день в 3 часа дня, помеченная: «16 н. Я. П.-89. Я спутал день — нынче 16-го». Если эта запись действительно сделана в один день с предыдущей, комментируемое письмо надо датировать 16 ноября 1889 года.
Толстой отвечает на письмо Черткова от 12 ноября 1889 года. Это письмо Черткова написано в связи с полученной им от П. И. Бирюкова выпиской из Дневника Толстого от 31 октября, которую П. И. Бирюков получил от М. Л. Толстой. В этой выписке Толстой говорит, что человек переживает три фазиса, причем Толстой замечает, что он сам находится в третьем. В первом фазисе преобладает стремление к удовлетворению своих страстей и упоение жизнью; во втором интерес к благу всего человечества и общественная деятельность; третий фазис — включает стремление к личному благу и к благу всех людей на новой основе служения богу и стремления к чистоте. Чертков пишет Толстому 12 ноября 1889 г.: «Всё живу вместе с вами, брат мой дорогой. Тот фазис жизни — третий, в который вы вступаете, я его давно сознал в сознании своем. Но сила не в сознании его, а в вступлении в него. И вы поверите, что я не увлекаюсь, говоря вам, что и я вступаю в него, — не увлекаюсь, потому что переход в этот фазис слишком, для меня по крайней мере, жуткий, чтобы стараться искусственно приближать его. Бывает мне очень хорошо — совсем царство божие в душе. Но бывает и страшно. Что-то, очень, чересчур любимое мною раньше, как-будто уходит из-под ног. Но признаю, что страдание справедливое и благое: сколько ложно, греховно любил, столько и страдаешь. «Мне отмщение…» И хорошо, что день возмездия для меня еще при жизни настает, а не в то время, когда дух покидает тело. Разумно не одно какое-нибудь событие в моей жизни, а всё мое отношение к жизни… О брачной жизни вопрос для меня выяснился так. Во втором периоде человеческого развития — служения общему благу — половое сожитие не только не грех, но есть закон нормальной жизни, закон производящий, как вы мне однажды писали, то, выше чего ничего нет — человека. Выше чего ничего нет, прибавлю я — для человеческого сознания, находящегося еще только во втором периоде развития. Для этого периода развития половое воздержание при половом влечении есть ненормальный аскетизм. И всё, что вы говорили и писали о необходимости супружеского сожития, относится именно к этому второму периоду. К первому периоду (личной жизни) относится влюбление, исключающее возможность разумного выбора жены или мужа. А потому ваши прежние слова о необходимости брака, относящиеся до второго периода, отрицают однако брак, совершаемый по личному влюблению первого периода. В третьем периоде приготовления к «той» жизни человек для человека не есть то, выше чего ничего нет. В этот период человек всё больше и больше одухотворяется, и потому всё, что усиливает в нем жизнь плоти, или, вернее, связывает его духовную свободу, прилепляя его чересчур к интересам человеческим, — всё это мешает, задерживает духовный рост, вылупление новой, вечной жизни. Кто сознает в себе это духовное стремление вверх, прочь от мира с его человечеством, тот следовательно «вмещает» сознание Христа о половом воздержании, и потому должен воздерживаться. Кто находится еще только во втором периоде, тот не может и не должен вмещать: для него воздержание равносильно насильственному оскоплению. Интерес его весь еще в области человечества, и потому воздержание от естественного продолжения рода человеческого для такого человека есть аномалия».
1 Письмо № 241 от 10 ноября 1889 г.
2 В Дневнике Толстого от 14 ноября 1889 года есть запись о полученном им накануне письме П. И. Бирюкова о том, что «Чертк[ова] очень плоха».
* 243.
1889 г. Декабря 12. Я. П.
Письмо это передастъ вамъ Булыгинъ Мих[аилъ] Васил[ьевичъ],1 кот[ораго] вы, навѣрно, безъ труда полюбите. Я напишу вамъ, когда буду2 въ духѣ. А писать, когда не очень хочется, вамъ, не люблю.
Л. Т.
Печатается впервые. Письмо является припиской к письму М. Л. Толстой к Черткову. На подлиннике надпись черным карандашом рукой Черткова: «№ 241». Дата письма определяется записью в Дневнике Толстого от 12 декабря 1889 г.: «Был Булыг[ин]». Вместе с тем, в письме М. Л. Толстой есть упоминание о том, что Толстой нездоров, совпадающее с записью в Дневнике Толстого от 12 декабря 1889 г. Нумерацию Черткова на этом письме надо считать ошибочной, так как, будучи написано 12 декабря, оно предшествует письму Толстого от 21 декабря, помеченному Чертковым № 239.
1 О М. В. Булыгине см. прим. к письму № 233 от 9 мая 1889 года.
2 Зачеркнуто: в состо
* 244.
1889 Декабря 22. Я. П.
Получилъ ваше письмо, когда былъ нездоровъ и не въ состоянiи писать,1 т. е. не въ состояніи писать такъ, какъ хотѣлось, и очень радъ б[ылъ] этому письму, и отвѣчу, если Богъ дастъ. Теперь я здоровъ, но вслѣдъ за нездоровьемъ наступили занятія спѣшныя. Дѣти хотѣли играть комедію, спросили, можно ли мою.2 Я согласился. И началъ поправлять и теперь кончилъ. Очень слабая это вещь, но можетъ принести, думается, своего рода пользу. А впрочемъ совѣстно все, что занимался такимъ пустякомъ, когда такъ много кажется нужно.
Л. Т.
Радъ только тому, что освободился отъ нея. Мнѣ кажется, что я писалъ вамъ на ваше письмо вкратцѣ и объ Аполловѣ.3
Какъ мнѣ его жалко, истинно жалко. Интересно, что вы написали ему. Что Галя? Привѣтъ Л[изаветѣ] И[вановнѣ] и ей.
На обратной стороне: Петербургъ, Лиговка 31. Складъ «Посредникъ» для В. Г. Черткова.
Полностью публикуется впервые. Отрывок напечатан в ТЕ 1913, стр. 82. Письмо открытое. Почтовые штемпели: «Почтовый вагон № 8, 22 дек. 1889». «С. Петербург. Городская почта. 24 дек. 1889». На подлиннике надпись синим карандашом рукой Черткова: «Я. П. Дек. № 239». В Дневнике Толстого от 27 декабря 1889 года есть запись о том, что «третьего дня» — 25-го — им написано письмо Черткову. Надо, однако, иметь в виду, что Толстой с 22 по 27 декабря не вел записей в Дневнике, а 27-го пытался восстановить всё, сделанное зa это время, и мог ошибиться в датировке. Кроме того, по всей вероятности, запись эта относится не к комментируемому письму, а к следующему. Письмо датируется по почтовому штемпелю.
Чертков 4—7 декабря написал Толстому большое письмо, о получении которого есть запись в Дневнике Толстого от 10 декабря 1889 года: «Еще письмо от Черткова и письмо Аполлова, который, бедняга, от всего отрекся. Вот будет страдать». На это письмо Толстой своевременно не ответил, и Чертков запросил его открыткой о том, получил ли он это письмо. Оригинал этой открытки Черткова в архиве Толстого отсутствует, на копии же имеется указание, что на ней проставлен «почтовый штемпель 20 декабря 1889 года». Комментируемое письмо является ответом на эту открытку.
1 В Дневнике Толстого от 10, 11 и 12 декабря имеются записи о том, что у него боли в желудке и в печени.
2 Старшие дети Толстого, по инициативе T. Л. Толстой, задумали сыграть комедию Толстого «Плоды просвещения». В Дневнике Толстого есть записи от 13—17 декабря 1889 г.: «Пробовал поправлять комедию, остановился на середине 1-го акта»; от 22 декабря: «Все три дня поправлял комедию. Кончил. Плохо. Приехало много народу, ставят сцену». 27 декабря: «Играют мою пьесу и, право, мне кажется, что она действует на них и что в глубине души им всем совестно и от того скучно. Мне же всё время стыдно, стыдно зa эту безумную трату среди нищеты».
3 А. И. Аполлов, переживавший тяжелые осложнения в семейной жизни, вследствие своего отказа от священнического сана, в это время взял свой отказ обратно.
* 245.
1889 г. Декабря 23? Я. П.
Получилъ, получилъ ваше письмо и вчера отвѣчалъ вамъ открытымъ, а теперь постараюсь отвѣтить на то, что вы хотите. То, чтó вамъ нужно, то нужно всѣмъ, и мнѣ, и я ищу, не перестаю искать этаго именно, вѣры. Утверди въ насъ вѣру, говорили ученики Христу, и его удивительный отвѣтъ притчей о хозяинѣ съ работникомъ, вернувшимся съ поля.1 Это одно изъ тѣхъ мѣстъ Евангелія, кот[орое] особенно дѣйствовало на меня.2 Я не понималъ, далеко не понималъ всего значенія словъ, прилѣплялся къ нимъ, чувствуя, что тутъ важное. И теперь все дальше и дальше вникая, дальше и дальше понимаю. Утверди въ насъ вѣру, а Онъ говорить, знай свое положеніе, если будешь понимать свое положеніе, то и будетъ вѣра, будетъ то, на чтó можешь упереться. И такъ это для меня, особенно послѣднее время. Вамъ нужно опереться отъ трусости, какъ вы говорите, а другому и мнѣ отъ другаго, и всѣмъ нужна опора; а опора одна — вѣра. A вѣра это только сознаніе своего положенія — своего положенія не выше,3 а главное не ниже, не ничтожнѣе, чѣмъ оно есть. Слова4 въ гл. 17 ст. 10 «рабы, ничего не стоющіе» сначала мнѣ заслоняли мысль;5 казалось, что тутъ главное дѣло въ смиреніи. Но дѣло не въ одномъ смиреніи, а и въ сознаніи своего великаго призванія. Христосъ къ себѣ самому относилъ эти слова. Они имѣютъ то же значеніе, какъ и то, что Отецъ дѣлаетъ, то и я дѣлаю, т. е. то, что человѣкъ есть орудіе, органъ Бога, что черезъ меня, черезъ каждаго изъ насъ, черезъ все въ мірѣ дѣйствуетъ сила Бога. Не знаю, какъ другія существа, черезъ к[оторыхъ] дѣйствуетъ сила Бога, но про себя мы люди знаемъ, что намъ дано сознавать это какъ бы прохожденіе черезъ насъ силы Божьей. Какъ только я стану поперекъ этой силы, и она не проходитъ черезъ меня, такъ мнѣ больно и страшно, стану по направленію ея, согласно съ ней, и мнѣ радостно, спокойно и безстрашно. Я даже думаю, что все движеніе нашей этой жизни есть ничто иное, какъ прохожденіе чрезъ насъ, стоящихъ не по направленiю этой силы, и установленіе насъ по6 ея направленію. Если бы7 я стоялъ совсѣмъ по ея направленію, я бы и не двигался, не сознавалъ своей плотской жизни, а только ту силу жизни Божью, к[оторая] проходитъ черезъ меня. И это то и дѣлается съ нами въ этой жизни. Это сознаніе очень и всегда безъ исключенія успокаиваетъ и утверждаетъ меня, если я въ тяжелую минуту успѣю только вспомнить объ этомъ. Дай Богъ, чтобы вамъ это пригодилось.8 Необдуманно о себѣ написалъ и неправду. Пишите мнѣ чаще. Привѣтъ Л[изаветѣ] И[вановнѣ] и Галѣ.
Л. T.
Печатается впервые. На подлиннике надпись синим карандашом рукой Черткова: «№ 240. Я. П. 28 Дек. 89». Как было