Житие и страдание мученика Юстина Философа. Лев Николаевич Толстой
(1874—1875 гг.)
Юстин мученик родился в стране Сирской Палестинской, в округе Самарии, в городе по старому прозванию Сихем, по новому Неаполис Флависский. Родитель его был рода хорошего и славного и по вере Эллин и сам он, прежде чем ему просветиться верою, был идолопоклонник. —
Он смолоду был отдан в книжное учение и, будучи остр разумом, скоро понял элинскую (пре)мудрость. Навыкнув красноречию, возжелал он философии и сперва отдался в учение философу из стоиков, чтобы узнать их мудрование. Но как было в нем большое желание познать Бога, то пожимши у стоическ[аго] фил[ософа] немного времени и о Боге ничего не узнавши (для того что стоик Бога не знал и знание за ненужное почитал), перешел он к другому учителю, тоже из философов, по прозванию перипатетиков, к человеку по своему премудрому.
Учитель на первых же днях стал с Юстином уговариваться об цене, чтоб не даром учить. Увидевши его жадность, Юстинъ презрел его, как лихоимца, не стоящего и звания философа, и отстал от стоиков и перип[атетиковъ]; но крепко желая прямого любомудрия, чтоб через него познать Бога, обратился он к иному славному учителю из Пифагоровых мудрецов. Тотъ велел Юстину учиться первым делом Звездочетству, Аритм[етике], Землем[ерию], Музыке и иным учениям, потому что де эти учения самые надобные в жизни. Но Юстин увидал, что в учениях тех много лет провести надо, а душе от них пользы не будет, для того, что ничего он такого от учителя не слыхал, чтобы удоволило[?] его сердечное желание, а желание его любовью к Богу со дня на день больше распалялось, и потом он оставил и того учителя и поступил к одному из Платоников, об коих тогда великая шла слава и большой им был почет, поступил для того, что Платоническая философия обещала показать ему бестелесные вещи с подобия телесных и небесные по образу земных и научить его знание Бога по разумению идей. Платоническая философия к тому и вела, чтобы от идей восходить до познания Бога. Юстин избрал этого, надеючись постигнуть Божест(венную) мудрость, чтоб знать Бога и исполниться его благодати. — И пробыл он у этого учителя довольное время и вскоре выучился платон[ическим] правилам и сделался в Греках фил[ософом] совершен[ным] и славным.
Но не мог достигнуть праваго Богопознания, потому что греч[еская] фил[ософия] Бога не как Бога славила, а изменяла славу нетленнаго Бога в подобие тленного человека, и птиц, и четвероногих, и гадов. Однако Ю[стин] утешался духом, упражняючись в Богомыслии, поучаясь в Боговедении, насколько мог (того) достигать его непросвещенный ум.
Однова прохаживаясь один (одиношенек) в отдаленном месте (за городом), у моря, разсуждая философия мудрования, увидал он незнамаго, почтеннаго и сединами украшеннаго стараго человека. И это[тъ] старец, заметив, что он пристально глядит на н[его] сказал: «Или ты меня знаешь, что так пристально глядишь?» Юстин отвечал: «Знать не знаю, а дивлюсь, что вижу тебя на этом пустом месте, где никого не чаял видеть».
Старец сказал: «Родные мои отошли в ту сторону, жду их назад и вышел навстречу, чтобы издали увидать их. А ты чего здесь делаешь?» Юстин отвечал: «Люблю прохаживаться- в уединении, чтоб без помешки поучаться умом философии». Старец спросил: «Какая тебе польза от философии?» Юстин отвечал: «Что же больше философии на пользу?»