земную жизнь серьезно, труды, страх, упреки, борьба — зачем? — ради сумасшествия, тот сейчас застрелится, и Гартман и Шопенгауэр прав. Но Шопенгауэр давал чувствовать, что есть что-то, отчего он не застрелился. Вот это что-то есть задача моей книги. Чем мы живем?» (ППС. Т.48. С.347). Психологически этапным в движении к «Исповеди» является письмо Толстого к Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г., где стягиваются в единый узел ряд важнейших проблем будущего «Вступления к ненапечатанному сочинению»: «Я вам посылаю то, что я написал вроде предисловия к задуманному мною философскому сочинению. Вы увидите из этого, что из 3-х вопросов Канта [1. Что могу я знать? 2. Что должен я делать? 3. На что я имею право надеяться? — в «Критике чистого разума». — ред.] меня занимает только, и с детства занимал, один последний вопрос — на что мы можем надеяться? Для всякого мыслящего человека все три вопроса нераздельно связаны в один — что такое моя жизнь, что я такое? Но каждому человеку инстинкт предчувствия, опыт ума — что хотите — указывает на то, какой из этих трех замков этих дверей легче отпирается, для какого у него есть ключ, или, может быть, к какой из дверей он приткнут жизнью; но несомненно то, что достаточно отворить одну из дверей, чтобы проникнуть в то, что заключается за всеми Я знаю, что это очень дерзко и может показаться странным и легкомысленным — отвечать на такой вопрос на 2-х почтовых листиках бумаги, но я имею причины, по которым считаю, что не только могу, но должен это сделать. И сделал бы это, если бы я писал не письмо вам, близкому человеку, но если бы я писал свою profession de foi, зная, что меня слушает все человечество. Вот какие это причины…» (Там же. Т.62. С.219-220). Мотивы «Исповеди» внутренне организуют и ряд философских набросков Толстого середины 1870-х гг. — «О будущей жизни вне времени и пространства» (1875), «О душе и жизни ее…» (1875), «О значении христианской религии» (1875-1876), «Определение религии — веры» (1875-1876), «Христианский катехизис» (1877).
…два большие сочинения… с объяснениями… — Имеются в виду религиозно-философский трактат «Исследование догматического богословия» (1879-1880, 1884) и работа «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-1881). В первой редакции «Заключения» к «Исповеди» (1882) Толстой писал: «Это было написано мною три года тому назад. После этого я написал исследование догматического христианского богословия и изложение христианского учения, как я его понимаю. Эти части ненапечатанного сочинения, если они кому-нибудь нужны, будут напечатаны когда-нибудь, когда это будет возможно» (Государственный музей Л.Н.Толстого. А II. Оп. 10. С.1). «Исследование догматического богословия» было впервые опубликовано под заглавием «Критика догматического богословия» М.К.Элпидиным в Женеве: первая часть в 1891 г., вторая — в 1896 г. В России этот трактат вышел лишь в 1908 г. Книга «Соединение и перевод четырех Евангелий» была издана впервые также Элпидиным в Женеве: первый том — в 1892 г., второй — в 1893 г., третий -в 1894 г. (издание вышло со множеством опечаток). В России эта книга (без последней, заключительной главы) была опубликована лишь в 1906 г. в приложении к журналу «Всемирный вестник». В том же году книга была полностью издана Е.В.Герциком.
Работа эта продолжается… дополняю то, что сделано. — Результатом этой работы явился ряд религиозно-философских статей и трактатов («О жизни» (1886-1887), «Царство Божие внутри вас» (1890-1893), «Религия и нравственность» (1893), «Христианское учение» (1894-1896), «Что такое религия и в чем сущность ее?» (1901-1902), «Учение Христа, изложенное для детей» (1907-1908), «Не могу молчать» (1908), «Сущность христианского учения» (1896, 1908), «Единая заповедь» (1909) и др.).
…всегда выделялась для меня Нагорная проповедь. — Нагорная проповедь — проповедь Христа (см.: Евангелие от Матфея, 5-7). Останавливаясь на своем понимании философского, нравственного и социального значения заповедей Нагорной проповеди, Толстой подчеркивал в трактате «Царство Божие внутри вас»: «1800 лет тому назад среди языческого римского мира явилось странное, не похожее ни на какое из прежних, новое учение, приписывавшееся человеку Христу. Новое учение это было совершенно новое как по форме, так и по содержанию, и для еврейского мира, среди которого оно возникло, и в особенности для того римского мира, среди которого оно проповедовалось и распространялось Вместо всяких правил прежних исповеданий, учение это выставляло только образец внутреннего совершенства, истины и любви в лице Христа и последствия этого внутреннего совершенства, достигаемого людьми, -внешнего совершенства, предсказанного пророками, — Царства Божия, при котором все люди разучатся враждовать, будут все научены Богом и соединены любовью и лев будет лежать с ягненком Доказательств учения не выставлялось никаких, кроме истины, кроме соответствия учения с истиной. Все учение состояло в познании истины и следовании ей, в большем и большем постигновении истины и большем и большем приближении к ней в делах жизни. Нет по этому учению поступков, которые бы могли оправдать человека, сделать его праведным, есть только влекущий к себе сердца образец истины для внутреннего совершенства в лице Христа, а для внешнего — в осуществлении Царства Божия. Исполнение учения — только в движении по указанному пути, в приближении к совершенству внутреннему — подражания Христу, и внешнему -установления Царства Божия. Большее или меньшее благо человека зависит, по этому учению, не от той степени совершенства, до которого он достигает, а от большего или меньшего ускорения движения» (ПСС. Т.28. С.40-41). См. также главу «Нагорная проповедь» в работе «Соединение и перевод четырех Евангелий» (ПСС. Т.24. С.197-284).
…если не примете меня, как дети, не войдете в Царствие Божие… -См.: Евангелие от Марка (10: 14, 15).
…И кто ударит тебя в правую щеку… подставь левую… — См.: Евангелие от Матфея, 5: 39; от Луки, 6: 29.
Ученикам Христос говорит: будьте нищие… страдания и смерть. — См.: Евангелие от Матфея, 5: 3-11.
…отгоняет от себя Петра… — По навозаветному преданию, Петр пытался оказать вооруженное сопротивление пособникам иудейских старшин, которых привел Иуда Искариот: отсекает мечом ухо рабу первосвященника. Но Христос останавливает Петра и исцеляет раба (см.: Евангелие от Матфея, 26: 47-56; от Марка, 14: 47-49; от Луки, 22: 47-53; от Иоанна, 18: 2-12). Ср. в трактате «Царство Божие внутри вас»: «Петр защищал не себя, но своего любимого и божественного учителя. И Христос прямо запретил ему это, сказав, что поднявший меч от меча погибнет» (ПСС. Т.28. С.29).
Все первые ученики Его… не воздают злом за зло. — Имеются в виду двенадцать апостолов — в христианских преданиях ближайшие ученики Христа, составившие ядро христианской общины; имена их см. в синоптических Евангелиях (от Матфея, 10: 2-4; от Марка, 3: 16-19; от Луки, 6: 14-16) и в Деяниях апостолов (1: 13).
…кто исполнит и научит так, тот б(льшим наречется… те получают жизнь… — См.: Евангелие от Матфея, 5: 19.
…непременно исполняйте… в Царство Божие… — См.: Евангелие от Матфея, 5: 20.
Иоанн, его Евангелист, сказал: заповеди Его не тяжки… — цитата из Первого Соборного послания Иоанна (5: 3).
…все построено было на законе… зуб за зуб. — См.: Исход, 21: 24; Евангелие от Матфея, 5: 38. Толкование заповеди «не противься злу злом» Толстой сопровождает в работе «Соединение и перевод четырех Евангелий» следующим примечанием: «…Христос говорил: Вам сказано «око за око» и т.д. Приводя слова «око за око и зуб за зуб», относящиеся к поврежденной женщине, Иисус, очевидно, говорит не об одном этом случае, но вообще о суде и наказаниях Он говорит о старинных средствах защиты от зла и вслед за тем говорит: «А я говорю: не боритесь со злом, или правильнее — не защищайся от зла этим путем, а делай обратное» и показывает, какие это обратные действия» (ПСС. Т.24. С.237-238).
Церковные учители… светские учители… — Ср. развернутый ответ Толстого «духовным» и «светским» оппонентам в трактате «Царство Божие внутри вас» (ПСС. Т.28. С.25-39).
Положение о непротивлении… есть точно ключ, отпирающий все… -Подробное обоснование этой мысли см. в трактате «Царство Божие внутри вас» (ПСС. Т.28).
Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. — Речь идет о московском раввине С.А.Миноре (Залкинде) (1826-1900).
…это есть в Талмуде… — Талмуд (евр. — учение, изъяснение) -основной памятник раввинской письменности, содержащий кроме религиозно-правовых норм все созданное еврейскими учеными в области теософии, этики, поэзии, истории, экзегетики, естествознания, математики и медицины приблизительно от 300 г. до н.э. до 500 г. н.э.
Самуил — в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей Израилевых». Считается автором «Книги судеб» и «Книги Руфи», а также Первой и Второй Книг Царств. См. также: Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // О религии Толстого. Сборник второй. М., 1912. С. 172-195.
…и кто накормит голодного?… — См.: Евангелие от Луки, 15: 13-23, 32.
…может быть плохо… гонимым и плачущим… — См.: Евангелие от Матфея, 5: 11.
Я буду смеяться и веселиться… — См.: Евангелие от Луки, 17: 27-28.
…при встрече с моими приятелями, прокурорами, судьями… — Из представителей судебного мира в период работы над трактатом «В чем моя вера?» Толстой был близок с А.М.Кузьминским (1843-1917) (мужем Т.А.Кузьминской — сестры С.А.Толстой), занимавшим в то время должность прокурора в Кутаиси, а затем — в Тифлисе, и Н.В.Давыдовым (1848-1920), в то время — прокурором Тульского окружного суда.
…Христос… сталкивался… с судами Ирода, синедриона и первосвященников. — Имеются в виду Ирод Великий, в чье царствование родился Христос и по чьему приказу было совершено в Вифлееме избиение младенцев, и Ирод Антипа, правитель Галилеи. Синедрион — или Великий совет — Высший суд у евреев во главе с председательствующим первосвященником.
При исполнении приговора суда над блудницей… Ученик станет такой же, как учитель. — См.: Евангелие от Матфея, 15: 14, 23: 16; от Марка, 8: 18; от Иоанна, 8: 3-11, 9: 39-41, 12: 40.
…указав притчей о спице… — Имеется в виду, по-видимому, следующее суждение Христа из Нагорной проповеди: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?…» (Евангелие от Матфея, 7: 3-5; от Луки, 6:41-42).
…И если кто хочет высудить у тебя рубаху, отдай и кафтан. — См.: Евангелие от Матфея, 5: 40; от Луки, 6: 29.
Апостол Иаков — один из двенадцати апостолов; автор Соборного послания в Новом Завете; по преданию, он слышал проповедь Иоанна Крестителя в пустыне и был одним из первых призван Христом к апостольству.
Афинагор Афинский (II в.) — философ, церковный писатель.
Ориген (ок. 185-254) — знаменитый христианский богослов и философ, толкователь Священного писания. См. также примеч.