Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910 гг.

задумал написать воззвание к китайскому народу. Работа не была завершена. Черновые варианты воззвания см. в ПСС, т. 34.

284
Эта мысль легла позднее в основу статьи «Что такое религия и в чем сущность ее?» (ПСС, т. 35).

285
Составные части учения Конфуция.

286
Гостившая в Пирогове М. Л. Оболенская сообщила о новых неприятностях в семье С. Н. Толстого — неудачном браке его старшей дочери Веры Сергеевны.

287
См. примеч. 30.

288
Старинная песня «Зачем умчался на гибельный Капказ», возникшая в начале XIX века, во время войны с горцами.

289
Брошюра крестьянского писателя М. П. Новикова, позднее опубликованная под заглавием «Голос крестьянина». Лондон, «Свободное слово», 1904.

290
То есть драму «И свет во тьме светит».

291
Одиннадцать женщин — жены духоборов, уехавшие в Канаду, — решили вернуться в Россию и поселиться в Якутской области, где отбывали наказание их мужья. После обращения Толстого к Николаю II царское правительство удовлетворило их просьбу.

292
Председатель Московского окружного суда Н. В. Давыдов содействовал в передаче письма Толстого царю.

293
Полемическая книга Шопенгауэра, направленная против «послекантовских» философов — Фихте, Шеллинга, Гегеля и их последователей.

294
Толстой читал книгу Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», 11-е изд., 1899, и статью Е. Ферстер-Ницше «Как возник Заратустра».

295
Макс Мюллер. «Шесть систем индийской философии». М., 1901.

296
«Самодержавие и земство». Штутгарт, 1901. Записка министра финансов С. Ю. Витте (на имя Николая II), в которой он ратует за единение самодержавия с земством для спасения России от революционных потрясении.

297
В. Г. Чертков укорял Толстого за намерение сотрудничать в подцензурном журнале «Утро». В ответном письме от 18 января 1901 года Толстой писал: «Очень меня подкупало то, что это побуждало бы меня писать художественные вещи, которые я без этого не буду писать» (ПСС, т. 88, с. 219).

298
Письмо от 14–18 января крестьянину В. К. Заволокину (послано через М. Д. Серебрянникова), посвященное разъяснению этических принципов учения Толстого (см. ПСС, т. 73, № 5).

299
М. Л. Толстой женился на А. В. Глебовой.

300
Б. Н. Чичерин. «Наука и религия», 1901, 2-е изд. Книга была прислана Толстому автором.

301
Толстой прочитал изложение доклада С. Н. Булгакова на заседания комитета земледелия Московского общества сельского хозяйства (PB, 1901, № 37 от 6 февраля), в котором развивается мысль о необходимости приспособить русское земледелие к западноевропейскому рынку.

302
Воззвание «Царю и его помощникам» было написано в течение нескольких дней в середине марта (см. т. 17 наст. изд.).

303
25 февраля в газетах было опубликовано «Определение святейшего синода» об отлучении Толстого от церкви. Составленное К. П. Победоносцевым, оно имело целью дискредитировать Толстого в среде простого народа. Однако случилось обратное: в Москву и в Ясную Поляну устремился поток писем с выражением сочувствия писателю.

304
Новые студенческие волнения были вызваны тем, что около 200 студентов Киевского и Петербургского университетов были отданы в солдаты за участие в манифестациях.

305
«Программа» — статья «Чего желает прежде всего большинство людей русского народа». Позднее озаглавлена «Единственное средство». Она не была завершена.

306
«Ответ на определение синода от 20–22 февраля и на полученные мною по этому поводу письма» (т. 17 наст. изд.). «Ответ» многократно перерабатывался и был закончен лишь 4 апреля.

307
Группа литераторов (в их числе и М. Горький) выразила резкий протест против избиения демонстрантов на Казанской площади 4 марта 1901 года. На это последовало распоряжение о закрытии петербургского союза писателей. Толстой поправил и подписал составленный группой лиц адрес писателям в знак солидарности с ними (см. т. 20 наст. изд., № 26).

308
Толстой задумал написать «Солдатскую памятку» в противовес казенно-монархической памятке для солдат, изданной генералом М. И. Драгомировым в 1899 году (см. ПСС, т. 34).

309
Дюбуа-Десоль. Штрафные части французской армии. Париж, 1901.

310
Сотский в рассказе Чехова «По делам службы» («Книжки Недели», 1899, № 1).

311
Письмо от 15 мая с рекомендацией дополнить «программу» Толстого пунктом о свободе печати. Ответ Толстого см. ПСС, т. 88, № 626.

312
Ответ на письмо П. И. Бирюкова разросся в статью «О воспитании», которая не была закончена (ПСС, т. 38).

313
В начатом предисловии к роману В. Поленца «Büttnerbauer» («Крестьянин») Толстой намеревался упомянуть о творчестве художника Н. В. Орлова, автора картин «Переселенцы», «Недоимка» и др. В окончательный текст предисловия эти рассуждения не вошли.

314
Статья позднее озаглавлена «Единственное средство» (см. ПСС, т. 34).

315
«Солдатская памятка» и «Офицерская памятка» (см. ПСС, т. 34).

316
Письмо Николаю II о бедственном положении народа было написано в январе 1902 года.

317
Из книги «Избранные мысли Джона Рёскина». М., 1899, с. 7.

318
А. В. Олсуфьев.

319
Статья «Что такое религия и в чем сущность ее». Закончена в феврале 1902 года.

320
Присланные И. М. Трегубовым «Народные листки», изданные Д. А. Хилковым в Женеве.

321
Речь М. А. Стаховича на миссионерском съезде в Орле в защиту «свободы совести». Толстой откликнулся на эту речь статьей «О веротерпимости» (см. ПСС, т. 34).

322
А. М. Горький, находившийся на лечении в Крыму, и А. П. Чехов, живший в Ялте, часто бывали у Толстого.

323
Роман В. Поленца «Der Grabenhäger» («Землевладелец»). Берлин, 1899.

324
С декабря 1901 по май 1902 года болезнь Толстого протекала чрезвычайно тяжело. Несколько раз он находился при смерти.

325
Резко обличительное письмо Николаю II (см. т. 20 наст. изд., № 46). Письмо взялся передать царю великий князь Николай Михайлович, с которым Толстой познакомился в Крыму.

326
Джузеппе Мадзини. «Об обязанностях человека». М., 1902.

327
Избранные мысли Джона Рёскина, вып. 2. М., 1902.

328
Слова из народной песни.

329
Во время болезни Толстого близкие записывали под его диктовку отдельные мысли, которые он потом ввел в Дневник. Поэтому, вслед за записью от 5 мая, идут более ранние записи (до 6 октября).

330
К письму великому князю Николаю Михайловичу в ответ на его возражения против проекта «единого налога» Генри Джорджа (см. ПСС, т. 73, № 254).

331
Запись связана с широко отмечавшимся в стране 50-летием со дня смерти Гоголя и упоминаниями в связи с этой датой о знаменитом письме Белинского к Гоголю. Толстой имеет в виду религиозность Гоголя и атеизм Белинского. См. дневниковую запись 7 марта 1909 года и статью Толстого «О Гоголе» (т. 15 наст. изд.).

332
Имеется в виду повесть В. В. Вересаева «На повороте» («Мир божий», 1902, № 1–3).

333
Статью под таким заглавием Толстой задумал в связи с усилением революционного движения в стране (см. ПСС, т. 35).

334
27 апреля Толстой заболел брюшным тифом.

335
Л. А. Сулержицкий был арестован за участие в нелегальной перевозке газеты «Искра».

336
Бабиды (бабисты) — члены распространенной на Ближнем Востоке секты ислама.

337
Толстой послал статью В. Г. Черткову в Англию. Напечатана в издании «Свободного слова».

338
Возможно, оттиск статьи священника Иоанна И. Соловьева «Послание святейшего синода о графе Льве Толстом» (журнал «Вера и разум», 1901, № 4).

339
Обращение Толстого «К духовенству» было закончено в ноябре и напечатано в изд-ве «Свободное слово» (1903).

340
Статья не была написана.

341
Крестьянин А. Н. Агеев был осужден к бессрочной ссылке за непочтительные слова об иконах.

342
M. П. Новиков был арестован за подачу «Записки» о нуждах крестьянства.

343
В. Гюго. «Постскриптум моей жизни». Париж, 1901.

344
Драмы «И свет во тьме светит».

345
Толстой прочитал речь Д. С. Мережковского «О новом значения древней трагедии» («Новое время», 1902, № 9560 от 15 октября).

346
Легенда «Разрушение ада и восстановление его» (см. т. 12 наст. изд.).

347
Толстой имеет в виду книгу П. Н. Милюкова «Из истории русской интеллигенции». СПб., 1902.

348
По просьбе П. И. Бирюкова, составлявшего биографию Толстого, Толстой собирался писать автобиографические воспоминания.

349
В. А. Поссе в брошюре «Граф Л. Н. Толстой и рабочий народ» (Женева, 1903) подверг критике взгляды Толстого на рабочий вопрос, выраженные в статье «К рабочему народу».

350
Толстой читал главы из книги польского философа-идеалиста Генриха Нусбаума «Что я такое?», вышедшей в Варшаве в 1902 году (PB, 1903, 6 и 11 марта).

351
Сборник статей и речей Анатоля Франса «Социалистические воззрения» в 2-х томах. Париж, 1902.

352
Г. Тopo. «Философия естественной жизни», М., «Посредник», 1903.

353
Послесловие выросло в статью «К политическим деятелям» (см. ПСС, т. 35).

354
Письмо Э. Г. Линецкому по поводу еврейского погрома, учиненного черносотенцами при поддержке властей (ПСС, т. 74, № 130).

355
Толстой отредактировал и подписал телеграмму на имя кишиневского городского головы с решительным осуждением действий властей, попустительствовавших еврейскому погрому.

356
И. И. Мечников прислал Толстому свою книгу «Этюды о природе человека». Париж, 1903. Намерение написать о ней не было осуществлено.

357
Петербургская духовная консистория признала незаконным брак Ф. А. Страхова.

358
15-я глава повести, в которой содержится резкая характеристика Николая I.

359
Н. К. Шильдер. «Император Николай I, его жизнь и царствование». СПб., 1903.

360
Литературный сборник в пользу евреев, пострадавших от кишиневского погрома. В ответ на приглашение редактора сборника С. Н. Рабиновича (Шолом-Алейхема) Толстой согласился принять в нем участие.

361
Замысел лег в основу рассказа «После бала» (см. т. 14 наст. изд.).

362
Замысел не был осуществлен.

363
Толстой читал книгу П. Сабатье «Жизнь св. Франциска Ассизского». М., 1898. Упоминаемый им разговор Франциска Ассизского с братом Львом о радости позднее был включен Толстым в сборник «Круг чтения» (ПСС, т. 41).

364
Сказка «Ассирийский царь Асархадон» (см. т. 14 наст. изд.).

365
Имеются в виду избрание нового папы — Пия X и открытие мощей старца Серафима, причисленного к лику святых.

366
«Ассирийский царь Асархадон», «Три вопроса» и «Труд, смерть и болезнь». Они были напечатаны (в переводах на еврейский язык Шолом-Алейхема) в литературном сборнике «Гилф» («Помощь») в пользу жертв кишиневского погрома.

367
Одно из первоначальных заглавий рассказа «После бала».

368
«После бала».

369
Это замечание Толстого исходит из его убеждения, что в основе искусства должна лежать религиозно-нравственная мысль.

370
Толстой подразумевает чрезмерную, по его мнению, популярность молодого Горького. Об отношении Толстого к Горькому см. также дневниковую запись от 16 января 1900 года.

371
Статья, впоследствии озаглавленная «О Шекспире и о драме». Она была начата как предисловие к статье Э. Кросби «Шекспир и рабочий класс».

372
Б. Гегидзе. «В университете. Наброски студенческой жизни». СПб., 1903.

373
Предисловие к составленной В. Г. Чертковым и Ф. Хола биографии американского общественного деятеля В. Л. Гаррисона (см. ПСС, т. 36). Толстой высоко ценил его как борца за освобождение негров.

374
А. Л. Толстой оставил жену и двоих детей.

375
Статья, носившая первоначально заглавие «Камень главы угла», не была завершена. В 1905 году Толстой включил ее в статью «Единое на потребу».

376
Рассказ на этот сюжетМолитва») Толстой написал в 1905 году (см. ПСС, т. 41).

377
Легенда была впоследствии обработана для «Детского круга чтения» (см. «[Старик в церкви]», ПСС, т. 40).

378
Замысел был позднее воплощен в рассказе «Божеское и человеческое».

379
Последние два замысла не были осуществлены.

380
Список художественных сюжетов составлен Толстым, вероятно, 4 июля 1903 года. Об этом свидетельствует его запись в этот день в Дневнике: «Много задумываю писаний; очевидно неисполнимых». Позднее Толстой видоизменял как перечни своих замыслов, так и названия отдельных задуманных произведений.

381
Толстой исправлял сборник-календарь «Мысли мудрых людей на каждый день», изданный им в 1903 году, для издания нового календаря — «Круг чтения».

382
См. примеч. 24 к Дн. 1903 года.

383
См. примеч. 28 к Дн. 1903 года.

384
27 января 1904 года началась русско-японская война.

385
Имеется

задумал написать воззвание к китайскому народу. Работа не была завершена. Черновые варианты воззвания см. в ПСС, т. 34. 284 Эта мысль легла позднее в основу статьи «Что такое религия и