его книгой «Исследование истории рилигий» («Essai sur l’histoire des religions»), вышедшей в Париже в 1872 г., Толстой знакомится в 1875 г.
…апокрифического Даниила… — Даниил — ветхозаветный пророк. Подлинность Книги пророка Даниила неоднократно подвергалась сомнению.
…Я есмь путь, жизнь и истина… — См.: Евангелие от Иоанна, 14: 6.
…я огонь низвел на землю… пока не спасутся люди. — См.: Евангелие от Луки, 12: 49-50.
…притчи: о женщине, нашедшей полушку… о блудном сыне. — См.: Евангелие от Луки, 14: 12, 16, 15: 11-32; от Иоанна, 10: 11-18.
…в исполнении воли Бога, как понимал это Авраам… — Авраам -ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа. Трагическая кульминация пути Авраама как «друга Божьего» — испытание его веры: по требованию Бога он должен принести в жертву своего сына Исаака, единственную надежду на продолжение рода. Авраам повинуется, и в последний момент ангел останавливает жертвоприношение.
Нашелся человек христианин, который сказал credo, quia absurdum… -Имеется в виду Тертулиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 220) -христианский богослов и писатель.
…в теозофическом учении… — Теософическое учение — мистическое богопознание; в отличии от теологии (системы знаний о Божестве, основанной на откровении и догматах), теософия опирается на непосредственные данные мистического восприятия, которому придается форма законченной и связной системы.
…чьи дела были злы… — См.: Евангелие от Иоанна, 3: 19, 20.
…отвечали себе словами Пилата: что есть истина? — См.: Евангелие от Иоанна, 18: 38. Пилат Понтий (или Понтийский) — римский прокуратор в Иудее в 26-36 гг., давший согласие на казнь Иисуса Христа.
Эти слова… иронию над одним римлянином… — Имеется в виду Сократ и его предсмертное обращение к своим обвинителям. См. извлечение из «Апологии Сократа» Платона в «Круге чтения» (1904-1908) Толстого: «…меня, присужденного вами, постигнет смерть; вас же, присудивших меня, постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина» (ППС. Т.41. С.349). Извлечение из Платона Толстой предваряет следующим суждением: «С Сократом случилось то же, что потом случилось с Христом и с большинством пророков и учителей человечества. Сократ указывал людям открывшийся ему в его сознании разумный путь жизни и, указывая этот путь, не мог не отрицать тех ложных учений, на которых основывалась общественная жизнь того времени. И большинство афинян , чтобы избавиться от обличителя и разрушителя установленного порядка, предало Сократа суду, который должен был кончиться смертью приговоренного» (Там же. С.348).
Учение о жизни… оно единое на потребу… — См.: Евангелие от Луки, 10: 41-42. См. также статью Толстого «Единое на потребу» (1905).
…подпал тому же искушению… в силе духа, вернулся в Галилею… -См.: Евангелие от Матфея, 4: 1-11; от Луки, 4: 1-13.
Все самые тяжелые минуты моей жизни… в которых я живу теперь… -См. «Исповедь».
…Молоху… — Молох — почитавшееся в Палестине, Финикии и Карфагене божество, которому приносились человеческие жертвы; наименование самого ритуала жертвоприношения.
…кто хочет следовать мне… жизнь вечную. — См.: Евангелие от Матфея, 10: 34-42.
…возьми крест и иди за мной… — См.: Евангелие от Матфея, 10: 38, 16: 24; от Марка, 8: 34, 10: 21; от Луки, 9: 23, 14: 27.
Турки жарят их… разрывают внутренности. — Имеется в виду русско-турецкая война 1877-1878 гг.
…не замучили бы в Севастопое и Плевне. — (?).
…Христос призывает людей к ключу воды… воды живой… — См.: Евангелие от Иоанна, 4: 10-15, 7: 37-39. Ср. Откровение Иоанна Богослова, 7: 16-17, 21: 6, 22: 17.
Французы вооружаются… в 70-м году… — 19 июля 1870 г. Франция объявила войну Пруссии. Война кончилась поражением Франции, которая по Франкфуртскому миру, заключенному 19 мая 1871 г., должна была уступить Пруссии Эльзас — Лотарингию и уплатить 5 миллионов франков контрибуции.
…как того расслабленного, который не жил 38 лет, а дожидался ангела у купели. — См.: Евангелие от Матфея, 8: 6, 9: 2, 6; от Марка, 2: 3-5, 9, 10; от Луки, 5: 18, 24.
Сын человеческий… в выкуп за многих. — См.: Евангелие от Матфея, 20: 28; от Марка, 10: 45.
Учение Христа о труде… и пятью хлебами. — См.: Евангелие от Матфея, 15: 33-36, 16: 5-12; от Марка, 6: 37-44; от Луки, 24: 30-31; от Иоанна, 6: 5, 7, 21: 5-13.
…как научил их Христос на берегу моря. — Имеется в виду Нагорная проповедь, произнесенная Христом недалеко от озера Галилейского, которое называли морем.
…тропари… — Тропарь — один из видов церковного песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого.
…в катехизисе Петра Могилы… — Петр Могила (1596-1647) — Киевский митрополит и духовный писатель; его катехизис для православных христиан был издан в 1662 г., после смерти автора.
…в катехизисах Платона… — Речь идет о Платоне (П.Левшин, 1737-1812) — митрополите Московском, проповеднике и православном писателе. В его катехизисе о войне и смертной казни говорится: «Судии, кои повинного предают на смерть, так же и воины, которые, защищая отечество, убивают неприятелей, заповеди сия преступниками называться не могут. Ибо через то они самому Богу и правосудию его по званию своему служат» (Платон, митрополит. Православное учение, или Сокращенная христианская богословия. М., 1819. С.190).
…в катехизисе Белякова… — Имеется в виду И.Беляков. Сведений о нем обнаружить не удалось.
Филарет (В.М.Дроздов, 1783-1867) — митрополит Московский, автор труда «Пространный христианский катехизис православной Восточной церкви», служившего учебником Закона Божия во всех школах.
…тех детей, которых Христос… единого из малых сих. — См.: Евангелие от Матфея, 18: 2-6; от Марка, 9: 36-37, 42, 10: 13-16; от Луки, 9: 47-48, 17: 2, 18: 15-17.
«Горе вам… клевета на Святой Дух» — См.: Евангелие от Матфея, 23: 13-39.
Люди эти, садящиеся, по выражению Христа, на седалище Моисея… — См.: Евангелие от Матфея, 23: 2.
…с проповеди Павла… метафизически-каббалистическую теорию… -Каббала (др.-евр., буквально — предание) — мистическое течение в иудаизме.
…исповедуют даже глухой исповедью… — Речь идет о предсмертной исповеди, когда исповедуют умирающего человека, который не в состоянии исповедываться.
…запрещая переводы Библии… — Первый русский перевод Библии был подготовлен Библейским обществом под покровительством Александра I и министра народного просвещения и духовных дел князя А.Н.Голицына в конце 1810-х — начале 1820-х гг. Это предприятие встретило сильную оппозицию, которая полагала, что простой народ не должен читать Библию на понятном ему языке, так как из этого произойдут ереси и расколы. Оппозиция победила: в 1824 г. отпечатанный тираж русского «Пятокнижия» был сожжен в печах кирпичного завода Александро-Невской Лавры. Россия получила Библию на современном русском языке только после великих реформ Александра II, в 1876 г.
…через так называемых сектантов… — Сектанты — последователи религиозных учений, отличных от принятого церковью.
Люди плыли… а кормщик правил. — См.: Деяния, 27: 11; Послание Иакова, 3: 4; Откровение Иоанна Богослова, 18: 17.
Иудей жил… строил храм… — Имеется в виду храм Соломона, который в течении семи лет строили десятки тысяч людей (см.: Третья Книга Царств, 5: 3, 6).
Спенсер. — Имеется в виду Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма.
Свет светит, и тьма не обнимает его. — См.: Евангелие от Иоанна, 1: 5.
…что высоко перед людьми… блаженны нищие и униженные. — См.: Евангелие от Матфея, 5: 2-19.
…Бог сотворил вначале человека… так чтобы два были одно… — См.: Евангелие от Матфея, 19: 4-6; от Марка, 10: 8.
…все, что сверх простого утверждения или отрицания… есть зло. -См.: Евангелие от Матфея, 5: 37.
…знание истины есть талант… — См.: Евангелие от Матфея, 25: 15-29. См. примечание Толстого к притче о наследстве (талантах) в «Соединении и переводе четырех Евангелий» (ПСС. Т.24. С.323-327).
Я верю… должен передать истину. — См. примечание о пророке Ионе. (?)
…когда возвысите сына человеческого, все привлечетесь ко мне… -См.: Евангелие от Иоанна, 12: 32.
Миклухо-Маклай поселился… делала добро. — Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846-1898) — путешественник и естествоиспытатель. Толстой имеет в виду его пребывание в Новой Гвинее: высадившись в 1871 г. со слугой-шведом и одним полинезийцем, Миклухо-Маклай прожил там до 1872 г.; в 1876 г. он возвратился в Новую Гвинею и оставался там до 1878 г., занимаясь, кроме исследовательской работы, лечением туземцев-папуасов, сумев устранить их первоначальное недоверие и враждебность (письмо Толстого к Миклухо-Маклаю от 25 сент. 1886 г. и ответ последнего см.: ПСС. Т.63. С.378-381).
Г.Галаган
В записных книжках за февраль-март 1901 г. Толстой стал все чаще записывать свои мысли о религии, а также делать выписки из книг и ссылки на источники, служащие ему необходимым материалом для работы над статьей. В дневнике 11 февраля записано: «Читаю книгу Чичерина: Наука и религия. Точка зрения верна, но самоуверенность, туманность выражения, предвзятые мысли, -и оттого легкомысленно и незначительно». В дневнике и в записной книжке за февраль-март 1901 г. находится ряд выписок из Вовенарга, Бейля, Констана, касающихся определения религии, впоследствии включенных во вторую главу окончательного текста статьи. Там же записаны отдельные мысли о религии Кольриджа, Прудона, Руссо, Свифта и др. Статья была закончена в начале января 1902 г.
«Определение святейшего синода» об отлучении Толстого от церкви появилось в «Церковных ведомостях» 24 февраля 1901 г., а на другой день почти все газеты вышли с полным текстом этого определения на первых полосах. «Святейший синод» рассчитывал, что удастся подорвать авторитет Толстого, унизить его и тем ослабить его мощное воздействие на умы современников, особенно простых русских людей. Впрочем, отлучение было проведено с некоторой робостью и неуверенностью: торжественное анафемствование Толстого не провозглашалось с амвонов православных церквей ни в 1901 г, ни позднее. Прежде всего потому, что личная анафема, т.е. упоминание имен грешников, была отменена в России задолго до 1901 г. Кроме того, с редактированием и публикацией текста отлучения церковники намеренно медлили и пропустили тот день (единственный в году), когда полагалось возглашать анафему. Свой ответ синоду Толстой начал спустя месяц после публикации отлучения побуждаемый «увещательными» письмами. В своем ответе он еще раз подтвердил свои взгляды на религию и официальную церковь.
Чертков Владимир Григорьевич (1854-1936) — друг и единомышленник Толстого, издатель его сочинений, организатор издательства «Посредник»(1884-1935), издавал вместе с П.И.Бирюковым газету «Свободное слово»(Лондон, 1901-1905), сб. «Листки «Свободного слова»(1892-1902), редактор полн. собр. соч. Л.Н.Толстого в 90 тт.