январе 1888 г. Толстой попытался написать предисловие к брошюре А. И. Орлова «Н. В. Гоголь, как учитель жизни», в том же году выпущенной издательством «Посредник». Однако работу над предисловием писатель не закончил.
Первая его статья о Гоголе осталась незавершенной, потому что «Льву Николаевичу, по его собственным словам, не хотелось вступать в полемику с Белинским» (см.: Н. Тимковский. Душа Л. Н. Толстого. М., 1913, с. 154). Речь идет о знаменитом «Письме к Гоголю», явившемся ответом В. Г. Белинского на книгу «Выбранные места из переписки с друзьями».
Вторая статья Толстого о Гоголе была написана в связи со столетием со дня рождения автора «Мертвых душ», отмечавшимся в 1909 г. Редактор «Журнала для всех» В. А. Поссе обратился к Толстому с просьбой дать в журнал статью о Гоголе. Толстой согласился и стал перечитывать гоголевские произведения, делая многочисленные пометы на полях «Выбранных мест из переписки с друзьями» и оценивая отдельные мысли Гоголя по пятибалльной системе (38, 52–53).
В марте 1909 г. Толстой написал обещанную статью о Гоголе, с которой познакомил корреспондента «Русского слова» С. П. Спиро, приехавшего в Ясную Поляну. Статья «Толстой о Гоголе» сопровождалась вводной заметкой Спиро, в которой он рассказывал о встрече с Толстым в «гоголевские дни» и о том, как писатель вручил ему текст своей статьи.
О языке народных книжек. — Написанная весной 1862 г. статья впервые была напечатана лишь в 1936 г. (8, 427–431).
Увлекаясь педагогической деятельностью, Толстой много внимания уделял вопросу о детском и народном чтении. В педагогических статьях 60-х годов («Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»), в предисловии к рассказу «Матвей» (который сильно заинтересовал учеников Яснополянской школы и был опубликован в первой «Книжке Ясной Поляны») и других работах Толстой высказал свои взгляды относительно содержания и языка книг, предназначавшихся для школьников и людей из народа. Эти взгляды он развил в статье «О языке народных книжек», где дал ряд советов, основанных на практическом опыте, писателям, занимавшимся «народной литературой» (8, 427).
Речь о народных изданиях. — Впервые — в книге: Лев Толстой. Неизданные тексты. М., 1933, с. 325–332.
К декабрю 1883 г. относится попытка Толстого образовать Общество по изданию книг для народного чтения. В ту пору он разработал план выпуска книг «для образования русских людей» (85, 27). Писатель пригласил к себе сведущих людей для обсуждения этого плана. В доме Толстого в Хамовниках состоялось тогда несколько совещаний, в которых принимали участия издатели, писатели, художники, профессора Московского университета и другие лица.
На одном из таких совещаний, происходивших в феврале 1884 г., Толстой произнес «Речь о народных изданиях». Прямым ее результатом явилось создание в конце 1884 г. издательства «Посредник», в деятельности которого Толстой принял самое близкое участие.
В своей «Речи…» Толстой критикует церковно-монастырские и сектантские издания, настойчиво распространявшиеся тогда в народе. В частности, он осудил пашковские брошюры, которые в большом количестве выпускались религиозной сектой пашковцев, во главе с полковником В. А. Пашковым.
Осудил Толстой и ремесленнические изделия так называемой «лубочной» литературы, особенно широко распространявшейся в те годы издательством Преснова.
О том, что называют искусством. — Впервые — в «Литературном наследстве», № 37–38. М., 1939, с. 60–80 (под заглавием «О том, что называется искусством»).
Летом 1894 г. преподаватель литературы В. Ф. Лазурский встретился с Толстым и вел с ним беседу о поэтах-декадентах. «Лев Николаевич знаком с ними, — записал в дневнике Лазурский, — читал Бодлера, Метерлинка; говорит, что некоторые вещи у них не лишены интереса и своеобразной красоты; но вообще называет это движение болезненным и радуется, что оно у нас не прививается. «Ведь прочти произведение в таком роде нашему мужику и скажи ему, что это написано серьезным и умным человеком, он расхохочется: разве может умный человек заниматься такими вещами? А ведь вот занимаются же» («Литературное наследство», № 37–38. М., 1939, с. 451).
Проникновение декадентского искусства в Россию встревожило и подтолкнуло Толстого к продолжению теоретической разработки вопросов искусства. 2 ноября 1896 г. Толстой записал в дневнике: «Думал нынче об искусстве. Это игра. И когда игра трудящихся, нормальных людей — она хороша; но когда это игра развращенных паразитов, тогда она — дурна…» (53, 116). Через три дня в Дневнике писатель отметил: «Вчера написал 18 страниц вступления об искусстве» (53, 117). А 22 ноября того же года Толстой делает запись, свидетельствующую, что и на этот раз ему не удалось преодолеть трудности в определении сущности и задач искусства: «Запутался в статье об искусстве и не подвинулся вперед» (53, 120).
Статья «О том, что называют искусством» осталась незаконченной, но работа над ней вплотную подвела Толстого к созданию его эстетического трактата.
Алфавитный указатель имен и названий[208]
Августин Блаженный Аврелий (354–430), христианский богослов, автор трактата по эстетике «О прекрасном и пригодном» — 90.
Адан Поль (Paul Adam; 1862–1920), французский писатель — 107, 406.
Александр Македонский (356–323 до н. э.), царь Македонии с 336 г. до н. э., полководец и государственный деятель — 187, 296.
Алексей Михайлович (1629–1676), русский царь с 1645 г. — 332.
Алиссон Арчибальд (1757–1839), английский проповедник, автор философского трактата «О природе и принципах вкуса» (1790) — 68.
Аллен Грант (1848–1899), англо-канадский писатель, автор трактатов по эстетике, сторонник дарвинизма — 68, 69, 76.
— «Phisiological Aesthetics» — 69.
Анджелико Фра Джованни да Фъезоле (ок. 1400–1455), итальянский художник, представитель Раннего Возрождения — 360.
Аннунцио Г., см. Д’ Аннунцио Г.
Апухтин Алексей Николаевич (1840–1893), поэт — 225.
Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ — 55, 81, 88–91, 297, 339.
Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 141.
Арнольд Мэтью (1822–1888), английский поэт и критик 253, 257, 411.
— «Задачи современной критики» — 253, 411.
Ат, см. Петерсон В. К.
Ауэрбах Бертольд (1812–1882), немецкий писатель — 339, 384, 417.
Базен Рене (Bazin; 1853–1932), французский писатель — 251, 411.
— «La terre qui meurt» — 251, 411.
Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788–1824) — 102.
Бастъен-Лепиж Жюль (1848–1884), французский художник-импрессионист — 193.
Батте Шарль (1713–1780), французский эстетик и теоретик классицизма — 58.
Баумгартен Александр Готлиб (1714–1762), немецкий философ-идеалист — 51, 55–57, 70, 90, 91, 351, 365, 366, 368, 385.
Бах Иоганн Себастьян (1685–1750) — 73, 140, 141, 160, 179.
Беклин Арнольд (1827–1901), швейцарский художник-символист — 120, 141, 184.
Бен Джонсон, см. Джонсон Бенджамин.
Бенар Шарль (Bénard, 1807–1898), французский философ — 55, 89.
— «L’esthétique d’Aristote et de ses successeurs» — 55, 89, 91.
Бергман Юлиус (1840–1904), немецкий философ-идеалист — 64.
— «Ueber (Ober) das Schône» — 64.
Берк Эдмунд (Burke, 1729–1797), английский философ и публицист — 57.
— «Enquiry into the origin of our ideas of the sublime and the beautiful» — 57, 58.
Берлиоз Гектор Луи (1803–1869), французский композитор — 121, 141, 181.
Берн-Джонс Эдуард (1833–1898), английский художник-прерафаэлит — 184.
Бетховен Людвиг Ван (1770–1827) — 73, 122, 140, 141, 142, 148, 160, 161, 179, 181, 345, 347, 357, 370, 371, 396.
Библия — 95, 124, 224, 337, 338, 363.
Бичер-Стоу Г. (1811–1896). — «Хижина дяди Тома» — 176.
Бодлер Шарль (1821–1867), французский поэт, предшественник французского символизма — 104, 105, 107, 108, 114, 115, 184, 187, 304, 346, 417.
— «Duellum» — 108.
— «L’Etranger» — 109.
— «Fleurs du mal» — 104, 107, 187.
— «Le Galant tireur» — 111.
— «Je t’adore à l’égal» — 107.
— «Petits poèmes en prose» — 104, 109.
— «La soupe et les nuages» — 110.
Боккаччо Джованни (1313–1375), итальянский писатель Раннего Возрождения — 103.
Бомонт Френсис (1584–1616), английский драматург — 304.
Брамс Иоганнес (1833–1897), немецкий композитор — 121, 141, 142, 200.
Брандес Георг (1842–1927), датский критик и историк литературы — 261, 298, 299, 395, 412.
— «Шекспир, его жизнь и произведения» — 299.
Бретон Жюлъ (Breton, 1827–1906), французский художник — 177, 193.
Брюллов Карл Павлович (1799–1852), художник — 143, 407.
Буа Жюлъ (Bois, 1871–1941), французский поэт-декадент — 107.
Буало Никола (1636–1711), французский поэт, критик и теоретик классицизма — 340.
Будда (Сакиа-Муни) — 125, 186, 187.
Бурже Поль Шарль Жозеф (1852–1935), французский писатель, поэт-символпст — 161.
Бэкон Френсис (1561–1626), английский философ — 297.
Бюффон Жорж Луи Леклерк (1707–1788), французский естествоиспытатель — 333, 415, 416.
Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор — 107, 121, 141, 142, 145–156, 181, 184, 200, 343, 345, 346, 350, 357, 359, 362, 368, 393.
— «Зигфрид» — 345.
— «Кольцо Нибелунгов» — 448–155, 218–221, 343.
Вальтер Юлиус (Walter, 1841–1922), немецкий эстетик и философ — 55, 91.
«Jeschichte der Aesthetik im Altertum» — 55.
Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник — 162.
Вебер Карл Мария фон (1786–1826), немецкий композитор — 146.
Вейсе Христиан Герман (1801–1866), немецкий философ — 62.
Верлен Поль (1844–1896), французский поэт-декадент — 105, 107, 112, 114, 115, 141, 184, 187, 304, 346, 368.
— «Ariettes oubliées» — 112.
— «Art poétique» — 105.
— «C’est l’extase langoureuse» — 112, 113.
— «Dans l’interminable» — 113, 114.
— «La Sagesse» — 114.
Верон Эжен (Véron, 1825–1889), французский писатель — 54, 66, 67, 72, 76.
— «L’esthétique» — 54, 67.
«Весельчак-рассказчик», сборник — 338.
«Весельчак-каламбурист», сборник — 338.
«Вестник Европы», журнал — 253.
Виклиф Джон (между 1320 и 1330–1384) — 86, 406.
Вилье де Лиллъ-Адан (Villiers de l’Isle Adam, 1838–1889), французский писатель, поэт и драматург — 121.
— «L’annonciateur» — 121.
— «Contes cruels» — 121.
Винкелъман Иоганн Иоахим (1717–1768), немецкий историк искусства, один из теоретиков эстетики классицизма — 51, 56, 59.
— «Geschichte der Kunst des Altertums» — 56.
Винъе Шарль (Vignier), французский поэт-декадент — 107.
Владимир I (? — 1015), великий русский князь, в 988–989 гг. ввел христианство как государственную религию — 84.
Вогюэ Эжен Мелькиор де (Vogué, 1848–1910), французский писатель и историк литературы, автор очерков о русских писателях — 189.
Вольтер (наст. имя Мари Франсуа Аруэ; 1694–1778), французский писатель, философ-просветитель — 58, 73, 127.
Ворт, портной — 48.
«Воспитание», журнал — 18.
Вьеле-Гриффен Фрэнсис (1864–1937), французский поэт-декадент — 118, 213, 214.
— «Poèmes et poésies» — 213, 214.
Газлит Вильям (1778–1830), английский критик и историк литературы, исследователь творчества Шекспира — 260, 412.
Гайдн Франц Йозеф (1732–1809), австрийский композитор — 160, 179.
Галлам Генри (1777–1859), английский историк — 260, 412.
Гартман Эдуард (1842–1906), немецкий фплософ-идеалист — 51, 64.
Гаршин Всеволод Михайлович (1855–1888), писатель — 225
Гаузер Каспар (1812–1833), человек, найденный в дремучих лесах Германии; лишенный человеческого общества, одичал и почти не умел говорить — 80.
Гауптман Герхарт (1862–1946), немецкий писатель — 133
— «Ганнеле» — 133, 407.
— «Потонувший колокол» — 121, 407.
Ге Николай Николаевич (1831–1894), художник — 177, 390.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), немецкий
философ — 51, 60–63, 65, 70, 71, 304, 328, 351, 365, 368, 385.
Гейне Генрих (1797–1856) — 102.
Гельмголъц Герман Людвиг Фердинанд (1821–1894), немецкий ученый, автор трактатов по эстетике — 64.
Гемстергейс Франц (Hemsterhuis, 1722–1780), голландский философ-идеалист — 58.
Гербарт Иоганн Фридрих (1776–1841), немецкий философ-идеалист — 63.
Гервинус Георг Готфрид (1805–1871), немецкий