Скачать:TXTPDF
В чем моя вера?

одного за другим людей от массы, связанной между собою сцеплением обмана.

И вот уже 1800 лет делается это дело.

С тех пор, как заповеди Христа поставлены перед человечеством, началась эта работа, и не кончится она до тех пор, пока не будет исполнено все, как и сказал это Христос (Матф., V, 18).

Церковь, составлявшаяся из тех, которые думали соединить людей воедино тем, что они с заклинаниями утверждали про себя, что они в истине, давно уже умерла. Но церковь, составленная из людей не обещаниями, не помазанием, а делами истины и блага, соединенными воедино, — эта церковь всегда жила и будет жить. Церковь эта как прежде, так и теперь составляется не из людей, взывающих: Господи, Господи! и творящих беззаконие (Матф., VII, 21, 22), но из людей, слушающих слова сии и исполняющих их.

Люди этой церкви знают, что жизнь их есть благо, если они не нарушают единства сына человеческого, и что благо это нарушается только неисполнением заповедей Христа. И потому люди этой церкви не могут не исполнять этих заповедей и не учить других исполнению их.

Мало ли, много ли теперь таких людей, но это — та церковь, которую ничто не может одолеть, и та, к которой присоединятся все люди.

Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Луки, XII, 32).

Москва

22 января 1884 г.

В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В дневнике 11 февраля записано: «Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, -и оттого легкомысленно и незначительно». В дневнике и в записной книжке за февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана, касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале января 1902 г.

«Определение святейшего синода» об отлучении Толстого от церкви появилось в «Церковных ведомостях» 24 февраля 1901 г., а на другой день почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах. «Святейший синод» рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого, унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников, особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее. Прежде всего потому, что личная анафема, т.е. упоминание имен грешников, была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый «увещательными» письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды на религию и официальную церковь.

Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) — друг и единомышленник Толстого, издатель его сочинений, организатор издательства «Посредник»(1884-1935), издавал вместе с П.И.Бирюковым газету «Свободное слово»(Лондон, 1901-1905), сб. «Листки «Свободного слова»(1892-1902), редактор полн. собр. соч. Л.Н.Толстого в 90 тт.

Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л., «Художественная литература», Ленинградское отделение, 1991.

[Толстой Л.Н. ПСС: В 90 т. М., 1957. Т. 23. С. 304-465.]

{13.1.-15.2.98 г.}

1 «очаровательного учителя» (фр.). — Ред.

1 Мало этого, как бы для того, чтобы уж не было никакого сомнения о том, про какой закон он говорит, он тотчас же в связи с этим приводит пример, самый резкий пример отрицания закона Моисеева — законом вечным, тем, из которого не может выпасть ни одна черточка; он, приводя самое резкое противоречие закону Моисея, которое есть в Евангелии, говорит (Луки, XVI, 18): «всякий, кто отпускает жену и женится на другой, прелюбодействует», то есть в писанном законе позволено разводиться, а по вечному — это грех.

* Курсив Толстого. — Ред.

* Курсив Толстого. — Ред.

1 Во всех церковных переводах в этом месте сделан умышленно ложный перевод: вместо слов в вас, (( ъ(о(, везде, где встречаются эти слова, стоит: с вами.

2 Марк Аврелий говорит: «Почитай то, что могущественнее всего в мире, то, что пользуется всем и всем управляет. Почитай тоже то, что могущественно в тебе. Оно подобно первому, потому что оно пользуется тем, что есть в тебе, управляет твоей жизнью».

Эпиктет говорит: «Бог посеял семя свое не только в моего отца и деда, но и во все существа, живущие на земле, в особенности в разумные, потому что они одни входят в сношения с Богом через разум, которым они соединены с ним».

В книге Конфуция сказано: «Закон великой науки в том, чтобы развивать и восстановлять начало света разума, которое мы получили с неба». Это положение повторяется несколько раз и служит основой учения Конфуция.

1 Слова эти неверно переведены: слово сlic(a — возраст, время жизни. И потому все выражение значит: не можете прибавить часу жизни.

1 Dу(a, как и во многих местах, совершенно неправильно переводится словом: слава. Dу(a от doc(w значит воззрение, суждение, учение.

1 Суд — cr(siz— значит не суд, а разделение.

1 верю, потому что нелепо (лат.). — Ред.

1 Луки, IV, 1, 2: Христос отведен в пустыню обманом, чтобы там быть искушаемым. Матф., IV, 3, 4: Обман говорит Христу, что он не сын Бога, если не может из камней сделать хлебы. Христос говорит: я могу жить без хлеба. Я жив тем, что вдунуто в меня Богом. Тогда обман говорит: если ты жив тем, что вдунуто в тебя Богом, то бросься с высоты, ты убьешь плоть, но дух, вдунутый в тебя Богом, не погибнет. Христос отвечает: жизнь моя во плоти есть воля Бога. Убить свою плоть значит идти против воли Бога — искушать Бога. Матф., IV, 8-11: Тогда обман говорит: если так, то и служи плоти, как все люди, и плоть вознаградит тебя. Христос отвечает: я бессилен над плотью, жизнь моя в духе, но уничтожить плоть я не могу, потому что дух вложен в мою плоть волею Бога, и потому, живя во плоти, я могу служить только Отцу своему, Богу. И Христос идет из пустыни в мир.

1 Очень удивительно то оправдание такой жизни, которое часто слышишь от родителей. «Мне ничего не нужно, — говорит родитель, — мне жизнь эта тяжела, но, любя детей, я делаю это для них». То есть я несомненно опытом знаю, что наша жизнь несчастлива, и потому… я воспитываю детей так, чтобы они были так же несчастливы, как и я. И для этого я по своей любви к ним привожу их в полный физических и нравственных зараз город, отдаю их в руки чужих людей, имеющих в воспитании одну корыстную цель, и физически, и нравственно, и умственно старательно порчу своих детей. И это-то рассуждение должно служить оправданием неразумной жизни самих родителей!

Комментарии к «В чем моя вера

КОММЕНТАРИИ

Условные сокращения

ПСС — Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М., 1928-1958.

В чем моя вера? Трактат был впервые опубликован отдельным изданием в 1884 г., в Москве. Но в свет книга не вышла: на нее был наложен цензурный запрет. Так же, как и «Исповедь», трактат получил широкое распространение в рукописных, гектографированных копиях.

Первые полные издания трактата на русском языке появились за границей: в Женеве, без указания года; там же в 1888, 1892 и в 1900 гг.; в Берлине в 1902 г. В России трактат был полностью опубликован лишь в 1906 г. в журнале «Всемирный вестник» (No 2).

В тексте трактата сохраняется толстовская система отсылок к Евангелию; толстовский перевод с греческого части извлечений из Евангелия специально не оговаривается.

Пять лет тому назад я поверил в учение Христа… — См. «Исповедь» и примечания к этому трактату.

Догматика — сокращенное обозначение догматического богословия; систематическое изложение всей совокупности христианских догматов.

Гомилетика — наука об искусстве проповеди.

Патристикатермин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин отцов и учителей церкви -христианских мыслителей II и последующих веков.

Литургика — наука о богослужении христианской церкви; по своему предмету принадлежит к области практического богословия; наименование получила от одной из церковных служб — литургии.

Герменевтикаискусство и теория истолкования текстов; у христианских писателей — искусство толкования Библии.

Апология — защитительная речь, защитительное письмо или сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица. Апологетиканаука о защите христианской религии. Авторы сочинений, защищающих христианство, назывались апологетами.

обращаться за разъяснениями… к Павлу… — Павел — в христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и миссионерско-богословских заслуг почитаемый, наряду с Петром, как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной». Ему приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый Завет. Проповедь Павлом христианства нередко встречалась враждебно: его избивали палками, бросали в темницу; предание относит его смерть ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65 г.); он был казнен в Риме.

Климент — речь идет о Клименте Александрийском (ок. 150 — ок. 217) -знаменитом христианском ученом первых веков.

Златоуст — Иоанн Златоуст (347-407) — один из отцов Восточной церкви, с 397 по 404 гг. — архиепископ Константинопольский. См. также: Экземплярский В.И. Гр. Л.Н.Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взглядах на жизненное значение заповедей Христовых // О религии Толстого. Сборник второй. М., 1912. С. 76-113.

…разбойник на кресте поверил в Христа… — См. Евангелие от Луки, 15: 7, 10-32; 23: 39-43. Этот евангельский мотив устойчив в толстовском обосновании движения от существующего к должному. См., например, в трактате «Царство Божие внутри вас»: «Жизнь по учению Христа есть движение к Божескому совершенству… Увеличение жизни, по этому учению, есть только ускорение движения к совершенству. И потому движение к совершенству мытаря Закхея, блудницы, разбойника на кресте составляют высшую степень жизни, чем неподвижная праведность фарисея Исполнение учения — в движении от себя к Богу» (ППС. Т.28. С.79).

…душевное состояние отчаяния и ужас перед жизнью и смертью… -Первый мучительный приступ тоски был пережит Толстым вскоре после окончания «Войны и мира», в сентябре 1869 г., по дороге в Пензенскую губернию и описан впоследствии в рассказе «Записки сумасшедшего» (1884-1886). Мотивы «Исповеди» ясно ощутимы в дневнике Толстого 1870-х гг. Так, к февралю 1874 г. относится следующая дневниковая запись: «Проживя под 50 лет, я убедился, что земная жизнь ничего не дает, и тот умный человек, который вглядится в

Скачать:TXTPDF

В чем моя вера Толстой читать, В чем моя вера Толстой читать бесплатно, В чем моя вера Толстой читать онлайн