Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в 22 томах. Том 15. Статьи о литературе и искусстве

январе 1888 г. Толстой попытался написать предисловие к брошюре А. И. Орлова «Н. В. Гоголь, как учитель жизни», в том же году выпущенной издательством «Посредник». Однако работу над предисловием писатель не закончил.

Первая его статья о Гоголе осталась незавершенной, потому что «Льву Николаевичу, по его собственным словам, не хотелось вступать в полемику с Белинским» (см.: Н. Тимковский. Душа Л. Н. Толстого. М., 1913, с. 154). Речь идет о знаменитом «Письме к Гоголю», явившемся ответом В. Г. Белинского на книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».

Вторая статья Толстого о Гоголе была написана в связи со столетием со дня рождения автора «Мертвых душ», отмечавшимся в 1909 г. Редактор «Журнала для всех» В. А. Поссе обратился к Толстому с просьбой дать в журнал статью о Гоголе. Толстой согласился и стал перечитывать гоголевские произведения, делая многочисленные пометы на полях «Выбранных мест из переписки с друзьями» и оценивая отдельные мысли Гоголя по пятибалльной системе (38, 52–53).

В марте 1909 г. Толстой написал обещанную статью о Гоголе, с которой познакомил корреспондента «Русского слова» С. П. Спиро, приехавшего в Ясную Поляну. Статья «Толстой о Гоголе» сопровождалась вводной заметкой Спиро, в которой он рассказывал о встрече с Толстым в «гоголевские дни» и о том, как писатель вручил ему текст своей статьи.

О языке народных книжек. — Написанная весной 1862 г. статья впервые была напечатана лишь в 1936 г. (8, 427–431).

Увлекаясь педагогической деятельностью, Толстой много внимания уделял вопросу о детском и народном чтении. В педагогических статьях 60-х годов («Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»), в предисловии к рассказу «Матвей» (который сильно заинтересовал учеников Яснополянской школы и был опубликован в первой «Книжке Ясной Поляны») и других работах Толстой высказал свои взгляды относительно содержания и языка книг, предназначавшихся для школьников и людей из народа. Эти взгляды он развил в статье «О языке народных книжек», где дал ряд советов, основанных на практическом опыте, писателям, занимавшимся «народной литературой» (8, 427).

Речь о народных изданиях. — Впервые — в книге: Лев Толстой. Неизданные тексты. М., 1933, с. 325–332.

К декабрю 1883 г. относится попытка Толстого образовать Общество по изданию книг для народного чтения. В ту пору он разработал план выпуска книг «для образования русских людей» (85, 27). Писатель пригласил к себе сведущих людей для обсуждения этого плана. В доме Толстого в Хамовниках состоялось тогда несколько совещаний, в которых принимали участия издатели, писатели, художники, профессора Московского университета и другие лица.

На одном из таких совещаний, происходивших в феврале 1884 г., Толстой произнес «Речь о народных изданиях». Прямым ее результатом явилось создание в конце 1884 г. издательства «Посредник», в деятельности которого Толстой принял самое близкое участие.

В своей «Речи…» Толстой критикует церковно-монастырские и сектантские издания, настойчиво распространявшиеся тогда в народе. В частности, он осудил пашковские брошюры, которые в большом количестве выпускались религиозной сектой пашковцев, во главе с полковником В. А. Пашковым.

Осудил Толстой и ремесленнические изделия так называемой «лубочной» литературы, особенно широко распространявшейся в те годы издательством Преснова.

О том, что называют искусством. — Впервые — в «Литературном наследстве», № 37–38. М., 1939, с. 60–80 (под заглавием «О том, что называется искусством»).

Летом 1894 г. преподаватель литературы В. Ф. Лазурский встретился с Толстым и вел с ним беседу о поэтах-декадентах. «Лев Николаевич знаком с ними, — записал в дневнике Лазурский, — читал Бодлера, Метерлинка; говорит, что некоторые вещи у них не лишены интереса и своеобразной красоты; но вообще называет это движение болезненным и радуется, что оно у нас не прививается. «Ведь прочти произведение в таком роде нашему мужику и скажи ему, что это написано серьезным и умным человеком, он расхохочется: разве может умный человек заниматься такими вещами? А ведь вот занимаются же» («Литературное наследство», № 37–38. М., 1939, с. 451).

Проникновение декадентского искусства в Россию встревожило и подтолкнуло Толстого к продолжению теоретической разработки вопросов искусства. 2 ноября 1896 г. Толстой записал в дневнике: «Думал нынче об искусстве. Это игра. И когда игра трудящихся, нормальных людей — она хороша; но когда это игра развращенных паразитов, тогда она — дурна…» (53, 116). Через три дня в Дневнике писатель отметил: «Вчера написал 18 страниц вступления об искусстве» (53, 117). А 22 ноября того же года Толстой делает запись, свидетельствующую, что и на этот раз ему не удалось преодолеть трудности в определении сущности и задач искусства: «Запутался в статье об искусстве и не подвинулся вперед» (53, 120).

Статья «О том, что называют искусством» осталась незаконченной, но работа над ней вплотную подвела Толстого к созданию его эстетического трактата.

Алфавитный указатель имен и названий[208]

Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский богослов, автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном» — 90.

Адан Поль (Paul Adam; 1862–1920), французский писатель — 107, 406.

Александр Македонский (356–323 до н. э.), царь Македонии с 336 г. до н. э., полководец и государственный деятель — 187, 296.

Алексей Михайлович (1629–1676), русский царь с 1645 г. — 332.

Алиссон Арчибальд (1757–1839), английский проповедник, автор философского трактата «О природе и принципах вкуса» (1790) — 68.

Аллен Грант (1848–1899), англо-канадский писатель, автор трактатов по эстетике, сторонник дарвинизма — 68, 69, 76.

— «Phisiological Aesthetics» — 69.

Анджелико Фра Джованни да Фъезоле (ок. 1400–1455), итальянский художник, представитель Раннего Возрождения — 360.

Аннунцио Г., см. Д’ Аннунцио Г.

Апухтин Алексей Николаевич (1840–1893), поэт — 225.

Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ — 55, 81, 88–91, 297, 339.

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 141.

Арнольд Мэтью (1822–1888), английский поэт и критик 253, 257, 411.

— «Задачи современной критики» — 253, 411.

Ат, см. Петерсон В. К.

Ауэрбах Бертольд (1812–1882), немецкий писатель — 339, 384, 417.

Базен Рене (Bazin; 1853–1932), французский писатель — 251, 411.

— «La terre qui meurt» — 251, 411.

Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788–1824) — 102.

Бастъен-Лепиж Жюль (1848–1884), французский художник-импрессионист — 193.

Батте Шарль (1713–1780), французский эстетик и теоретик классицизма — 58.

Баумгартен Александр Готлиб (1714–1762), немецкий философ-идеалист — 51, 55–57, 70, 90, 91, 351, 365, 366, 368, 385.

Бах Иоганн Себастьян (1685–1750) — 73, 140, 141, 160, 179.

Беклин Арнольд (1827–1901), швейцарский художник-символист — 120, 141, 184.

Бен Джонсон, см. Джонсон Бенджамин.

Бенар Шарль (Bénard, 1807–1898), французский философ — 55, 89.

— «L’esthétique d’Aristote et de ses successeurs» — 55, 89, 91.

Бергман Юлиус (1840–1904), немецкий философ-идеалист — 64.

— «Ueber (Ober) das Schône» — 64.

Берк Эдмунд (Burke, 1729–1797), английский философ и публицист — 57.

— «Enquiry into the origin of our ideas of the sublime and the beautiful» — 57, 58.

Берлиоз Гектор Луи (1803–1869), французский композитор — 121, 141, 181.

Берн-Джонс Эдуард (1833–1898), английский художник-прерафаэлит — 184.

Бетховен Людвиг Ван (1770–1827) — 73, 122, 140, 141, 142, 148, 160, 161, 179, 181, 345, 347, 357, 370, 371, 396.

Библия — 95, 124, 224, 337, 338, 363.

Бичер-Стоу Г. (1811–1896). — «Хижина дяди Тома» — 176.

Бодлер Шарль (1821–1867), французский поэт, предшественник французского символизма — 104, 105, 107, 108, 114, 115, 184, 187, 304, 346, 417.

— «Duellum» — 108.

— «L’Etranger» — 109.

— «Fleurs du mal» — 104, 107, 187.

— «Le Galant tireur» — 111.

— «Je t’adore à l’égal» — 107.

— «Petits poèmes en prose» — 104, 109.

— «La soupe et les nuages» — 110.

Боккаччо Джованни (1313–1375), итальянский писатель Раннего Возрождения — 103.

Бомонт Френсис (1584–1616), английский драматург — 304.

Брамс Иоганнес (1833–1897), немецкий композитор — 121, 141, 142, 200.

Брандес Георг (1842–1927), датский критик и историк литературы — 261, 298, 299, 395, 412.

— «Шекспир, его жизнь и произведения» — 299.

Бретон Жюлъ (Breton, 1827–1906), французский художник — 177, 193.

Брюллов Карл Павлович (1799–1852), художник — 143, 407.

Буа Жюлъ (Bois, 1871–1941), французский поэт-декадент — 107.

Буало Никола (1636–1711), французский поэт, критик и теоретик классицизма — 340.

Будда (Сакиа-Муни) — 125, 186, 187.

Бурже Поль Шарль Жозеф (1852–1935), французский писатель, поэт-символпст — 161.

Бэкон Френсис (1561–1626), английский философ — 297.

Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707–1788), французский естествоиспытатель — 333, 415, 416.

Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор — 107, 121, 141, 142, 145–156, 181, 184, 200, 343, 345, 346, 350, 357, 359, 362, 368, 393.

— «Зигфрид» — 345.

— «Кольцо Нибелунгов» — 448–155, 218–221, 343.

Вальтер Юлиус (Walter, 1841–1922), немецкий эстетик и философ — 55, 91.

«Jeschichte der Aesthetik im Altertum» — 55.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник — 162.

Вебер Карл Мария фон (1786–1826), немецкий композитор — 146.

Вейсе Христиан Герман (1801–1866), немецкий философ — 62.

Верлен Поль (1844–1896), французский поэт-декадент — 105, 107, 112, 114, 115, 141, 184, 187, 304, 346, 368.

— «Ariettes oubliées» — 112.

— «Art poétique» — 105.

— «C’est l’extase langoureuse» — 112, 113.

— «Dans l’interminable» — 113, 114.

— «La Sagesse» — 114.

Верон Эжен (Véron, 1825–1889), французский писатель — 54, 66, 67, 72, 76.

— «L’esthétique» — 54, 67.

«Весельчак-рассказчик», сборник — 338.

«Весельчак-каламбурист», сборник — 338.

«Вестник Европы», журнал — 253.

Виклиф Джон (между 1320 и 1330–1384) — 86, 406.

Вилье де Лиллъ-Адан (Villiers de l’Isle Adam, 1838–1889), французский писатель, поэт и драматург — 121.

— «L’annonciateur» — 121.

— «Contes cruels» — 121.

Винкелъман Иоганн Иоахим (1717–1768), немецкий историк искусства, один из теоретиков эстетики классицизма — 51, 56, 59.

— «Geschichte der Kunst des Altertums» — 56.

Винъе Шарль (Vignier), французский поэт-декадент — 107.

Владимир I (? — 1015), великий русский князь, в 988–989 гг. ввел христианство как государственную религию — 84.

Вогюэ Эжен Мелькиор де (Vogué, 1848–1910), французский писатель и историк литературы, автор очерков о русских писателях — 189.

Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ; 1694–1778), французский писатель, философ-просветитель — 58, 73, 127.

Ворт, портной — 48.

«Воспитание», журнал — 18.

Вьеле-Гриффен Фрэнсис (1864–1937), французский поэт-декадент — 118, 213, 214.

— «Poèmes et poésies» — 213, 214.

Газлит Вильям (1778–1830), английский критик и историк литературы, исследователь творчества Шекспира — 260, 412.

Гайдн Франц Йозеф (1732–1809), австрийский композитор — 160, 179.

Галлам Генри (1777–1859), английский историк — 260, 412.

Гартман Эдуард (1842–1906), немецкий фплософ-идеалист — 51, 64.

Гаршин Всеволод Михайлович (1855–1888), писатель — 225

Гаузер Каспар (1812–1833), человек, найденный в дремучих лесах Германии; лишенный человеческого общества, одичал и почти не умел говорить — 80.

Гауптман Герхарт (1862–1946), немецкий писатель — 133

— «Ганнеле» — 133, 407.

— «Потонувший колокол» — 121, 407.

Ге Николай Николаевич (1831–1894), художник — 177, 390.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), немецкий

философ — 51, 60–63, 65, 70, 71, 304, 328, 351, 365, 368, 385.

Гейне Генрих (1797–1856) — 102.

Гельмголъц Герман Людвиг Фердинанд (1821–1894), немецкий ученый, автор трактатов по эстетике — 64.

Гемстергейс Франц (Hemsterhuis, 1722–1780), голландский философ-идеалист — 58.

Гербарт Иоганн Фридрих (1776–1841), немецкий философ-идеалист — 63.

Гервинус Георг Готфрид (1805–1871), немецкий

Скачать:TXTPDF

январе 1888 г. Толстой попытался написать предисловие к брошюре А. И. Орлова «Н. В. Гоголь, как учитель жизни», в том же году выпущенной издательством «Посредник». Однако работу над предисловием писатель