вера?».
91
Портреты И. Н. Крамского «А. Н. Майков» и Н. Н. Ге «Л. Н. Толстой за работой» были выставлены на XII выставке художников-передвижников.
92
Речь идет о картине «Распятие».
93
А. П. Ге — жена художника.
94
Экземпляр книги «В чем моя вера?».
95
Настоящее письмо по желанию Толстого было уничтожено Чертковым; публикуется фрагмент по копии, им сделанной. Описанные здесь эпизоды вошли в XXIV главу трактата «Так что же нам делать?» (см. т. 16 наст. изд.).
96
Н. А. Армфельд за участие в революционном движении была в 1879 г. судима и приговорена к многолетней ссылке в Сибирь на Кару. В начале 1885 г. А. В. Армфельд было получено разрешение поселиться вблизи каторжной тюрьмы, где содержалась дочь. А. А. Толстая оказала содействие в хлопотах. См. письмо 94, примеч. 4 к нему.
97
Принцесса Ольденбургская, внучка Николая I.
98
Ответ на письмо Черткова (сохранилась лишь вторая половина) исповедального характера (т. 85, с. 50–51).
99
Речь идет о письме А. А. Толстой от 17 апреля (см. письмо 26).
100
Письмо от 19 апреля (ГМТ), на основании которого настоящее письмо датируется 22–23 апреля (в т. 63 оно опубликовано лишь с указанием года написания — см. № 291).
101
А. А. Толстая обвиняла Толстого в «искажении истины»; она писала: «Страшно подумать, что вы можете соблазнить одного из малых сих».
102
недоразумение (фр.).
103
См. письмо 26 и примеч. 1 к нему.
104
Письмо от 5 мая, написанное после прочтения «Исповеди» (Женева, 1884), кончавшееся строками: «Вот это-то печатание меня и смущает… вы действуете по своему пониманию, и вы правы, но faire sans dire (действовать без слов — фр.), по-моему, было бы еще лучше, даже для вас самих. Страшно опасно глядеть на себя, как на мученика» (ПТ, с. 337).
105
А. А. Толстая назвала в своем письме Толстого «долготерпцем» (там же).
106
107
Письмо от 31 мая, в котором Чертков описывал свои «идеалистические опыты» ведения хозяйства (см. т. 85, с. 67).
108
Статья «Так что же нам делать?».
109
В письме от 15–16 мая Чертков передал просьбу А. Ф. Гейдена изготовить для него копию запрещенной книги «В чем моя вера?» (там же).
110
Речь идет об издании в Англии перевода книги «В чем моя вера?».
111
Письмо офицера (имя его и текст письма неизвестны). Ответ Толстого см. т. 63, № 228.
112
Письмо от 15 июня, в котором Чертков признавался, что будь он юридическим владельцем имения матери, то «продал бы дешево крестьянам земли и угодья» (т. 85, с. 71).
113
Цитируется Евангелие.
114
Речь идет о разговоре с крестьянином П. Апуриным, который находил, что «лучше было бы, пожалуй, если бы каждый из нас замечал свои собственные уклонения и не учил бы другого» (т. 85, с. 72).
115
У Толстых родилась дочь Александра.
116
помеха (фр.).
117
Меньшая дочь — Мария.
118
Ответ на письма Черткова от 18 и 25 июня. По поводу рассуждения Черткова о собственности Толстой записал 25 июня в Дневник: «Ему страшно отказаться от собственности. Он не знает, как достаются 20 тысяч. Напрасно. Я знаю — насилием над замученными работой людьми».
119
Вероятно, ошибка Толстого. Он имел в виду Томаса Гарриса, основателя «Братства новой жизни», упомянутого Чертковым в письме от 25 июня (см. т. 85, с. 75).
120
Письма от 2 и 3 сентября (т. 85, с. 96–98). В последнем из них Чертков доказывал целесообразность «деятельной», «материальной» помощи нуждающимся (там же, с. 97).
121
Статья «Так что же нам делать?».
122
Старинная карточная игра.
123
У С. Л. Толстого, тогда студента естественного факультета Московского университета, произошел конфликт с профессором химии В. В. Марковниковым из-за поврежденной во время опытов колбы.
124
Генерал — прозвище, данное студентами Марковникову.
125
Речь идет о продаже привезенных из Ясной Поляны яблок.
126
С. и И. Толстые встретили в Москве на вокзале возвращавшуюся из Ясной Поляны в Петербург Т. А. Кузминскую.
127
Хор, организованный Д. А. Агреновым (псевд. Славянский) с целью пропаганды русской и славянской музыки.
128
Письмо от 26 октября (ПСТ, № 113), в котором С. А. Толстая писала о своей тоске, нездоровье, «мрачных мыслях» (там же, с. 264–265).
129
Толстой после увольнения управляющего Ясной Поляной M. H. Банникова взял на себя управление имением.
130
К письму от 26 октября был приложен «Ежемесячный неизбежный расход» с итогом в 1457 рублей.
131
С. А. Толстая к этому месту сделала следующее примечание: «Молодой кучер, яснополянский крестьянин, сын Филиппа Родивоныча Егорова, в то время приказчик в экономии Ясной Поляны» (см. т. 83, с. 457).
132
То есть перорирующим (от фр. pérorer — разглагольствующим).
133
Толстой работал над трактатом «Так что же нам делать?».
134
Семен Глебов из села Богучарово. Впоследствии стал управляющим имением Толстого в Самаре.
135
Письмо неизвестно.
136
Речь идет о статье «Так что же нам делать?».
137
Письмо неизвестно.
138
В конце января В. М. Гаршин, желая видеть Толстого, пришел в его хамовнический дом в Москве.
139
«Felix Holt-radical» («Феликс Хольт-радикал») (Лейпциг, 1867) — повесть писательницы Джордж Элиот.
140
См. письмо 20 и примеч. 1 к нему.
141
Записка неизвестна.
142
Толстой читал книгу американского экономиста Генри Джорджа «Progress and Poverty» («Прогресс и бедность»), вышла в 1879 г.
143
А. М. Кузминский.
144
H. M. Лопатин был известным певцом и собирателем народных песен.
145
Толстой перевел с греческого «Учение двенадцати апостолов» и передал издателю В. Н. Маракуеву. Издание не осуществилось.
146
В Дядьково, имение крупного промышленника С. И. Мальцева, Толстой приехал для встречи с Л. Д. Урусовым, с которым 11 марта выехал в Крым.
147
Толстой в тот же день отправил жене еще одно письмо (т. 83, № 307).
148
Письмо следует датировать 11 марта, так как оно написано в понедельник, который приходился на 11 марта.
149
Письмо от 10 марта (ПСТ, № 132).
150
См. т. 83, № 313.
151
В 1855 г. Толстой принимал участие в обороне Севастополя во время Крымской войны.
152
По словам С. А. Толстой, «Лев Николаевич задался тогда мыслями преобразовать народную литературу и планы своих народных рассказов называл своими английскими милордами» (см. т. 83, с. 496). Он воспользовался названием лубочного романа «Повесть о приключениях английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы». Толстой в эти дни «сочинял» рассказ «Ильяс».
153
Телеграмма о благополучном приезде в Алупку (т. 83, № 315).
154
за общим столом (фр.).
155
30 марта Толстой посетил XIII выставку Товарищества передвижных выставок произведений русских художников.
156
Речь идет о картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1582 г.».
157
Н. П. Охотницкая.
158
Письмо неизвестно. Чертков в письме от 13 марта сообщал Толстому, что Оболенский там «честно» высказал свои «сомнения» в его учении (см. т. 63, с. 233).
159
Письмо б/д, в котором Сибиряков предлагал ежемесячно высылать 100 рублей и просил Толстого «принять на себя труд раздавать» эти деньги нуждающимся. Здесь же он высказал «мысль» об издании журнала, «доступного пониманию простолюдина», с целью «поднять нравственный уровень его развития» (см. т. 63, с. 240). См. письмо 50.
160
Письма от 26 и 29 апреля (т. 85, с. 174–176) с подробным описанием дел в издательстве «Посредник», созданного по инициативе Толстого в ноябре 1884 г. с целью выпуска книг, «которые имеют вечное, мировое значение» и которые «должны быть читаны всеми и одинаково для всех будут понятны» (см. письмо Писарева Черткову в кн. Гусев, 3, с. 277).
161
Несколько измененная цитата из Евангелия.
162
В подготовленной для хромолитографированного переиздания «Посредником» картине французского художника Бугро «Бичевание Христа» Репиным была написана новая фигура Христа. Издана под названием «Страдания господа нашего Иисуса Христа» с подписями Толстого и Гаршина, но без указания их имен («Посредник», 1885).
163
Рассказ «Упустишь огонь — не потушишь». Вышел в «Посреднике», 1885.
164
Рассказ «Где любовь, там и бог» («Посредник», 1885).
165
То есть к рассказу «Упустишь огонь — не потушишь». «Картинки» были сделаны художником К. А. Савицким.
166
Доктор И. И. Дуброво; спасая дифтеритную больную, высасывал у нее из горла трубкой дифтеритные пленки, заразился и через несколько дней скончался.
167
Неизвестно, о ком идет здесь речь.
168
В. М. Грибовский заинтересовал Толстого письмом, в котором излагал свою вымышленную биографию. Впоследствии Толстой с ним лично познакомился. Грибовский вел двойную жизнь. Перед Толстым изображал себя его верным последователем и в то же время был человеком реакционных убеждений.
169
Речь идет о работе А. М. Калмыковой «Греческий учитель Сократ», которая была Толстым значительно переделана, особенно в первых главах («Посредник», 1886).
170
«Житие Тихона Задонского», изложенное М. Павловской, сотрудницей «Посредника». После переработки издано в 1886 г.
171
Толстой читал книгу английского поэта и критика М. Арнольда «Literature and Dogma». Чертков выполнил просьбу Толстого и переслал Арнольду его книгу «В чем моя вера?» во французском переводе Л. Д. Урусова.
172
Программа народного журнала была 5 мая выслана Чертковым Толстому.
173
Л. Е. Оболенский с 1883 г. — издатель журнала «Русское богатство», который Толстой считал самым «близким» ему по направлению (т. 63, с. 212). Для журнала характерен был интерес к жизни деревни и к морально-этическим проблемам.
174
У крестьян были незаконно изъяты 5 десятин земли. Н. В. Давыдов просьбу Толстого выполнил, прислал ему копию уставной грамоты. Дело решилось в пользу крестьян.
175
В письме от 4–5 июня Толстой писал: «Мне хорошо — нынче» (т. 85, с. 218).
176
Письмо от 29 мая из Ньюпорта (там же, с. 224).
177
Речь идет о религиозной секте, созданной отставным полковником В. А. Пашковым, последователем английского проповедника лорда Г. Редстока.
178
Письмо от 18 марта (ГМТ).
179
Толстой имеет в виду символическое толкование креста, согласно которому продольная палочка означает волю божию, а поперечная — волю человека. Из несовпадения действий человека с божьей волей получается крест.
180
См. письмо 50 и примеч. 1 к нему.
181
Сибиряков в письме б/д писал: «Идеальным редактором проектируемого журнала я считаю вас» (см. т. 63, с. 274).
182
Издание журнала не осуществилось.
183
Сибиряков оказал материальную помощь Оболенскому, необходимую ему для издания «Русского богатства».
184
12 июня Толстой получил из Минусинска от политического ссыльного В. С. Лебедева рукопись крестьянина Т. М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», в которой проводилась уравнительная идея об обязательности исполнения заповеди о хлебном труде для всего взрослого населения страны.
185
Очевидно, Толстой читал в статье Г. Успенского «Трудами рук своих» (РМ, 1884, № 11) выдержки из сочинения Бондарева.
186
Бондарев разослал различным государственным деятелям и царю копии своего труда, надеясь, что таким способом «не более как через четыре года, без понесения трудов и без напряжения сил, избавятся все они (то есть земледельцы. — С. Р.) от тяжкой нищеты и от нестерпимого убожества» («Толстовский ежегодник», 1913, гл. Статьи и материалы, с. 16).
187
С. А. Толстая включила повесть «Смерть Ивана Ильича» в XII том выпускаемого ею собр. соч. Л. Н. Толстого. Вышел в 1888 г.
188
Толстой в письме к жене от 20 августа писал: «Чертков имел успех и влияние на девочек. Турнюры опять сняты, и разные хорошие планы» (т. 83, с. 509).
189
Письма неизвестны.
190
Речь идет о письме Черткова к Е. С. Некрасовой, пересланном им Толстому, в котором он высказался «против изображения темных сторон народной жизни» (т. 85, с. 255).
191
Толстой правил рассказ «Бабья доля», записанный Т. А. Кузминской со слов крестьянки Аксиньи Тюриной