Скачать:PDFTXT
Собрание сочинений в 22 томах. Том 19. Избранные письма 1882-1899 гг.

ответили: «царицу небесную», а ты будто сказал: «Если есть царица небесная, то на небе, а это доска». И будто мужики возмутились и что-то неприятное сказали или сделали» (ПСТ, с. 716).

1321

См. письмо 289.

1322

Письма неизвестны.

1323

Е. А. Олсуфьева умерла 27 февраля 1898 г.

1324

См. след. письмо.

1325

Речь идет о книге Теруморо и Макато «Japanese Notion of European Political Economie» (Глазго, 1898).

1326

Толстой получил первый номер журнала, издаваемого Чертковым в Лондоне.

1327

Речь идет об «Обращении к читателям» Черткова, содержащим просьбу «присылки… сообщений обо всем том, что… заслуживает внимания и огласки», «денежной поддержки» «крупными пожертвованиями».

1328

Положительное впечатление на Толстого произвели письма братьев Веригиных, сосланных в Якутскую губернию, к членам семьи; отрывок из письма А. Шкарвана от 31 октября 1897 г. о судьбе и деятельности голландца Вандервеера, отказавшегося от военной службы; заметка П. А. Кропоткина по поводу убийства императрицы австрийской (ответ Георгу Брандесу).

1329

А. Л. Толстой и его невеста О. К. Дитерихс.

1330

Письмо от 19 декабря н. ст. После отъезда Черткова в Англию Толстой и Чертков решили нумеровать свои письма, чтобы точно знать, вся ли их корреспонденция доходит до адресатов.

1331

Письмо Моода от 10 декабря н. ст. (ГМТ). Моод принял деятельное участие в организации переезда духоборов в Канаду.

1332

Письма неизвестны.

1333

Письма от 27 декабря н. ст. 1898 г. и от 5 февраля н. ст. 1899 г. из Англии (ГМТ).

1334

Группа шведской интеллигенции обратилась к Толстому с предложением возбудить на предстоящей в мае в Гааге мирной конференции вопрос о положении отказывающихся по убеждениям от военной службы. Толстой ответил письмом, которое (т. 72, № 3) в первоначальной редакции появилось в ряде зарубежных газет. Впоследствии Толстой письмо переработал, придал ему характер статьи (т. 90) и отправил Черткову. Опубл. «Листки Свободного слова», 1899, № 6.

1335

Доктор А. И. Бакунин сопровождал первый пароход отъезжающих в Канаду духоборов.

1336

Письмо С. Л. Толстого к С. А. Толстой от 7 февраля н. ст. из Галифакса (ГМТ), с сообщением о том, что он попал в карантин из-за эпидемии оспы среди духоборов.

1337

В. С. Толстая вступила в гражданский брак с крестьянином В. Н. Васильевым, служащим в имении ее отца, и покинула дом.

1338

Толстой с 14 по 18 мая провел в Пирогове у С. Н. Толстого.

1339

Толстой вместе с этим письмом отправил Черткову исправленные главы XL–XLIII «Воскресения».

1340

Чертков в письме от 9 мая н. ст. (ГМТ) просил у Толстого права первого издания какой-либо его новой повести, с тем, чтобы полученной прибылью покрыть убытки от выпускаемых им других его сочинений.

1341

А. Ф. Маркс обязав был высылать Черткову корректуры романа с таким расчетом, чтобы заграничные издатели, с которыми Чертков заключил контракт, могли публиковать текст «Воскресения» одновременно с «Нивой».

1342

H. H. Ге (сын), помогавший Толстому в переписке рукописи и чтении корректур «Воскресения».

1343

Издатель Джон Уокер, которому Чертков передал право первой публикации «Воскресения» на английском языке в Америке, самовольно отступил от оригинала, сократил ряд глав и сцен, считая их непристойными. После заявления Толстого публикация романа в этом журнале прекратилась и контракт был разорван.

1344

Материалы о духоборах, сосланных в Якутию.

1345

Письмо неизвестно.

1346

Т. Л. Толстая приехала в Вену для лечения. Григорович, живший тогда на своей даче в Вейдингау-Хадесдорф, вблизи Вены, принял большое участие в устройстве ее в клинику. «Если будет тебе минутка, — писала она отцу 10 июня н. ст., — напиши два слова Григоровичу, — он очень с нами мил и скоро умрет, бедный» (ГМТ).

1347

Толстой заканчивал работу над «Воскресением».

1348

«Свободная мысль» («Pensée libre») — ежемесячный журнал, издававшийся Бирюковым в Женеве с 1899 по 1901 г. Толстой читал первый номер журнала.

1349

Статья Бирюкова «Мысль и свобода», в которой утверждалось, что «свобода мысли есть закон жизни».

1350

В объяснительной заметке, сопровождающей публикацию письма шведов к Толстому и его ответного послания к ним под названием «Конференция в Гааге» (см. письмо 349 и примеч. 2 к нему), эта первая конференция в защиту мира, созванная по инициативе Николая II, названа «лицемерной», прикрывающей «дикое цивилизованное грабительство более слабых народов».

1351

Дело Дрейфуса — см. письмо 330 и примеч. 3 к нему.

1352

То есть путешествие Вильгельма II в Англию и предполагаемый его визит в Париж.

1353

Милан — король сербский, чья внешняя и внутренняя политика отличались агрессивностью и лицемерием.

1354

В этой очень краткой заметке лишь констатируется факт роста стачечного движения в России и сила сопротивления работодателей.

1355

В этой заметке сочувственно освещались борьба финнов против изданного царским правительством 3/15 февраля манифеста, посягающего на национальную независимость Финляндии.

1356

Два письма — одно о положении духоборов на Кипре и другое из Канады, о первых днях их пребывания там.

1357

В заметке «Голод в России» утверждалось, что спасение народа «в освобождении себя от губящего его церковного и государственного удушья и гипноза».

1358

В сообщении речь шла о студенческих волнениях, происшедших в феврале 1899 г. в Петербургском и Московском университетах. Толстой отнесся к ним сочувственно (см. «Толстой о студенческой стачке 1899 г.» — ЛН, т. 69, кн. 2, с. 317).

1359

Толстой имеет в виду два циркуляра министерства народного просвещения о расширении прав инспекции в отношении учащихся высших учебных заведений и об установлении «общения между студентами и профессорами на почве учебных потребностей», изданные с целью предотвращения новых студенческих волнений.

1360

28 июля 1899 г. был принят новый текст «верноподданнической присяги», в котором не называлось имя наследника.

1361

«Высочайшая ложь» — резко обличительная заметка о царском манифесте, изданном по случаю рождения третьей дочери царя. Это событие в манифесте лицемерно выдавалось за проявление «божьей благодати», хотя всем было известно, что царская семья ждала сына-наследника.

1362

«О смертной казни (Обращение к английскому обществу)». Протест против смертной казни, совершающейся в Англии «с утонченной цивилизованною жестокостью».

1363

Эта заметка содержит описание секты «христианской братской церкви» в Швейцарии и США.

1364

В письме Е. Шмита, перепечатанном из журнала «Ohne Staat», отмечалось, что в Венгрии весьма сильно стремление к выходу из церкви и к жизни общинами.

1365

углекислотой (фр.).

1366

Верус, «Сравнительный обзор четырех Евангелий».

1367

ЗаключениеПриложение: Будда и Иисус (нем.).

1368

А. Г. Морозова, служившая в доме Чертковых, привезла письмо Черткова от 12 августа н. ст. (ГМТ).

1369

Чертков писал, что отсутствие средств не позволяет издательству «Свободное слово» осуществить намеченную программу издания брошюр, информирующих о положении в России и обличающих политику царского правительства. По его расчетам ему требовалось ежегодно 10000-15000 рублей.

1370

Л. Я. Гуревич прекратила издание «Северного вестника» в сентябре 1898 г. из-за падения числа подписчиков.

1371

Чертков выпустил сб. материалов «Студенческое движение 1899 г.» и «Финляндский разгром» (1900).

1372

Речь идет о деньгах, высланных Толстым через Мак-Крири, агента канадского правительства по делам расселения духоборов, организатору общины духоборов в Канаде П. В. Планидину. (См. письмо 332 и примеч. 6 к нему.)

1373

Ввиду аннулирования прав журнала «The Cosmopolitan Magazine» на печатание «Воскресения» его редактор и издатель Уокер требовал возвращения внесенного им аванса за право первого издания романа в Америке.

1374

Толстой отвечает на письмо Райнера Мария Рильке от 8 сентября н. ст. 1899 г., написанное по возвращении в Германию после путешествия по России, где он вместе с супругами Андреас в апреле 1899 г. посетил Толстого. Рильке писал: «Вы интересовались тогда бабидами… Поэтому мы посылаем вам тогда только упомянутую брошюру о них; госпожа Лу Андреас-Саломе приложила свою последнюю книгу, а я — маленькую книжку, вылившуюся из моих смутных чувств, привязывающих меня к моей славянской родине, к Праге. Итак, мы еще раз входим к вам, глубокоуважаемый граф, втроем и в то же время поодиночке…» (ЛН, т. 37–38, с. 708). Толстому были присланы книги: сб. новелл Л. Андреас-Саломе «Menschenkinder» («Человеческие дети») (Штутгарт, 1899), исследование профессора-востоковеда Ф. Андреаса «Babi’s in Persien, ihre Geschichte und Lehre» («Бабиды в Персии, их история и учение») (Лейпциг, 1896) и сб. Рильке «Zwei Prager Geschichten» («Две пражские истории») (Штутгарт, 1899).

1375

Толстой послал Марксу первые четыре главы третьей части романа «Воскресение».

1376

Толстой 22 октября отправил в редакцию исправленные корректуры этих четырех глав и рукопись V–XIX глав третьей части «Воскресения».

1377

По разделу имущества в 1892 г. А. Л. Толстой получил часть самарского имения.

1378

Толстой имел в виду сотрудничество в издаваемых Чертковым «Листках Свободного слова».

1379

9 ноября Толстые из Ясной Поляны переехали в Москву.

1380

Имеются в виду неудачно сложившиеся личные судьбы дочерей С. Н. Толстого, Варвары (см. письмо 350 и примеч. 1 к нему) и Веры. Ее история рассказана Толстым в отрывке «Что я видел во сне» (см. т. 14 наст. изд.).

1381

С. Н. Толстой не разделял взглядов своего брата, чей литературный дар безмерно ценил и любил. В сентябре 1899 г. они обменялись несколькими полемическими письмами (см. т. 72). «Последним письмом» Толстой, видимо, называет письмо от 27 сентября (см. т. 72, № 180).

1382

См. письмо 147 и примеч. 4 к нему.

1383

Работа над 3-й частью «Воскресения» была завершена 12 декабря, когда Марксу были отправлены корректуры последних глав.

1384

См. письмо 320. Речь идет о предстоящем браке Т. Л. Толстой и М. С. Сухотина. См. след. письмо.

1385

Письма эти Толстой писал после свадьбы Татьяны Львовны, состоявшейся 14 ноября, и ее отъезда с мужем, М. С. Сухотиным, за границу.

1386

род карточной игры.

1387

Портрет М. К. Толстой, первой жены С. Л. Толстого

1388

Толстой отвечает на письмо внука декабриста С. Г. Волконского от 8 декабря н. ст. из Парижа, к которому были приложены вырезки из его статей из газеты «La vérité», склеенные в виде брошюр (ГМТ), о начавшейся в октябре 1899 г. англо-бурской войне. Англия напала на южно-африканские республики буров — Трансвааль и Оранжевое свободное государство. Волконский хотел, чтобы к подготавливаемому им сборнику было предпослано письмо Толстого.

1389

В сб. статей Волконского «Pour les boeurs. Contre l’impérialisme» («Ради буров. Против империализма») (Женева, 1900) письмо Толстого дано как предисловие.

1390

Толстой сначала поручил сыну Андрею ответить Гнедичу, приславшему ему отдельное издание романа «Туманы» и письмо от 9 ноября (ГМТ), где высказал желание узнать его мнение об этом произведении. Настоящее письмо написано на обороте листа с текстом Андрея (см. т. 72, с. 262).

1391

Роман «Туманы» — «Книжки Недели», 1899, № 1–9.

1392

Этот разговор состоялся, видимо, в мае. Толстой 15 мая писал жене: «Вчера вечер провел у Сережи» (т. 84, с. 342).

1393

Толстой отвечает на письмо от 20 октября студента, уволенного из университета за участие в студенческих волнениях и ставшего учителем и воспитателем 12-летнего мальчика (ГМТ). Дворянского интересовала проблема религиозного воспитания его ученика в смысле отношения к «учению Христа», церкви, и он спрашивал совета Толстого (см. т. 72, с. 267–268).

1394 «Христианские учение» вышло в 1896 г.

Скачать:PDFTXT

ответили: «царицу небесную», а ты будто сказал: «Если есть царица небесная, то на небе, а это доска». И будто мужики возмутились и что-то неприятное сказали или сделали» (ПСТ, с. 716).