военного союза.
814
«Исхитрилась» («Плоды просвещения»).
815
Ф. Брюнетьер. «Кстати об ученике» (1889) по поводу романа П. Бурже «Ученик».
816
Готфрид Арнольд. «Беспристрастная история церквей и ересей от начала нового завета до 1688 г. после рождества Христова» (Франкфурт-на-Майне, 1729).
817
См. примеч. 75 к Дн. 1884 г.
818
К. А. Иславин.
819
Статья Жозефа Тексто «Английский поэт Джон Китс».
820
«Эстетика» Шопенгауэра, перевод Д. Цертелева. СПб., 1888.
821
Художник H. H. Ге, гостивший в Ясной Поляне.
822
А. И. Эртель. «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги» («Русская мысль», 1889, кн. 4-10).
823
Имеется, в виду «Воззвание». См. примеч. 24.
824
Статья «Наука и искусство» (см. ПСС, т. 30).
825
Источек — березовый лес в Ясной Поляне.
826
И. А. Бергер, управляющий яснополянским имением.
827
Запись относится к «Крейцеровой сонате».
828
То есть жалоба С. А. Толстой на ее хлопоты с изданием сочинений Толстого.
829
Брошюры «Ответ шекера» и «Простые речи», присланные Толстому А. Стикней.
830
«Душеспасительные наставления св. Тихона Задонского» (М., 1890).
831
Запись относится к «Крейцеровой сонате».
832
Донос на Чертковых в связи с их отказом крестить новорожденного сына.
833
Книги Уолта Уитмена «Листья травы» и «Сочинения».
834
Замысел повести «Отец Сергий».
835
Роман Поля Бурже «Ученик» (Париж, 1889).
836
Журнал «Вопросы философии и психологии» под ред. Н. Я. Грота. Толстой говорит о статье С. Н. Трубецкого «О природе человеческого сознания» (1889, № 1, ноябрь).
837
Статья о Татьянином дне, ежегодном университетском празднике — «Праздник просвещения 12 января».
838
Первоначальное название повести «Дьявол».
839
8 ноября 1889 г. праздновалось 500-летие русской артиллерии.
840
Эти темы нашли воплощение в статьях «Царство божие внутри вас», «Рабство нашего времени» и др.
841
Толстой прочел статью Мелькиора де Вогюэ о 9-й всемирной выставке в Париже. Цитату из этой статьи, в которой Вогюэ оправдывает войну, Толстой привел в трактате «Царство божие внутри вас».
842
Вероятно, рассказ «Фигура».
843
Ф. У. Эванс. «Божественный закон исцеления» (Бостон, 1884)
844
Роман «Сильна, как смерть». Париж, 1889.
845
«Carthago delenda est» («Карфаген должен быть разрушен»). Воззвание не было завершено (см. ПСС, т. 39).
846
Роман «Воскресение», в основу которого легла история, рассказанная А. Ф. Кони.
847
Статьи В. В. Лесевича «Что такое научная философия?» и В. А. Гольцева о книге Ж. М. Гюйо «Искусство с социальной точки зрения» («Русская мысль», 1889, № 10).
848
Датчанин П. Г. Ганзен прислал переведенные им сочинения Толстого.
849
Священник А. И. Аполлов сообщал, что берет назад свое заявление об отказе от сана.
850
«Плоды просвещения».
851
Роман В. А. Слепцова «Трудное время» (С, 1865, № 4–8).
852
1 марта 1881 г. народовольцем И. И. Гриневицким был убит Александр II.
853
Пьеса «Исхитрилась» («Плоды просвещения») была впервые сыграна в любительском спектакле в Ясной Поляне 30 декабря 1889 г.
854
H. M. Виленкин (псевд. Минский). «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (СПб., 1890).
855
Школа для детей яснополянских крестьян. Занятия в ней вели старшие дочери Толстого.
856
Книга изречений индийской мудрости «Дхаммапада» (в англ. переводе).
857
Драма «Власть тьмы» была впервые поставлена 10 января 1890 г. на домашней сцене у Приселковых в Петербурге и одновременно обществом «Свободная сцена» в Берлине.
858
Н. С. Лесков три дня гостил в Ясной Поляне.
859
Рисунок с картины «Что есть истина?».
860
Е. Н. Воробьев (начальник станции на Донецкой ж/д) в письме укорял Толстого за присутствие на костюмированном вечере в Ясной Поляне («может быть, во фраке и в галстуке»), о чем он прочитал в газете. Ответ Толстого см. т. 65, № 12.
861
Предисловие к книге «Токология, или Наука о рождении детей. Книга для женщин доктора медицины Алоизы Стокгэм». М., 1892 (см. ПСС, т. 27).
862
М. М. Шишкина — жена С. Н. Толстого. Толстой рассказал ей сюжет задуманной повести «Отец Сергий».
863
Возможно, к драме «И свет во тьме светит».
864
H. H. Ге-сыну.
865
Статья Ф. У. Эванса в журнале «Rising Star».
866
В связи с раскрытием в Варшаве преступления — убийства акушеркой Скублинской новорожденных детей Толстой начал статью «По поводу дела Скублинской», но не закончил ее (см. ПСС, т. 27).
867
Статья М. В. Головинского «Декабрист князь Е. П. Оболенский» («Исторический вестник», 1890, № 1).
868
Толстой с дочерью Марией и В. А. Кузминской поехали в Белев к M. H. Толстой и оттуда в Оптину пустынь.
869
Б. В. Шидловский, двоюродный брат С. А. Толстой, в то время монах Оптиной пустыни.
870
Речь идет о реакционном писателе, критике и публицисте К. Н. Леонтьеве, поселившемся в Оптиной пустыни.
871
H. H. Ге рассказал о расхищении властями средств на постройку храма Воскресения в Петербурге.
872
Какое произведение Лескова — неизвестно. В ЯПб. сохранилось «Собрание сочинений» Н. С. Лескова. СПб., 1889–1890.
873
И. И. Янжул. «Практическая филантропия в Англии» («Вестник Европы», 1890, кн. 2 и 3).
874
Статья «Христианская торговля» в американском журнале «The New Christianity» (Филадельфия, № 1).
875
Некий В. П. Прохоров просил разъяснить ему смысл «Крейцеровой сонаты». Толстой начал «Послесловие» к повести в форме ответа Прохорову.
876
Генрих Сенкевич. «Без догмата» («Русская мысль», 1890, № 1–3, 5-10).
877
Толстой отвечал на письмо Н. П. Вагнера, обижавшегося на то, что Толстой будто бы в образе профессора-спирита в «Плодах просвещения» высмеял его.
878
«Некуда» — роман Н. С. Лескова (1864).
879
Издатель журнала «Русское богатство» Л. Е. Оболенский утверждал, что «Крейцерова соната» вызывает «негодование» молодежи. Ответ Оболенскому см. ПСС, т. 65, с. 61–62.
880
В 1890 г. Л. Л. Толстой написал рассказы «Любовь» и «Монте-Кристо».
881
Замысел частично осуществлен в незавершенной повести «Мать». См. т. 12 наст. изд.
882
Статья «Для чего люди одурманиваются?».
883
На репетиции спектакля «Плоды просвещения», который ставил в Туле Н. В. Давыдов. Спектакль состоялся 15 апреля 1890 г.
884
Возможно, к драме «И свет во тьме светит».
885
Карл П. Крамарж, теоретик панславизма.
886
См. статью «Первая ступень» (ПСС, т. 29).
887
Корректуры комедии «Плоды просвещения».
888
В. Г. Чертков просил Толстого передать ему все Дневники на хранение. Не желая обидеть Софью Андреевну, Толстой отказался это сделать.
889
H. H. Ге заезжал в Ясную Поляну в связи с отправкой его картины «Что есть истина?» за границу.
890
Ф. Б. Гец прислал составленный Вл. Соловьевым протест против гонения на евреев. Толстой подписал его первым.
891
«Для чего люди одурманиваются?».
892
Картина «Что есть истина?» была доставлена в Ясную Поляну специально для того, чтобы Толстой мог ее увидеть.
893
Речь идет о взаимоотношениях П. И. Бирюкова и М. Л. Толстой. Письмо Толстого к Бирюкову см. ПСС, т. 65, № 92.
894
Речь идет о H. H. Страхове.
895
Коневскую повесть («Воскресение»).
896
Запись следует понимать в переносном смысле.
897
Журналист Т. Стивенс ездил в Африку на розыски английского путешественника Стэнли.
898
Роман Г. Сенкевича.
899
Замысел частично осуществлен в статье «Первая ступень».
900
Это выражение Герцен употребил в 1857 г. в «Письме к императору Александру II. (По поводу книги барона Корфа)» (см.: Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 13. М., 1958).
901
Немецкий ученый Р. В. Левенфельд приехал с целью собрать материалы для биографии Толстого. Впоследствии его книга «Гр. Л. Н. Толстой, его жизнь, произведения и миросозерцание» вышла на немецком (Берлин, 1892) и русском языках (М., 1904).
902
Написанное вошло впоследствии в трактат «Царство божие внутри вас» (см. ПСС, т. 28).
903
Предисловие впоследствии вошло в трактат «Царство божие внутри вас».
904
С. С. Урусов. «Неизвестные произведения гр. Л. Н. Толстого» (рукопись).
905
Толстой ошибся. Речь идет о романе голландского писателя Маартена Маартенса «Грех Иоста Авелинга. Датская история» (Лейпциг, 1890).
906
Картина H. H. Ге «Что есть истина?» была, по совету Толстого, куплена П. М. Третьяковым. Н. Д. Ильин повез ее для показа за границу.
907
Старый дом семьи Толстых, проданный в 1854 г. и вывезенный в село Долгое Тульской губ.
908
Правительственные органы в США препятствовали распространению «Крейцеровой сонаты». Почт-директор США наложил запрет на ее пересылку по почте.
909
Имеется в виду появившаяся в ряде газет погромная «Беседа высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, о христианском супружестве, против графа Льва Толстого».
910
Драма Ибсена «Дикая утка» (1884).
911
Драма Ибсена «Росмерсхольм» (1886).
912
Пьеса Б. Бьернсона «Перчатка» (нем. пер. — 1891).
913
Заключение к «Катехизису непротивления» А. Баллу.
914
С. А. Толстая находилась в Москве.
915
С. Т. Кольридж. «Помощь в размышлении для образования мужественного характера на основах благоразумия, нравственности и религии» (Лондон, 1825).
916
Э. Прессансе. «История трех первых веков христианской церкви», пять томов (Париж, 1858–1869).
917
Статья Э. А. Дмитриева-Мамонова «Славянофилы. Историко-критический очерк (по поводу статьи г-на Пыпина)». — «Русский архив», 1873, № 12. В статье сочувственно излагаются воззрения славянофилов на самобытность русского народа.
918
А. де Брогль. «Церковь и Римская империя в IV веке», 6 томов (Париж, 1856–1869). Толстой прочел первую часть — «Царствование Константина».
919
«Ереси и расколы первых трех веков христианства. Исследование протоиерея А. М. Иванцова-Платонова», ч. 1 (М., 1877).
920
Б. Бьернсон. «По божьему пути. Новеллы» (1890).
921
Брошюра «Диана. Психофизиологический опыт о половых отношениях для вступающих в брак мужчин и женщин». Нью-Йорк, 1887.
922
Художник H. H. Ге лепил в эти дни бюст Толстого. Скульптура находится в ГМТ.
923
Предисловие к статье В. Г. Черткова «Злая забава» (см. ПСС, т. 27).
924
А. М. Новиков перевел для издания в «Посреднике» рассказ Мопассана «Порт». Толстой переработал его, написал к нему новый конец. Под заглавием «Франсуаза» рассказ был напечатан в «Новом времени» (см. т. 12 наст. изд.).
925
Толстой намеревался присутствовать в тульском суде в связи с работой над «Воскресением», но опоздал.
926
Толстой обработал отрывок из очерка Мопассана «На воде» и озаглавил его «Дорого стоит» (см. т. 12 наст. изд.).
927
Брошюра А. Фореля «Обычай пьянства, его гигиеническое и общественное значение для учащейся молодежи». Штутгарт, 1891. По предложению Толстого она была издана в «Посреднике» (М., 1893).
928
Статья «Об отношениях между полами» была напечатана в газ. «Неделя», 1890, № 43.
929
Здесь и в последующих записях речь идет о работе над трактатом «Царство божие внутри вас», который Толстой часто именует статьей о непротивлении.
930
В пятом номере журнала «Вопросы философии и психологии» были напечатаны две статьи: А. А. Козлов. «Письма о книге гр. Л. Н. Толстого «О жизни» и А. Л. Волынский. «Нравственная философия гр. Льва Толстого».
931
Редактор «Недели» П. А. Гайдебуров прислал вырезки из газет, в которых высмеивалась статья Толстого «Об отношениях между полами».
932
См. примеч. 119 к Дн. 1889 г.
933
Толстой перечитывал с дочерью Марией и племянницей В. А. Кузминской «Илиаду» и «Одиссею» Гомера.
934
Газ. «Неделя» дала краткое изложение повести Толстого «Ходите в свете, пока есть свет» (по английскому переводу Диллона), исказив ее смысл.
935
В трактате «Царство божие внутри вас» содержится обзор критических откликов на трактат «В чем моя вера?» (1883).
936
То есть к критике казенной церкви. См. «Царство божие внутри вас», гл. III.
937
26-27 ноября Толстой присутствовал в Крапивне на суде по делу об убийстве конокрада. Его впечатления отразились в повести «Фальшивый купон».
938
По настоянию С. А. Толстой несколько крестьян были осуждены за порубку берез к полутора месяцам ареста. Последующие записи о тяжелых переживаниях Толстого относятся к этому факту.
939
Эта новая редакция «коневской повести» была озаглавлена «Воскресение».
940
Николай, сын И. Л. и С. Н. Толстых.
941
Статья Сюлли-Прюдома «Смысл и значение пари Паскаля». Пари касалось вопроса: есть ли бог?
942
Составленная А. П. Ивановым компиляция из черновых набросков трактата Толстого «Исследование догматического богословия».
943
Н. С. Лесков. «Под рождество обидели» (1890).
944
В. Г. Чертков прислал Толстому черновики его статьи «Об искусстве» для продолжения работы над нею.
945
Н. Н. Ге-сын.
946
Статья позднее