nouvelle avec introduction et commentaires» (1875-1881). В работе «Соединение и перевод четырех Евангелий» Тостой пользуется этим трудом при расположении материала, но в то же время, часто цитируя, критикует объяснения евангельских текстов, даваемые Рейсом -представителем Тюбингенской школы богословов.
…Иоанна Грозного… — Церковь порицала разводы московских великих князей, хотя вынуждена была давать на них согласие (например, развод Василия III с Соломонидой Сабуровой). Что касается Ивана Васильевича Грозного -перед его четвертым браком церковь публично выразила порицание царю (поскольку больше трех браков православным мирянам не разрешалось), однако склонилась перед тираном.
…на слова первосвященника… отвечал: ты сказал… — См.: Евангелие от Матфея, 26: 63-64.
Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) — греческий философ-стоик. Осмысление Толстым нравственного учения стоиков происходит преимущественно в 80-е годы. Характерно его признание в письме к Н.Н.Ге (декабрь 1886 г.): «Эпиктет не мешает Христу, но не заменяет Христа. Только через Христа и поймешь Эпиктета. Со мной это так было. Я читал Эпиктета и ничего не нашел. А после Христа понял всю его, Эпиктета, глубину и силу» (ПСС. Т.63. С.427-428). В издательстве «Посредник» вышла книга: «Римский мудрец Эпиктет. Его жизнь и учение» (М., 1889).
Сенека Луций Анней (ок. 5 до н.э. — 65 н.э.) — римский философ, писатель и государственный деятель, автор книги «Нравственные письма к Луцилию», хорошо известной Толстому.
…в законах Ману… — Законы Ману — известные в индийской литературе под именем Менаведкармашастра (законник Ману) — скорее собрание обычаев и верований, чем систематический кодекс, построенный по известному плану. Индийское предание относит их к первому прародителю человечества.
«Само собой разумеется… возлагается на начальство»… — цитата из 1-го трехтомного труда архимандрита Михаила «Толкование Евангелия» (М., 1870).
Мытари — то есть сборщики податей.
…притчей о самарянине. — См.: Евангелие от Луки, 10: 25-37.
Вот что говорит, например, Ориген в своем ответе Цельзию (глава 63). -Цельс (II в.) — философ-эклектик, эпикуреец, автор работы «Истинное слово» («Sermo verus»), написанной около 150 г. Нападая на основы христианства, пытался доказать опасность христианского общества для всех общественных и политических учреждений. Ориген написал восемь книг «Против Цельза» («Contra Celsum»). См.: Лебедев Н. Сочинение Оригена против Цельза. М., 1878.
…один крестьянин… от военной службы. — Речь идет об Иване Васильевиче Сютаеве (ум. 1928), который за отказ от военной службы просидел несколько лет в разных тюрьмах, в том числе и в Шлессельбургской крепости.
…Христос придет в свой срок… независимо от нашей жизни. — В Евангелии и Апокалипсисе говорится о грядущем пришествии Христа, втором пришествии (см.: Евангелие от Матфея, 24: 30; откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3).
Иоанн Креститель… говорит, что приблизилось Царство Бога… — См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 11.
…Христос предвидит соблазны мира… — См.: Евангелие от Матфея, 18: 6, 7; главы «Соблазн», «Борьба с соблазном» в «Соединении и переводе четырех Евангелий» (см.: ПСС. Т.24. С.571-649); трактат «Христианское учение» (1894-1896).
Перекуют люди мечи на орала и копья на серпы. — См.: Книга пророка Исаии, 2: 4.
Я в темноте избил руки и колена, отыскивая дверь… лучше пройти в дверь… — Мотив открытия «двери жизни» — один из основных мотивов метафорической символики Евангелия. Комментируя притчи о пастыре и овцах и о десяти мудрых девах в «Соединении и переводе четырех Евангелий», Толстой подчеркивал: «…для жизни людей есть выход, этот выход есть разумение Не рассуждать нужно о том, кто и как спасется, а нужно работать, биться, силою входить в двери Было время входить — не вошел, дверь затворилась» (ПСС. Т.24. С.483, 557). См. также раздел «Иисус — дверь жизни» в этом трактате (Там же. С.477-481). В работе «О жизни» (1886-1887) мироотношение, основанное на ложных представлениях о добродетели, сравнивается Толстым с «давкой обезумевшей толпы у дверей жизни» (Там же. Т.26. С.338). Объясняя неустанность своей проповеди идеи непротивления, в конце жизни Толстой писал: «…что же делать человеку, который видит, что толпа, давя, губя друг друга, валит и напирает на неразрушимую дверь, надеясь отворить ее наружу, когда он знает, что дверь отворяется только внутрь» (Там же. Т.37. С.54).
…борьба между стремлением к жизни животной и жизни разумной… сущность жизни каждого… — Подробнее см. об этом в трактатах «О жизни» и «Царство Божие внутри вас».
…это есть прелесть или гордость. — Духовная прелесть — грех, коренящийся не в недостатке веры, религиозности, церковности, а напротив -в ложном ощущении избытка личных духовных дарований.
…гегельянизм и его дети… — Гегельянство — философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи.
Спиритизм с его учеными последователями… — Спиритизм (медиумизм) получил широкое распространение в России с начала 1870-х гг. Его пропагандистами были Н.П.Вагнер, А.Н.Аксаков, А.М.Бутлеров.
Конфуцианство — древнекитайская философская школа, затем самое влиятельное философско-религиозное течение; основано Конфуцием.
Буддизм. — Шакьямуни, индийский принц Сиддхарта Гаутама (сер. 1-го тыс. до н.э.), получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветленного, основатель буддизма, одной из трех мировых религий наряду с христианством и исламом. Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность; в качестве центральной проблемы буддизм выдвигает проблему бытия личности; стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: страдание как факт, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. Личность Будды интересовала Толстого до конца жизни. Так, в частности, к концу 1885-1886 гг. относится его незавершенный замысел «Сиддарта, прозванный Буддой, то есть святым. Жизнь и учение его»; позднее — для «Круга чтения» (1904-1908) им пишется статья «Будда». Издательство «Посредник» выпускает в 1911 г. книгу П.А.Буланже «Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой». См. также: Шифман А.И. Лев Толстой и Восток. М., 1971. С.113-225.
Сократ (ок. 470 — 399 до н.э.) — древнегреческий философ. Выдержки из диалога Платона «Федон» о Сократе были включены Толстым в «Круг чтения» (1904-1908). Подробнее об отношении Толстого к Сократу см.: Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой: Художественно-этические искания. Л., 1981. С.32-34.
Стоики… основой истинной жизни. — Имеются в виду этические воззрения Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.
…бороться с мельницами… — мотив, восходящий к «Дон Кихоту» (1605-1615) Сервантеса.
Конфуций (551-479 до н.э.) — древнекитайский философ, основатель конфуцианства. Отрывок под строкой — из его книги «Великая наука». Ср.: «Великая наука, или мудрость жизни, состоит в том, чтобы раскрыть и поднять светлое начало разума, которое мы все получили с неба; она состоит в том, чтобы обновить людей, в том, чтобы научить людей свое высшее назначение полагать в совершенстве, иначе сказать, в высшем благе» (Буланже П.А. Жизнь и учение Конфуция. М., 1903. С.103).
Марк Аврелий Антонин (121-180) — римский философ-стоик, император. Отрывок под строкой — из пятой главы (( 21) его книги «Размышления». Ср.: «Из всего, что есть в мире, чти сильнейшее, а это то, что всем распоряжается и всем ведает. Точно так же из всего, что в тебе, чти сильнейшее — оно как раз единородное первому. Ибо и в тебе это то, что распоряжается другими, и твоя жизнь им управляется» (Марк Аврелий. Размышления. Пер. А.К.Гаврилова. М., 1985. С.27).
…Эпиктет… — Приводимого Толстым изречения в афоризмах Эпиктета не обнаружено.
…по догмату искупления… — Речь идет об искуплении Иисусом Христом вины рода человеческого, нарушившего первоначальный завет с Богом через грех прародителей..
…и целым рядом проповедей и притч показывает… отрекшись от призрака жизни… — См.: Евангелие от Матфея, 19: 17-21; от Марка, 10: 17-18, 25-27; от Луки, 12: 15-21, 33, 14: 15-24, 16: 14-31 и др.
Соломон. (евр. — мирный, благодатный) — третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965 — 928 до н.э.), изображенный в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времен. Ему приписывается авторство книг Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней.
Можно, по выражению Паскаля… к которой мы все бежим… — Паскаль Блез (1623-1662) — французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Толстой вспоминает следующее суждение Паскаля: «Мы беспечно устремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим». (Франсуа Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. пер. Э.Линецкой. М., 1974. С.150)
…жизнь… есть насмешка… — Перефразировка заключительных строк стихотворения М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…» (1840):
И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
Ср. в письме Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г.: «…первое испытанное мною чувство, когда я вступал в старость, было недоумение, потом ужас, тяжелое чувство отчаяния и в том, что бойкая фраза поэта не есть фраза, а что действительно жизнь есть пустая и глупая шутка, которую кто-то подшутил над нами» (ПСС. Т.62. С.227). Ср. в письме к А.А.Фету от 10-15 октября 1880 г.: «Как же мне не любить, не верить и не следовать тому свету, при котором то, вследствие чего весь мир живых людей является не какой-то злой шуткой кого-то, а той средой, в которой осуществляется вместе и разумение, и высшее благо. Такой свет мне дает Евангелие» (Там же. Т.63. С.29). Мотив уподобления жизни глупой шутке, разыгранной чужою волей, присутствует уже в черновой разработке монолога Андрея Болконского в канун Бородинского сражения в «Войне и мире» (1863-1869): «Глупо, когда не понимаешь, мерзко, когда понимаешь всю эту шутку» (Там же. Т.14. С.105).
…Прежде всего покайтесь… одумайтесь… — См.: Евангелие от Матфея, 3: 2, 8, 10.
…»одумайтесь, а то все погибнете». — См.: Евангелие от Марка, 1: 15.
…сгоревшие в бердичевском цирке… — Пожар бердичевского цирка произошел 1 января 1883 г., в огне погибло около 300 человек (см.: Голос. 1883. No 6).
…погибшие на кукуевской насыпи… — 30 июня 1882 г. на Московско-Курской железной дороге близ деревни Кукуевка произошла катастрофа: в ночь на 30-е — страшный ливень размыл железнодорожную насыпь. Погибло 50 человек (см.: Московские вед. 1882. No 208).
Притча о девах… Страшный суд… — См.: Евангелие от Матфея, 24: 30, 25: 1-13; Откровение Иоанна Богослова, 12: 7-11, 17: 14, 19: 19-21, 20: 1-3.
…говорится о Ионе во чреве китовом… — См.: Евангелие от Матфея, 12: 39-42, 16: 4; от Луки, 11: 29-32. Иона — пятый из двенадцати малых пророков, посланный в Ниневию (столицу Ассирийского царства) проповедовать смирение и покаяние. Но от этого посланничества Иона хотел бежать. Во время бури, изобличенный мореходами и выброшенный в море, был проглочен китом. Пробыв во чреве китовом три дня и три ночи, был извержен китом на берег и отправился в Ниневию. Проповедь Ионы имела полный успех (см.: Книга пророка Ионы, 1-4).
…о восстановлении храма… — См.: Евангелие от Марка, 14: 58; от Иоанна, 2: 19-21.
Тиле Корнелий Петр (1830-?) — нидерландский богослов, профессор Лейденского университета.
Макс Мюллер (1823-1900) — санскритолог и историк религий. С