обыскъ,6 о к[оторомъ] вы вѣрно знаете. Тутъ же заѣхалъ Булыгинъ и, наконецъ, Н. Н. Ге старшій.7 Такъ б[ыло] радостно всѣмъ узнать другъ друга, такъ хорошо, я почти увѣренъ, съ пользою во имя Его поговорили. Вчера всѣ разъѣхались, остался одинъ Н[иколай] Н[иколаевичъ].
Да, о сборникѣ.8 Можетъ быть, это будетъ хорошо, но непремѣнно безъ имени и непремѣнно какъ можно строже. Ну пока прощайте. Вижу васъ во снѣ часто. Цѣлую васъ.
Л. Т.
Передайте мой сердечный привѣтъ Лизаветѣ Ивановнѣ.
Полностью публикуется впервые. 2 отрывка напечатаны в Б, III, стр. 124—125, 116 и в ТЕ 1913, стр. 80. На подлиннике надпись чернильным карандашом рукой Черткова: «№ 227. Я. П. 24 авг. 89». Дата письма устанавливается записью в Дневнике Толстого от 21 августа 1889 года: «Обедал и после писал письма 6 — Чертк[ову], Бирю[кову], Свешн[иковой], Алекс[ееву] (Читу), Гроту, и еще кому то».
Толстой отвечает на письма Черткова, одно от 22 июля, написанное в ответ на письмо Толстого от 17 июля, и другое, которое было начато 1 августа, закончено через несколько дней и послано 10 августа, как это видно из письма И. И. Горбунова к Толстому от 10 августа 1889 года. (АТБ) В Дневнике от 14 августа 1889 года Толстой сделал запись о том, что он «вчера» получил «письмо прекрасное от Черткова». В этом письме Чертков писал: «Духовное пропитание следует зарабатывать точно так же, как и плотское. В физическом отношении всякий голодный человек, если иначе получить его не может, непременно станет зарабатывать свое пропитание. К духовному же пропитанию мы относимся равнодушнее и часто не ищем и не стараемся paздобыть его и тогда, когда мы давно уже истощили предшествовавший запас духовной пищи. Это происходит от того, что мы большею частью меньше боимся духовной смерти, чем физической. Поэтому самому у всех людей существуют определенные ежедневные занятия обедом, ужином и проч. Но мало кто считает необходимым ежедневно питаться духовно»… «Я разумею, конечно, не умственные занятия, а именно — принятие духовной пищи. — Мы с Галей теперь нуждаемся в таком принятии, и, имея около себя ее 16-тилетнюю сестру, кончающую гимназический курс, мы начали сообща исполнять одну работу, давно задуманную, а именно — делать выписки из всех ваших писаний рукописных с целью составить сборник сначала рукописный для давания читать тем, кто хотят узнать, хотя бы приблизительно, в чем дело, а потом, сократив и смягчив эту рукопись в необходимой степени, напечатать ее (без вашего имени). А потом, если бог даст, эту книгу переложить понятно для самого простого читателя (в роде того, как с Эпиктетом). Не знаю, доведется ли именно нам осуществить эту задачу, но наверное знаю, что работа эта будет доставлять нам то духовное питание, в котором мы так нуждаемся. Радостно и то, что питаясь сами, мы в то же время будем облегчать духовное питание других людей — так сказать, распределять по порциям удобоваримые и доступные блюда духовной пищи, получаемой через посредство вас, нашего повара. При составлении этого сборника нам хотелось бы, чтобы он по возможности: 1) содержал бы только такое, что может содействовать единению, а не разобщению всех искренних людей каких бы то ни было «религиозных» убеждений и 2) освещал учение истины со всех сторон, затронутых вами, так сказать, открывал бы горизонты во все стороны. А кто захочет после чтения нашего сборника поближе осмотреть тот или другой наиболее свойственный или симпатичный ему горизонт, тот будет уже сознательно искать именно то ваше подробное сочинение, в котором об этом подробно трактуется». См. т. 50.
1 Ср. запись, сделанную Толстым в связи с чтением журнала «The World’s Advance Thought» в Дневнике от 1 августа 1889 г.: «Получил еще «World Advance Thought» и, как всегда, испытал великий подъем духа. Чудесные мысли, например, смерть есть пробуждение от заблуждения о реальности материальной жизни». См. т. 50.
2 Василий Петрович Золотарев (р. 1866). Одно время был по своим религиозно-этическим взглядам близок Толстому. Имел небольшой участок земли, на котором жил и работал. О нем см. прим. к письму Толстого к нему, т. 64. В Дневнике Толстого от 11 августа 1889 г. имеется запись: «И пришли ко мне Золотарев и Хохлов. Чудные ребята». Из Ясной поляны Золотарев и Хохлов уехали 20 августа.
3 Петр Галактионович Хохлов (1863—1896), сын биржевого маклера, против воли семьи оставил в марте 1889 года техническое училище с тем, чтобы поселиться в деревне и жить земледельческим трудом. В 1894 году заболел душевно, умер в 1896 году в больнице для душевно-больных. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 29 сентября 1889 г., т. 64.
4 Иван Дмитриевич Ругин (р. 1866 г.), разделяя взгляды Толстого, работал на земле в общинах на Кавказе и в Смоленской губернии вместе с братьями Алехиными. Одно время работал в книжном складе издательства «Посредник». Впоследствии перестал разделять религиозные убеждения Толстого и отошел от его друзей. В Ясной поляне Ругин пробыл с 14 по 20 августа 1889 г. О нем см. прим. к письму Толстого к нему от 2 октября 1889 г., т. 64 и т. 50.
5 Земледельческая община, основанная в Смоленской губернии Аркадием Васильевичем Алехиным на принадлежавшем ему участке земли. Община существовала в 1889 и 1890 годах. Толстой, сочувствуя попыткам людей, разделявших его взгляды, жить земледельческим трудом, соединяясь в общины, в то же время считал, что, выделяя себя из среды других людей и придавая очень большое значение своему образу жизни, они ставят себя в ложное положение. В частности, об общине, основанной Алехиным, Толстой в письме к H. Н. Ге от 26 ноября 1889 г. (т. 64) писал: «Был у меня А. Алехин осенью; живет он и они все удивительно. Например, вопрос половой они решают полным воздержанием, жизнь святая. Но, Господи, прости мои согрешения, — осталось у меня тяжелое впечатление. Не от того, что я завидую их жизни из своей грязи, этого нет, я признаю их высоту и, как на свою, радуюсь, но что-то не то».
6 Обыск в общине, основанной Алехиным, был сделан в ночь с 27 на 28 июля 1889 года. Об этом обыске есть запись в Дневнике Толстого от 1 августа 1889 года: «Еще получил письмо от Алехина с известием о том, что у них б[ыл]обыск и отобрали все мои писанья и их письма». См. т. 50.
7 По записям в Дневнике Толстого, М. В. Булыгин приехал в Ясную поляну 19-го, а Н. Н. Ге 20 августа 1889 года. Уехал Н. Н. Ге из Ясной поляны 2 сентября.
8 Сборник мыслей Толстого, о котором писал Чертков в своем письме к Толстому 1—10 августа, не был пропущен цензурой. Мысль о таких сборниках явилась при начале работы над «сводом мыслей» Толстого. Ряд сборников мыслей Толстого по определенным вопросам (о боге, о половом вопросе и т. д.) был выпущен впоследствии Чертковым в Англии в издании «Свободного слова».
* 231.
1889 г. Августа 27. Я. П.
Вчера въ одинъ и тотъ же день получилъ оба письма ваши, милый другъ, первое и добавочное, кот[орое] доставило мнѣ больше радости, чѣмъ первое унынія. — Знаю я это чувство, милый другъ, опусканія рукъ при мысли о смерти: Богу я не нуженъ, онъ и безъ меня обойдется, а людямъ тѣмъ менѣе — то, что я могу сдѣлать для нихъ, такъ ничтожно. Матерьяльное все ничтожно, а въ духовномъ я безсиленъ; да еще приходить мысль, что если долженъ въ людяхъ совершиться законъ божій, то онъ совершится и безъ меня. И опускаются руки и дѣлать нечего. Да, я зналъ это прежде, а теперь сътрудомъ могу возстановить въ воображеніи такое душевное состояніе. Разница произошла для меня отъ того, что я лучше понялъ свое отношеніе къ Богу, какъ я и писалъ вамъ или Горбунову.1 И не то, что лучше понялъ, а просто въ первый разъ ясно понялъ это отношеніе. Во первыхъ сказать, что Богу я не нуженъ и Онъ безъ меня обойдется, все равно, что2 если бы мои руки или глаза, или нервы сказали, что они мнѣ не нужны, что я безъ нихъ обойдусь. Нѣтъ, я не могу обойтись безъ рукъ, глазъ, органовъ моей жизни, точно такъ же и Богъ не можетъ обойтись (если ужъ такъ выражать, хотя выраженіе это неправильно, п[отому] ч[то] постановка вопроса неправильна) безъ меня, васъ, безъ людей однихъ изъ своихъ органовъ. Богъ затѣмъ и сдѣлалъ и меня, и скалы, и звѣзды, что и я, и скалы, и звѣзды ему нужны. И потому нелѣпо говорить, что я ему не нуженъ. Коли бы я былъ ему не нуженъ, меня бы и не было; а я нуженъ, я органъ или слуга его. Мое отношеніе къ Нему не есть одна любовь, какъ выражалъ Моисей,3 но сознаніе единства съ Нимъ. Онъ во мнѣ, и я въ немъ. Такъ что рѣчи не можетъ быть о томъ, что я нуженъ Ему; я, какъ сказано [у] І[оанна] V, 19, 20 и 26 и во всемъ Еван[геліи] Іоан[на],4 но я съ Нимъ одно, я его орудіе. И жизнь моя въ томъ, чтобы соблюсти все то, чтó онъ далъ (поручилъ) мнѣ, ничего не утратить и воскресить то въ послѣдній день, т. е.5 соблюсти данный мнѣ органъ въ чистотѣ, очистить его, работая имъ, и перенести это въ новую6 жизнь. Если таковъ смыслъ7 моей жизни, то какое же можетъ имѣть вліяніе на нее смерть? Правда, есть дѣла, к[оторыя] не входятъ въ это дѣло.8 Къ такимъ дѣламъ отпадаетъ охота въ виду смерти, и такія дѣла надо бросать; но всѣ добрыя дѣла — помощь ближнему матерьяльная и духовная — это все дѣятельность, входящая въ дѣло соблюденія и очищенія въ работѣ того, чтó Богъ далъ мнѣ. Даже тѣ же дѣла могутъ входить и не входить въ это дѣло, смотря по тому, какъ относиться къ нимъ. Н[а]п[римѣръ], можно пахать и писать такъ, что это не будетъ дѣло соблюденія и очшценія въ работѣ Божьяго органа,9 въ к[оторомъ] находится моя жизнь, а пахать и писать для себя и для людей, и тогда охота къ этому отпадаетъ при видѣ смерти; и можно дѣлать эти дѣла только какъ10 соблюденiе и очищеніе въ работѣ того божественнаго орудія, которое составляетъ мою жизнь, и тогда ничто не нарушитъ интереса и радости ни до послѣдняго дня и часа, ибо дѣло это моей жизни растетъ съ лишеніями, страданіями, болѣзнями и