Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910 гг.

рукописях «Воскресения» звали невесту Нехлюдова (в окончательной редакции — Мисси Корчагина).

65
В письме от 12 октября Софья Андреевна просила Толстого уничтожить все резкие отзывы о ней в его Дневниках (Толстая С. А. Письма к Л. Н. Толстому. 1862–1910. М. — Л., 1936, № 319).

66
Запрещенная в 1887 году драма «Власть тьмы» была 16 октября 1895 года поставлена в Петербурге в Театре Литературно-артистического кружка, а 18 октября — в Александрийском театре.

67
По просьбе Софьи Андреевны Толстой изъял из своих Дневников 1888–1895 годов 45 мест, содержащих резкие суждения о ней.

68
То есть с описания Катюши Масловой, а не Дмитрия Нехлюдова, как ранее начинался роман.

69
Режиссер Малого театра С. А. Черневский и декоратор (он же главный машинист сцены) К. Ф. Вальц приезжали посоветоваться о постановке «Власти тьмы».

70
Новое начало «Воскресения» соответствует I и II главам окончательной редакции.

71
«Афоризмы и максимы» Шопенгауэра в переводе Ф. В. Черниговца. СПб., 1891–1892.

72
Толстой написал статью о телесных наказаниях в России — «Стыдно» (см. т. 17 наст. изд.).

73
«Власть тьмы» была поставлена в Малом театре 29 ноября 1895 года. 23 ноября Толстой читал пьесу артистам, а 28 ноября присутствовал на ее генеральной репетиции.

74
Толстой навестил Л. А. Сулержицкого, который по религиозным мотивам отказался от военной службы, за что содержался в отделении для душевнобольных Московского военного госпиталя.

75
То есть статью «Христианское учение».

76
Драма «И свет во тьме светит».

77
В виде ответа на письмо английского публициста Джона Мансона о конфликте между США и Англией из-за Венесуэлы Толстой написал статью «Патриотизм или мир?» (см. ПСС, т. 90).

78
Имеется в виду «Открытое письмо» немецкого писателя Фридриха Шпильгагена, с резкой критикой послесловия Толстого к книге Е. И. Попова «Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина». Шпильгаген обвинял Толстого в «подстрекательстве» молодежи к неповиновению властям.

79
Статья «Патриотизм или мир?» (см. примеч. 77 к Дн. 1895 г.).

80
«И свет во тьме светит».

81
См. примеч. 74 к Дн. 1895 года.

82
Статья Д. П. Маковицкого на чешском языке «Назарены в Венгрии». Прага, 1896.

83
H. Н. Страхов умер 21 января 1896 года.

84
Джон Мансон вступил в конфликт с Джоном Кенворти из-за права первой публикации за границей статьи «Патриотизм или мир?».

85
В беседе с Н. В. Давыдовым, по случаю его назначения председателем Тульского окружного суда, Николай II расспрашивал его о жизни Толстого.

86
А. И. Эртель в статье «Падает ли русское общество?» («Неделя», 1896, № 3) полемизировал со статьей Толстого «Стыдно», доказывая, что отрицаемый Толстым «путь прошений, заявлений и адресов» может содействовать отмене телесных наказаний в России.

87
См. примеч. 78 к Дн. 1895 года.

88
Письмо В. С. Гриневич от 4 января 1896 года на имя М. Л. Толстой. Опубл. в книге Гриневич «Новая школасемья и мотивы ее возникновения». Константиноград, б. д.

89
«Трильби» — роман Жоржа дю Морье («Северный вестник», 1896, № 1–8).

90
Пьеса Пьера Корнеля «Продолжение Лгуна».

91
Эта и некоторые последующие записи 1896 года связаны с работой Толстого над трактатом «Что такое искусство?» (1897–1898) (т. 15 наст. изд.).

92
Имеется в виду статья «Христианское учение». Замысел не был осуществлен.

93
Статья «[К итальянцам]» (см. ПСС, т. 31).

94
Т. Л. Толстая направила рабочего И. П. Новикова с запиской к тульскому врачу M. M. Холевинской, у которой он получил экземпляр запрещенного трактата «В чем моя вера?». При обыске у Холевинской были найдены запрещенные сочинения Толстого и записка Т. Л. Толстой, за что Холевинская была арестована.

95
Письма Толстого см.: ПСС, т. 69, № 69 и 70. Они остались без ответа.

96
Толстой слушал оперу Р. Вагнера «Зигфрид» в Большом театре 18 апреля.

97
А. А. Шпир. «Мышление и действительность. Опыт обновления критической философии» в 2-х томах. Лейпциг, 1873.

98
См. отдельную дневниковую запись за июнь 1881 года (т. 21 наст. изд.).

99
На коронацию Николая II уехала С. А. Толстая с младшими детьми.

100
Т. Л. Толстая уехала в Швецию на свадьбу своего брата Льва.

101
То есть Коневской повестью («Воскресением») и драмой «И свет во тьме светит».

102
В трех статьях М. О. Меньшикова под общим заглавием «Ошибки страха» («Книжки Недели», 1896, № 4–6) обосновывался принцип непротивления злу насилием. Впоследствии Меньшиков выступал с реакционных позиций против учения Толстого.

103
Трактат «Что такое искусство?».

104
Запись к роману «Воскресение».

105
Коронация Николая II состоялась 14 мая 1896 года.

106
Имеется в виду статья «Христианское учение».

107
Толстой гостил в Пирогове 21 и 22 мая.

108
Дочери С. Н. Толстого — Вера, Мария и Варвара.

109
См. примеч. 39.

110
В Москве на Ходынском поле, во время празднеств по случаю коронации, произошла катастрофа — были задавлены тысячи людей. В 1910 году Толстой написал об этом рассказ «Ходынка» (см. т. 14 наст. изд.).

111
Книга А. Шкарвана «Мой отказ от военной службы. Записки военного врача». В 1898 году вышла в изд-ве «Свободное слово», Лондон.

112
Толстой работал над второй частью статьи «Христианское учение» — «О грехах».

113
П. Т. Кириллов, неоднократно бывавший у Толстого, признался ему, что он — жандармский унтер-офицер, имевший поручение следить за ним.

114
Запись относится к статье «Христианское учение».

115
Имеется в виду задуманный в 1877 году, но не написанный роман о переселенцах.

116
Первое упоминание о замысле повести «Хаджи-Мурат» (одно из ранних заглавий — «Репей»).

117
Эта и некоторые последующие записи вызваны увлечением С. А. Толстой композитором С. И. Танеевым, которое переживалось Толстым чрезвычайно болезненно.

118
Дневник читали С. А. Толстая и В. Г. Чертков. См. об этом подробнее в статье-послесловии к наст. тому.

119
Эпизод описан в повести «Отрочество» и в «Воспоминаниях».

120
Статья «Приближение конца» (ПСС, т. 31). В ней приводится письмо молодого голландца Джона Вандервера о мотивах его отказа от военной службы.

121
Письмо к А. М. Калмыковой в связи с закрытием властями Московского и Петербургского комитетов грамотности (см. т. 19 наст. изд., № 294).

122
Книга Свами Вивекананды «Философия йога. Лекции о раджа-Йоге, или Овладение внутренней природой». Нью-Йорк, 1896.

123
Сюжеты не были использованы.

124
26 сентября Толстого посетили японский издатель Иитиро Токутоми и его сотрудник Фукаи. Они привезли письмо от японского переводчика Масурато Кониси, с которым Толстой был знаком с 1892 года.

125
Письмо с просьбой облегчить участь крестьян П. В. Ольховика и К. Середы, отбывавших наказание за отказ от военной службы по религиозным мотивам.

126
«И свет во тьме светит».

127
Статья Э. Карпентера «Современная наука» в его сборнике «Цивилизация, ее причина и излечение». Лондон, 1895. В 1897 году Толстой написал к ней предисловие (см. ПСС, т. 31).

128
Толстой просил об облегчении участи содержащихся там кавказских духоборов.

129
См. дневниковую запись от 20 октября 1896 года.

130
Статья «О том, что называют искусством» (т. 15 наст. изд.).

131
См. письмо 298 в т. 19 наст. изд. и примеч. к нему. Деньги Деметрио Санини не поступили.

132
А. М. Кузминский сообщил Толстому, что министр финансов С. Ю. Витте желает приехать к нему, чтобы найти поддержку идее учреждения официальных обществ трезвости. Толстой отклонил его визит. В этом же письме Толстой просил Кузминского «уговорить» генерала М. И. Драгомирова не писать «гадких глупостей» о неизбежности войн, якобы отвечающих «основному закону природы» (ПСС, т. 69, с. 205–206).

133
Статья «Carthago delenda est», начатая в сентябре 1895 года. Статья осталась неоконченной (см. ПСС, т. 39).

134
По случаю 25-летия своей художнической деятельности И. Е. Репин опубликовал письмо («Новое время», 1896, № 7435 от 7 ноября), в котором, сравнивая труд художника с трудом людей других профессия, писал: «Мы счастливчики, наша деятельностьзабава». Письмо вызвало бурные протесты в печати. Вскоре Репин изменил свой взгляд на искусство.

135
Джонатан Свифт в памфлете «Скромное предложение о детях ирландских бедняков» саркастически советовал богачам поедать этих детей, что освободит родителей от необходимости их кормить.

136
Невестка Толстого Марья Константиновна писала ему о намерении разойтись с С. Л. Толстым. Письмо Толстого неизвестно.

137
Книга «Федон, разговор Платона». М., «Посредник», 1896.

138
Сюжет не был использован.

139
Об этом Толстой писал во многих статьях 1890-х и 1900-х годов.

140
Рассказ Ф. Ф. Тищенко «Хлеб насущный. Правдивая повесть о бедствиях сельского учителя» Толстой прочитал в рукописи.

141
Послесловие к воззванию против преследования духоборов — «Помогите!» (ПСС, т. 39).

142
Аррей Доммер. «Руководство по истории музыки, начиная с ее первых шагов до кончины Бетховена. Очерк в доступном изложении». Лейпциг, 1878.

143
«Crucifixe» — дуэт Жана-Батиста Фора.

144
Рукопись статьи А. И. Архангельского — исповедь о том, как он пришел к религиозно-нравственному учению Толстого.

145
С. А. Толстая.

146
См. примеч. 39 к Дн. 1896 года.

147
Замысел был осуществлен в 1901 году в статье «Солдатская памятка».

148
Толстой задумал «воззвание» против существующего строя. В результате длительной работы составились две статьи: «Неужели это так надо?» и «Где выход?» (см. ПСС, т. 34).

149
За опубликование воззвания в защиту духоборов В. Г. Чертков был выслан за границу. Л. Н. и С. А. Толстые поехали в Петербург проститься с ним.

150
Толстой получил от Эрнста Кросби рукопись краткого изложения своей статьи «О жизни», подготовленного американским юристом Болтоном Холлом (позднее издана на русском языке. См.: Холл Болтон. Истинная жизнь. М., 1899).

151
М. Арнольд. «Задачи современной критики». Позднее издана отдельной брошюрой — М., 1902.

152
«Эстетика Аристотеля». Париж, 1889.

153
Имеется в виду А. В. Олсуфьев. Замысел не был осуществлен.

154
Политическая заключенная М. Ф. Ветрова в Петропавловской крепости 8 февраля 1897 года облила себя керосином из лампы и подожгла. В письме к А. Ф. Кони Толстой просил сообщить ему подробности этого события (см. письмо 311 в т. 19 наст. изд.).

155
«Изгнанники» — В. Г. Чертков, высланный за границу, и П. И. Бирюков, высланный в Курляндскую губ.

156
Капуя — итальянский город, где, по преданию, войска Ганнибала, завоевавшие его, предавались чрезмерным удовольствиям. Толстой обозначал этим словом безделье, праздность.

157
Письмо Николаю II с протестом против того, что у сектантов-молокан насильно отнимали детей (ПСС, т. 70, № 81).

158
Имеется в виду решение уйти из Ясной Поляны. Оно не было тогда осуществлено.

159
Ездившие в Петербург крестьяне не сумели передать письмо Толстого царю и, напуганные чиновниками, уничтожили его.

160
М. Л. Толстая вышла замуж за Н. Л. Оболенского.

161
Подразумевается увлечение Т. Л. Толстой М. С. Сухотиным.

162
Имеется в виду гражданский брак племянницы Толстого В. С. Толстой с крестьянином В. Н. Васильевым.

163
Запись к драме «И свет во тьме светит».

164
Сюжет не был реализован.

165
Толстой прочитал заметку «Об относительности человеческого знания» («Новое время» от 19 июля 1897 г.), в которой излагалась речь английского физика Вильяма Крукса.

166
И. П. Новиков принес рукопись записок своего брата — М. П. Новикова, только что возвратившегося из ссылки. Он описывал издевательства, которым там подвергался.

167
Речь идет о трактате «Что такое искусство?».

168
Миссионерский съезд в Казани высказался за то, чтобы насильно отбирать детей у родителей-сектантов и содержать их в церковных приютах.

169
В связи с сообщениями о предполагаемом присуждении первой Нобелевской премии по литературе Толстому он написал письмо в шведскую газету «Stokholm Tagblat», в котором предложил присудить премию русским духоборам (см. ПСС, т. 70, № 175).

170
Хлопоты о возвращении насильно отнятых у молокан детей (примеч. 14) не увенчались успехом. Толстой снова написал письма Николаю II и приближенным к нему лицам (ПСС, т.

рукописях «Воскресения» звали невесту Нехлюдова (в окончательной редакции — Мисси Корчагина). 65 В письме от 12 октября Софья Андреевна просила Толстого уничтожить все резкие отзывы о ней в его Дневниках