Собрание сочинений в 22 томах. Том 22. Избранные дневники 1895-1910 гг.

и Италии» Л. Стерна. В 1851 и 1852 годах он переводил это произведение на русский язык.

815
«Беднота» — первоначальное заглавие очерка «Живущие и умирающие» (см. т. 14 наст. изд.).

816
См. примеч. 144 и 184 к Дн. 1909 года.

817
Кинооператор А. И. Дранков.

818
Имеется в виду спор между В. Г. Чертковым и А. А. Толстой об издании сборника «На каждый день».

819
Очерк «Подати». См. «Три дня в деревне».

820
Итальянский альманах «Coenobium-Rivista Internazionale dei liberi studi». Лугано, 1910, № 2.

821
Толстой читал в рукописи статью П. А. Буланже о Будде. В феврале он написал к ней предисловие, вместе с которым статья была издана отдельной брошюрой в «Посреднике».

822
Толстой читал второй том рассказов M. Горького (изд. «Знание», 1902).

823
«Круг чтения» полностью был издан редактором газеты «Одесский листок» В. В. Навроцким.

824
Толстой отбирал изречения для сборника-календаря «На каждый день» (см. ПСС, т. 43 и 44).

825
П. А. Буланже предложил Толстому план народного самоучителя.

826
П. Д. Долгоруков приезжал на открытие в одном из крестьянских домов «Народной библиотеки» в ознаменование восьмидесятилетия Толстого.

827
Начало работы над новым сборником изречений, впоследствии озаглавленным «Путь жизни» (см. ПСС, т. 45).

828
То есть чтение корректур февральского выпуска сборника «На каждый день».

829
Письмо студентки Е. М. Петуховой, в котором она спрашивала Толстого, не является ли переведение им собственности на жену и детей «компромиссом» с его учением (ГМТ).

830
В ряде газет появилась приписанная Толстому статья «Последний этап моей жизни». В действительности это был отрывок из Дневника Толстого 1899 года, напечатанный Чертковым в Лондоне, переведенный на французский язык и с грубыми искажениями смысла — снова на русский.

831
«Записки лакея» не были написаны (см. примеч. 142 к Дн. 1909 года).

832
Толстой перечитывал Достоевского, чтобы выбрать мысли для сборника «Путь жизни».

833
Свое предисловие к статье П. А. Буланже о Будде (см. примеч. 6) Толстой написал в форме письма к редактору журнала «Жизнь для всех» В. А. Поссе.

834
Студент Б. С. Манджос призывал Толстого: «Откажитесь от графства, раздайте имущество родным своим и бедным, останьтесь без копейки денег и нищим пробирайтесь из города в город» (ГМТ). Ответное письмо Толстого см. т. 20 наст. изд., № 256.

835
Толстой закончил составление плана тридцати книжек (разделов) своего будущего сборника изречений «Путь жизни».

836
К Толстому приходил скрывавшийся от властей революционер (фамилия его не установлена). Толстой собрал среди домашних сумму денег, необходимую ему, чтобы нелегально выехать за границу.

837
То есть о постановке в Париже новой пьесы Поля Бурже «Баррикада».

838
Письма по поводу 60-летия Т. Г. Масарика и об осуществлении в жизни заветов Петра Хельчицкого (ПСС, т. 81, № 144 и 146).

839
Толстой читал книгу английского поэта Дэвиса «Автобиография сверхбродяги» с предисловием Бернарда Шоу.

840
Толстой резко отрицательно относился к реакционно-мистическим взглядам Л. Шестова. По поводу «изречений» из его книги «Великие кануны» (1909) он сказал: «Неясно, нет мысли, декадентская философия, пустословие» (Булгаков, с. 162).

841
И. Байтц. «Се человек. Современный роман». Дрезден, 1909.

842
Толстой читал рукопись книги «Переписка Л. Н. Толстого с гр. А. А. Толстой» (издана в 1911 г.).

843
Толстой вспоминает следующий отрывок из своего письма к А. А. Толстой от 18–20 октября 1857 года: «Вечная тревога, труд, борьба, лишения — это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек».

844
С И. И. Горбуновым-Посадовым Толстой решил начать печатание книжек (выпусков) «Путь жизни» в изд-ве «Посредник».

845
Письмо японцу Киноскэ Сираиси об отношении к власти (см. ПСС, т. 81, № 205).

846
Письмо к И. И. Перперу с просьбой напечатать книгу Б. Фрейданка «Ужасы «христианской» цивилизации» (см. ПСС, т. 81, № 176).

847
В ответ на запрос учителя В. Ю. Шимановского, на какие нужды завещать имеющиеся у него 15 000 рублей, Толстой посоветовал употребить их на издание народного энциклопедического словаря. Письмо к Шимановскому см. т. 20 наст. изд., № 261.

848
Рама Дэва. «Свет правды». Лахор, 1906.

849
П. А. Сергеенко прислал Толстому тетрадь с афоризмами, собранными Н. С. Лесковым. Многие из них оказались принадлежащими Толстому.

850
И. А. Бодянский просил Толстого рекомендовать его статьи к печати. Ответ Толстого см. ПСС, т. 81, № 199.

851
См. примеч. 27 к Дн. 1908 года.

852
У одного из ссыльных были найдены полученные им от H. H. Гусева запрещенные произведения Толстого.

853
Толстой начал писать ответ фельдшерице Р. С. Лабковской на ее письмо об участившихся случаях самоубийств, особенно среди учащейся молодежи. Позднее переросло в статью «О безумии» (см. ПСС, т. 38).

854
По просьбе молодежи, жившей в доме В. Г. Черткова в Телятинках, Толстой задумал написать для домашних спектаклей две пьесы: комедию и драму.

855
Первая часть статьи В. Г. Короленко «Бытовое явление. Записки публициста о смертной казни» («Русское богатство», 1910, № 3).

856
Толстой написал о статье Короленко: «Ее надо перепечатать и распространять в миллионах экземпляров» (т. 20 наст. изд., с. 699).

857
29-30 марта в Ясной Поляне вторично гостил Томас Масарик.

858
Комедия, позднее озаглавленная «От ней все качества», осталась незавершенной (см. т. 11 наст. изд.).

859
Толстой просил уезжавшую в Петербург М. А. Рыдзевскую напомнить ее брату М. А. Стаховичу о хлопотах за находившегося в тюрьме Молочникова.

860
С. Т. Семенов. «Крестьянские рассказы», к которым Толстой в 1894 году написал предисловие.

861
Председатель комитета по созыву Второго всероссийского съезда писателей Г. К. Градовский просил Толстого высказать съезду «хотя единое приветливое слово» (ГМТ). В ответ Толстой пожелал съезду «наибольшего успеха» (т. 20 наст. изд., с. 702).

862
В связи с работой над комедией «От ней все качества» Толстой перечитывал пьесу «Плоды просвещения».

863
Бернард Шоу прислал Толстому свою новую пьесу «Разоблачение Бланке Познета», отметив ее сходство с пьесой «Власть тьмы». В ответном письме Толстой сообщил, что сюжет пьесы ему «вполне сочувственен», однако он не одобряет ее шутливо-иронический тон. «Вопросы о боге, о зле и добре слишком важны для того, чтобы говорить о них шутя» (т. 20 наст. изд., с. 707–708).

864
Английский буржуазный деятель Джон Истгэм направил Толстому приглашение участвовать в подготовке «Первого всеобщего конгресса рас». Поняв, что эта затея имеет целью поддержать колонизаторскую политику английского правительства, Толстой ответил отказом (см. ПСС, т. 81, № 289).

865
В статье «Страдает ли гр. Л. Н. Толстой» («Новое время», № 12 244 от 13 апреля) М. О. Меньшиков утверждал, что Толстой «страдает ненавистью к существующему во имя воображаемого» и что «ближайший предмет этой ненависти Россия…».

866
В Ясную Поляну приехали директор высшей школы в Киото Тацуки Харада и чиновник министерства путей сообщения Ходзё Мидзутаки.

867
Письмо от М. К. Ганди от 4 апреля (н. ст.) и его книга на английском языке «Самоуправление Индии». Иоганнесбург, 1901.

868
Подполковник в отставке Троцкий-Сенютович дважды приезжал в Ясную Поляну и упрекал Толстого за отступничество от православной веры.

869
Ганди прислал Толстому книгу Джозефа Ж. Доука «М. К. Ганди. Индийский патриот в Южной Африке». Лондон, 1909.

870
Леонид Андреев провел в Ясной Поляне два дня. Толстой беседовал с ним о его творчестве, высказал мнение о необходимости «сочинения пьес для кинематографа».

871
Предисловие к сборнику «Путь жизни».

872
Рассказ С. Т. Семенова «Обида» в сборнике «Крестьянские рассказы».

873
Толстой смотрел на Киевском шоссе автомобильные гонки Москва — Орел.

874
Толстой отвечал на письма учеников земской школы села Ключицы Нижегородской губ., «как надо жить на свете». Письмо не было завершено.

875
В сопровождении Д. П. Маковицкого и В. Ф. Булгакова Толстой приехал к Т. Л. Сухотиной в Кочеты, где находился до 20 мая.

876
Т. Масарик. «Самоубийство как социальное массовое явление современной цивилизации». Вена, 1881.

877
Слова из стихотворения А. А. Фета «Опять незримые усилья…».

878
См. примеч. 46. Письмо Толстого (вопреки его просьбе) было опубликовано не полностью, что исказило его смысл. Против этого протестовал Чертков (в письме от 3 мая в редакции газет «Речь» и «Утро России»). Градовский в письме («Новое время», № 12 267 от 8 мая) оправдывал свои действия.

879
Толстой читал переведенную на русский язык книгу немецкого богослова Отто Пфлейдерера «О религии и религиях».

880
В. В. Вересаев. «Записки врача»; С. Т. Семенов. «Крестьянские рассказы».

881
См. примеч. 39 и 43.

882
А. Ревилль. «Религии нецивилизованных народов».

883
Яснополянские крестьянки жаловались, что их задерживал черкес-караульный, когда они ходили в казенный лес через сад и усадьбу.

884
X. Вайнель. «Свободное христианство в мире». Тюбинген, 1909. Один из разделов был озаглавлен «Монистическая религия».

885
Р. Ю. Виппер. «Сумерки людей». — «Русское богатство», 1910, № 5.

886
В. Г. Чертков писал о желании артиста П. Н. Орленева побеседовать с Толстым о создании народного передвижного театра. Толстой согласился принять его.

887
Скульптор П. П. Трубецкой. В Ясной Поляне работал над портретом Толстого.

888
Толстой читал в журнале «Русское богатство» (1910, № 4 и 5) статью Н. С. Русанова «Чернышевский в Сибири. По неизданным письмам и семейному архиву». В связи с прочитанным он сказал: «У него много очень хороших, высоких в нравственном отношении мыслей… Но очень неприятна эта самоуверенность…» (Гольденвейзер, II, с. 71).

889
Ответ на письмо крестьянина Н. С. Чернова, сообщавшего о желании стать писателем и этим облегчить свою тяжелую жизнь (см. ПСС, т. 82, № 48).

890
Черкес-караульный задержал в лесу старого крестьянина, бывшего ученика Яснополянской школы П. В. Власова.

891
На эту тему написан в «Детской мудрости» диалог «Раскаяние». Позднее Толстой начал обрабатывать его в самостоятельный рассказ «Нечаянно», но не завершил его (см. т. 14 наст. изд.).

892
Толстой в третий раз написал письмо в газеты о том, что не может удовлетворить многочисленные просьбы о материальной помощи. Письмо не было отослано.

893
Фельпе Мирон X. «Жизнь и учение аббата Эфенди. Исследование религии бабистов и бехаистов…». Нью-Йорк и Лондон, 1903.

894
В селе Любучаны находились выздоравливающие больные из расположенной в Мещерском психиатрической больницы.

895
Чешский педагог Карл Велеминский.

896
16 июня Толстой посетил Мещерскую, а 19 июня Троицкую психиатрические больницы. Свои впечатления он изложил в статье «О безумии».

897
Толстой читал «Яму» Куприна, но «не мог дочитать, бросил»: «Так гадко! Главное, лишне» (Булгаков, с. 259). Он также прочитал рассказ «Корь».

898
Описка: не в Белград, а в Софию. См. письмо «Славянскому съезду в Софии» (ПСС, т. 38).

899
Толстой посетил кинематографический сеанс, который устраивался для больных.

900
Рассказ «Нечаянно», вначале предполагавшийся для «Детской мудрости» (см. примеч. 76).

901
Рассказ «Благодарная почва. Из дневника» (см. т. 14 наст. изд.).

902
Телеграмма от С. А. Толстой, которая неодобрительно относилась к пребыванию Толстого у В. Г. Черткова.

903
Толстые ездили в Никольское-Вяземское на день рождения С. Л. Толстого.

904
Статья Толстого, изданная во Франции.

905
3 июля сгорел дом М. А. Шмидт в Овсянникове.

906
Пьер Милль. «Подстреленная лань» (из книги рассказов, присланной автором).

907
Приехавший из Франции Шарль Саломон привез книгу Андре Жида «Возвращение блудного сына».

908
В письме к Софье Андреевне Толстой, чтобы успокоить ее, согласился забрать у Черткова ранее переданные ему Дневники, не видеться с ним, не разрешать ему фотографировать себя (т. 20 наст. изд., № 287).

909
От В. Г. Черткова.

910
С поручением от американского общественного деятеля Вильяма Брайана в Ясную Поляну из США прибыл публицист Мэтью Геринг.

911
Толстой сделал добавление к своему докладу, приготовленному для конгресса мира

и Италии» Л. Стерна. В 1851 и 1852 годах он переводил это произведение на русский язык. 815 «Беднота» — первоначальное заглавие очерка «Живущие и умирающие» (см. т. 14 наст. изд.).