Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910 гг.

в виду остро обличительная, антивоенная статья «Одумайтесь!», которую Толстой начал 30 января 1904 года (см. ПСС, т. 36).

386
Толстой читал сборник изречений Георга Лихтенберга «Смешанные сочинения», т. I–IV. Геттинген, 1800–1802.

387
В статье «Одумайтесь!» каждой главе предшествуют эпиграфы из сочинений выдающихся мыслителей.

388
Эрнст Навиль. «Мен де Биран, его жизнь и мысли». Париж, 1874.

389
В двух письмах из Швейцарии И. Ф. Наживин неодобрительно отзывался о живущих там русских революционерах и толстовцах. Ответ Толстого см.: ПСС, т. 75, № 55.

390
К теме декабристов Толстой обращался дважды: в 1860 и 1877–1878 годах. Сохранилось начало широко задуманного романа (т. 3 наст. изд.). В 1904 году, в связи с чтением материалов о Николае I, Толстой вновь хотел взяться за эту тему, однако намерение не было осуществлено.

391
Рихард Вале. «Краткое истолкование этики Спинозы». Вена и Лейпциг, 1899.

392
А. А. Толстая умерла в Петербурге 21 марта 1904 года.

393
Статью «Одумайтесь!» Толстой отослал 8 мая В. Г. Черткову в Лондон для опубликования, но в последующие дни он снова ее дорабатывал.

394
Это письмо от матроса Е. С. Ивуса Толстой целиком включил в заключительную главу статьи «Одумайтесь!».

395
Вильям Бригс привез письмо с вопросами о том, кому будут предоставлены права на издание сочинений Толстого после его смерти.

396
К статье «О революции» (ПСС, т. 36).

397
А. Л. Толстая вместе с детьми М. С. Сухотина шла пешком из Кочетов в Ясную Поляну (140 верст).

398
Толстой читал в рукописи первый том своей биографии, составленной П. И. Бирюковым.

399
15 июня 1904 года Толстой написал обширное письмо Е. В. Молоствовой на тему, как поступать богатым людям, желающим жить по совести (ПСС, т. 75, № 169).

400
В «Русских ведомостях» от 20 июня 1904 года было опубликовано сообщение о напечатании в Англии статьи Толстого «Одумайтесь!», вызвавшей множество восторженных откликов.

401
Запись к повести «Хаджи-Мурат».

402
А. Е. Розен. «В ссылку. (Записки декабриста) 1825–1900». М., 1900.

403
В связи со статьей «Одумайтесь!» С. Д. Толь упрекала Толстого в «измене родине». Толстой ответил ей, что написал свою статью потому, что живет «среди того несчастного народа, который, живя в крайней нужде, отсылает своих кормильцев на непонятное, ненужное ему побоище» (ПСС, т. 75, с. 136–137).

404
Слепой крестьянин Я. И. Розов. Он переписывался с Толстым.

405
Замысел не был осуществлен.

406
Вероятно, статья «Новая жизнь». Написанный отрывок позднее вошел в статью «Единое на потребу». Последующие записи относятся к этому замыслу.

407
Т. Л. Толстая привезла известие о безнадежном состоянии С. Н. Толстого.

408
Толстой переводил из разных источников изречения мыслителей для своего нового «Круга чтения».

409
Ипполит Тэн. «Происхождение общественного строя современной Франции». СПб., 1880.

410
Американская писательница Люси А. Мэллори писала Толстому о его статье «Одумайтесь!»: «Ваше столь смелое слово и дело в пользу мира послужит к освобождению России…» (ГМТ).

411
С. Н. Толстой умер 23 августа.

412
«Из дневника Амиеля». М., 1894.

413
Т. Карлейль. «Загадка сфинкса». М., 1900.

414
Д. Мадзини. «Об обязанностях человека». М., 1902.

415
Сказка Ганса Христиана Андерсена «Пятеро из одного стручка».

416
«Свет во тьме» — новое название ранее задуманной статьи, носившей в Дневнике заглавия: «Камень главы угла», «Новая жизнь».

417
Толстой первоначально намеревался поместить в «Круг чтения» жития святых мучеников, но вскоре отказался от этой мысли.

418
Рукопись, подготовленная для издания в «Посреднике», — «Избранные мысли Канта» (вышла в 1906 г.).

419
Замысел не был осуществлен.

420
Притча о талантах изложена в Евангелии от Матфея.

421
Первая и вторая темы нашли свое воплощение в начатой вскоре статье «Единое на потребу», третья — в статье «Кто я?», позднее озаглавленной «Зеленая палочка».

422
Толстой переводил для «Круга чтения» изречения Паскаля из его книги «Pensées» («Мысли»). Париж, 1850.

423
Толстой выбрал из сочинений Баруха Спинозы девять выдержек для «Круга чтения».

424
См. примеч. 19.

425
Толстой имеет в виду свое обличительное письмо к Николаю II от 16 января 1902 года (см. примеч. 2 к Дн. 1902 г.). Оно было опубликовано в журнале «Свободное слово» (1904, декабрь, № 14). Свою «неделикатность» Толстой видел в том, что письмо было в свое время передано царю, как частное послание, а не предназначалось для печати.

426
Крепость Порт-Артур была 20 декабря сдана японцам.

427
В Ясной Поляне встречали Новый год дети Толстого с семьями.

428
То есть письма к Николаю II (см. примеч. 45 к Дн. 1904 г.).

429
См. примеч. 13 к Дн. 1897 года.

430
На запрос американской газеты «Thе North-American» (Филадельфия) о «значении, цели и вероятных последствиях земской агитации» Толстой ответил, что «истинное социальное улучшение» достигается не политической агитацией, а «только религиозным, нравственным совершенствованием всех отдельных личностей» (ПСС, т. 75, с. 182). Этот ответ вызвал в передовых кругах России решительный протест.

431
А. К. Черткова выражала сожаление по поводу телеграммы Толстого (см. примеч. 4).

432
М. К. Кипиани рассказал Толстому о народном движении против помещиков и властей в Гурии (Грузия). Толстого привлекло в этом движении то, что выступления крестьян носили на первых порах религиозный характер. Однако гурийское движение вскоре переросло в бурное восстание и было жестоко подавлено самодержавием.

433
Л. Л. Толстой по своей инициативе получил аудиенцию у Николая II и побуждал его созвать земский собор, но царь отверг его предложение.

434
Ф. А. Страхов взял на себя чтение корректур «Круга чтения».

435
Толстой называет людей, не содействовавших его успехам на военной службе.

436
Рассказ «Алеша Горшок» написан между 24 и 28 февраля (см. т. 14 наст. изд.).

437
Толстой перерабатывал краткие биографические очерки о жизни Паскаля и Ламенэ.

438
В речи «Гамлет и Дон-Кихот», произнесенной в 1860 году, Тургенев охарактеризовал эти типы как воплощение двух «противоположных особенностей человеческой природы»: Дон-Кихот — самоотверженности и веры в истину, Гамлет — эгоизма и безверия. Воплощением честности и самоотверженного служения людям Тургенев считал образ Горацио из «Гамлета» В. Шекспира.

439
Героиня рассказа А. П. Чехова «Душечка».

440
Толстой написал очерк о чешском мыслителе П. Хельчицком (см. ПСС, т. 42).

441
Рассказ на сюжет рассказа И. Л. Толстого «Одним подлецом меньше». Замысел остался неосуществленным.

442
Замыслы остались неосуществленными.

443
В ответ на письмо крестьянина М. Д. Суворова, спрашивавшего, «долго ль многонаселенные серые сермяги тащить будут перекувыркнутую телегу», Толстой написал статью, позднее озаглавленную «Истинная свобода» (ПСС, т. 90).

444
Лев Львович намеревался издавать газету, направленную против учения Толстого. Намерение не было осуществлено.

445
Письмо от И. Бутовича с упреками в том, что сочинения Толстого продаются очень дорого.

446
См. примеч. 41 к Дн. 1904 года.

447
«Избранные речи и статьи Генри Джорджа», пер. С. Д. Николаева. М., «Посредник», 1904.

448
Первоначальное название статьи «Великий грех» (ПСС, т. 36).

449
Рассказ «Молитва» (см. ПСС, т. 41).

450
Толстой имеет в виду мысль И. И. Мечникова о том, что борьба с вредными бактериями значительно понизит смертность людей.

451
14 мая 1905 года в бою при Цусиме были потоплены две русские эскадры. В ряде статей и писем Толстой с горечью коснулся этого события.

452
Крестьянин С. В. Фоканов был засыпан песком в глубокой яме, которую он рыл. Спасти его не удалось.

453
«Силоамская башня», «Силоамская купель» — первоначальные заглавия статьи «Конец века», над которой Толстой работал в течение 1905 года.

454
Об отношении Толстого к революции 1905 года см. статью-послесловие в т. 17 наст. изд. и в наст. томе.

455
Замысел остался неосуществленным.

456
Толстой на эти вопросы не ответил.

457
Sauvage — в переводе с французского: дикий.

458
Статья, именуемая здесь «учение», не была написана. Драма — «И свет во тьме светит».

459
В связи с задуманной повестью (см. примеч. 35) Толстой читал книгу Н. К. Шильдера «Император Александр Первый, его жизнь и царствование». СПб., 1904–1905.

460
Намерение не было осуществлено.

461
Легенда о старце Федоре Кузмиче, под именем которого якобы скрывался Александр I. Этот сюжет лег в основу повести «Посмертные записки старца Федора Кузмича».

462
Н. К. Шильдер. «Император Павел I». СПб., 1901.

463
Намерение написать о Герцене не было осуществлено, хотя Толстой всегда проявлял к нему большой интерес.

464
Статья получила заглавие «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу» (ПСС, т. 36); была запрещена в 1906 году.

465
См. примеч. 35.

466
Статья «Три неправды» осталась незавершенной (см. ПСС, т. 36).

467
Т. Л. Сухотина родила дочь Татьяну.

468
Общественные движения в России в первую половину XIX века, т. I. СПб., 1905.

469
В Москве в это время происходило декабрьское вооруженное восстание. 7 декабря началась всеобщая политическая забастовка, вследствие чего прекратилось движение и на Московско-Курской железной дороге.

470
См. «Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу».

471
Замысел не был осуществлен.

472
Учитель П. В. Великанов полемизировал с Толстым по вопросу о необходимости политической борьбы.

473
Об участнике Великой французской революции Жильбере Ромме Толстой прочитал в книге «Граф Павел Александрович Строганов. Историческое исследование эпохи императора Александра I», в 2-х томах. СПб., 1903.

474
См. примеч. 40 к Дн. 1905 года.

475
В 1906 году Толстой продолжал переработку сборника «Мысли мудрых людей» для нового издания.

476
Толстой отправил статью Н. В. Давыдову для опубликования в «Русской мысли» и В. Г. Черткову в Англию для «Свободного слова». В «Русской мысли» статья не была напечатана из-за цензурного запрета. В 1907 году вышла отдельной брошюрой (с сокращениями) в изд-ве «Свободное слово» (СПб.).

477
С. Максимов. «Сибирь и каторга». СПб., 1891. Сюжеты не были использованы Толстым.

478
Рассказ «Непоправимо», позднее названный «За что?» (см. т. 14 наст. изд.).

479
Д. Х[омяков]. «Самодержавие. Опыт схематического построения этого понятия». М., 1905. Толстой считал «прекрасной» мысль автора о том, что русский народ видит свое наивысшее благо в духовной жизни и поэтому равнодушен к «политическому благоустройству».

480
Японский писатель Кендзиро Токутоми (псевдоним — Токутоми Рока).

481
Запись на отдельном листке (т. 55, с. 374).

482
М. Ю. Ашенбреннер. «Шлиссельбургская тюрьма за 20 лет. Воспоминания». — «Былое», 1906, № 1.

483
Толстой имеет в виду книгу крестьянина Т. М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», в которой доказывается, что земледельческий труд является единственно нравственным.

484
Рассказ на эту тему не был написан.

485
См. «[Заметку к воззванию И. М. Трегубова]» — ПСС, т. 36.

486
Толстой прочел книгу К. Валишевского «Последняя из Романовых Елизавета» (Париж, 1902), где речь шла, в частности, об акте паломничества императрицы к Троице, что превратилось в смешной фарс.

487
Имеется в виду греческий миф об Антее, сила которого увеличивалась, когда он прикасался к земле.

488
В 1906 году М. Горький совершил поездку в США, чтобы разъяснить цели русской революции и собрать средства на ее нужды. Буржуазная печать обрушилась на него с клеветой и бранью.

489
См. примеч. 46 к Дн. 1905 года.

490
Об этом сообщалось в статье «Рабочие у Л. Н. Толстого. Рассказ рабочего» («Биржевые ведомости», 1906, 21 февраля).

491
Имеется в виду поэт и религиозный проповедник А. М. Добролюбов.

492
В беседе с корреспондентом «Нового времени» Ю. Д. Беляевым Толстой резко осудил деятельность Государственной думы и выразил удивление «деятельностью правительства относительно репрессий» («Новое время», 1906, 16 июня).

493
«Две липки» — поэма А. А. Фета, посвященная И. С. Тургеневу.

494
См. примеч. 3.

495
Замечания относятся к книге Д. И. Менделеева «К познанию России» (СПб., 1906), в которой он рассматривает увеличение народонаселения и технический прогресс как факторы, усиливающие могущество страны.

496
Предисловие к книге Генри Джорджа «Общественные задачи» (см. ПСС, т. 36).

497
Толстой вчерне закончил статью «Две дороги» («О значения русской революции»),

в виду остро обличительная, антивоенная статья «Одумайтесь!», которую Толстой начал 30 января 1904 года (см. ПСС, т. 36). 386 Толстой читал сборник изречений Георга Лихтенберга «Смешанные сочинения», т. I–IV. Геттинген,