исключительную, ту, к[оторой] не можетъ пользоваться всякій и вездѣ.
3Объ искусствѣ4 Маша хотѣла послать вамъ, но это прежнее, не конченное. A непремѣнно хочу написать вновь. Повѣсть Крейц[ерова] Соната или Какъ мужъ жену убилъ я почти кончилъ и радъ, что написалъ это.
Знаю, что то, что тамъ написано, нужно людямъ. Думаю напечатать ее у Гайдебурова.5 У него безъ цензуры. Иначе нельзя. И это рѣшено и рѣшено женою, к[оторая] на это согласна. Ивана Ивановича цѣлую. Оболенскому непремѣнно дамъ статью объ искусствѣ и теперь занятъ ею.6 Если бы его журналъ б[ылъ] безцензуренъ, я бы ему далъ «Кр[ейцерову] Сонату]». А то знающіе порядки наши говорятъ, что никакъ не пропустятъ. Цѣлую васъ, передайте поклонъ Лизаветѣ Ивановнѣ. Пишите же скорѣе.
Л. Т.
Полностью публикуется впервые. Небольшие отрывки напечатаны в ТЕ 1913, стр. 80 и в сборнике «Толстой и о Толстом», III, изд. Толстовского музея. М. 1927, стр. 10. На подлиннике надпись химическим карандашом рукой Черткова: «№ 229 Я. П. 10 Сент. 89». В Дневнике Толстого нет записи о том, что написано это письмо, но есть косвенные указания, помогающие его датировать. Толстой пишет Черткову, что болен третий день, но уже чувствует себя лучше. По Дневнику Толстого он заболел (желудочным заболеванием) 7 сентября и 9-го почувствовал себя лучше. Таким образом можно думать, что письмо написано 9 сентября 1889 года. Толстой отвечает на письмо Черткова от 31 августа, которое он получил, вернувшись в Ясную поляну из имения своего брата С. Н. Толстого, 4 сентября. В Дневнике Толстого под этой датой есть запись: «Письмо от Чертк[ова] хорошее. Она очень больна». В письме от 31 августа Чертков писал о болезни А. К. Чертковой: «У нас Галя очень больна. Солитер ее ужасно истощает и причиняет много страдания — бессонница, боли, слабость, недомогания всякого рода. Последние недели она всё больше лежит, не имея сил встать на ноги. Исхудала так, что буквально остались одни кости да кожа… А главное она есть почти не может, вследствие чего нисколько не подкрепляется силами. Положение ее плотское очень критическое и, как мне кажется, больше вероятия, что она не выздоровеет. Вчера она ужасно страдала к вечеру — такие мучительные обмороки, о которых она никогда не имела понятия. Духом она вообще бодра; но по временам боится, что под конец не хватит у нее терпения переносить эти страдания и что она поддастся духом. На физические же силы свои она давно уже не рассчитывает. Я поддерживаю ее, как могу. Вся практическая жизнь моя теперь заключается в уходе за ней, в чем домашние мне помогают. Мать моя очень любовно помогает нам и по целым часам ночью сидит около Гали, чтобы дать мне возможность выспаться. Она, мать моя, благодарит вас за память и с своей стороны кланяется вам. — И она, и докторша очень советуют нам ехать в Петербург, чтобы посоветоваться… »
1 Зачеркнуто: больше
2 Иеродиакон Мефодий, более 24 лет лежавший больным, вследствие паралича. О нем см. «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии)». Вновь составленное Е. В., изд. Оптиной Пустыни. Сергиев Посад, 1902, стр. 105.
3 Абзац редактора.
4 «Об искусство», черновые записи Толстого, относящиеся к статье, писавшейся в разное время. Чертков нашел эти рукописи в виде отдельных отрывков, среди других черновых, переданных ему Толстым. Переписав их начисто и разместив их в определенном порядке по содержанию, он послал эту компилятивную работу Толстому, в надежде, что это побудит его взяться на обработку ее. Толстой в дневнике своем от 24 июля 1889 г. записывает: «Я пишу Кр[ейцерову] Сон[ату] и даже «Об иск[усстве]» и то и другое отрицательное, злое, а хочется писать доброе». В Дневнике Толстого от 12 сентября 1889 года есть запись: «Писал немного об искусстве — отступил немного от правила — поправлял из кокетства авторского. За то писал только до тех пор, пока писалось». Работа над этой рукописью с перерывами продолжалась и в последующие годы. В 1897 году Толстой, вернувшись к этой работе, совсем заново написал свою статью «Что такое искусство». См. А. К. Черткова. «Толстой об искусстве» — Сборник: «Толстой и о Толстом», 3. М. 1927, стр. 3—13.
5 Павел Александрович Гайдебуров (1841—1893) — публицист, с 1876 года издатель-редактор газеты «Неделя» (выходила с 1866 по 1901 год). Газета эта, доступная по цене и содержанию широкому кругу читателей, пользовалась большим сочувствием среди провинциальных подписчиков. Толстой напечатал в «Неделе» статью «Об отношениях между полами» (см. «Неделя» 1890, № 43 от 28 октября).
6 О предположении Толстого напечатать статью об искусстве в журнале «Русское богатство», который редактировал Л. Е. Оболенский, см. прим. к письку № 220.
* 233.
1889 г. Сентября 21. Я. П.
Что вы меня оставляете безъ извѣстія послѣ послѣдняго письма? Какъ здоровье Гали? Какъ вы живете? Посылаю вамъ статью Журавова — недурную.1 Сюжетъ новъ, и ее стоить напечатать, исправивъ. Самъ онъ очень меня порадовалъ своимъ душевнымъ состояніемъ, много улучшившимся. — Такъ пишите же. Что Спенглеры? Сообщите адресъ Н[иколая] Л[укича].
Л. Т.
На обратной стороне: Воронежской губ. Россоша.
Владиміру Григорьевичу Черткову.
Полностью публикуется впервые. Отрывок напечатан в ТЕ 1913, стр. 81, Письмо открытое. Почтовые штемпели наполовину стерты. Можно прочитать: «Почтовый вагон № 15… 1889» «Почт.-тел. конт. Россоша Ворон… 2… сент. 1889». На подлиннике надпись черным карандашом рукой Черткова: «Я. П. Сент. № 230». Дата определяется следующим письмом Толстого к Черткову, в котором он пишет: «На другой день после того, как послал вам вопросительное письмо, получил ваше хорошее во всех отношениях письмо». Получение этого письма отмечено Толстым в Дневнике от 22 сентября 1889 г. Следовательно, комментируемое письмо написано 21 сентября 1889 года. Чертков, повидимому, не писал Толстому с 31 августа, и этим объясняются вопросы Толстого.
1 В Дневнике Толстого от 20 сентября 1889 года имеется запись «Пришел Журавов. Мне в первую минуту б[ыло] неприятно, но потом разговорился с ним и узнал, что он доволен своей судьбой и написал недурную повесть о кликуше. Я говорил с ним о работе. Он сапожничает с братом». Повесть Журавова издательством «Посредник» издана не была.
* 234.
1889 г. Сентября 25. Я. П.
На другой день послѣ того, какъ послалъ вамъ вопросительное письмо, получилъ ваше хорошее во всѣхъ отношеніяхъ письмо: и извѣстія хороши о здоровьи, и духовно хорошо. Третьяго дня получилъ письма Аполлова.1 Помоги ему Богъ. Чтó его жена? Страшно за него и… радостно. Какъ хорошъ сюжетъ его сказки о Марѣ, прикинувшемся поклонникомъ Будды.2 Я объ этомъ часто думалъ. Въ самомъ дѣлѣ, что б[ыло] дѣлать дьяволу, когда Хр[истосъ] открылъ истину людямъ? Вѣдъ нельзя же ему говорить, что хорошо блудить, ненавидѣть, драться, нельзя разрушить истину откровенія Хр[иста]. Одно средство: прикинуться, подмѣнить собой руководителей Хр[истіанскихъ] и завести послѣдователей въ пропасть. — Часто думалось: не можетъ же быть, чтобы церковники всѣ были слуги зла, вѣдь во имя же Хр[иста] они дѣйствуютъ. И нѣтъ, нельзя этого говорить, нельзя сходиться съ ними. Какъ были они инквизиторы, такъ и теперь. Маша напишетъ вамъ. Боюсь, что вы приписываете совсѣмъ несвойственную важность списку киигъ.3 Я мало обдуманно составлялъ его. Напрасно вы жалуетесь на духовный голодъ. Это не можетъ быть при вашей работѣ. Вчера и нынче читалъ Тихона Зад[онскаго].4 Кто его составилъ? Какая прекрасная книга. Читаешь всѣ эти книги, и нельзя не думать о томъ добрѣ, к[оторое] они могутъ дѣлать.
Свою повѣсть о брачн[ыхъ] отношеніяхъ все не кончилъ и все подвигаюсь. И вамъ доставлю хоть въ черновомъ видѣ, какъ только будетъ можно.5 Looking bakward6 есть книга, кот[орую] я на дняхъ вамъ пришлю и нѣсколько номеровъ газеты New Christianity. Сведенборгіанская.7 Прощайте пока. Цѣлую васъ съ семьей и милымъ Ив[аномъ] Ив[ановичемъ]. Что Лизавета Иван[овна] съ вами? Передайте ей мой привѣтъ. —
Л. Толстой.
Полностью публикуется впервые. Отрывки напечатаны в ТЕ 1913, стр. 81—82. На подлиннике надпись черным твердым карандашом рукой Черткова: «Я. П. 24 сент. 89, № 231». Толстой пишет, что получил письма Аполлова «третьяго дня». В Дневнике Толстого от 24 сентября 1889 г. имеется запись о том, что письма Аполлова получены «вчера». Если оба эти указания на время получения писем Аполлова правильны, то комментируемое письмо надо датировать 25 сентября 1889 года.
1 Толстой писал в Диевнике 24 сентября 1889 года об этих письмах Аполлова: «Да, вчера получил посылки из Тулы и в том числе письма Аполлова — замечательные, Он бросает священство. Он пишет: «я не приставал к вам, боялся, что Толстой оставляет что-нибудь из ненавистной мне богословской системы. Теперь я присоединя[юсь], чтоб посвятить жизнь на борьбу с этим обманом. И разные резкие сильные выражеиия».
2 Легенда А. И. Аполлова «Мара». Напечатана в журнале «Голос Толстого и Единение», 1918, №№ 5 и 6.
3 Толстой имеет в виду письмо Черткова к М. Л. Толстой от 19 сентября 1889 года, в котором Чертков просил ее выслать ему «список хороших книг», который был составлен Толстым для издателя Маракуева.
4 Тихон Задонский (1724—1783) — духовный писатель и проповедник, бывший воронежский епископ, с 1769 года живший на покое в Задонском монастыре» Его сочинения «Об истинном христианстве» и «Плоть и Дух» легли в основание книжки, составлявшейся Н. Л. Озмидовым и А. К. Чертковой. Книжка издана была под названием «Душеспасительные наставления св. Тихона Задонского» (Извлечено из его «творений», издания святейшего Синода), тип. Сытина. М. 1890. Книга была изъята из продажи по распоряжению цензурного комитета, усмотревшего тенденциозность в подборе выдержек, в которых говорилось, главным образом, о веротерпимости, прощении врагам и т. д. Впоследствии была переиздана, но уже в другой, сокращенной редакции.
5 Толстой имеет в виду «Крейцерову Сонату».
6 Книга Беллами. О ней см. прим. к письму № 230, от 27 августа 1889 г.
7 Газета New Christianity, выражающая направление шведского философа-мистика Эммануила Сведенборга (1688—1772), издавалась в Нью-Йорке с 1888 года.
235.
1889 г. Сентября 26. Я. П.
Если не напишу сейчасъ, то никогда не отвѣчу на ваше послѣднее письмо. Я получилъ его вчера ночью и сейчасъ утромъ перечелъ его.
Вы даете 3 примѣра своей несостоятельности: 1) злобу къ людямъ, 2) несоотвѣтствіе жизни съ пониманіемъ жизни и 3) сомнѣніе въ будущей въ вѣчной жизни. —
1Первое — злобу къ людямъ, безсиліе не только любви, но прощенія, я испытывалъ и испытываю сильнѣе всего и страдаю отъ этаго больше всего. Утѣшаюсь тѣмъ, что въ этомъ Богъ помогаетъ мнѣ, и есть перерывы злобы, есть просвѣты сознавая своихъ винъ, грѣховъ, и потому прекращеніе осужденія и даже проявленія жалости тамъ, гдѣ б[ыла] злоба. Я увѣренъ, что