Т. Л. Сухотиной.
20. 18820. Послесловие. — Имеется в виду статья «К политическим деятелям», задуманная как послесловие к статье «К рабочему народу». Была начата в конце января или в начале февраля 1903 г. и закончена около 1 июня того же года. Впервые опубликована в изд. «Свободное слово», № 85, Christchurch, Hants, England, 1903 (см. т. 35).
Ноябрь. Стр. 189.
21. 1892. Мозаика — Ше[кспир]. — Упоминание в данном случае о Шекспире могло быть связано у Толстого с его работой над статьей о нем (см. т. 35).
Апрель. Стр. 189—190.
22. 18912. Таня сестра. — Татьяна Андреевна Кузминская (1846—1925), свояченица Толстого.
23. 18932. Две Тани. — Т. Л. Сухотина и Т. А. Кузминская.
24. 19021. Машинист Сухотиных. — Толстой, очевидно, имеет в виду кого-либо из служащих в имении М. С. и Т. Л. Сухотиных Кочетах, Новосильского уезда Тульской губ.
25. 19023-24. Wegweiser. Фома Кемпийский. — Имеется в виду немецкий теософский журнал «Theosophischer Wegweiser» (Лейпциг), в октябрьском номере которого за 1903 г. были напечатаны афоризмы христианского мистика Фомы Кемпийского (1380—1471).
26. 19027. спор с Левой. — Лев Львович Толстой (1869—1945), третий сын Толстого.
[1904]
27. 1924. К войне. — Запись относится к статье «Одумайтесь» (гл. 12), над которой Толстой в то время работал (см. т. 36).
28. 19220. Этюд о гипнозе. — Такой этюд написан не был.
29. 19230. Селезневск[ий]…. Озерки. — Селезневка, деревня Епифанского уезда Тульской губ.; Полевые Озерки, деревня Епифанского уезда Тульской губ.
[1903]
Июнь. Стр. 193.
30. 1936. Писал Николая. — См. прим. 3.
31. 1937. 1) Беса, взывающего к Иисусу. — Этот замысел выполнен не был.
32. 1937. 2) Кто я теперь. — Этот замысел также выполнен не был.
33. 1938. В сборник…. сквозь строй. — См. прим. 13.
ЗАПИСНАЯ КНИЖКА 1909 г.
1. 194—1952—23. И люди перестанут… пожалейте себя. — Запись представляет собой черновой набросок «Заявления об аресте H. Н. Гусева», написанного 6—8 августа 1909 г. (см. т. 38, стр. 126—131 и 524—526). Начало черновика не обнаружено.
2. 19525—26. Вы делаете….дело общее. — Очевидно, конспект ответа на какое-либо письмо о пьянстве. Возможно, что адресатом Толстого в данном случае был член Государственной думы М. Д. Челышев, выступавший в Думе противником пьянства и приезжавший к Толстому 8 октября 1909 г. Толстой написал для Челышева проект этикетки на бутылки с водкой (см. т. 80, стр. 291—292).
3. 19528—40. То, что называется наукой — истинной и важной. — Черновик письма народному учителю Ивану Гавриловичу Екенину (1883—1920) в ответ на его письмо от 3 октября 1909 г. (см. т. 80, стр. 136).
ЗАПИСИ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ
1877—1880 гг.
1. 1964. Без отца матери — не вырастет. — Пословица использована Толстым в рассказе «Чем люди живы» (см. т. 25, стр. 21).
2. 1966. 1713. Дарья Веденикт[овна]. — Запись к роману из эпохи Петра I (см. т. 17).
3. 19614. В Городне. — Городня, Тульской губ., деревня в 12 километрах от Ясной Поляны.
4. 19618—20. Ефрем. Оптина…. Сергию. Чернигов. — Запись представляет собой список старцев и подвижников церкви. Из упомянутых известны: Пафнутий (ум. 1478) — основатель Боровского монастыря (в Калужской губ.); Тихон — основатель монастыря под М. Ярославцем (в Калужской губ.); Савва (ум. 1477) — основатель монастыря, под Звенигородом; Сергий Радонежский (1314—1392) — основатель монастыря в Радонежском бору под Москвой, впоследствии названного Троице-Сергиевой лаврой.
5. 19711—14. Ночь. Раст[ается]…. и призывает. — Повидимому, замысел художественного произведения. Остался невыполненным.
6. 197-19819—4. Темы — свое кое-что…. погряз в пороке. — Замыслы новых художественных произведений и заметки к ним.
7. 2001. Фарар — Фредерик Вильям Фаррар (1831—1903), английский богослов. В письме от 27 или 28 октября 1890 г. в ответ на предложение H. Н. Страхова прислать книгу Фаррара «Life of Christ» («Жизнь Христа») Толстой писал: «Фарара я терпеть не могу. Фальшивый писатель» (т. 65, стр. 176).
8. 20112. Филарет. — Василий Михайлович Дроздов, в монашестве Филарет (1782—1867), с 1821 г. митрополит Московский.
9. 20116. Соф[ья] Андр[еевна]. — Софья Андреевна Толстая (1844—1919), жена Толстого.
ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1908 г.
1. 2117. Из К[руга] Ч[тения], 6 сент[ября], 6. — См. т. 42, стр. 18—20.
2. 2118. собл[азны] возм[ездия]. — Окончательное название этого отдела в Предисловии к «На каждый день»: «Соблазны наказания» (см. т. 44, с.тр. 394).
3. 21111. Из К [руга] Ч [тения]…. Ламенэ 15 июля. — Недельное чтение «Устройство мира» Ламенэ в «Круге чтения» помещено под 14 июля, а не под 15-м (см. т. 41, стр. 497).
4. 21124. В прелюбодеяние. — Этот отдел в Предисловии к «На каждый день» называется: «Грех блуда» (см. т. 44, стр. 394).
5. 21124. …из М[ыслей] М[удрых] людей 2 сен[тября]. — См. т. 40, стр. 471.
6. 21126. В правдивость. — Этот отдел в Предисловии к «На каждый день» называется: «Усилие правдивости» (см. т. 44, стр. 395).
7.21126. …из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 4 сент[ября]. — См. т. 40, стр. 172.
8. 21127. В мысль. — Отдел, названный в Предисловии к «На каждый день»: «Усилие воздержания в мыслях» (см. т. 44, стр. 395).
9. 21127. из М[ыслей] М[удрых] л[юдей] 6 сен[тября]. — См. т. 40, стр. 172.
10. 211—21330—16. 8 сен[тября]. 1. От гр[еха] самоотр[ечение]…. опять надо кормиться. — Записки к отделу, названному в Предисловии к «На каждый день»: «Грехи, соблазны, суеверия» (см. т. 44, стр. 393).
ЛИСТЫ ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1909 г.
1. 2169—19. Мы отстали приучая к убийству…. развращаете его. — Записи сделаны, судя по помете Толстого в Дневнике 11 ноября 1909 г. (см. т. 57, стр. 169), к очерку «Сон». Однако текст этих записей не был введен ни в одну из редакций «Сна».
2. 216—21721—6. Дет[ская] Мудр[ость]….мы его выкормили. — Заметка и начало сценки для «Детской мудрости»; ни в один из законченных диалогов не вошли.
3. 2179. Анар[хизм]. — Возможно, что упоминание относится к статье «Пора понять», носившей первоначально заглавие «Анархизм» и писавшейся в сентябре — декабре 1909 г. (см. т. 38).
4. 21713. Стаховичу. — Михаил Александрович Стахович (1861—1923), с 1907 г. член Государственного совета, знакомый семьи Толстых; после Великой Октябрьской революции белоэмигрант. Упоминание Стаховича в Записной книжке и рядом с ним Гольденвейзера, очевидно, связано с намерением Толстого написать им письма. Известны письма Толстого к ним от 4 ноября 1909 г. (см. т. 80, стр. 171—172).
5. 21716.Гольденв[ейзеру]. — Александр Борисович Гольденвейзер (р.1875), пианист, профессор Московской консерватории, народный артист СССР; близкий знакомый Толстого (см. еще прим. 4).
6. 21729. К Андрееву. — Леонид Николаевич Андреев (1871—1919), писатель (см. т. 58, стр. 368—371). Комментируемые записи Толстого связаны с чтением произведений Андреева, в связи с предполагаемым приездом в октябре — ноябре 1909 г. Андреева в Ясную Поляну. Однако Андреев приехал к Толстому только 21 апреля 1910 г. (см. т. 57, стр. 149—152 и т. 58, стр. 41).
7. 21735. Послать 18 из июн[я] на 3 вопроса. — Имеется в виду мысли из отдела «Суеверие государства», помещенные под 18 июня в «На каждый день». На чьи «три вопроса» просил ответить Толстой, не установлено.
8. 2183. Деменский. — Деменка — деревня в 4 километрах от Ясной Поляны.
1
Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, — а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно. О том же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же подставляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем.
Говорится обыкновенно, что настоящий, хороший патриотизм состоит в том, чтобы желать своему народу или государству настоящих благ, таких, которые не нарушают благ других народов.
На днях, разговаривая с англичанином о нынешней войне, я сказал ему, что настоящая причина этой войны не корыстные цели, как это обыкновенно говорится, но патриотизм, как это очевидно по настроению всего английского общества. Англичанин не согласился со мной и сказал, что если это и справедливо, то произошло это от того, что патриотизм, воодушевляющий теперь англичан, дурной патриотизм; хороший же патриотизм — тот, которым он проникнут, — состоит в том, чтобы англичане, его соотечественники, не поступали дурно.
— Разве вы желаете, чтобы не поступали дурно только одни англичане? — спросил я.
— Я всем желаю этого! — ответил он, этим ответом ясно показав, что свойства истинных благ, будут ли это блага нравственные, научные, или даже прикладные, практические, — по существу своему таковы, что они распространяются на всех людей, и потому желание таких благ кому бы то ни было не только не есть патриотизм, но исключает его.
Точно так же не есть патриотизм и особенности каждого народа, которые другие защитники патриотизма умышленно подставляют под это понятие. Они говорят, что особенности каждого народа составляют необходимое условие прогресса человечества, и потому патриотизм, стремящийся к удержанию этих особенностей, есть хорошее и полезное чувство. Но разве не очевидно, что если когда-то эти особенности каждого народа, обычаи, верования, язык составляли необходимое условие жизни человечества, то эти самые особенности служат в наше время главным препятствием осуществлению сознаваемого уже людьми идеала братского единения народов. И потому поддержание и охранение особенностей какой бы то ни было, русской, немецкой, французской, англосаксонской, вызывая такое же поддержание и охранение не только венгерской, польской, ирландской народностей, но и баскской, провансальской, мордовской, чувашской и множества других народностей, служит не сближению и единению людей, а всё большему и большему отчуждению и разделению их.
Так что не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, — не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), — а есть очень определенное чувство