с карательным поездом во главе с тульским губернатором Н. А. Зиновьевым, посланным для «усмирения» крестьян, и сравнил это событие с экзекуцией, совершенной губернатором Неклюдовым в Орловской губернии. Фрагменты этой резко обличительной главы были опубликованы в ряде иностранных газет. Неточности — в описании экзекуций над крестьянами, замеченные А. М. и Т. А. Кузминскими в рукописи, были исправлены и внесены Левенфельдом в текст XII главы. Его перевод вышел в Берлине, в издательстве А. Дейбнера, в 1894 г.
879
Речь идет о сочинении «Христианство и патриотизм» («Тулон»), в котором Толстой разоблачал реакционную сущность военного союза России и Франции и всей шумихи, поднятой в связи с этим правительственными кругами обеих стран. По цензурным условиям статья не смогла появиться в России. Лесков в письме от 16 октября (Переписка, т. 2, № 491) не советовал ее публиковать в немецких изданиях. Она вышла в переводе на французский язык (Париж, 1894).
880
Резкой оценке Толстого подверглась повесть И. Н. Потапенко «Семейная история» (СВ, 1893, № 8-10). См. след. письмо.
881
последним ударом (фр.).
882
См. пред. письмо и примеч. 2 к нему.
883
Впоследствии отношение Толстого к Чехову и Мопассану резко изменится. См. статьи <Послесловие к рассказу Чехова «Душечка», Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана >в т. 15 наст. изд.
884
последним ударом (фр.).
885
Толстой работал над статьей «Религия и нравственность» (т. 39).
886
Празднества в Тулоне в связи с заключением франко-русского военного союза (см. письмо 218 и примеч. 1 к нему).
887
С. Э. Дмитриевой-Мамоновой.
888
Н. Л. Оболенскому.
889
Толстой поздравлял Григоровича с 50-летием его литературной деятельности.
890
«Антон Горемыка» впервые опубл. С, 1847, № 11, когда Толстому было 19 лет.
891
Настоящее письмо было оглашено 31 октября на чествовании писателя в Обществе поощрения художеств.
892
Никифоров в письме от 29 октября (ГМТ) сообщал, что отправил Толстому свои переводы рассказов Мопассана для просмотра и исправления и что начал переводить «Монт-Ориоль». «Не знаю, насколько вы это одобрите?» — спрашивал он Толстого (см. т. 66, с. 418).
893
Никифоров, вспоминая разговор с Толстым в сентябре 1893 г. в Ясной Поляне, писал: «Меня очень задело одно ваше замечание: что писателя нужно судить по его писанию, а не по его нравственной личности, не по его жизни… Я не знаю, не противоречит ли это вашему взгляду?» (там же).
894
Эти слова Пушкина дошли до нас в передаче Гоголя. В статье «О том, что такое слово» (1844) Гоголь писал: «Пушкин, когда прочитал следующие стихи из оды Державина к Храповицкому:
За слова меня пусть гложет,
За дела сатирик чтит,—
сказал так: «Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела».
895
Толстой отвечает на письмо от 29 октября (ПС, № 265), в котором Страхов приводит выдержку из книги Куно Фишера «Артур Шопенгауэр» (изд. Гейдельберг, 1893) об отношении Толстого к философии Шопенгауэра. Он процитировал также абзац, где Фишер, говоря о тщеславии Шопенгауэра, проявившемся и перед смертью, цитирует слова Платона: «Честолюбие… это последнее платье, которое снимают» (с. 452).
896
Письмо от 31 октября (ПСт, № 49), где Стасов описал момент чтения поздравительного письма Толстого (см. письмо 220). По его словам, «стены тряслись от рукоплесканий» (с. 111).
897
Письмо неизвестно.
898
М. И. Чайковский. Болезнь П. И. Чайковского. Письмо в редакцию (НВ, 1893, № 6350, 1 ноября).
899
В начале августа Толстой получил письмо от Г. фон Гижицкого, основателя «Этического общества для содействия социально-этическим реформам» и издателя журнала «Ethische Kultur» с предложением ответить на вопросы: «1) Что вы понимаете под религией? 2) Верите ли вы в возможность независимой от религии морали?» (см. т. 66, с. 401). Ответом на эти вопросы явилась статья «Религия и нравственность» (т. 39). Гижицкому Толстой послал также и письмо от 5 октября (т. 66, № 541).
900
Страхов заканчивал статью «О задачах истории философии» («Вопросы философии и психологии», 1894, № 1).
901
Речь идет о книге Лао-Цзы «Тао-те-Кинг, или Писание о нравственности» в переводе Чалмерса.
902
Письмо от 26 октября. В отрывках опубликовано в кн.: В. В. Стасов. Николай Николаевич Ге…, с. 374–375.
903
Ге начал работать над картиной «Голгофа».
904
То есть на картине «Суд Синедриона. Повинен смерти».
905
Имеется два варианта этой композиции: «Голгофа» и «Распятие».
906
В «Илиаде» Гомера нет такой сцены. Вероятно, Толстой помнил стихотворение А. Майкова «Сидели старцы Илиона», в котором имеется подобный эпизод.
907
Речь идет о картине «Совесть» («Иуда», «Предатель»), которая была выставлена на выставке художников-передвижников 1892 г.
908
Еще в 1886 г. Ге задумал написать ряд картин карандашом и маслом на евангельские сюжеты. Этот замысел остался нереализованным.
909
Сказал (лат.).
910
Д. А. Хилков не состоял в церковном браке со своей женой Ц. В. Винер, и их малолетние дети не были крещены. Его мать, Ю. П. Хилкова, добилась у Александра III через Победоносцева «повеления» передать ей для усыновления детей ее сына.
911
Рассказ «Загон» («Книжки Недели», 1893, № 11).
912
См. пред. письмо и примеч. 9 к нему.
913
Статья М. О. Меньшикова «Работа совести (По поводу статьи «Неделание» гр. Л. Н. Толстого)» («Книжки Недели», 1893, № 11). В ней была очень высоко оценена эта статья, но при этом Толстой рассматривался только как проповедник моральных истин, чуждый социальных проблем времени.
914
«Христианство и патриотизм».
915
Письмо неизвестно.
916
М. А. Шмидт, жившей в деревне Овсянниково.
917
Речь идет о докторе В. Н. Горбачеве, который сопровождал Л. Л. Толстого в его заграничной поездке.
918
Гриневка — имение И. Л. Толстого.
919
Письмо неизвестно. Толстой 24 января записал в Дневнике: «Письмо от Левы. Он сердится на меня за то, что я допускаю эту безобразную жизнь, портящую подрастающих детей. Я чувствую, что я виноват».
920
IX съезд естествоиспытателей происходил в Москве с 3 по 11 января 1894 г. Толстой присутствовал на последнем заседании 11 января под председательством К. А. Тимирязева.
921
В вагоне Толстой познакомился с В. Я. Данилевским, физиологом-материалистом. Толстой читал его речь «Чувство и жизнь», произнесенную им на съезде 7 января (напечатана на гектографе).
922
С. Н. Толстая, жена Ильи Львовича.
923
См. письмо 178 и примеч. 1 к нему.
924
Конфликт между иностранными издателями возник из-за права перевода и первого издания трактата «Царство божие внутри вас».
925
Теодор — известный великосветский парикмахер.
926
Толстой просматривал «Записки» Д. А. Хилкова и другие документы, письма, прошения, относящиеся к борьбе за возвращение Хилкову и его жене детей. См. письмо 223 и примеч. 9 к нему. Эти материалы были отобраны М. Л. Толстой для Черткова, намеревавшегося подготовить к изданию отдельный документальный сборник. Под названием «Похищение детей Хилковых. Материалы, собранные Чертковым» вышел в Англии в 1901 г.
927
Толстой во время посещения XXII выставки художников-передвижников высказал Н. А. Касаткину свое отрицательное мнение о его картинах «Клевета», «Неизбежный путь» и в особенности «Трамвай пришел» («Народная конка»).
928
В телеграмме от 25 февраля (ГМТ) из Парижа, куда Т. Л. Толстая выехала по вызову брата Льва, сообщалось, что из-за курса лечения, на «неопределенное время».
929
Письмо от 20 февраля (ГМТ), с известием о намерении вскоре вернуться в Москву.
930
Бирюков, Горбунов-Посадов и Попов.
931
«Христианство и патриотизм».
932
Письма от 3, 4, 5 и 7 марта с сообщением об улучшении состояния здоровья Л. Л. Толстого (ГМТ).
933
В письме от 7 марта Л. Л. Толстой писал: «Прочел интересную немецкую брошюру запрещенную: «Благовестив о царстве разума», рационалистическое толкование и изложение Евангелия» (ГМТ).
934
С управляющим Ясной Поляной И. А. Бергером.
935
То есть поступать, как поступал Франциск Ассизский — итальянский монах, основатель ордена францисканцев.
936
Речь идет о сестрах С. Н. Толстой — Александре и Наталии.
937
канун вечера (фр.).
938
939
несогласных (от фр. dissentiment — расхождение во взглядах).
940
В. С. Шрам был управляющим имениями матери Черткова в Воронежской губернии.
941
Брат Бирюкова, С. И. Бирюков, был в то время предводителем дворянства в Нижегородской губернии.
942
Речь идет о товарище М. Л. Толстого по гимназии Д. Д. Дьякове.
943
И. И. Янжул, пришедший 19 февраля читать лекцию в Московский университет, был освистан студентами, принявшими решение отмечать в этот день годовщину отмены крепостного права.
944
визит соболезнования (фр.).
945
Книга профессора философии и теории искусств Уильяма Найта «Философия прекрасного» (т. 1–2. Лондон, 1893–1895).
946
Толстой читал книги французского социолога и философа Жана-Мари Гюйо «Искусство с точки зрения социологии» (1889) и «Проблемы современной эстетики» (1884). Эти книги нужны были ему в связи с началом работы над трактатом «Что такое искусство?» (см. т. 15 наст. изд.).
947
Неясно, что этим словом обозначали в семье Толстых.
948
Феликс Шредер — французский журналист, автор работы «Le Tolstoïsm» («Толстовство»), и писатель-прозаик Эдуард Род, с которыми молодые Толстые встречались за границей.
949
Толстой у А. А. Берса слушал Моцарта и квартет Чайковского.
950
«Дай руку мне, красотка» — дуэт из оперы Моцарта «Дон-Жуан».
951
Толстой имеет в виду рецензию (Р вед., 1894, № 61, 3 марта) на повесть Л. Л. Толстого «Совершеннолетие» (СВ, 1894, № 2).
952
См. след. письмо и примеч. 2 к нему.
953
Письмо Ге от 8 марта неизвестно. Частично цитируется в книге В. В. Стасова «Николай Николаевич Ге…», с. 382–383. В своем письме Ге сообщал Толстому, что его картина «Распятие» по распоряжению правительства снята с выставки.
954
Картина была снята, потому что, по одной версии, Александр III, а по другой — президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович сказал, посмотрев ее: «Это бойня».
955
Перед отъездом на выставку в Петербург Ге поместил картину «Распятие» в одной частной мастерской в Москве, где ее посмотрели многие любители живописи. Толстой, получив от Ге приглашение, посетил ее 12 февраля.
956
разговор с глазу на глаз (фр.).
957
овечка божия (фр.).
958
Это письмо вызвано увлечением Т. Л. Толстой одним из последователей Толстого, педагогом и переводчиком Е. И. Поповым, к которому Толстой относился с симпатией, но роман дочери с ним не вызывал в нем сочувствия (см. Дн., запись 23 марта).
959
на протяжении долгого времени (фр.).
960
Попов был женат на Е. А. Зотовой, с которой он разошелся в 1887 г.
961
См. след. письмо и примеч. 2 к нему.
962
См. пред. письмо и примеч. 3 к нему.
963
Толстой, познакомившись с дневником Попова, написал ему 4–5? апреля: «…прочтя их, я больше понял вас, а поняв, вернее судил о вас» (т. 67, с. 96). Этот дневник подтвердил опасения Толстого, что со стороны Попова не было серьезных чувств и намерений.
964
это некрасиво (англ.).
965
Толстой имеет в виду опрощение Попова.
966
Т. А. Ергольская.
967
Письмо С. А. Толстой к Черткову от 7 мая неизвестно, но судя по ответному письму Черткова, она упрекала его в том, что он обременяет Толстого утомительными поручениями, связанными с предстоящим приездом Чертковых на лето в д. Деменку вблизи Ясной Поляны (см. т. 87, с. 278).
968
К. И. Тёрнер прислал письмо от 9 мая (ГМТ), в котором ставил Толстого в известность о своем отказе перевести его статью «Христианство и патриотизм» на английский язык. Рукопись была им возвращена.
969
Толстой, вероятно, имеет в виду свое письмо от 10 июля 1893 г. (см. письмо 215).
970
Толстой отвечает на письмо Лескова от 8 апреля 1894 г., в котором тот писал: «…я хочу оставаться выметальщиком сора… То небольшое дарование, которое