только, что мой умыселъ, мое и дѣло, не значатъ то, что это значитъ на4 юридическомъ жаргонѣ,5 а значитъ въ народномъ языкѣ то, что онъ признаетъ себя виноватымъ не только въ дѣйствіи, к[оторое] могло быть случайно, но въ мысляхъ въ духовномъ смыслѣ. Иначе я и не думалъ. Лгать ему тутъ некогда. А невольно вырываются слова и слова хорошія, такія, к[оторыя] никому не повредятъ. — Никогда не думайте, чтобы ваши замѣчанія и несогласія могли вызвать во мнѣ какую-нибудь малѣйшую тѣнь неудовольствія. Мнѣ всегда хочется согласиться и я сейчасъ соглашаюсь. Такъ и вчера, прочтя ваше письмо. Нынче же, перечтя конецъ драмы, я вспомнилъ, как я чувствовалъ о ней. Но это все равно. И мнѣ кажется, что вы въ этомъ педантичны. Не въ жизни. Въ жизни нельзя быть достаточно строгимъ, и я въ этомъ отношеніи попользовался отъ васъ, но въ художествен[ныхъ] произв[еденіяхъ]. — Издать календарь безъ святцевъ и астрономіи — прекрасно.6 Драму Сытинъ, кажется, напечатаетъ дешевле Петербурга. Я его видѣлъ. Повѣсть Юлія жена переписываетъ и нынче кончитъ.7 Я перечитаю тогда и увижу, стоить ли она работы, въ чемъ сомнѣваюсь. Азбуку съ П[авломъ] И[вановичемъ] кончили и посылаю въ Варшаву.8 Это будетъ вамъ сюрпризъ, только бы прошла цензуру. Посылаю вамъ статью объ Эпиктетѣ,9 составленную Новоселовымъ10 и поправленную Количкой.11 Онъ не доволенъ ей и хочетъ написать свою, а объ этой рѣшайте, куда ее — въ календарь или отдѣльно. Еще у меня есть повѣсть крестьянина (новаго) Михайлова12 — хорошая, очень даже, но к[оторую] нужно поправить, уничтоживъ чудесное. Я далъ сдѣлать это Танѣ,13 предполагая, что вамъ съ Ивановымъ14 (письмо котораго получилъ съ радостью) некогда. Если же у Тани затянется, и вы съ Ивановымъ свободны, то напишите, я пришлю съ П[авломъ] И[вановичемъ]. Онъ уѣхалъ въ Кострому. Помогай вамъ Богъ. Я, слава Богу, живъ немножко.
Мнѣ разсказали содержаніе разсказа Короленко