Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910 гг.

70, № 166–169).

171
С. А. Толстая, испугавшись репрессий за резкую критику Толстым русского правительства в его письме о Нобелевской премии (примеч. 26), просила его смягчить обличения царизма и не «дразнить правительство». Письмо Толстого см.: ПСС, т. 84, № 687.

172
В. Ланглет переводил на шведский язык письмо Толстого о Нобелевской премии.

173
Письмо Толстого о Нобелевской премии было напечатано в газете «Stokholm Tagblat» в октябре 1897 года.

174
6 октября Толстой написал письмо в редакцию «С.-Петербургских ведомостей» по поводу насильственного отобрания детей у родителей-сектантов. Письмо было напечатано 15 октября.

175
Корректуры статьи Э. Карпентера «Современная наука» в переводе С. Л. Толстого. Предисловие Толстого см. в ПСС, т. 31.

176
Трактат «Что такое искусстводолжен был набираться для журнала «Вопросы философии и психологии», редактором которого был Н. Я. Грот.

177
См. примеч. 13 к Дн. 1894 года (т. 21 наст. изд.).

178
Речь идет о разрыве Д. А. Хилкова с его женой Ц. В. Винер.

179
Л. Л. Толстой предполагал построить на территории Ясной Поляны рудник для добычи якобы имеющегося там угля. Проект не был осуществлен.

180
Газеты сообщали о преследовании англичанами индийцев в Южной Африке.

181
Замысел осуществлен в рассказе «Фальшивый купон».

182
Издательство в Ружимберке (Венгрия), выпускавшее на словенском языке сочинения Толстого и других авторов.

183
В село Долгое, Крапивенского уезда, был в 1854 году свезен и продан яснополянский дом, в котором Толстой родился.

184
Толстой интересовался мнением художника Н. А. Касаткина о том, что он считает образцами истинного искусства.

185
«Отец Сергий». Работа над повестью продолжалась в 1898 году (см. т. 12 наст. изд.).

186
«Посмертные записки старца Федора Кузмича». К работе над рассказом Толстой возвратился в 1905 году (см. т. 14 наст. изд.).

187
Замысел не был осуществлен.

188
Этот сюжет был позднее положен в основу рассказа «Корней Васильев» (см. т. 14 наст. изд.).

189
См. примеч. 18 к Дн. 1895 года.

190
См. примеч. 19 к Дн. 1895 года.

191
Сюжет остался неиспользованным.

192
Драма «И свет во тьме светит» (см. т. 11 наст. изд.).

193
Замысел частично воплощен в повести «Фальшивый купон».

194
См. т. 12 наст. изд.

195
Замысел воплощен в рассказе «Божеское и человеческое» (см. т. 14 наст. изд.).

196
В журнале «Вопросы философии и психологии» (1897, кн. 5) были напечатаны первые пять глав трактата «Что такое искусство?». В. Г. Чертков был недоволен появлением трактата в России раньше, чем в Англии.

197
Телеграмма от В. Г. Черткова о начале печатания трактата «Что такое искусство?» в Англии.

198
Конец главы VII, где говорится о добре, красоте и истине как основах искусства.

199
Стихотворение крестьянина В. Д. Ляпунова «Пахарь» было, по рекомендации Толстого, напечатано в журнале «Русская мысль», 1898, № 1.

200
См. примеч. 49 к Дн. 1896 года.

201
23 апреля Толстой выехал в именье своего сына Ильи — Гриневку, Тульской губ., чтобы организовать столовые для голодающих крестьян.

202
Получив новые сообщения о начинающемся в стране голоде, Толстой опубликовал в «Русских ведомостях» (8 февраля) письмо с призывом о помощи нуждающимся (см. т. 19 наст. изд., № 328). В ответ он стал получать пожертвования в пользу голодающих крестьян.

203
Газета «Русские ведомости» была запрещена на два месяца «за сбор пожертвований в пользу духоборов и передачу их Толстому».

204
В дер. Лопашино и других упоминаемых ниже деревнях Чернского и Мценского уездов Толстой составлял списки нуждающихся крестьян и организовал для них столовые.

205
Статья В. Г. Черткова «Где брат твой?». Лондон, 1898.

206
См. примеч. 5 к Дн. 1897 года.

207
Статья «Голод или не голод?» (см. т. 17 наст. изд.).

208
Опасения С. А. Толстой были вызваны резким недовольством в правительственных сферах опубликованной за границей статьей Толстого «Голод или не голод?» и его деятельностью в помощь голодающим.

209
Жена Л. Л. Толстого Дора Федоровна родила сына — Льва.

210
Повесть «Отец Сергий», работа над которой была прервана в 1895 году.

211
Н. С. Лесков написал, с согласия Толстого, по мотивам его наброска «Мудрая девица» (сб. «Цветник», 1889), рассказ «Час воли божией». В 1903 году Толстой написал на эту тему рассказ «Три вопроса» (ПСС, т. 34).

212
Статья «Голод или не голод?» увидела свет в искаженном цензурой виде в газете «Русь», 1898, № 4 и 5 от 2 и 3 июля.

213
Местные власти запретили шести юношам-гимназистам раздавать крестьянам муку, купленную на собранные ими 100 рублей. Толстой с возмущением написал об этом в добавлении к статье «Голод или не голод?».

214
Повесть Л. Л. Толстого «Прелюдия Шопена», полемически направленная против «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толстого.

215
Итальянский издатель Моне просил Толстого ответить на анкету о войне и милитаризме.

216
Имеются в виду разногласия В. Г. Черткова с П. И. Бирюковым и П. А. Буланже в связи с предполагавшимся созданием в Англии издательства «Свободное слово».

217
Поль Адан. «Медь». Париж, 1896.

218
См. примеч. 16.

219
Это решение, принятое Толстым вопреки опубликованному им в 1891 году заявлению об отказе от гонорара за сочинения, написанные с 1881 года, было вызвано необходимостью получить средства для переселения преследуемых в России духоборов за границу. Решение было выполнено только для романа «Воскресение».

220
Переживания Толстого были вызваны намерением С. А. Толстой заехать на обратном пути из Киева к знакомым Масловым в имение Селище Орловской губ., где в то время гостил С. И. Танеев.

221
Сборник моральных сентенций на церковнославянском языке.

222
То есть умереть.

223
28 августа Толстому исполнилось 70 лет.

224
См. примеч. 23.

225
Имеются в виду отношения Т. Л. Толстой и М. С. Сухотина.

226
А. Л. Толстой женился на О. К. Дитерихс, сестре А. К. Чертковой.

227
В письме к главноначальствующему гражданской частью на Кавказе Г. С. Голицыну Толстой просил не чинить препятствий деятельности по переселению духоборов за границу (см. ПСС, т. 71, № 308).

228
Эти мысли вошли в «Воззвание», впоследствии переработанное в статьи «Где выход?» и «Неужели это так надо?».

229
В окончательном тексте «Воскресения» 129 глав.

230
См. дневниковую запись от 17 июля 1898 года и примеч. 24.

231
С. И. Танеев.

232
«Воскресение», ч. первая, гл. XVII.

233
Письмо М. П. Шалагинову с резким осуждением войны (ПСС, т. 72, № 15).

234
Ответ на просьбу группы шведских пацифистов высказаться о Гаагской мирной конференции. В процессе работы письмо было переработано в статью «По поводу конгресса о мире» (см. ПСС, т. 90).

235
Имеются в виду жестоко подавлявшиеся правительством студенческие волнения. Толстой глубоко сочувствовал студентам и откликнулся на их призыв о поддержке статьей «[Студенческое движение 1899 года]» (см. ПСС, т. 31).

236
Художник Эдуард Сине. За отказ по религиозным мотивам от военной службы он был отправлен в дисциплинарный батальон, откуда бежал.

237
Между Чертковым, руководившим заграничными изданиями «Воскресения», и издателем «Нивы» А. Ф. Марксом возникли недоразумения из-за того, что заграничные издания, печатавшие роман без цензурных изъятий, не успевали выходить одновременно с «Нивой».

238
Присылаемые на его имя пожертвования в пользу голодающих Толстой направлял А. С. Пругавину, руководившему организацией столовых в Самарской губ.

239
И. Г. Верус. «Сравнительный обзор четырех Евангелий». Лейпциг, 1897.

240
Имеется в виду последняя часть «Воскресения». Она была (в корректурах) коренным образом переработана. Вместо шести глав в окончательной редакции стало 28.

241
Речь идет о решении Т. Л. Толстой выйти замуж за М. С. Сухотина.

242
Альфред Б. Веструп. «Много денег». Нью-Йорк, 1899. Книга рассказывает овсесилии финансового капитала в США.

243
Речь идет о книге М. А. Энгельгардта «Прогресс, как эволюция жестокости». СПб., 1899.

244
Заключительные главы «Воскресения» были напечатаны в № 52 журнала «Нива».

245
Письмо об отношении к собственности (см. ПСС, т. 72, № 246).

246
«Рабство нашего времени» (ПСС, т. 34).

247
М. Л. Толстая и ее муж Н. Л. Оболенский переписывали Дневник для В. Г. Черткова, составляющего «Свод мыслей» Толстого.

248
С. Н. Толстой тяжело переживал неудачный брак своей младшей дочери — Варвары.

249
Вторжение войск США на Филиппины во время испано-американской войны. См. об этом статью Толстого «Две войны» (ПСС, т. 31).

250
Англо-бурская война 1899–1902 годов.

251
Е. В. Оболенская, которая навещала В. С. Толстую.

252
А. М. Горький посетил Толстого 13 января.

253
Толстой был в Московском Художественном театре на представлении пьесы Чехова «Дядя Ваня» 24 января. В. И. Немирович-Данченко писал в своих воспоминаниях: «Во время спектакля… мы исподтишка не спускали с него глаз. Решительно казалось нам, что спектакль вовлекал его в свою атмосферу, что внимание его было захвачено… в антрактах он ничего не хвалил… А по окончании сказал так: «Чего ему еще нужно (Астрову)? Тепло, играет гитара, славно трещит сверчок. А он сначала хотел взять чужую жену, теперь о чем-то мечтает…» (Немирович-Данченко Вл. Ив. Из прошлого. М. — Л., 1936, с. 357–358).

254
Драма «Живой труп» была задумана в 1897 году. Толстой интенсивно работал над пьесой в 1900 году, но она не была закончена. Опубликована после смерти Толстого в 1911 году.

255
В Москву приезжала бывшая горничная Гаша Трубецкая, с которой Толстой в юности находился в связи.

256
См. примеч. 1.

257
Статья «Патриотизм и правительство» (ПСС, т. 90).

258
Конференция мира, созванная по инициативе Николая II с целью отвлечь внимание мировой общественности от империалистической политики царизма.

259
Преследуемые властями сектанты из Карской области добивались разрешения на выезд из России.

260
Во Владикавказской тюрьме отбывали наказание пять молодых духоборов. Толстой хлопотал об облегчении их участи.

261
Делец из Лос-Анджелеса П. А. Дементьев (псевд. Тверской), заинтересованный в дешевой рабочей силе, пытался уговорить духоборов, поселившихся в Канаде, переехать в Калифорнию (США).

262
H. Н. Ге-сын.

263
«Для берегов отчизны дальной…» — стихотворение А. С. Пушкина. О большинстве произведений Пушкина Толстой отзывался с похвалой и восхищением.

264
Эпиграмма Лессинга «Злая жена».

265
Толстой читал труд В. Вундта «Основания психологии» (Лейпциг, 1896) и книгу X. Геффдинга «Очерки психологии, основанной на опыте» (М., 1896).

266
Т. Л. Толстая перенесла тяжелую операцию трепанации черепа.

267
Статью «Патриотизм и правительство» и «Рабство нашего времени».

268
Задуманный в 1877 году роман о крестьянах-переселенцах. К 1900 году мысль романа слилась с замыслом второй книги «Воскресения».

269
Работа над трактатом «Рабство нашего времени» продолжалась до конца июля 1900 года.

270
Два акта драмы «Живой труп».

271
Статья «Не убий» (см. ПСС, т. 34).

272
То есть желание уйти из Ясной Поляны.

273
Статья на эту тему не была написана.

274
С одобрения Толстого П. А. Буланже намеревался издавать журнал «Утро». Издание было запрещено правительством.

275
«И свет во тьме светит».

276
«Живой труп».

277
См. примеч. 5 к Дн. 1897 года.

278
А. М. Горький приехал в Ясную Поляну с редактором журнала «Жизнь» В. А. Поссе, желавшим получить для журнала драму «Живой труп». Толстой, не считая драму законченной, отказал ему. В. А. Поссе писал об этом посещении: «Горький в этот день был не в духе. Яснополянская обстановка ему не нравилась. Это чувствовал Лев Николаевич, которому, видимо, Горький нравился все больше и больше» (Поссе В. А. Мой жизненный путь. М.—Л., «Земля и фабрика», 1929, с. 188–189).

279
В. И. Немирович-Данченко просил драму «Живой труп» для постановки в Московском Художественном театре, но Толстой, предполагав еще работать над ней, отказал ему.

280
Остро обличительная статья «Не убий» была опубликована во многих странах. В связи с этим Толстой ожидал «посетителей» — жандармов.

281
Евангелики — приверженцы секты евангельских христиан в Европе и США.

282
Армия спасения — религиозно-филантропическая организация, созданная в Англии в 1878 году.

283
В связи с интервенцией восьми держав в Китае Толстой

70, № 166–169). 171 С. А. Толстая, испугавшись репрессий за резкую критику Толстым русского правительства в его письме о Нобелевской премии (примеч. 26), просила его смягчить обличения царизма и не