Скачать:TXTPDF
Собрание сочинений в 22 томах. Том 18. Избранные письма 1842-1881 гг.

трудности» (там же, с. 238).

1740

См. письмо 368 и примеч. 2 к нему и письмо 369 и примеч. 4 к нему.

1741

См. письмо 367.

1742

Толстой начал писать религиозно-философское сочинение, близкое по жанру и пафосу к «Исповеди». Не закончено и не опубликовано (ГМТ).

1743

Письмо от 19…22 ноября (№ 367). Страхов просил прислать его.

1744

Письмо от 1 декабря (ПС, № 129).

1745

Статья «Об основных понятиях физиологии».

1746

Толстой одновременно писал статьи «Церковь и государство», «Чьи мы, боговы или дьяволовы?» и др., оставшиеся незаконченными.

1747

Стасов в письме от 5 декабря (ПСт, № 11) сообщал, как он, выполняя просьбу Толстого, устроил ряд вечеров с выступлениями олонецкого сказителя былин Василия Петровича Щеголенкова.

1748

18 февраля скончался брат Стасова — Н. В. Стасов.

1749

См. письмо 371 и примеч. 2.

1750

Толстой в Петербурге 22 января виделся с А. А. Толстой, и между ними разгорелся резкий спор по вопросам религии. Толстая была глубоко верующей, сторонницей церковных догматов.

1751

Толстой в Петербурге виделся со Страховым лишь накоротке в Публичной библиотеке.

1752

Издательская фирма бр. Салаевых в 1880 г. осуществила 4-е Собрание сочинений Толстого в 11-ти томах.

1753

Толстой был занят работой над «Исследованием догматического богословия».

1754

Художник В. В. Верещагин, обиженный тем, что по вине Толстого их встреча в Публичной библиотеке не состоялась, написал ему резкое письмо (не сохранилось).

1755

Стасов не передал содержание письма Верещагину, так как после неприятного разговора с художником, недовольным «инцидентом» с Толстым, поссорился с ним (ПСт, письмо 13).

1756

Книга «Александр Андреевич Иванов, его жизнь и переписка. 1806–1858», куда были включены также и воспоминания Стасова.

1757

В Петербурге Толстой виделся со Стасовым в Публичной библиотеке. Содержание разговора неизвестно.

1758

Толстой действительно «бежал» из Петербурга, внезапно уехав 23 января.

1759

Страхов прислал «Новый завет», изданный в 1803 г. немецким богословом Иоганном Грисбахом, сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля и «Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова (СПб., 1875).

1760

Тургенев пробыл в Ясной Поляне 2–4 мая. Целью его приезда было передать Толстому приглашение принять участие в торжествах по случаю открытия в Москве памятника Пушкину. Толстой ответил отказом.

1761

Страхов в письме от 30 июня писал Толстому: «Самым важным предметом разговоров, конечно, были вы, и я успел многое сказать ему в эти десять дней. Примирительные речи были вполне удачны, и скоро в них не оказалось никакой надобности; но учение передавалось очень плохо» (ПС, с. 257).

1762

Письмо неизвестно.

1763

Письмо неизвестно.

1764

Толстой работал над «Соединением и переводом четырех Евангелий».

1765

«Записки из Мертвого дома» Достоевского.

1766

В письме от 2 ноября Страхов писал: «Видел я Достоевского и передал ему вашу похвалу и любовь. Он очень был обрадован, и я должен был оставить ему листок из вашего письма, заключающий такие дорогие слова. Немножко его задело ваше непочтение к Пушкину, которое тут же выражено («лучше всей нашей литературы, включая Пушкина»), «Как включая?» — спросил он» (ПС, с. 259).

1767

Иван Михайлович Ивакин, который оказывал помощь Толстому в его работе над переводом с греческого Евангелия.

1768

«Об основных понятиях психологии и физиологии»; книга, над которой Страхов начал работать еще в 1878 г.

1769

Письма от второй половины ноября и от 25 декабря (ПС, № 147 и 149).

1770

Фет в то время занимался переводом трагедии Гете «Фауст» (издан в 1882 г., с посвящением С. А. Толстой). Это высказывание Толстого противоречит другим его отзывам о творчестве Гете вообще и «Фаусте» в частности. Так, 9 марта 1865 г. он записал в Дневнике: «Фауст» Гете читал. Поэзия мысли и поэзия, имеющая предметом то, что не может выразить никакое другое искусство».

1771

Предисловие Страхова к книге Шопенгауэра «Мир как воля и представление», перевод А. А. Фета. СПб., 1881. Здесь Страхов утверждал, что труд Шопенгауэра полезен в борьбе с «розовыми мечтаниями», что он на жизнь смотрит «с одним лишь гневом и презрением», в то время как следует смотреть «с любовью и участием».

1772

Сочинение Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» Страхов в своем предисловии расценивал как одну из его значительных философских работ, важных для понимания его системы.

1773

«Соединение и перевод четырех Евангелий».

1774

Письмо от 3 февраля с описанием переживаний и мыслей, вызванных смертью Достоевского (ПС, № 151).

1775

Страхов готовил речь, посвященную памяти Достоевского, которую он должен был произнести в Славянском благотворительном обществе, и просил у Толстого разрешения процитировать его письмо с отзывом о «Записках из Мертвого дома» (см. № 375).

1776

Письмо С. А. Толстой неизвестно. В нем содержалось приглашение Страхову приехать в Ясную Поляну 18 февраля, в день именин Толстого. Это приглашение было им принято.

1777

Страхов предлагал выписать из Публичной библиотеки сочинения Филона, которые просил Толстой (см. письмо 376).

1778

Алексеев.

1779

Настоящее письмо представляет черновик письма, отправленного Александру III, текст которого неизвестен.

1780

Письмо было написано в те дни, когда шел судебный процесс над участниками террористического акта против Александра II А. И. Желябовым, Софьей Перовской, Н. И. Рысаковым, Г. М. Гельфман и другими и ожидался смертный приговор над ними.

1781

Пропуск в рукописи.

1782

Письмо было переслано Страхову для передачи его по назначению (см. письмо 380).

1783

См. письмо 378 и примеч. 2 к нему.

1784

Письмо было вручено Страховым Победоносцеву, который отказался передать его царю. Узнав о том, что это письмо дошло до царя (см. примеч. 3 к письму 380), Победоносцев опасался его влияния на Александра III. В письме от 30 марта к царю он от имени «всего русского народа» требовал возмездия: «Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осужденных преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить вашему величеству извращенные мысли и убедить вас к помилованию преступников» («К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки», т. 1. Госиздат, 1923, с. 47–48).

Толстому Победоносцев 15 июня писал: «…прочитав письмо Ваше, я увидел, что Ваша вера одна, а моя и церковная другая, и что наш Христос — не Ваш Христос. Своего я знаю мужем силы и истины, исцеляющим расслабленных, а в Вашем показались мне черты расслабленного, который сам требует исцеления. Вот почему я по своей вере не мог исполнить Ваше поручение» (П. И. Бирюков. Биография Л. Н. Толстого, т. II. ГИЗ, 1923, с. 176–177).

1785

См. письмо 378.

1786

Письмо к Победоносцеву (см. письмо 379).

1787

После того как Победоносцев отказался вручить письмо царю, Страхов через профессора истории К. Н. Бестужева-Рюмина передал его великому князю Сергею Александровичу, который и вручил письмо царю. Александр III Толстому не ответил. По словам С. А. Толстой, царь «велел сказать графу Льву Николаевичу Толстому, что, если б покушение было на него самого, он мог бы помиловать, но убийц отца он не имеет права простить» (С. А. Толстая. Моя жизнь. — «Новый мир», 1978, № 8, с. 56).

1788

К этому письму С. А. Толстой была сделана приписка с просьбой к Страхову спросить «мнение Победоносцева, не может ли это письмо (то есть письмо Александру III. — С. Р.) вызвать в государе какие-нибудь неприятные чувства или недоброжелательство к Льву Николаевичу. В таком случае, — просила она, — ради бога, не допускайте письмо до государя» (т. 63, с. 60).

1789

Речь идет о цикле «Письма о нигилизме» («Русь», 1881, № 23 —первое письмо, № 24 —второе). В первых двух письмах Страхов подверг резкой критике революционеров-народников. См. письмо 382 и примеч. 1 к нему.

1790

В двух последних «Письмах о нигилизме» («Русь». № 25 и 27) Страхов критиковал политику правящих классов и нравственное состояние современного общества и признал, что «нигилисты — страдальцы», что они «берут на себя роль заботы о мужике и земле». См. письма 381 и 383.

1791

Полемическое замечание Толстого относится к двум последним выступлениям Аксакова. Его статья «Две реальные исторические силы: царь и народ» («Русь», 1881, 14 марта) и речь на панихиде по Александру II (там же, 28 марта) отличались крайним монархизмом, апологией русского самодержавия.

1792

Ответ Страхова на письмо Толстого от 26 (?) мая (см. № 382) неизвестен.

1793

События из современной Толстому уголовной хроники.

1794

В. А. Осинский, революционер-народник, казненный 14 мая 1879 г. за участие в народническом движении.

1795

Письмо не было отправлено, очевидно, из-за полемического его содержания.

1796

10 июня Толстой вместе со своим слугой С. П. Арбузовым и учителем Яснополянской школы Д. Ф. Виноградовым отправился пешком в Оптину пустынь. В г. Крапивна они останавливались на ночлег.

1797

Тургенев 6 июня приезжал в Ясную Поляну.

1798

Имеется в виду ссора 1861 года и последовавший за ней 17-летний перерыв в отношениях.

1799

Путешествие в Оптину пустынь (см. письмо 384).

1800

Толстой осуществил свое намерение: 9 и 10 июля провел у Тургенева в Спасском.

1801

Полонским.

1802

Письмо неизвестно.

1803

В Канзасе (США) находилась коммуна, организованная русскими эмигрантами, членом которой был В. И. Алексеев.

1804

Н. Ф. Федоров, своеобразный мыслитель, создатель утопической философской системы, согласно которой путь к превращению «небратской» жизни в «братскую» — в объединении человечества «общим делом» «воскрешения» предков, «отцов», уничтожения смерти. Толстой познакомился с ним в 1878 г. Федоров бывал у Толстого, виделись они и в библиотеке, где служил Федоров. В 1892 г. между ними из-за идейных разногласий произошел разрыв. Толстому импонировала личность Федорова, его аскетизм, отказ от всех мирских благ, но он не принимал патриархально-консервативной утопии Федорова, его монархизма, равнодушия к жгучим общественным проблемам, а также религиозно-мистический характер его учения. Федоров находился в оппозиции к социально-обличительным идеям Толстого и в своих трудах подвергал их резкой и по существу несостоятельной критике.

1805

С. Г. Нечаев — организатор террористического общества «Народная расправа».

1806

Философ В. С. Соловьев.

1807

В. К. Сютаев — крестьянин, проповедовавший самобытное религиозное оппозиционное учение, к которому Толстой относился сочувственно. Толстой посетил Сютаева, жившего в деревне Шевелино Тверской губ., в конце сентября 1881 г.

1808

«Краткое изложение Евангелия» (вышло в Женеве в 1890 г.).

1809

Толстой писал рассказ «Чем люди живы». См. письмо 388.

1810

Письмо от 19 октября (ПС, № 166).

1811

«Чем люди живы» (опубл. — «Детский отдых», 1881, № 12).

1812

Алексей.

1813 Речь идет о начале главы XI рассказа «Чем люди живы», которое Толстым в корректуре пять раз исправлялось, Толстой больше не правил текст.

Скачать:TXTPDF

трудности» (там же, с. 238). 1740 См. письмо 368 и примеч. 2 к нему и письмо 369 и примеч. 4 к нему. 1741 См. письмо 367. 1742 Толстой начал писать